Технология проблемного обучения. Урок по теме: « Соли аммония» 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Сердюкова Людмила

Технология проблемного обучения. Урок по теме: « Соли аммония» Класс:9    

 Цели  урока.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Обучающие- сформировать знания о составе, строении, получении, физических и химических свойствах солей аммония. Сопоставить соли аммония с солями щелочных металлов (сходство: ионная кристаллическая решетка, хорошая растворимость; различия-соли аммония термически неустойчивы). Сформулировать умение распознавать соли аммония. Охарактеризовать области применения аммиака и солей аммония.

Развивающие -развивать умения и навыки решать задачи по химии, способности к анализу и абстрактному мышлению, расширять кругозор учащихся, их творческие способности, развивать умения работы с дополнительной литературой.

Воспитательные -воспитывать личности с высоким уровнем культуры, формировать потребность в познавательной деятельности. Метод урока: беседа. Оборудование и реактивы. Штатив для пробирок, пробирки, стеклянная палочка, водный раствор аммиака, нашатырный спирт, соли аммония, спирт, лакмусовая бумага, коническая колба, фарфоровый тигель. Реактив на аммиак для определения качества мяса ( К 5 % р-р азотнокислой ртути по каплям прибавляют 5% р-р иодида калия. К образовавшемуся осадку прибавляют иодид калия до полного растворения. Полученный раствор наполовину разбавляют 20% р-ром едкого натра).  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Девиз урока: «Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_soli_ammoniya.9_klass_doc.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

 Технология проблемного обучения. Урок по теме: « Соли аммония»   9 класс

 Цели урока.

 Обучающие- сформировать знания о составе, строении, получении, физических и  химических свойствах солей аммония.  Сопоставить соли аммония с солями щелочных металлов (сходство: ионная кристаллическая решетка, хорошая растворимость; различия-соли аммония термически неустойчивы). Сформулировать умение распознавать соли аммония. Охарактеризовать области применения аммиака и солей аммония.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Развивающие -развивать умения и навыки решать задачи по химии, способности к анализу и абстрактному мышлению, расширять кругозор учащихся, их творческие способности, развивать умения работы с дополнительной литературой.                                                                        

Воспитательные -воспитывать личности с высоким уровнем культуры, формировать потребность в познавательной деятельности.

 Метод урока: беседа.

Оборудование и реактивы. Штатив для пробирок, пробирки, стеклянная палочка,  водный раствор аммиака, нашатырный спирт, соли аммония, спирт,  лакмусовая бумага, коническая колба, фарфоровый тигель.  Реактив  на аммиак для определения качества мяса ( к 5 % р-р   азотнокислой  ртути по каплям прибавляют   5% р-р иодида калия. К образовавшемуся осадку прибавляют иодид калия  до полного растворения. Полученный раствор наполовину разбавляют  20%  р-ром  едкого  натра).

Девиз урока: «Настоящий ученик  учится открывать неизвестное с помощью известного».

План  урока.

1.Организационный момент (постановка цели урока).

2. Актуализация опорных знаний: а) индивидуальная работа по карточкам;                                                                                 б) фронтальная работа с классом.                                                                                                                                  

3.Изучение  нового материала (работа с опорными схемами)  по плану:  

1) Номенклатура, состав, строение.                                                                              

2) Физические свойства солей аммония                                                    

3) Получение солей аммония                                                      

4) Химические свойства (качественная реакция)                                      

5) Применение аммиака и солей  аммония.

4.Закрепление нового материала.                                                                        

5.Домашнее задание.  

 6. Итоги урока. Рефлексия.

 Ход урока                                                                                                                                               1. Организационный момент (постановка цели урока).                                                                                                                                            

Учитель. Девизом нашего урока  являются слова немецкого поэта И.В. Гете: «Настоящий ученик  учится открывать неизвестное с помощью известного».              

И сегодня на уроке мы будем учиться наблюдать и делать выводы. Это умение необходимо в жизни каждому человеку.  Для нас  наблюдать - это не просто замечать , ведь наблюдение-первый этап человеческого познания. Например, ученые, приступая к исследованиям,   сначала проводят наблюдения. Поэтому постарайтесь сегодня на уроке хотя бы мысленно, а иногда и вслух начинать свой ответ со слов: «А вот я заметил…»    

 2. Актуализация опорных знаний: а) индивидуальная работа по карточкам;  

  б) фронтальная работа с классом.                                                                                

3. Изучение  нового материала (работа с опорными схемами)  по плану.                                                                                    Рассмотрим еще раз  реакцию взаимодействия аммиака с кислотами (№1 ученик-              с соляной кислотой; № 2 ученик – с серной кислотой; № 3 ученик – с фосфорной кислотой). Записываем  уравнения и делаем выводы:                                                                                                                              - Атом азота в молекуле аммиака связан тремя ковалентными связями с атомами  водорода и сохраняет при этом одну  неподеленную  пару :NH3                                                     

  -Выступая в качестве донора  электронной пары, атом азота может участвовать в образовании по донорно-акцепторному механизму четвертой ковалентной связи с другими атомами или ионами, обладающими электронно-акцепторными свойствами.                                                                                                                                                 – В  результате взаимодействия аммиака с кислотами, а именно с ионом водорода,  образуется ион  аммония  :NH3     +   +H   =NH4  +

Таким образом,  соли аммония - твердые вещества с ионной кристаллической  решеткой, в узлах которой находятся ионы аммония и ионы кислотного остатка.                                                                       В   реакции  получения солей  аммония  аммиак служит  акцептором протона и, следовательно, с  точки зрения протонной  теории  кислот и  оснований  проявляет свойства основания.  

 №1 ученик NН3+  НСl =NН4СL                

№2 ученик NН3+ Н24= NН4НS О4

№3 ученик NН33РО4=  NН4Н2РО4                                                                                                                                                                             Образующиеся  соли аммония  являются примером комплексных соединений.                 Номенклатура (название) солей определяется   следующим образом:                                                  а) средние соли  (название кислотного остатка, затем наименование металла в родительном падеже)                                                                                                                                                                                                                

Например,  в  реакции №1     NH4СI - средняя соль, хлорид аммония

б) кислые соли,  образующиеся   с многоосновными кислотами  (к названию кислотного остатка прибавляют приставку «гидро-«, «дигидро-«, указывающую на наличие в молекуле соли незамещенных ионов водорода

в    реакции №2       N Н4HSO4        кислая соль,   гидросульфат аммония                                                                    в  реакции    №3      NH4H2PO4                   кислая соль,   дигидрофосфат аммония

Физические  свойства солей аммония.

Соли аммония - твердые вещества,  хорошо растворимые в воде, большинство бесцветны.

Химические свойства солей аммония.

1.Подобно солям щелочных металлов,  являются сильными электролитами.                         NH4СI =NH4+ + C l-  

2.По аниону (кислотному остатку) они проявляют все свойства солей.

А) с  другим солями ученик №1 проводит реакцию.

     NH4Сl+АgNO3=NH4NO3+  АgCl

Аg+  +  C l-  =  АgCl

Б) с кислотами ученик №2 проводит реакцию.

NH4HCO3 + НСl = NH4Сl+ CO2 + Н2O

CO3 2 -+  2Н + =  CO2 + Н2O

3. Взаимодействие со щелочью, при осторожном нагревании  (качественная реакция на соли аммония). Ученик №3 проводит  опыт (проинструктированный  предварительно).                                                                                             В пробирку наливаем 2 мл р-ра соли хлорида аммония  и добавляем 2 мл гидроксида натрия.  Осторожно нагреваем.  К отверстию пробирки подносим смоченную индикаторную бумагу.                                                                                                                        NH4С l+ Nа OН=   NН3 + Н2О+ NаСl      

  NH4++  OН-  =   NН3 + Н2О                                                                                                                                

Это качественная реакция на соли аммония.

Образующийся аммиак определяется как по запаху, так и по посинению универсальной лакмусовой бумаги.

4.Соли аммония термически неустойчивы. При нагревании разлагаются (обратимо, если анион не является окислителем)                                                                                                                                                                                                                                                    Например, при нагревании  хлорид аммония как бы возгоняется-разлагается на аммиак и хлороводород,  которые на холодных частях сосуда вновь соединяются в хлорид аммония.

NH4СL  =   NН3  +  Н2О

Соли  аммония, анион  которых проявляет более резко выраженные окислительные свойства, распадаются необратимо: протекает окислительно-восстановительная реакция, в ходе которой ион аммония окисляется, а анион восстанавливается.

Ученик № 4 под руководством учителя  проводит  опыт (проинструктированный  предварительно).  

Лабораторный опыт: »Вулкан на столе».                                                                                          

В горло конической колбы вставляем  тигель. Колбу  покрываем пластилином, придав ей форму горы.  Под колбу – большой лист бумаги для сбора оксида хрома (3). В тигель насыпаем дихромат аммония,  центр  холмика  смочили предварительно спиртом.  Зажигаем «вулкан» горящей лучиной.

(NH4)2Сr2O7=   N2  +  Cr2O3 +  4Н2О

NH4NO3  =  N2O  + 2 H2O  (  N2O –газ нервно-паралитического, наркотического действия)

Применение солей аммония                                                                                                                                                            

Учитель (задает проблемный вопрос). Почему азота в природе много (он входит в состав атмосферы), а растения часто дают плохой урожай из-за азотного голодания.                                             Ученик. Растения не могут усваивать молекулярный азот   из  воздуха. Это проблема связанного азота. При недостатке азота задерживается образование хлорофилла, поэтому растения имеют бледно-зеленую окраску, как следствие, задерживается рост и развитие растения. Азот- жизненно важный элемент.                                                                                                                                                 Учитель. Прослушаем сообщения о применении солей аммония.                                                                                                                                                                     

Сообщение учащегося №1:                                                                                                                                                                  1.  Аммиак и соли аммония находят широкое применение.                                                                                                                Большая часть аммиака и солей аммония (сульфат аммония, нитрат аммония, гидрофосфат аммония)  идет на производство азотной кислоты и азотных удобрений.  Одним из главных преимуществ таких удобрений является повышенное содержание в них азота.                                                                                                                                                      2.Кроме того нитрат аммония  применяется для взрывных работ.                                                                                                             3.Хлорид аммония (нашатырь) - при лужении и пайке, так как он способствует удалению с поверхности металла    оксидной пленки, а также в красильном деле.                                                                                                                                        

Учитель дополняет.                                                                                                                                                                                      

Снимая урожаи, человек ежегодно уносит вместе с ними огромные количества связанного азота. Эту убыль он покрывает внесением не только органических, но и минеральных удобрений. Азотные удобрения вносят под все культуры. Азот усваивается в виде катиона аммония NH4   и нитрат-аниона   -NO3

Закрепление.  Лабораторное исследование качества мяса  на присутствие аммиака учащимися, предварительно подготовленными учителем.                            

Для определения аммиака в пробирку положили 3 кусочка мяса величиной с  полгорошины, прилили 2 мл дистиллированной воды и стеклянной палочкой хорошо перемешали мясо. Содержимое пробирки профильтровали. Для анализа взяли 10 капель   мясного фильтрата,  к  которому прибавили 10капель реактива на аммиак. Запах  аммиака не ощущался и образование кирпично-красного осадка не наблюдалось.  (В  случае  присутствия аммиака выделяется кирпично-красный осадок. Этим   доказывается, что мясо начинает загнивать.)                                                                                                              

Ученик делает вывод:  «Лабораторный анализ   качества  образца  мяса, а именно на присутствие  аммиака показал, что  мясо  доброкачественное».

Домашнее задание.  П 32; задания  2,4.

Итоги урока. Учитель:  «Я и мои помощники внимательно наблюдали за вашей работой и сейчас постараемся максимально   объективно выставить оценки.  Однако главные оценки вам поставит жизнь.  Оценки за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на  сегодня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока с применением технологии проблемного обучения. Урок-дискуссия по теме: "To watch or not to watch TV". (9 класс)

Цель урока: развитие интеллектуальных способностей учащихся при помощи выполнения заданий проблемного типа.Задачи урока: 1) развивать навыки неподготовленной устной речи2) совершенствовать н...

ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ДЕЕПРИЧАСТИЕ", 10 класс

Учитель представляет  авторскую  методическую разработку по теме "Деепричастие" для проведения урока с использованием технологии внутренней уровневой дифференции в  физико- математическ...

Конспект урока по теме "Соли аммония"

Конспект урока по теме "Соли аммония"...

Конспект урока по теме "Соли аммония"

Конспект содержит материал урока с проблемным вопросом...

Конспект урока по теме: "Соли аммония"

В конспекте урока "Соли аммония" приведена основная информация по получению солей аммония, их химическим свойствам и применению...

Разработка урока по теме "Соли аммония" 9 класс

Разработка урока с использованием ЭОР...

Урок по теме "Соли" 8 класс

тема урока: «Соли»3. Изучение нового.Давайте посмотрим, что же объединяет все эти соединения?-Это сложные вещества.-Содержат металлы и кислотные остатки.- Значит, соли - это сложные вещест...