Авторская дополнительная образовательная программа
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

В программу включён теоретический материал расширяющий и углубляющий программу общеобразовательной школы. Предусматривается расширение экспериментальных и расчётных звдач, открывается возможность показать связь теории и практики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторская дополнительная образовательная программа

 "За страницами школьного учебника"

                                                                      Учитель химии

                                                              высшей квалификационной категории

                                                                 МБОУ «СШ№40» г. Нижневартовска

                                                                            Труш Татьяна Викторовна

     Направленность ДО-программы

  • Программа направлена на приобретение учащимися дополнительных знаний по курсу
  • химии 9 класса, а именно, – она рассчитана на расширение и углубление знаний по наиболее важным и сложным для учащихся тем.

Цели:

Программа рассчитана на:

  • развитие интеллектуальных способностей учащихся
  • повышение интереса учащихся к предмету
  • профориентирование учащихся
  • помощь учащимся в подготовке к ГИА и ЕГЭ

Задачи

  • Развивать познавательные и аналитические способности у учащихся
  • Закреплять и совершенствовать общеучебные ЗУН
  • Формировать и развивать стремление личности к самообразованию и саморазвитию
  • Развивать умения и навыки в работе с информационными источниками
  • Совершенствовать умения и навыки в работе с КТ
  • Развивать умение оформлять проекты, делать презентации
  • Совершенствовать:
  • ЗУН по проведению теоретических и практических исследований
  • ЗУН по решению типовых и нестандартных задач по химии
  • практические умения и навыки по проведению химического эксперимента

Отличительные особенности данной ДО– программы: Программа предоставляет возможность значительно расширить границы программы по химии для учащихся общеобразовательных школ.

Возраст детей: 9 классы.

Форма занятий: Уроки, практические занятия, экскурсии.

Ожидаемые результаты: Написание рефератов, создание проектов, презентаций.

Формы подведения итогов: Участие в различных конкурсах и семинарах, олимпиадах (школьных, окружных, городских).

Содержание дополнительной образовательной программы

Химия – 9 класс

В программу дополнительного образования включен теоретический материал, расширяющий и углубляющий программу общеобразовательной школы по химии. Предусматривается решение экспериментальных и расчетных задач, выполнение практических работ базового, профильного и повышенного уровня сложности; посещение музеев нашей Столицы.

При изучении большинства тем открывается дополнительная возможность показать связь теории с практикой нашей жизни.

Вызывают особый интерес у учащихся в ДО-программе такие темы как: “История открытия периодического закона”, “Страницы из жизни Д.И. Менделеева”, “Величайшие открытия в области естествознания”, “Уран: прошлое, настоящее, будущее”, “Химия пищи”, “Лекарства”, “21 век – век полимеров”.

Хорошим дополнением к общеобразовательной программе по химии для 9 классов является изучение таких тем, как “Строение электронных оболочек f-элементов” (Строение атома), “Константа диссоциации. Закон разбавления”, “Ионное произведение воды. Водородный показатель” (ТЭД), “Металлы древности”, “Металлы жизни”, “Радиоактивные металлы”, “Тяжелые металлы”, “Трансурановые элементы” ( Металлы), “Фтор и его соединения”, “Кислородные соединения хлора”, “Селен”, “Современные материалы на основе кремния”( Неметаллы), “Химия пищи”, “Нуклеиновые кислоты”, “Лекарства”, “21 век – век полимеров” (Органическая химия) и др.

Методическое обеспечение ДО программы

Форма занятий: Урок, практические занятия, экскурсии

Приемы организации УВП

  • Словесные (лекции, семинары, беседы)
  • Наглядные (демонстрации объектов, процессов)
  • Практические (упражнения, практические работы, демонстрации опытов)

Методы организации УВП

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Метод проблемного изложения
  • Методы научных исследований

Дидактический материал

  • Учебники, пособия, справочники
  • Тематические слайды
  • Аудиовидеофильмы, – фрагменты
  • Тренажеры для выполнения упражнений
  • Образцы творческих работ учащихся
  • Коллекции
  • Дополнительная литература (библиотека, кабинет химии; Интернет)

Техническое оснащение занятий

  • Компьютер, сканер, принтер, мультимедийный проектор, оверхедпроектор видеодвойка, интерактивная доска
  • Internet
  • Химическая лаборатория
  • Аудиовидеотека
  • К-дискотека

                        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
программы по дополнительному образованию
“За страницами школьного учебника”. Химия. 9 класс

Темы занятий

Число часов 62

1

История открытия периодического закона

1

2

Страницы из жизни Д.И. Менделеева

1

3

Атом – сложная частица
Великие открытия в естествознании на рубеже 19–20 веков (открытия Д. Томсона, В. Рентгена, А. Беккереля)

1

4

Значение работ Э. Резерфорда и его последователей для создания теории строения атома М. Кюри-Склодовская и П. Кюри. Их научный и жизненный подвиг.

1

5

Состав атомных ядер. Изотопы. Их использование в науке, медицине, технике, промышленности, археологии, сельском хозяйстве

1

6

Тайна Великого Закона (Периодического). Работы Н. Бора

1

7

Состояние электронов в атоме.
Строение электронных оболочек s- и p-элементов

1

8

Строение электронных оболочек d- и f-элементов

1

9

Предсказательная функция периодического закона и периодической системы

1

10–11

Тайны строения и свойств веществ

2

12

Вклад С. А. Аррениуса, Д. И. Менделеева, И. А. Каблукова, В.А.Кистяковского в создание и развитие теории электролитической диссоциации

1

13

Степень диссоциации. Понятие о константе диссоциации. Закон разбавления

1

14

Ионное произведение воды. Водородный показатель

1

15–16

Свойства электролитов – свойства ионов. Реакции, идущие с участием

электролитов. Гидролиз солей

2

17

Окислительно-восстановительные реакции

1

18

Практикум по теме “ТЭД”

1

19–20

Металлы древности. Медь и ее сплавы. Медный век. Бронзовый век. Благородные металлы – “царь металлов” (золото), “лунный металл” (серебро). Жидкий металл (ртуть). “Небесный металл” (железо). Железный век.

2

21

Самые активные металлы – щелочные и щелочноземельные

1

22

“Крылатые металлы” и их сплавы

1

23

Гальванические элементы. Гальванопластика. Гальваностегия.

1

24

Коррозия металлов и сплавов. Виды коррозии. Защита от коррозии

1

25–27

Промышленные способы получения металлов.
Электролиз растворов и расплавов солей и щелочей. История черной металлургии. Порошковая металлургия.
Лунная металлургия

3

28

Решение расчетных задач по теме “Металлы”

1

29

“Металлы жизни”

1

30

Тугоплавкие металлы. Тяжелые металлы

1

31

Радиоактивные металлы. Уран: прошлое, настоящее и будущее.

1

32

Первый искусственный – технеций. Трансурановые элементы

1

33–34

Практикум по теме “Металлы”

2

35–36

Неметаллы. Фтор – “все разрушающий”. Соединения фтора.
Хлор. Кислородные соединения хлора.
Хлорная известь и ее примечательные свойства. Бром и бромиды. Йод и йодиды
Почему люди без йода глупеют или болеют?

2

37

Аллотропия кислорода. Кислород. Озон. Проблема озоновых дыр

1

38–39

Сера и ее соединения. Производство серной кислоты: выбор оптимальных условий для осуществления химических процессов данного производства; научные принципы производства. Решение задач производственного характера

2

40–41

Азот – “безжизненный” ли он? Важнейшие соединения азота.
Влияние недостатка азота на рост и развитие растений. Два пути фиксации атмосферного азота. Решение задач производственного характера.
Что такое “царская водка” и где она используется?
“Дымный порох” – опасная смесь. Почему его называют “черным порохом”?

2

42

Фосфор и его соединения. Об открытии Г. Брандта. Многоликий фосфор. Фосфор – “неметалл жизни”.
Влияние недостатка фосфора на рост и развитие растений. Как получают фосфорные удобрения?

1

43

Практикум “Минеральные удобрения”

1

44

Алмаз и графит – близнецы – братья. История получения искусственных алмазов
Открытие Т.Е. Ловица. Уникальные возможности древесного угля. Адсорбция. История противогаза

1

45

Силикатная промышленность, ее продукция. Современные материалы на основе кремния

1

46–47

Решение задач по теме “Неметаллы”

2

48–49

Практикум по теме “Неметаллы”

2

50

Органические вещества – соединения углерода

1

51–52

Углеводороды – родоначальники органического мира

2

53

Углеводороды – ценное химическое сырье.

1

54

Углеводороды – как топливо. Альтернативные источники энергии

1

55

Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты – производные углеводородов

1

56

Аминокислоты – органические амфотерные вещества

1

57

Белки – высшая форма развития вещества

1

58

Нуклеиновые кислоты – уникальный материал для хранения и передачи наследственности

1

59

Химия пищи. Белки, жиры, углеводы – главные компоненты пищи. Витамины. Основы рационального питания человека

1

60

Лекарства

1

61–62

21 век – век полимеров

2

Внеур.

Темы по выбору (посещение музеев, выставок)

В теч. года

Список литературы:

  1. “Химия. Энциклопедия для детей”, Аванта, 2006.
  2. “Развитие цивилизации” (ответственный редактор А.Ю. Бирюкова), 2000.
  3. “Chemcom”. “Химия и общество” (американское химическое общество), 1995 .
  4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Книга по химии”, 1995.
  5. Максименко О.Б. “Домашняя образовательная библиотека”, 2003.
  6. “Наука и техника” (перевод с англ. А.Абильсинтова), 2009.
  7. Семенов И.Н., Максимов А.С., Макареня А.А. “Химия и научно-технический прогресс” (Книга для учащихся), 1998.
  8. Егоров А.С., Иванченко Н.М., Шацкая К.П. “Химия внутри нас”, 2004.
  9. Карцова А.А. “Химия без формул” или знакомые незнакомцы”, 2005.
  10. “Химический энциклопедический словарь”, 1983.
  11. Хомченко Г.П. “Пособие по химии для поступающих в ВУЗы”, 2011 .
  12. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. “Учебное пособие по химии”, 2009.
  13. Габриелян О.С. “Пособие по химии для поступающих в ВУЗы”, 2005.
  14. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. “Задачник по химии”, 9 кл., 2012.
  15. Хомченко И.Г. “Решение задач по химии”, 2011.
  16. Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. “Химия” 8, 9 кл., 2005.
  17. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. “Химия” (8–11 кл.), 2009.
  18. Радецкий А.М. “Проверочные работы по химии”, 8–11 кл., 2000.
  19. Габриелян О.С. “Настольная книга учителя химии”, 9 кл., 2001.
  20. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. “Химия” 9–11 класс, 2008.
  21. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. “Органическая химия”, 10кл., 2003.
  22. Материалы ГИА – Химия (2009–2012), ЕГЭ – Химия (2009–2012).
  23. Материалы химических олимпиад (школьных, окружных, городских).
  24. “Википедия” http://ru. Wikipedia и др. сайты Интернета.



Предварительный просмотр:

Авторская дополнительная образовательная программа

 "За страницами школьного учебника"

                                                                      Учитель химии

                                                              высшей квалификационной категории

                                                                 МБОУ «СШ№40» г. Нижневартовска

                                                                            Труш Татьяна Викторовна

     Направленность ДО-программы

  • Программа направлена на приобретение учащимися дополнительных знаний по курсу
  • химии 9 класса, а именно, – она рассчитана на расширение и углубление знаний по наиболее важным и сложным для учащихся тем.

Цели:

Программа рассчитана на:

  • развитие интеллектуальных способностей учащихся
  • повышение интереса учащихся к предмету
  • профориентирование учащихся
  • помощь учащимся в подготовке к ГИА и ЕГЭ

Задачи

  • Развивать познавательные и аналитические способности у учащихся
  • Закреплять и совершенствовать общеучебные ЗУН
  • Формировать и развивать стремление личности к самообразованию и саморазвитию
  • Развивать умения и навыки в работе с информационными источниками
  • Совершенствовать умения и навыки в работе с КТ
  • Развивать умение оформлять проекты, делать презентации
  • Совершенствовать:
  • ЗУН по проведению теоретических и практических исследований
  • ЗУН по решению типовых и нестандартных задач по химии
  • практические умения и навыки по проведению химического эксперимента

Отличительные особенности данной ДО– программы: Программа предоставляет возможность значительно расширить границы программы по химии для учащихся общеобразовательных школ.

Возраст детей: 9 классы.

Форма занятий: Уроки, практические занятия, экскурсии.

Ожидаемые результаты: Написание рефератов, создание проектов, презентаций.

Формы подведения итогов: Участие в различных конкурсах и семинарах, олимпиадах (школьных, окружных, городских).

Содержание дополнительной образовательной программы

Химия – 9 класс

В программу дополнительного образования включен теоретический материал, расширяющий и углубляющий программу общеобразовательной школы по химии. Предусматривается решение экспериментальных и расчетных задач, выполнение практических работ базового, профильного и повышенного уровня сложности; посещение музеев нашей Столицы.

При изучении большинства тем открывается дополнительная возможность показать связь теории с практикой нашей жизни.

Вызывают особый интерес у учащихся в ДО-программе такие темы как: “История открытия периодического закона”, “Страницы из жизни Д.И. Менделеева”, “Величайшие открытия в области естествознания”, “Уран: прошлое, настоящее, будущее”, “Химия пищи”, “Лекарства”, “21 век – век полимеров”.

Хорошим дополнением к общеобразовательной программе по химии для 9 классов является изучение таких тем, как “Строение электронных оболочек f-элементов” (Строение атома), “Константа диссоциации. Закон разбавления”, “Ионное произведение воды. Водородный показатель” (ТЭД), “Металлы древности”, “Металлы жизни”, “Радиоактивные металлы”, “Тяжелые металлы”, “Трансурановые элементы” ( Металлы), “Фтор и его соединения”, “Кислородные соединения хлора”, “Селен”, “Современные материалы на основе кремния”( Неметаллы), “Химия пищи”, “Нуклеиновые кислоты”, “Лекарства”, “21 век – век полимеров” (Органическая химия) и др.

Методическое обеспечение ДО программы

Форма занятий: Урок, практические занятия, экскурсии

Приемы организации УВП

  • Словесные (лекции, семинары, беседы)
  • Наглядные (демонстрации объектов, процессов)
  • Практические (упражнения, практические работы, демонстрации опытов)

Методы организации УВП

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Метод проблемного изложения
  • Методы научных исследований

Дидактический материал

  • Учебники, пособия, справочники
  • Тематические слайды
  • Аудиовидеофильмы, – фрагменты
  • Тренажеры для выполнения упражнений
  • Образцы творческих работ учащихся
  • Коллекции
  • Дополнительная литература (библиотека, кабинет химии; Интернет)

Техническое оснащение занятий

  • Компьютер, сканер, принтер, мультимедийный проектор, оверхедпроектор видеодвойка, интерактивная доска
  • Internet
  • Химическая лаборатория
  • Аудиовидеотека
  • К-дискотека

                        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
программы по дополнительному образованию
“За страницами школьного учебника”. Химия. 9 класс

Темы занятий

Число часов 62

1

История открытия периодического закона

1

2

Страницы из жизни Д.И. Менделеева

1

3

Атом – сложная частица
Великие открытия в естествознании на рубеже 19–20 веков (открытия Д. Томсона, В. Рентгена, А. Беккереля)

1

4

Значение работ Э. Резерфорда и его последователей для создания теории строения атома М. Кюри-Склодовская и П. Кюри. Их научный и жизненный подвиг.

1

5

Состав атомных ядер. Изотопы. Их использование в науке, медицине, технике, промышленности, археологии, сельском хозяйстве

1

6

Тайна Великого Закона (Периодического). Работы Н. Бора

1

7

Состояние электронов в атоме.
Строение электронных оболочек s- и p-элементов

1

8

Строение электронных оболочек d- и f-элементов

1

9

Предсказательная функция периодического закона и периодической системы

1

10–11

Тайны строения и свойств веществ

2

12

Вклад С. А. Аррениуса, Д. И. Менделеева, И. А. Каблукова, В.А.Кистяковского в создание и развитие теории электролитической диссоциации

1

13

Степень диссоциации. Понятие о константе диссоциации. Закон разбавления

1

14

Ионное произведение воды. Водородный показатель

1

15–16

Свойства электролитов – свойства ионов. Реакции, идущие с участием

электролитов. Гидролиз солей

2

17

Окислительно-восстановительные реакции

1

18

Практикум по теме “ТЭД”

1

19–20

Металлы древности. Медь и ее сплавы. Медный век. Бронзовый век. Благородные металлы – “царь металлов” (золото), “лунный металл” (серебро). Жидкий металл (ртуть). “Небесный металл” (железо). Железный век.

2

21

Самые активные металлы – щелочные и щелочноземельные

1

22

“Крылатые металлы” и их сплавы

1

23

Гальванические элементы. Гальванопластика. Гальваностегия.

1

24

Коррозия металлов и сплавов. Виды коррозии. Защита от коррозии

1

25–27

Промышленные способы получения металлов.
Электролиз растворов и расплавов солей и щелочей. История черной металлургии. Порошковая металлургия.
Лунная металлургия

3

28

Решение расчетных задач по теме “Металлы”

1

29

“Металлы жизни”

1

30

Тугоплавкие металлы. Тяжелые металлы

1

31

Радиоактивные металлы. Уран: прошлое, настоящее и будущее.

1

32

Первый искусственный – технеций. Трансурановые элементы

1

33–34

Практикум по теме “Металлы”

2

35–36

Неметаллы. Фтор – “все разрушающий”. Соединения фтора.
Хлор. Кислородные соединения хлора.
Хлорная известь и ее примечательные свойства. Бром и бромиды. Йод и йодиды
Почему люди без йода глупеют или болеют?

2

37

Аллотропия кислорода. Кислород. Озон. Проблема озоновых дыр

1

38–39

Сера и ее соединения. Производство серной кислоты: выбор оптимальных условий для осуществления химических процессов данного производства; научные принципы производства. Решение задач производственного характера

2

40–41

Азот – “безжизненный” ли он? Важнейшие соединения азота.
Влияние недостатка азота на рост и развитие растений. Два пути фиксации атмосферного азота. Решение задач производственного характера.
Что такое “царская водка” и где она используется?
“Дымный порох” – опасная смесь. Почему его называют “черным порохом”?

2

42

Фосфор и его соединения. Об открытии Г. Брандта. Многоликий фосфор. Фосфор – “неметалл жизни”.
Влияние недостатка фосфора на рост и развитие растений. Как получают фосфорные удобрения?

1

43

Практикум “Минеральные удобрения”

1

44

Алмаз и графит – близнецы – братья. История получения искусственных алмазов
Открытие Т.Е. Ловица. Уникальные возможности древесного угля. Адсорбция. История противогаза

1

45

Силикатная промышленность, ее продукция. Современные материалы на основе кремния

1

46–47

Решение задач по теме “Неметаллы”

2

48–49

Практикум по теме “Неметаллы”

2

50

Органические вещества – соединения углерода

1

51–52

Углеводороды – родоначальники органического мира

2

53

Углеводороды – ценное химическое сырье.

1

54

Углеводороды – как топливо. Альтернативные источники энергии

1

55

Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты – производные углеводородов

1

56

Аминокислоты – органические амфотерные вещества

1

57

Белки – высшая форма развития вещества

1

58

Нуклеиновые кислоты – уникальный материал для хранения и передачи наследственности

1

59

Химия пищи. Белки, жиры, углеводы – главные компоненты пищи. Витамины. Основы рационального питания человека

1

60

Лекарства

1

61–62

21 век – век полимеров

2

Внеур.

Темы по выбору (посещение музеев, выставок)

В теч. года

Список литературы:

  1. “Химия. Энциклопедия для детей”, Аванта, 2006.
  2. “Развитие цивилизации” (ответственный редактор А.Ю. Бирюкова), 2000.
  3. “Chemcom”. “Химия и общество” (американское химическое общество), 1995 .
  4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Книга по химии”, 1995.
  5. Максименко О.Б. “Домашняя образовательная библиотека”, 2003.
  6. “Наука и техника” (перевод с англ. А.Абильсинтова), 2009.
  7. Семенов И.Н., Максимов А.С., Макареня А.А. “Химия и научно-технический прогресс” (Книга для учащихся), 1998.
  8. Егоров А.С., Иванченко Н.М., Шацкая К.П. “Химия внутри нас”, 2004.
  9. Карцова А.А. “Химия без формул” или знакомые незнакомцы”, 2005.
  10. “Химический энциклопедический словарь”, 1983.
  11. Хомченко Г.П. “Пособие по химии для поступающих в ВУЗы”, 2011 .
  12. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. “Учебное пособие по химии”, 2009.
  13. Габриелян О.С. “Пособие по химии для поступающих в ВУЗы”, 2005.
  14. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. “Задачник по химии”, 9 кл., 2012.
  15. Хомченко И.Г. “Решение задач по химии”, 2011.
  16. Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. “Химия” 8, 9 кл., 2005.
  17. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. “Химия” (8–11 кл.), 2009.
  18. Радецкий А.М. “Проверочные работы по химии”, 8–11 кл., 2000.
  19. Габриелян О.С. “Настольная книга учителя химии”, 9 кл., 2001.
  20. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. “Химия” 9–11 класс, 2008.
  21. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. “Органическая химия”, 10кл., 2003.
  22. Материалы ГИА – Химия (2009–2012), ЕГЭ – Химия (2009–2012).
  23. Материалы химических олимпиад (школьных, окружных, городских).
  24. “Википедия” http://ru. Wikipedia и др. сайты Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дополнительная образовательная программа «Радость»

Цель:1.организация отдыха и оздоровления воспитанников в период летних каникул;2.планирование досуга школьников  летом с целью создания условий для разностороннего развития личности и воспитанник...

Авторская дополнительная образовательная программа "Школа юного волшебника"

Дополнительная образовательная  программа «Школа юного волшебника» эколого-биологической направленности, с элементами исследовательской  и проектной деятельности рассчитана на 1год обу...

Авторская дополнительная образовательная программа по композиции

Предлагаемая Программа является авторской учебной образовательной программой по композиции, где расширяется практика преподавания сочинения музыки в качестве предмета, дополняющего учебный план школ....

Авторская дополнительная образовательная программа общеэстетического отделения (изобразительное искусство)

Программа для детей 6-11 лет  эстетического отделения ДШИ курса изобразительного искусства.Программа учитывает современные направления, формы и технологии обучения: интегрированный подход, с испо...

Авторская дополнительная образовательная программа "Праздник в нашем доме"

Особенностью содержания современного образования являются не только знания,  но и формирование действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способно...

АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»

Данная программа направлена на актуализацию потребности в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и побуждению к формированию своего здоровья собственными силами. Структура...

Авторская дополнительная образовательная программа Бабяк.Д.С. «Студия Перкуссии»

Авторская рабочая программаДополнительная образовательная программа«Студия Перкуссии»  Автор программы:учитель музыки высшей квалификационной категорииМБОУ «Лицей №3» г.о....