Авторская дополнительная образовательная программа Бабяк.Д.С. «Студия Перкуссии»
рабочая программа по музыке (5, 6, 7 класс)

Бабяк Диана Сергеевна

Авторская рабочая программа

Дополнительная образовательная программа

«Студия Перкуссии»

 

Автор программы:

учитель музыки высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей №3» г.о.Прохладный КБР

Бабяк Диана Сергеевна.

 

Количество часов  в год – 68

Количество часов в неделю – 2

Направленность программы: музыкально-оздоровительная

 

Возраст обучающихся – 7-18 лет; допустимо использование программы в досуговых центрах для любой возрастной категории, вплоть до пожилого возраста.

Срок реализации программы: 1 год.

Уровень программы (на основании письма ДОгМ № 01- 50/02 – 2166/14 от 06.10.2014 г.): ознакомительный.                                                          

Структура программы

I. Пояснительная записка

-соответствие нормативной базе

- направленность дополнительной образовательной программы

- вид программы

- новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, отличительные черты программы

- цель и задачи дополнительной образовательной программы

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

- сроки реализации дополнительной образовательной программы

- формы и режим занятий

-ожидаемые результаты и способы определения их результативности

-формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

II. Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование.

III. Содержание учебных тем.

VI. Виды контроля.

V. Условия реализации программы.

VI.Список методической литературы.

I. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Студия Перкуссии»  имеет музыкально-оздоровительную направленность. Это новаторское сочетание двух направлений воспитания обучающихся: с одной стороны, занятия по данной программе призваны повысить культуру через постоянное соприкосновение с музыкальным искусством с опорой на коммуникацию и совместную творческую деятельность. С другой стороны  –  очень важные  здоровьесберегающие навыки саморегуляции внутреннего состояния будут приобретаться учениками при музыкально-ритмических упражнениях через изменение тонуса скелетных мышц и дыхания, а также при активном включении представлений и чувственных образов в музыкально-ритмических играх. Занятия будут давать воспитанникам возможность ощутить радость в совместном музицировании через активное движение. Вид программы: авторская. Уровень программы (на основании письма ДОгМ № 01- 50/02 – 2166/14 от 06.10.2014 г.): ознакомительный.

Соответствие нормативной базе

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

Письмо ДОгМ № 01-50/02 – 2166/14 от 06.10.2014 г.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Актуальность разработки программы

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы раскрытия и реализации творческого потенциала.  Среди программ дополнительного образования, реализуемого российскими педагогами, много таких, которые требуют от поступающего на обучение по данным программам явной одаренности в той или  иной сфере.  Дополнительная образовательная программа «Студия Перкуссии»  ставит своей целью развитие обучающихся вне зависимости от их стартовых музыкальных способностей. Также следует считать важным фактом особую подверженность  музыкальных вкусов школьников современной моде, а данная программа, опираясь на музыкальные традиции, обращается к очень современным способам музицирования:

  • комбинаторные ритмические конструкции с использованием различных шумящих предметов
  • body-percussion, телесная перкуссия (это искусство исполнения ритмов с помощью звучащих жестов, без использования музыкальных инструментов)
  • Cup Song, игра со стаканчиком
  • Pen-tapping, пен-таппинг (создание ритмических композиций с помощью пишущей ручки или карандаша)
  • Коннакол (управление вокальной декламацией на высоком художественном уровне)

Таким образом, новизна программы «Студия Перкуссии» заключается в привлечении комбинированных современных средств ритмического музицирования. Разработка программы  обусловлена тем, что регулярное изучение музыкального искусства вне школьного курса «Музыка» часто становится невозможным из-за специфических требований при поступлении ребёнка в музыкальную школу (наличие вокальных данных, хорошие задатки интонационного и ритмического слухового восприятия). Программа «Студия Перкуссии»  решает указанную проблему: она обращена к более широкому и во многом иному контингенту обучающихся, соответственно имея другой дидактический курс. Программа направлена   на создание развивающей музыкальной образовательной среды, развитие мотивации личности ребенка к познанию, развития инициативы, творческих способностей, а также на укрепление психического и физического здоровья.

Специфика данной программы дополнительного образования детей обусловлена  тем, что ряд разделов  программы «Студия Перкуссии» разрабатывался, опираясь на приёмы Орф-педагогики. (Орф-педагогика - это воспитание и обучение через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Эта креативная педагогика позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности детей – петь, лучше чувствовать своё тело, танцевать, играть на инструментах, но и полноценно развивать личность ребёнка, раскрывать внутренний потенциал. Карл Орф (1895-1982) - немецкий композитор и педагог, основатель данного подхода. Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пение, импровизация, движение и игра на инструментах). Программа «Студия Перкуссии» имеет отличительную особенность – пение на занятиях  принципиально является вспомогательным элементом и не несет самостоятельной  воспитывающей нагрузки. Это даёт возможность детям со слабо выраженными вокальными данными или вообще при их отсутствии полноценно участвовать в коллективном и сольном музицировании.

В  соответствии с концепцией программы «Студия Перкуссии» сформированы следующие принципы содержания программы:

–  Психологическая комфортность (снятие всех стрессообразующих факторов, создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях):

  • Обучение нужно для развития.
  • Движение, звук, речь, пение вначале неразделимо связаны и только потом очень постепенно разделяются.
  • Процесс важнее результата.
  •  Практика важнее теории (нот).

–  Деятельность  (новые знания являются как бы креативными «кирпичиками» для совместной коммуникативной творческой деятельности в шумовом ансамбле или оркестре).

–  Целостность (новые знания о музыке, раскрываются в их взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира).

–  Научность (учащиеся снабжаются необходимыми знаниями по элементарной теории музыки в области ритма и средств музыкальной выразительности, а также погружаются в интересную область музыкального инструментоведения вплоть до самостоятельного  создания звучащих музыкальных инструментов).

–  Вариативность  (предоставление  детям  возможности  выбора  степени  форм активности в различных видах музыкально-творческой деятельности и учет возрастных особенностей воспитанников)

–  Творчество (на музыкальных занятиях с Орф-подходом создается атмосфера игрового общения, где каждый обучающийся  может проявить свою индивидуальность. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Повышается психическая активность, развивается эмоциональный интеллект).

В связи с изложенными принципами содержания программы следует особо сказать о методах контроля и управления образовательным процессом. Опираясь на методы Орф-педагогики, еще раз необходимо отметить, что коммуникационный процесс важнее результата. Девиз «здесь и сейчас» должен стать для педагога, работающего по данной программе основополагающим. Счастье музицирования, творческие открытия и коммуникация участников занятий не могут поддаваться тестированию и точной оценке. Но педагог должен стараться тонко отслеживать эмоциональный строй занятий и управлять им посредством умелого использования разнообразных технологий обучения:

  • Технология развития ассоциативно – образного мышления (во всех видах музыкальной и практической деятельности учащихся: слушание и размышление о музыке, музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование и пластическое интонирование, а так же импровизация (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая, художественная)
  • Игровая технология, игропрактика – применима на всех этапах занятия
  • Здоровьесберегающая технология: ритмотерапия, музыкотерапия, креативная релаксация (Дудлинг и зентангл – абстрактное, спонтанное рисование под спокойную музыку)
  • Этнопедагическая технология (этносольфеджио ) с опорой на ритмический компонент
  • Проектная технология (к примеру, при самостоятельном изготовлении шумовых музыкальных инструментов)

Использование предлагаемого набора педагогических технологий создаст благоприятные условия для укрепления эмоционально-психического и физического здоровья воспитанников, развития их общей музыкальности и чувства ритма в частности;  а также поддержит позитивный фон для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ученика, её интеграции в систему мировой и отечественной культур.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель: развитие музыкально-ритмического чувства воспитанников через исполнительство с помощью современных способов ритмического музицирования.

Задачи:

Образовательные:

– Способствовать овладению воспитанниками техниками исполнительства в Body-percussion (телесная перкуссия), Cup Song (игра со стаканчиком), Pen-tapping, пен-таппинг, коннакол.

– Формировать музыкально-ритмические навыки.

– Обучать элементарной теории музыки в разделе ритма и средств музыкальной выразительности.

– Сформировать начальную систему знаний по музыкальному инструментоведению.

Развивающие:

– Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами вокальных занятий.

– Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости через музыкальное исполнительство.

– Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии, способности импровизировать через музыкальное творчество.

Воспитательные:

– Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

– Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к исполнительскому искусству.

– Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Программа адресована учителям музыки общеобразовательных школ, а также может быть частично использована в учреждениях дополнительного образования. Возраст обучающихся – 7-18 лет; вполне оправдано и допустимо использование программы в досуговых центрах для любой возрастной категории, вплоть до пожилого возраста.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на 1 год; допустимо использование программы для повторного обучения при условии варьирования (усложнения или равноценной по сложности замены) музыкального материала для совершенствования исполнительского мастерства обучающихся.

Формы и режим занятий

2 академических часа в неделю, групповые занятия (около 25 человек). Расписание занятий может быть сформировано двумя способами:

  • два дня в неделю по 1 ак. часу
  • один раз в неделю по 2 ак.часа

При выборе модели расписания следует учитывать т.н. социальный запрос, то есть удобство для основной части коллектива обучающихся. Наличие в содержании программы разнообразных видов деятельности (от значительной музыкально-ритмической активности до креативной арт-релаксации через рисование) при выборе формата одного 2-часового занятия в неделю даёт возможность избежать перегрузок и регулировать  стабильность положительного эмоционального фона у воспитанников на каждом занятии.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

  • Воспитанник будет знать современные способы ритмического музицирования: body-percussion, телесная перкуссия (это искусство исполнения ритмов с помощью звучащих жестов, без использования музыкальных инструментов); Cup Song, игра со стаканчиком; Pen-tapping, пен-таппинг (создание ритмических композиций с помощью пишущей ручки или карандаша); Коннакол (управление вокальной декламацией на высоком художественном уровне)
  • Воспитанник сможет решать музыкально-творческие задачи: создание и исполнение ритмического самоаккомпанемента, оказывать творческое содействие при коллективном музицировании.
  • Воспитанник способен активно высказываться об используемых средствах выразительности в звучащем музыкальном произведении, адекватно используя терминологию музыкальной грамоты.
  • Обучающийся по данной программе будет иметь устойчивый интерес к музыкальному искусству, который будет выражаться в самостоятельном инициативном исследовании различных сторон музыкального искусства.

Если программа будет использоваться несколько лет, то результаты ее освоения должны отражаться в степени исполнительского мастерства в современных способах ритмического музицирования. Так как изначально все приступающие к обучению по данной программе имеют разные стартовые музыкальные способности, то адекватным определением результативности обучения по данной программе будет наличие устойчивого интереса к музыкальной творческой деятельности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме участия в публичных выступлениях (на концерте). Также предлагается актуальный способ подведения итогов реализации программы – видеофиксация как отдельных успешно пройденных этапов разучивания ритмических элементов с помощью современных способов ритмического музицирования, так и полноценных групповых ритмических композиций в том или ином стиле. Отснятый видеоматериал с соблюдением законодательства РФ в области авторских прав и защиты личной информации можно выкладывать в социальных сетях для популяризации современного музыкального искусства.

II. Учебно-тематический план

1. Фиксированные темы уроков:

Наименование темы

Наименование разделов

Общее количество уроков

В том числе

Теория

Практика

1.1 

Современные способы музицирования. Звучащие жесты и слоги; – разучивание ритмических паттернов

1. Комбинаторные ритмические конструкции с использованием различных шумящих предметов

2. Body-percussion, боди-перкуссия.

3. Cup Song, игра со стаканчиком

4. Pen-tapping, пен-таппинг (создание ритмических композиций с помощью пишущей ручки)

5. Коннакол

 

5

5

Отработка элементов ритмических конструкций указанных музыкальных течений является основой данной программы и регулярно производится на каждом занятии

1.2

Элементарная музыкально-ритмическая теория

Метр

Ритм

Размер (2/4, 4/4, 3/4, 6/4, 5/4)

Такт

Длительности; знаковые обозначения длительностей

Паузы

Затакт

Синкопа

Пунктирный ритм и триоли

Акцент

Динамика

Регистр

Тембр

Мелодия

Аккомпанемент

14

14

В процессе музыкально-ритмической деятельности учащихся знакомство с указанными теоретическими элементами на практике регулярно производится их закрепление на каждом занятии

1.3

 Инструментоведение

Ударные музыкальные инструменты

Струнные музыкальные инструменты

Духовые музыкальные инструменты

Клавишные музыкальные инструменты

Электронные музыкальные инструменты

10

10

 

1.4

 Изготовление шумовых музыкальных инструментов

Изготовление простого мембранофона

Изготовление простого идиофона

4

 

4

1.5 Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

Совместное исполнение ритмических композиций с использованием различных звучащих предметов:

 - с ориентированием на сам процесс музицирования;

- с ориентированием на публичное выступление (или как вариант – выступление для записи видеоролика)

35

 

35

Итого

68

29

39

 

2. Регулярное импровизационное практическое наполнение уроков, в соответствии с Орф-подходом в музыкальной педагогической практике:

Наименование темы

Наименование разделов

2.1

Музыкально-ритмические игры и упражнения

Игры с предметами и картинками.

Вокально – двигательные разминки.

Движение и активное слушание.

Речевое музицирование  – ритмическая декламация стихов, прозаического текста.

Стихи с движением.

2.2

Импровизация и моделирование элементов музыкального языка

Создание аккомпанирующих и сольных перкуссионных импровизаций.

Моделирование: темпа, метра, размера, ритма, динамики, регистра и музыкальной формы.

Сочинение ритмической декламации стихотворения на заданную музыкальную композицию.

Самоаккомпанемент.

2.3

Культура движения

Элементы сценического движения.

2.4

Ритм в изобразительном искусстве (креативная релаксация)

Дудлинг и зентангл (абстрактное, спонтанное рисование) под спокойную музыку.

Календарно-тематическое планирование:

№ урока

Содержание учебного материала

Число

часов

 

Дата проведения

По

плану

По

факту

  1.  

Вводный инструктаж по технике безопасности.

Перкуссия: комбинаторные ритмические конструкции с использованием различных шумящих предметов.

1

 

 

  1.  

Body-percussion, боди-перкуссия.

1

 

 

  1.  

Cup Song, игра со стаканчиком.

1

 

 

  1.  

Pen-tapping, пен-таппинг (создание ритмических композиций с помощью пишущей ручки).

1

 

 

  1.  

Коннакол.

1

 

 

  1.  

Изготовление шумовых музыкальных инструментов: изготовление простого идиофона

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Элементарная музыкально-ритмическая теория (ЭТМ):

Метр

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Изготовление шумовых музыкальных инструментов: изготовление простого идиофона

1

 

 

  1.  

Ритм: Длительности; знаковые обозначения длительностей

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Ритм: Длительности; знаковые обозначения длительностей

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Ритм: Паузы

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Такт.

 Размер 2/4

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Ритм: Затакт

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Ритм: Пунктирный ритм и триоли

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Ритм: Синкопа

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Ритм: Акцент

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Размер 4/4

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Размер 3/4

Размер 6/4

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Размер 5/4

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Динамика . Регистр.  Тембр.

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Мелодия. Аккомпанемент.

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Ударные музыкальные инструменты

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Ударные музыкальные инструменты

 

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Струнные музыкальные инструменты

 

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Струнные музыкальные инструменты

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Духовые музыкальные инструменты

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Духовые музыкальные инструменты

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Клавишные музыкальные инструменты

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Клавишные музыкальные инструменты

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Изготовление шумовых музыкальных инструментов: изготовление простого мембранофона

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Изготовление шумовых музыкальных инструментов: изготовление простого мембранофона

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Электронные музыкальные инструменты

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Электронные музыкальные инструменты

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

  1.  

Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле

1

 

 

III. Содержание учебных тем.

Специфика данной программы предполагает определенную логику последовательности появления тем в процессе занятий. На первых занятиях (см. КТП, занятия № 1-5) учащиеся знакомятся в общих чертах с современными способами ритмического музицирования (темы 1.1.1-1.1.5). На следующем занятии (№ 6) изготавливается своими руками простой шумовой инструмент из семейства идиофонов (тема 1.4.1) (пример: маракас из пластикового яйца и крупной крупы). Начиная с занятия №7 регулярно, чаще всего через урок, будет осуществляться игра в оркестре,  ансамбле с использованием различных видов перкуссии, которые были представлены на первых уроках (тема 1.5). На этих занятиях целесообразно уделять больше времени отработке ритмических паттернов в разных стилях и составлению комбинаций из таких паттернов. Всего таких занятий 35. Эти насыщенные практикой репетиции перемежаются с занятиями, на которых преподаются основы музыкальной грамоты (темы 1.2.1 – 1.2.5), элементы инструментоведения (темы 1.3.1 – 1.3.5) и продолжается практическая работа по изготовлению шумовых музыкальных инструментов, которые вовлекаются в репетиционный процесс (темы 1.4.1 – 1.4.2). Итак, ниже представлены фиксированные темы уроков, которые собственно записываются педагогом в журнал:

1.1  Современные способы музицирования. Звучащие жесты и слоги; – разучивание ритмических паттернов.

1.1.1. Комбинаторные ритмические конструкции с использованием различных шумящих предметов (1 час)

1.1.2. Body-percussion, боди-перкуссия (1 час)

1.1.3. Cup Song, игра со стаканчиком (1 час)

1.1.4. Pen-tapping, пен-таппинг (создание ритмических композиций с помощью пишущей ручки) (1 час)

1.1.5. Коннакол (1 час)

1.2 Элементарная музыкально-ритмическая теория.

1.2.1Метр (1 час)

1.2.3 Ритм: Длительности; знаковые обозначения длительностей. Паузы. Затакт. Синкопа. Пунктирный ритм и триоли. Акцент. (7 часов)

1.2.4 Размер (2/4, 4/4, 3/4, 6/4, 5/4). Такт. (4 часа)

1.2.5 Средства музыкальной выразительности. Динамика. Регистр. Тембр. Мелодия. Аккомпанемент. (2 часа)

1.3  Инструментоведение.

1.3.1 Ударные музыкальные инструменты (2 часа)

1.3.2 Струнные музыкальные инструменты (2 часа)

1.3.3 Духовые музыкальные инструменты (2 часа)

1.3.4 Клавишные музыкальные инструменты (2 часа)

1.3.5 Электронные музыкальные инструменты(2 часа)

1.4  Изготовление шумовых музыкальных инструментов (проектная деятельность учащихся)  

1.4.1 Изготовление простого идиофона (2 часа)

1.4.2 Изготовление простого мембранофона (2 часа)

1.5 Игра в перкуссионном оркестре,  ансамбле. Совместное исполнение ритмических композиций с использованием различных звучащих предметов (35 часов)

Далее представлены темы для регулярного импровизационного практического наполнения уроков. Это диктует Орф-подход в музыкальной педагогической практике. Так как в соответствии с методикой музыкального развития Карла Орфа  педагог творит урок «здесь и сейчас», в арсенале учителя должны быть универсальные темы, на материале которых можно практически отрабатывать теоретические знания, полученные на уроке. Обратимся к таким темам:

2.1 Музыкально-ритмические игры и упражнения.

2.1.1 Игры с предметами и картинками.

2.1.2 Вокально – двигательные разминки.

2.1.3 Движение и активное слушание.

2.1.4 Речевое музицирование  – ритмическая декламация стихов, прозаического текста.

2.1.5 Стихи с движением.

2.2  Импровизация и моделирование элементов музыкального языка. 

2.2.1 Создание аккомпанирующих и сольных перкуссионных импровизаций.

2.2.2 Моделирование: темпа, метра, размера, ритма, динамики, регистра и музыкальной формы.

2.2.3 Сочинение ритмической декламации стихотворения на заданную музыкальную композицию.

2.2.4 Самоаккомпанемент.

2.3 Культура движения (элементы сценического движения).

2.4 Ритм в изобразительном искусстве (креативная релаксация). Дудлинг и зентангл (абстрактное, спонтанное рисование) под спокойную музыку.

Для работы по данным темам педагог постепенно аккумулирует подходящий дидактический материал (стихи, игры, разминки, прозаический текст для декламации), формирует медиатеку подходящих музыкальных произведений.  Задача педагога при работе с данным материалом постараться находить подходящие моменты и закреплять теоретический материал в реальном музыкальном творчестве.

Примеры:

При сочинении ритмической декламации стихотворения предложить определить, в каком музыкальном размере можно подобрать музыкальное произведение для фона;

при музыкально-ритмической игре задавать воспитанникам подходящие уточняющие теоретические вопросы;

при разучивании ритмического паттерна в любом музыкальном стиле, будь то телесная перкуссия, коннакол или пен-таппинг, предлагать «зашифровать» ритм с помощью записи последовательности длительностей;

предлагать назвать музыкальные инструменты, либо укрупнено - семейства инструментов в звучащем музыкальном фрагменте, и т.д.

Особо необходимо остановиться на теме 2.4 «Ритм в изобразительном искусстве (креативная релаксация). Дудлинг и зентангл (абстрактное, спонтанное рисование) под спокойную музыку». Эта тема является авторской новаторский методикой для музыкального воспитания. Основой этой методики является тесная связь музыки и изобразительного искусства. Проводится следующая ассоциация: тема ритма в музыке и ритма штрихов в интересном графическом направлении изобразительного искусства – дудлинге и зентангле.

Цель  методики: эстетическая релаксация.

Задачи:

  • дать возможность учащимся «присвоить» (сделать знакомыми, «своими») различные музыкальные произведения,
  • получить навыки графического рисования в стилях «дудлинг», «зентангл»,
  • привить навыки саморегуляции эмоционального состояния.

Вот описание действий педагога и учащихся при работе над данной темой:

Действия педагога

Действия учащихся

Примерное время

1.

Объясняет методику абстрактного рисования на конкретном примере.

Слушают учителя, задают уточняющие вопросы, если что-либо непонятно.

2-3 минуты

2

Учитель объявляет /записывает на доске название и автора композиции, под которую будет осуществляться рисование.

Записывают эту информацию в блокнот для рисования.

1 минута

3

Выступает в роли модератора деятельности учащихся, консультирует, создает ситуацию успеха, подбадривает. Следит за тем, чтобы музыкальная композиция звучала все время, пока учащиеся рисуют.

Выполняют рисунок в блокноте, одновременно вслушиваясь в звучащую композицию.

15-25 минут

4

Рефлексия. В устном обращении старается зафиксировать положительные чувства, которые были получены учащимися во время выполнения работы (спокойствие, радость, отдых, эстетическое удовольствие от встречи  музыки и изобразительного искусства).

Беседуют с педагогом.

1 минута

 

 Пример материала для проведения подобной работы:

1. Произведение для прослушивания: Игорь Хабаров «Rise»

2. Пример зентангла для рисования в блокноте:Screenshot_2019-06-21 Pinterest – Пинтерест(1).png

 

Рекомендации по выбору музыкальных произведений:

современные инструментальные композиции в стилях «нео-классика», эмбиент и др. следующих композиторов:

Илья Бешевли

Игорь Хабаров           

Ализбар

Джон Уильямс

Людовико Эйнауди

Ханс Циммер

Джеймс Хорнер

Ян Тьерсен

Брайан Крейн

 

Олафур Арнальдс

Ли Ру Ма

Филип Гласс

Мишель Легран

Макс Рихтер

Нино Рота

Томас Ньюман

Александр Деспла

Джон Шмидт

 

Эннио Морриконе

Алан Сильвестри

Говард Шор

Джованни Марради

Дастин О’Хэллоран

Роберто Каччапалья

Йозеф ван Виссем

Стивен Шарп Нельсон

 

Эрик Вайтакр           

Вангелис

Элизабет Наккарато

Фабрицио Патерлини

Жульен Маршаль

Кейко Мацуи

Нилс Фрам

Ронан Хардиман

 

Рекомендации по выбору инструкций и тем для рисунков:

Коллекция на русскоязычном сайте TANGL.RU режим доступа: https://tangl.ru/, Педагог выбирает  степень сложности рисунка соответственно возрасту воспитанников. Тематика различная: растительный, геометрический узоры, ленты, орнаменты в стиле стимпанк, сетки/фоны или другие по выбору. Правила и рекомендации по выполнению рисунков имеются на указанном сайте.

VI. Виды контроля.

Система контроля за усвоением знаний может проводиться в следующих формах:

- наблюдение за развитием и деятельностью учащихся на занятиях и концертах, в том числе за слушательской и исполнительской деятельностью;

-контролирующее прослушивание пения или игры;

- творческие задания с использованием полученных знаний и умений;

- устный опрос (индивидуальный, групповой, фронтальный);

- викторины, кроссворды;

- контролирующие компьютерные программы (самоконтроль, для домашних работ).

V. Условия реализации программы.

  • Кабинет или зал для занятий
  • Компьютер, колонки
  • Доска, мел
  • Наборы шумовых инструментов, в том числе:
  • Пластмассовые стаканчики
  • простейшие идиофоны и простейшие мембранофоны
  •  (следует пополнять базу инструментов, привлекая самих участников обучения: организовывать изготовление шумовых музыкальных инструментов из подручных средств)
  • для ритмического музицирования – ручки, карандаши (приносят ученики)
  • для рисования – гелевые ручки, блокноты для скетча; для теоретических занятий – тетради, ручки, карандаши простые, стёрки (эти предметы должны приносить ученики на каждое занятие)
  • Подборка фонограмм для занятий: различные стили, а также различная степень насыщенности музыки звуками ударной секции – от плотного четкого ритмического насыщения до полного отсутствия в музыке ударных инструментов.  Положительно, если избранная музыка для занятий будет носить ярко выраженную этническую принадлежность.
  • дидактические материалы: подборки графических записей различных комбинаций ритма в простых размерах (2/4 и 3/4) и сложных размерах (4/4, 6/8); презентации и видео о музыкальных инструментах, видеоролики, рассказывающие о современных способах ритмического музицирования.
  • необходимые предметы для проведения музыкально-ритмических игр.

VI.Список методической литературы.

  1. Сборник «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа» Москва, 1978 г., Издаельство «Советский композитор»
  2. И. В. Способин. Элементарная теория музыки. Государственное Музыкальное Издательство Москва, 1963 г.
  3. Вознесенская Е.П. Элементарная теория музыки. Краткий лекционный курс. Режим доступа: https://cyberpedia.su/5x5d9e.html
  4. Материалы сайта «Педагогическое общество Карла Орфа Russian Orff-Schulwerk Association»  http://rusorff.ru/
  5. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», ООО «Этрол», ООО «Камма Пресс 2000», 2005
  6. Школа ритма, Учебное пособие по сольфеджио, Часть 1, Двухдольность. Часть 2, Трехдольность. Берак О.Л., 2003.
  7. Александра Михалина. Статья «Дудлинг и зентангл: как победить стресс, расслабиться и развить творческое мышление с помощью арт-терапии?»https://zen.yandex.ru/media/cognifit/dudling-i-zentangl-kak-pobedit-stress-rasslabitsia-i-razvit-tvorcheskoe-myshlenie-s-pomosciu-artterapii-5aa295fb48c85e6f415f9bb6
  8. Материалы каналов Youtube.com  по телесной перкуссии:

https://www.youtube.com/channel/UCqSrHpUlsGx5041PBj_SoOQ

https://www.youtube.com/channel/UCSCEhutPyMBMuPkuVMHFEAA

  1. Материалы канала Youtube.com  по пен-таппингу:  https://www.youtube.com/playlist?list=PLDjEoGEn37cvHiEHQa3GmLPo6rvUniRUN
  2. Материалы канала Youtube.com  по игре на стаканчиках: https://www.youtube.com/channel/UCKTAPsxJcdfc6K3bIimyRGQ
  3. Материалы Youtube.com  по коннакол: https://www.youtube.com/watch?v=Vf_zSe00N1c
  4. Материалы сайта Тренажер Ритма  http://its-easy.biz/
  5. Материалы сайта https://tangl.ru/

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дополнительная образовательная программа «Радость»

Цель:1.организация отдыха и оздоровления воспитанников в период летних каникул;2.планирование досуга школьников  летом с целью создания условий для разностороннего развития личности и воспитанник...

Авторская дополнительная образовательная программа "Школа юного волшебника"

Дополнительная образовательная  программа «Школа юного волшебника» эколого-биологической направленности, с элементами исследовательской  и проектной деятельности рассчитана на 1год обу...

Авторская дополнительная образовательная программа по композиции

Предлагаемая Программа является авторской учебной образовательной программой по композиции, где расширяется практика преподавания сочинения музыки в качестве предмета, дополняющего учебный план школ....

Авторская дополнительная образовательная программа общеэстетического отделения (изобразительное искусство)

Программа для детей 6-11 лет  эстетического отделения ДШИ курса изобразительного искусства.Программа учитывает современные направления, формы и технологии обучения: интегрированный подход, с испо...

Авторская дополнительная образовательная программа "Праздник в нашем доме"

Особенностью содержания современного образования являются не только знания,  но и формирование действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способно...

АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»

Данная программа направлена на актуализацию потребности в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и побуждению к формированию своего здоровья собственными силами. Структура...

Авторская дополнительная образовательная программа

В программу включён теоретический материал расширяющий и углубляющий программу общеобразовательной школы. Предусматривается расширение экспериментальных и расчётных звдач, открывается возможность пока...