Рабочая программа по химии 9 класс 2015 г.
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Рабочая программа по химии 9 класс 2015-2016 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_himii_9_klass.docx38.38 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Химия 9 класс.

Составитель: учитель химии и биологии  

Лесков А.С.

2014 год


Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна (Дрофа 2011 г.). Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебника О.С.Габриелян  «Химия 9 класс», М.: Дрофа, 2011.  Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по химии и имеет гриф «Рекомендовано Министерством  образования и науки Российской Федерации»,  а также дополнительных пособий

Настоящий календарно-тематический план  рассчитан на 2 часа в неделю на протяжении учебного года, т.е.68 часов в год, в том числе 4 часа для проведения контрольных работ по следующим темам: «Вводный контроль», «Металлы», «Неметаллы», «Органические соединения» и 6 часов для проведения практических работ: « Осуществление цепочки химических превращений металлов», «Получение и свойства соединений металлов», «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ», «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода», «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода», «Получение, собирание и распознавание газов». Также программа предусматривает проведение лабораторных опытов в темах: «Металлы», «Неметаллы» и «Органические соединения» и проектную работу учащихся по темам, предложенным учителем. Предусмотренные в курсе химии основной школы темы-модули «Химия и экология», «Химия и сельское хозяйство» и «Химия и экология» в предлагаемой рабочей программе исключены.

Согласно действующему в лицее учебному плану и обучение в объеме 68 часов ( 2  час. в неделю).                                                                         
В соответствии с этим реализуется:
типовая программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна (Дрофа 2011).
Календарно-тематический    план предусматривает разные  варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности:
   • в 9 классе (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает кроме демонстрационных печатных пособий также раздаточные таблицы, карты-инструкции для практических занятий по химии, различные рабочие тетради и дидактические материалы, сборники тестов и т.д.(в расчёте на каждого ученика) Эти печатные материалы могут значительно облегчить работу преподавателя химии, их можно использовать для опроса на уроке и в качестве заданий на дом.
         Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование компьютерных программ:
- «Химия неметаллов» (разделы «кислород и сера», «азот и фосфор», «галогены»);
- «Закономерности протекания химических реакций»;
- Электронный справочник «Кирилла и Мефодия».
- Библиотека электронных наглядных пособий. Химия 8-11. ООО «Кирилл и Мефодий».

 

Требования к уровню подготовки учащихся 9  класса (базовый уровень)
В результате изучения химии ученик должен
Знать/понимать
-
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
-
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
-
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Уметь
-
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
-
объяснять: физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
-
характеризовать: химические элементы(от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
-
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
-
составлять: формулы неорганических соединений; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
-
обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-
распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
В календарно-тематическом плане планируемые результаты продвинутого уровня  усвоения знаний выделены
курсивом.

Количество

Часов.

Тема урока.

Элементы содержания.

Планируемый результат и уровень усвоения

Дата

Повторение основных вопросов курса химии 8-го класса и введение в курс 9-го класса. (6ч.)

Цель: Дать план общей характеристики элемента по его положению в Периодической системе и научить девятиклассников использовать его для составления характеристики элемента-металла, неметалла. Повторить на основании этого сведения по курсу 8 класса о строении атома, о типах химической связи, о классификации неорганических веществ и их свойствах в свете ТЭД и ОВР, о генетической связи между классами соединений. Дать понятие об амфотерности. Раскрыть научное и мировоззренческое значение Периодического закона. Познакомить с решением задач на долю выхода продукта реакции. ( ценностно-ориентационная, смыслопоисковая компетенции).

1

3

Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д. И. Менделеева.

Классификация химических элементов.
Хим. элементы главных  подгрупп  П.С.Х.Э.  Д..И. Менделеева.

Уметь объяснять  физический смысл порядкового номера химического элемента, номера группы и периода, к которым элемент принадлежит в П.С.Х.Э. Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в группах и периодах, а также свойств их оксидов и гидроксидов.
Уметь составлять генетические ряды: металла, неметалла и переходного элемента.
Уметь   характеризовать (описывать) хим. элементы по положению в П.С.Х.Э.  Д.И. Менделеева и строению атома( П ).

4

1

Периодический закон и система элементов Д. И. Менделеева.

Периодический  закон и периодическая  система хим. элементов Д.И.Менделеева

Знать формулировку Периодического закона и Периодической системы Д.И.Менделеева, значение ПЗ и ПС( Р ) ,предсказания Д.И.Менделеева для германия, скандия, галлия( П ).

5-6

3

Свойства оксидов, оснований, кислот и солей в свете теории ТЭД.

Свойства оксидов, оснований, кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов
окисления- восстановления.

Знать определения кислот щелочей и солей с позиции ТЭД( Р ). Уметь записывать уравнения реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде, уметь составлять электронный баланс для ОВР( П ).

Тема II Металлы (21 ч)

Цель: Повторить с учащимися положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов и кристаллов(металлическую химическую связь и кристаллическую металлическую решетку). Обобщить и расширить сведения учащихся о физических свойствах металлов и их классификации. Развивать логические операции мышления при обобщении знаний и конкретизации общих свойств металлов для отдельных представителей этого класса простых веществ. (Рефлексивная, коммуникативная, смыслопоисковая компетенции, профессионально - трудовой выбор).

7

1

Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов.

Характеристика химических элементов-металлов в П.С.Х.Э. Строение атомов.

Уметь находить Ме в П.С.Х.И,
уметь объяснять строение атомов металлов, их особенности, металлические 
свойства связи со строением кристаллической решетки( П ).

8 -9

2

Химические свойства металлов.

Свойства простых веществ (металлов).

Уметь записывать уравнения р. (ок-вос) металлов с водой, солями, кислотами, уметь пользоваться рядом активности( П ).

10

1

Коррозия металлов.

Коррозия металлов.
Сплавы: чёрные и цветные.
Решение расчетных задач на избыток.

Знать определение коррозии металлов( Р ), объяснять процессы,
происходящие при коррозии.
Знать представителей важнейших сплавов и их значение ( П ).  

11

1

Сплавы.

12

1

Решение задач на избыток одного из реагирующих веществ.

13

1

Металлы в природе.
Общие способы получения металлов.

Металлы. Общие способы  получения металлов.

Знать основные способы получения металлов в промышленности ( П ).

14

1

Общая характеристика элементов I A группы
Щелочные металлы.

Хим. элементы главных подгрупп  П.С.Х.Э. Д И Менделеева: натрий, калий.

Уметь давать характеристику щелочного металла по плану. Записывать ур-р. (ок-вос) химических свойств. в сравнении (в группе) с другими металлами( П ).

15

1

Соединения щелочных металлов.

Соединения щелочных металлов.

Знать важнейших представителей соединений щелочных Ме, уметь, на основании знаний их хим св-в осуществлять цепочки превращений.
Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов( П ).

16

1

Общая характеристика элементов IIA группы.

Хим. элементы главных подгрупп  П.С.Х.Э. Д И Менделеева: кальций, магний. Соединения щелочноземельных металлов.

Уметь давать характеристику щелочноземельных металлов по плану, уметь записывать уравнения(окислительно-восстановительные).
Хим. свойства кальция, магния( П ).

17-18

2

Решение задач на определение выхода продукта реакции. 

Соединения щелочноземельных металлов.

Знать важнейших представителей соединений щелочноземельных Ме, уметь, на основании знаний их химические свойства осуществлять цепочки превращений. Знать способы смягчения воды
Уметь решать задачи на проценты ( П ).

19

1

Алюминий, его физические и химические свойства.

Хим. элементы главных подгрупп  П.С.Х.Э. Д И Менделеева: алюминий.

Уметь давать характеристику эл-та алюминия, объяснять наличие переходных св-в
Уметь записывать ур-р алюминия с H2O, NaOH, кислотой ( П ).

20

1

Соединения алюминия.

Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида.

Уметь записывать уравнения алюминия, оксида и гидроксида с кислотой и щелочью( П ).

21

1

Железо, его физические и химические свойства.

Железо-элемент  побочной подгруппы 8 группы.

Уметь объяснять строение атома железа ,уметь записывать уравнения реакции химических  свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления железа( П ).

22-23

2

Генетические ряды Fe2+, Fe3+

Оксиды и гидроксиды железа. Соли железа.

Знать химические св-ва соединений железа (II) и (III)( Р ). Уметь определять соединения, содержащие ионы Fe2+, Fe3+   с помощью качественных реакций. Уметь осуществлять цепочки превращений

( Т ).

24

1

Практическая работа № 1

« Осуществление цепочки химических превращений металлов».

Прогнозировать, аргументировать и экспериментально осуществлять цепочки хим. превращений.( Т )

25

1

Практическая  работа №2 «Получение и свойства соединений металлов»

Уметь экспериментально доказывать свойства соединений металлов.

 ( П )

26

1

Практическая  работа №3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ».

Предлагать на практике способы получения и распознавания веществ.

( Т )

27

1

Обобщение систематизация и коррекция знаний, умений, навыков уч-ся по теме «Химия металлов».

Знать строение атомов металлических элементов. Химические свойства и применение алюминия, железа, кальция и их важнейших соединений ( П ).

28-29

2

Контрольная работа № 1 по теме «Химия металлов».

Тема III. Неметаллы (27 ч)
Цель: Используя антитезу (противоположность, противопоставление) с металлами, рассмотреть положение неметаллов в Периодической системе и особенности строения их атомов, вспомнить ряд электроотрицательности. Повторить понятие аллотропии и кристаллическое строение неметаллов, а следовательно, рассмотреть их физические и химические свойства. Показать роль неметаллов в неживой и живой природе. Дать понятие о микро- и макроэлементах, раскрыть их роль в жизнедеятельности организмов. Показать народнохозяйственное значение соединений неметаллов. (Рефлексивная, коммуникативная, смыслопоисковая компетенции, профессионально - трудовой выбор).

30

1

Общая характеристика неметаллов

Свойства простых веществ (неметаллов).

Уметь давать характеристику элементам неметаллам на основании их положения в ПСХИ. Знать основные соединения, физические свойства

( П ).

31

1

Водород.

Водород, его свойства.
Получение и применение.

Уметь характеризовать химический элемент водород по положению в П.С.Х.Э.  Д.И. Менделеева и строению атомов. Уметь  составлять уравнения  реакций (ок-вос) химических свойств водорода( П ).

32

1

Общая характеристика галогенов.

Хим. элементы главных подгрупп  П.С.Х.Э. Д И Менделеева: хлор, бром, йод. Строение атомов галогенов, их степени окисления.

Уметь составлять схему строения атомов галогенов с указанием числа электронов в электронных слоях.
На основании строения атомов объяснять изменения свойств галогенов в группе, записывать уравнения реакций галогенов с Ме; солями( П ).

33

1

Соединение галогенов.  Биологическое значение и применение галогенов и их соединений.

Галогено-водородные кислоты и  их соли.

Уметь характеризовать свойства важнейших соединений галогенов

( П ).

34

1

Кислород.

Кислород, его свойства.
Получение и применение.

Знать о значении кислорода в атмосфере, при дыхании и фотосинтезе. Уметь записывать уравнения реакций кислорода с простыми и сложными веществами. Знать способы получения( Р ).

35

1

Сера, её  физические и химические  свойства.

Хим. элементы главных подгрупп  П.С.Х.Э. Д И Менделеева: сера. Строение атома серы.

Уметь характеризовать химический элемент серу по положению в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева и строению атома.
Уметь записывать уравнения реакций с  Ме и кислородом, *другими неМе, знать физические и химические св.-ва H2S,
качественные реакции на S2-( П ).

36

1

Оксиды серы (|V) и (V|). Серная кислота. Соли серной кислоты

Оксиды   серы (IV и VI), серная, сернистая и сероводородная кислоты  и их  соли.

Знать и уметь записывать хим. св.-ва оксидов -как кислотных оксидов, уметь записывать ур.-р. хим. свойств серной кислоты разбавленной и концентрированной, получение в промышленности, качественные реакции на SO42-( П ).

37

1

Практическая  работа №4 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Уметь доказывать качественный состав серной к.-ты, практически  док-ть химические св.-ва, проводить качественные реакции на ионы Cl-, J-, SO42-,S2-, осуществлять превращения( Т ).

38

1

Азот и его свойства.

Хим. элементы главных подгрупп  П.С.Х.Э. Д И Менделеева:  азот.

Уметь составлять схему строения атома азота с указанием числа электронов в электронных слоях( П ).

39-40

1

Аммиак. Соли аммония.

Аммиак и его   свойства. Соли аммония.

Знать строение молекулы, основные хим. св-ва аммиака, гидроксида аммония( Р ), качественную реакцию на катион аммония( П ).

41

1

Практическая  работа № 5 « Получение, собирание и распознавание газов».

Уметь получать аммиак в лаборатории и доказывать его наличие( П ). Качественно доказывать наличие катионов NH4+ и OH- ионов( Т ).

42

1

Решение расчетных задач.

Уметь вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции ( П ).

43-44

2

Азотная кислота и её соли. Оксиды азота.

Азотная  кислота и её
свойства. Соли
азотной кислоты

Знать основные химические свойства HNO3(взаимодействие с металлами и неметаллами)( Р ), — уметь приводить примеры азотных удобрений( П ).

45-46

2

Фосфор и его соединения.

Хим. элементы главных подгрупп  П.С.Х.Э. Д И Менделеева: фосфор. Соединения фосфора: оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и её соли.

Знать электронное строение атома фосфора, аллотропные видоизменения фосфора, хищнические свойства кислотных оксидов и фосфорной кислоты. Уметь записывать окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена( П ).

47

1

Углерод, его физические и химические свойства.

Хим. элементы главных подгрупп  П.С.Х.Э. Д И Менделеева: углерод. Алмаз, графит- аллотропные видоизменения.

Знать аллотропные видоизменения углерода, химические свойства. Уметь записывать окислительно — восстановительные реакции углерода с O2, Me, H2, оксидами металлов( П ).

48

1

Оксиды углерода. Физические и хим. свойства в сравнении. Топливо.

Оксиды углерода: угарный и углекислый газ.

Уметь записывать уравнения реакций СО с кислородом, оксидами металлов, СО2 с водой и щелочами, получение.
( П ).

49

1

Угольная кислота и её соли.

Угольная кислота и её соли.

Знать важнейшие свойства угольной кислоты и карбонатов, качественную реакцию на соли угольной кислоты( П ). Уметь распознавать карбонаты с помощью качественных реакций
( Т ).

50

1

Практическая  работа № 6 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием Знать устройство прибора для получения газов, уметь им пользоваться( Р ), уметь определять карбонат – ион( П ).

51

1

Кремний и его соединения. Силикатная промышленность.

Хим. элементы главных подгрупп  П.С.Х.Э. Д И Менделеева: кремний. Кремниевая кислота и её соли.

Уметь составлять схему строения атома кремния с указанием числа электронов в электронных слоях. Знать свойства, применение кремния и оксида кремния ( Р ) .

52

1

Решение расчетных задач.

Уметь вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции( П ).

53-54

2

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме: «Химия неметаллов».

Знать: электронное строение атомов серы, азота, фосфора, углерода. Химические свойства и применение серы, оксида серы (IV), серной кислоты, азота, аммиака, азотной кислоты, фосфора, оксида фосфора (V), фосфорной кислоты, углерода, оксида углерода (IV), угольной кислоты, кремния, оксида кремния(1У), кремниевой кислоты( П ).

55

1

Контрольная работа
№3. « Неметаллы».

Тема I V. Органические соединения (9ч.)
Цель: Дать понятие о предмете органической химии. Показать особенности органических веществ в сравнении с неорганическими. Сформировать понятие о валентности в сравнении со степенью окисления. Раскрыть основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова. Сравнить её значение для органической химии с теорией периодичности Д.И.Менделеева для неорганической химии. Познакомить с гомологическими рядами органических веществ, их свойствами и строением. Показать их биологическую роль и народнохозяйственное значение. ( Ценностно-ориентационная, смыслопоисковая компетенции).

56

1

Предмет органической химии. Многообразие органических соединений.

Органические  вещества. Причины  многообразия  углеродных  соединений

Знать особенности органических соединений, классификацию и химическое строение. Знать основные положения теории химического строения A.M. Бутлерова( Р ).^ Уметь называть представителей разных классов углеводородов, записывать структурные формулы важнейших представителей, изомеров, гомологов. Уметь называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре.
Уметь характеризовать химические свойства  органических соединений( П ).

57-58

2

Углеводороды. Предельные и непредельные.
Ацетилен. Бензол

Органические  вещества. Предельные  органические  вещества: метан.
Непредельные  углеводороды: этилен.
Реакция горения присоединения водорода,  галогена, галогеноводорода, воды. Реакция полимеризации этилена.

Уметь называть представителей разных классов углеводородов, записывать структурные формулы важнейших представителей, изомеров, гомологов. Уметь называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре.
Уметь характеризовать химические свойства  органических соединений( П ).

59

1

Природные источники углеводородов. Переработка нефти.

Природные источники углеводородов. Переработка нефти

Знать природные источники углеводородов, состав нефти, её перегонку( Р ).

60-61

2

Кислородсодержащие соединения.

Органические  вещества. Спирты: метанол, этанол, их физиологическое действие. Понятие о карбоновых кислотах на примере уксусной кислоты. Реакция этерификации.

Знать представителей кислородсодержащих органических соединений: образование водородной связи. Знать о ядовитости спиртов( Р ).

62-63

2

Углеводы.

Биологически важные органические вещества: жиры. Физические и химические свойства.
Глюкоза, её свойства и значение.

Знать представителей углеводов и их значение в природе и жизни человека( Р ).

65

1

Понятие  об  аминокислотах и белках. Реакции  поликонденсации Белки.

Биологически важные органические вещества: аминокислоты и белки. Состав, строение, биологическая роль белков.

Знать основные функции белков в живом организме, их значения и условия разрушения или денатурации( Р ).

66

1

Обобщение знаний по курсу органической химии.

Уметь определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
уметь характеризовать химические свойства изученных органических соединений ( П ).

67-68

Обобщение знаний по химии за курс основной школы


Литература

Для учителя: 1.О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В. Яшукова «Химия 9 класс. Настольная книга для учителя», Дрофа. М., 2006;
2. О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова «Химия в тестах, задачах и упражнениях. 8-9 классы», М.: Дрофа, 2005;
3.О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Изучаем химию в 9 классе: Дидактические материалы», М.: Блик плюс, 2004;
4.О.С.Габриелян, Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. «Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 9 класс», М.: Дрофа, 2006.

 Для учащихся :
Энциклопедический словарь юного химика . (Сост. В.А.Крицман, В.В.Станцо.)-М.:Педагогика , 1990.
И.Г.Хомченко «сборник задач и упражнений по химии»(для средней школы) Москва,: Новая волна, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии 2014-2015 уч.г.

Рабочие программы по химии 2014-2015 уч.г....

Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год

Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год. Уровень обучения – базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. Учебник - Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатик...

Рабочая программа биология 10 класс 2015-2016 год базовый уровень

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа  по биологии для 10 класса (базовый уровень) ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и професс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии на 2015-2016 учебный год 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс О.С. Габриелян...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии на 2015-2016 учебный год 10-11 классы

Рабочая программа по химии для 10-11 классов составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии (профильный уровень), в соответствии с федеральным компонентом государственно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии на 2015-2016 учебный год 10-11 классы

Рабочая программа по химии для 10-11 классов составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии (профильный уровень), в соответствии с федеральным компонентом государственно...