Программа кружка "Волшебная химия"
рабочая программа по химии (7, 8 класс) на тему

Шестункина Дина Александровна

Программа разработана для внеклассной работы по химии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_publikatsiyu.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Волшебная химия»

Пояснительная записка

Цель кружка: Развитие интереса к химии и дальнейшему ее изучению в 9 классе

Задачи кружка:

  • Познакомить учащихся с занимательными опытами по химии
  • Развить и дополнить знания, полученные учащимися в базовом курсе химии (основные химические понятия, законы, теории, факты).
  • Сформировать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.

Кружок «Волшебная химия» предназначен к освоению учащимися 8 класса и представлен в объеме 17 часов. Рекомендуется к изучению по 1 часу в две недели

Предметом изучения данного курса являются занимательные опыты, которые представляются как фокусы, вызывая тем самым неподдельный интерес у учащихся. Раскрывая химическую суть опыта, учащиеся повторяют базовый курс, тем самым происходит взаимосвязь теории и практики изучения химии.

В ходе курса проводятся занимательные опыты из трех  областей химического знания:

  1. Типы химических реакций
  2. Химические свойства основных классов неорганических веществ
  3. Ионные и окислительно-восстановительные реакции

Спецификой изучения  данного курса является преобладание эксперимента. На каждом уроке либо учитель, либо учитель совместно с учащимися, проводит опыт, достаточное количество времени посвящается  его подготовке и проведению. Особое внимание уделяется правилам  техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.

В рамках курса применяются наглядно-практические методы, методы поискового и исследовательского характера.

Учащиеся работают либо совместно с учителем, либо самостоятельно в малых группах.  

В результате усвоения данного курса учащиеся

должны знать:

  1. Химизм и признаки   занимательных опытов по химии
  2. Правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами
  3. Типы химических реакций, их признаки
  4. Химические свойства оксидов, кислот, оснований и  солей.
  5. Отличие ионных и окислительно-восстановительных реакций.

должны уметь:

  1. Ставить химический эксперимент
  2. Наблюдать и изучать явления и свойства веществ
  3. Описывать результаты наблюдений
  4. Делать практические выводы из проведенного опыта
  5. Составлять уравнения химических реакций, уравнивать их
  6. Составлять ионные уравнения реакций
  7. Уравнивать окислительно-восстановительные реакции методом электронного баланса

Формами промежуточного контроля являются выполнение учащимися лабораторных и самостоятельных работ. Итоговая аттестация курса проводится по результатам выполненных работ.  Итоговый результат подводится на последнем уроке, который проводится в нестандартной форме, как тематический вечер «Вечер волшебства», на котором всем учащимся выдаются сертификаты «Юный волшебник».

Тематический план

Тема урока

Количество часов

Теория

Практика

Форма контроля

Введение (1ч)

1

Посвящение в волшебники

1

Правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием  и химическими реактивами

Д: Химическая хирургия

Д: Свеча и волшебная палочка

ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ (7 часов)

2

Волшебные огни

1

Реакция соединения

Д: Огнедышащая сера

Д: Пламя и сноп искр

Д: Зеленое пламя

Д: Фейерверк над тиглем

3

Химический вулкан

1

Реакция соединения и реакция разложения

Д: Вулкан Лемери

Д: Вулкан Беттгера

4

Химический «серпентарий»

1

Реакция соединения и реакция разложения

Д: Уротропиновый дракон

Л: Содовая гадюка

5

Волшебный кусочек

1

Каталитические реакции

Л: Каталитический процесс разложения пероксида водорода

6

Алхимические превращения

1

Реакция замещения

Д: Замшелые камни

Л: Красивые гвозди

7

Химические пейзажи

1

Реакция обмена

Д: Силикатный сад

Химические свойства основных классов неорганических соединений (6ч)

8

Ах, эта кислота!

1

Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, солями

Д:  Волшебное яйцо

Л: Водородные пузыри

9

Вода становится вином

1

Химические свойства оснований: с индикаторами, с кислотой – реакция нейтрализации

Л: Вино и вода

10

Химический огнетушитель

1

Химические свойства оксидов, оксид углерода(IV)

Д: Химический огнетушитель

11

Несгораемые предметы и окрашивание пламени

1

Химические свойства солей, качественный состав солей

Д: Несгораемая нить

Л: Цветное пламя

12-13

Краски природы

1

Индикаторы

Д: Цветок-Хамелеон

Д: Васильковая роза и розовый василек

Л: Летние индикаторы

Ионные и окислительно-восстановительные реакции (4ч)

13

Золотой дождь и необычное превращение

1

Реакции ионного обмена, условия протекания реакции обмена до конца в свете ионных представлений

Д: Золотой дождь

Л: Превращение воды в молоко и молока в воду

14

Три превращения

1

Реакции ионного обмена, краткие и полные ионные уравнения

Л:  Молоко, творог и газировка

15

Окислители и восстановители

1

Окислительно-восстановительные реакции, окислитель и восстановитель

Д: Апельсин, лимон и яблоко

Д:Фейерверк в жидкости

16

Химическая радуга

1

Ионные и окислительно-восстановительные реакции

Д: Химическая радуга

Повторение (1ч)

17

Вечер волшебства

1

Итого: 17ч

Содержание кружка

Тема 1. Введение (1ч)

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Знакомство с  лабораторной посудой и оборудованием. Основные приемы работы в химическом кабинете.

Демонстрации:

  1. Взаимодействие хлорида железа(III) и цианата калия
  2. Взаимодействие этилового спирта и смеси перманганата калия и концентрированной серной кислоты.

Тема 2. Типы химических реакций (6ч)

Реакции разложения и соединения. Каталитические реакции. Реакции замещения. Реакции между металлами и солями.  Реакции обмена.

Демонстрации:

  1. Взаимодействие серы с алюминием, с цинком.
  2. Горение  алюминия, магния
  3. Горение борно-этилового спирта
  4. Горение железа и углерода
  5. Взаимодействие серы и железа
  6. Разложение дихромата аммония
  7. Разложение уротропина в смеси с нитратом аммония
  8. Взаимодействие раствора сульфата меди(II) и цинка

Лабораторные опыты:

  1. Разложение гидрокарбоната натрия
  2. Каталитическое разложение пероксида водорода
  3. Взаимодействие раствора медного купороса и железа

Тема 3. Химические свойства основных классов неорганических соединений(6ч).

Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, солями.

Химические свойства оснований: взаимодействие с индикаторами, реакция нейтрализации.

Химические свойства оксидов.

Химические свойства солей, качественный состав солей.

Индикаторы, изменение окраски природных индикаторов в различных средах.

Демонстрации:

  1. Взаимодействие карбоната кальция  с соляной кислотой
  2. Взаимодействие соды и уксусной кислоты
  3. Изменение окраски индикатора в зависимости от рН среды

Лабораторные опыты:

  1. Взаимодействие цинка с соляной кислотой
  2. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой
  3. Окрашивание пламени катионами металлов различных солей
  4. Изготовление индикаторов из цветов, ягод и овощей

Тема 3. Ионные и окислительно-восстановительные реакции(4ч

Реакции ионного обмена. Полные и краткие ионные уравнения. Условия протекания ионных реакций до конца.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители.

Демонстрации:

  1. Взаимодействие нитрата свинца с иодидом калия
  2. Изменение окраски дихромата калия в различных средах
  3. Горение этилового спирта под действием сильных окислителей
  4. Взаимодействие хлорида железа (III) и роданида калия.
  5. Взаимодействие раствора хромата калия и H2SO4 
  6. Взаимодействие нитрата свинца и иодида калия
  7. Взаимодействие сульфата никеля (II) и гидроксида натрия
  8. Взаимодействие сульфата меди (II) и гидроксида натрия
  9. Взаимодействие сульфата меди (II) и раствора аммиака
  10. Взаимодействие хлорида кобальта (II) и роданида калия

Лабораторные опыты:

  1. Взаимодействие раствора хлорида кальция и раствора карбоната натрия
  2. Взаимодействие карбоната кальция с раствором соляной кислоты
  3. Взаимодействие раствора хлорида бария и раствора сульфата калия

Повторение(1ч)

Литература для учителя:

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 127 с.
  2. Белов Д. В. Химические чудеса./Д.В.Белов//Химия в школе. - №1. – 2002. – С.68
  3. Горковенко М.Ю. химия. 8 класс:Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна; Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой; г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004. – 284 с. – (В помощь школьному учителю).
  4. Першин Р.В. Занимательные опыты на уроках химии./Р.В. Першин//Химия в школе. - №5. – 2000. – С.66
  5. Рюмин В.В. Занимательная химия. Перельман Я.И. Занимательная астрономия. – Ростов-на-Дону: ЗАО "Книга", 2005. – 400 с.
  6. Сомин Л.Е. Увлекательная химия. Пособие для учителей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1978. – 176 с.
  7. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии/ Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. – М.:Дрофа, 2002. – 432 с.:ил. – (Познавательно!Занимательно!).
  8. Яковишин Л.А. Новые способы получения «фараоновых змей» /Л.А.Яковишин// Химия в школе. – № 2.  – 2007.– С. 73–74.

Литература для учащихся:

  1. Гроссе  Э., Вайсманталь Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. ГДР. 1974. – Пер. с нем. – Л.: Химия, 1980. – 392 с.
  2. Мойе Стивен У. Занимательная химия.: замечательные опыты с простыми вещами. – АСТ. Астрель, 2007. – 96 с.
  3. Ольгин О.М.  Опыты без взрывов. Изд. 4-е - М.: Химия, 1995. -176 с.: ил. (Научно-популярная б-ка школьника)
  4. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии/ Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. – М.:Дрофа, 2002. – 2432 с.:ил. – (Познавательно!Занимательно!).
  5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. /Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта+, 2000. – 640 с.
  6. Яковишин Л.А. Занимательные опыты по химии: в школе и дома. – Севастополь: Библекс, 2005. – 116 с.
  7. Мультимедийное пособие:  Химия для всех - XXI: Химические опыты со взрывами и без. Серия 1С: Образовательная коллекция. CD-ROM, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по химии в 9 классе "Решение усложнённых и комбинированных задач по химии"

пояснительная записка , содержание и тематическое планирование дополнительной образовательной программы по химии в 9 классе "Решение усложнённых и комбинированных задач по химии"...

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....