Конспект урока: "Алюминий и его свойства"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Шкитяева Марина Васильевна

Конспект урока: "Алюминий и его свойства"

Цель: изучить свойства алюминия и области применения алюминия.

Задачи:

·         Обучающая - ознакомление с физическими и химическими свойствами алюминия; изучение его химической активности; доказательство его амфотерности; закрепление понятия амфотерности на примере алюминия и его соединений.

·         Развивающая - закрепление навыков работы в химическом кабинете (безопасное обращение с лабораторным оборудованием и веществами, наблюдение за химической реакцией и формулировка вывода); написание уравнений химических реакций; продолжить формирование логического мышления, умения проводить сравнение, анализ, обобщение, давать теоретическое обоснование, развивать навыки самообразовательной работы.

·         Воспитательная - способствовать дальнейшему развитию коммуникативных, познавательных и др. компетенций, через работу в группах (воспитать культуру общения через работу в парах "ученик - ученик", "учитель - ученик").  Формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям. Воспитывать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу и культуру эксперимента (установление причинно-следственной зависимости: между составом, строением, свойствами и применением).

Понятия: химический знак “Аl”, химический элемент, простое вещество, электронная оболочка, степень окисления, переходный элемент, амфотерные соединения.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, коллекция “Алюминий и его сплавы”, алюминий: фольга, проволока, порошок, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, таблицы “Относительная твёрдость металлов”, “Плотность металлов”, “Температура плавления металлов”, “Относительная теплопроводность и электрическая проводимость металлов”.

Тип урока: изучение нового материала

Оргформа: урок-исследование

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_-_alyuminiy_i_ego_soedineniya.docx52.67 КБ
Файл alyuminiy_i_ego_svoystva.pptx308.46 КБ

Предварительный просмотр:

Алюминий и его свойства

Цель: изучить свойства алюминия и области применения алюминия.

Задачи:

  • Обучающая - ознакомление с физическими и химическими свойствами алюминия; изучение его химической активности; доказательство его амфотерности; закрепление понятия амфотерности на примере алюминия и его соединений.
  • Развивающая - закрепление навыков работы в химическом кабинете (безопасное обращение с лабораторным оборудованием и веществами, наблюдение за химической реакцией и формулировка вывода); написание уравнений химических реакций; продолжить формирование логического мышления, умения проводить сравнение, анализ, обобщение, давать теоретическое обоснование, развивать навыки самообразовательной работы.
  • Воспитательная - способствовать дальнейшему развитию коммуникативных, познавательных и др. компетенций, через работу в группах (воспитать культуру общения через работу в парах "ученик - ученик", "учитель - ученик").  Формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям. Воспитывать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу и культуру эксперимента (установление причинно-следственной зависимости: между составом, строением, свойствами и применением).

Понятия: химический знак “Аl”, химический элемент, простое вещество, электронная оболочка, степень окисления, переходный элемент, амфотерные соединения.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, коллекция “Алюминий и его сплавы”, алюминий: фольга, проволока, порошок, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, таблицы “Относительная твёрдость металлов”, “Плотность металлов”, “Температура плавления металлов”, “Относительная теплопроводность и электрическая проводимость металлов”.

Тип урока: изучение нового материала

Оргформа: урок-исследование

ХОД УРОКА

І. Организационный этап.

ІІ. Стадия актуализации – включает задания по нахождению сходства в изображениях, решение анаграммы.  (Презентация)

Учитель: - Сформулируйте сами тему нашего урока.

 Учащийся: «Алюминий и его свойства».

III. Актуализация и обогащение субъективного опыта учащихся.

Учитель: - С чего мы начинаем изучение химического элемента?

Учащийся: - С характеристики его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева.

Учитель: - Сейчас вам предлагается осуществить данную задачу, а именно дать характеристику алюминию по положению его в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

Учащимся самостоятельно выполняют данное задание в тетрадях. Это задание может быть выполнено полностью самостоятельно и оценено высоким баллом (один учащийся полностью характеризует элемент алюминий, остальные проверяют правильность выполнения задания) либо фронтальная проверка.

Приложение №1

План – характеристика химического элемента.

  1. Порядковый номер.
  2. Атомная масса.
  3. Период (малый, большой)
  4. Группа (подгруппа А, В)
  5. Строение атома (заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов, электронная формула.)
  6. Степень окисления.
  7. Оксиды.
  8. Летучие водородные соединения.

Рефлексия этапа работы.

После выполнения задания в классе разворачивается коллективное обсуждение по следующим вопросам:

  1. Сколько электронов находится на внешнем уровне атома алюминия?

Ответ: три электрона.

  1. Какую степень окисления проявляет алюминий?

Ответ: +3

  1. Алюминий будет отдавать или принимать электроны?

Ответ: отдавать.

  1. Значит алюминий это…

Ответ: металл.

Какой же это металл: активный или неактивный?

Ответы могут быть разные: из своего жизненного опыта ребята отвечают, что это неактивный металл (алюминиевые провода не реагируют с водой), другие делают предположение об активности алюминия, так как он находится в электрохимическом ряду напряжения металлов сразу после активных металлов.

Учитель: - Для решения вопроса об активности алюминия, что мы должны рассмотреть?

Учащийся: - Физические и химические свойства алюминия, как простого вещества.

Учитель: - Используя свои наблюдения, коллекцию “Алюминий и его сплавы” и другие выданные вам материалы назовите физические свойства алюминия.

Для более чётких и быстрых ответов используются таблицы “Относительная твёрдость металлов”, “Плотность металлов”, “Температура плавления металлов”, “Относительная теплопроводность и электрическая проводимость металлов”, которые находятся на каждой парте.

Примерные ответы. Физические свойства алюминия:

  • Серебристо- белого цвета
  • Твердость. Аl – 2,9 (Cr – 9, Na – 0,4)
  • Плотность. Аl – 2,7 , лёгкий (платина – 21,45, натрий - 0,97)
  • Плавкость. Al – 660 (вольфрам – 3370 , натрий – 98)
  • Большая электро- и теплопроводность.
  • Очень пластичен.

  (Презентация)

Каждое свойство дополняется примером из своих жизненных наблюдений.

IV. Этап. Исследование химической активности алюминия.

Учитель: - Смогли ли мы, рассмотрев физические свойства алюминия, ответить на вопрос об его активности?

Учащийся: - Нет.

Учитель: - Рассмотрим химические свойства алюминия. Предлагается демонстрация опытов “Взаимодействие алюминия с простыми веществами: йодом, серой и кислородом.

Опыт 1. Взаимодействие алюминия с йодом.

Предварительно готовят смесь порошка алюминия с йодом (в массовых соотношениях 1 : 15). Данную смесь помещают в фарфоровую чашку горкой. Из пипетки

На середину смеси капают несколько капель воды. Происходит бурная химическая реакция. Наблюдают выделение фиолетовых паров йода и горение металла.

Опыт 2. Взаимодействие алюминия с серой.

Смешивают размельченную серу и порошок алюминия в соотношениях 1 : 1. Смесь поместить в фарфоровую чашку или асбестовую сетку. Горящей лучинкой поджечь смесь. Наблюдаем реакцию.

Опыт 3. Горение алюминия.

Порошок алюминия помещаем в ложечку для сжигания веществ. Сверху кладём кусочек магниевой ленты или в её отсутствии 2–3 спичечные головки. Поджигаем. После начала горения, ложечку вносим, в предварительно набранную кислородом, колбу.

Наблюдаем яркое ослепительное пламя.

(Учитель спрашивает, где ребята наблюдали подобное явление, то они почти сразу называют горение бенгальских огней.)

После демонстрации учащимся предлагается выполнить задание по выяснению отношения алюминия к простым веществам.

Задание

(Групповая работа)

Цель: выяснить отношение алюминия к простым веществам – йоду, сере, кислороду, как восстановителя.

1. Напишите уравнения реакций, происходящих между алюминием и йодом, алюминием и кислородом.
2. Укажите окислитель и восстановитель.
3. Сделайте вывод о химической активности алюминия по отношению к простым веществам.
4. Проверьте друг у друга правильность записей по образцу.
5* Если вы затрудняетесь в написании окислительно-восстановительной реакции, пользуйтесь алгоритмом.

Алгоритм для выполнения заданий на окисление - восстановление

1. Определите степени окисления элементов в обеих частях уравнения.
2. Сравните степени окисления каждого из элементов до и после реакции.
3. Сделайте вывод об изменении степей окисления (понижение – признак восстановления, повышение – признак окисления)

Образец выполнения задания

http://festival.1september.ru/articles/212880/img1.jpg

Вывод: алюминий – активный металл.

Учитель: - При каких условиях алюминий реагировал с простыми веществами?

Учащийся: - При использовании дополнительной энергии или катализатора (Н2О).

Учитель: - При комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется, поскольку его поверхность покрыта очень прочной тонкой оксидной плёнкой, которая и защищает металл от внешних воздействий и воды.

Учитель: - Посмотрим, как ведёт себя алюминий по отношению к сложным веществам?

V. Выполнение лабораторных опытов “Взаимодействие алюминия с раствором соляной кислоты”, “ Взаимодействие алюминия с раствором гидроксида натрия”.

Инструкция по выполнению лабораторной работы

Цель: Изучить отношение алюминия к кислотам и щелочам.

Правила работы с кислотами и щелочами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку.

Опыт 1. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка нагрейте.

Опыт 2. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора гидроксида натрия. Пробирку слегка прогрейте.

Задание:

1. Выполните опыты.
2. Обговори с соседом по парте наблюдаемое.
3. Запишите уравнения реакций.
4. Сделай вывод.
5
* Если затрудняешься в написании уравнений, открой стр. 58-59 учебника.

Фронтальная проверка. Комментированное чтение.

При этом виде работы учащиеся получают возможность участвовать в самопроверке знаний и умений, совершенствуют свою речь, обращают внимание на правильное употребление химических терминов и названий веществ.

Образец выполнения лабораторной работы.

Опыт 1.

http://festival.1september.ru/articles/212880/img3.jpg

Наблюдали: алюминий хорошо растворяется в растворе соляной кислоты, выделяется газ водород.

Вывод: Алюминий – активный металл.

Опыт 2.

http://festival.1september.ru/articles/212880/img4.jpg

Наблюдали: алюминий взаимодействует с раствором гидроксида натрия с выделением водорода.

Вывод: Алюминий образует амфотерные соединения.

ІІІ. Ситуация выбора в процессе проверки усвоения знаний.

Учащиеся для проверки усвоения знаний отдают предпочтение одному из вариантов заданий, для наиболее полного проявления своей активности. Учитель поясняет каждый из предложенных вариантов, показывает значимость его выполнения, раскрывает критерии его оценки. Для правильного выбора задания учащимся предлагается познакомиться с советами.

Советы при выполнении индивидуального выбора задания.

1. Внимательно прочти все задания.
2. Соотнеси своё желание в получении хорошей отметки с собственными возможностями правильного выполнения задания.
3. Выбирай и решай!
4. Проверь полученные результаты и мысленно оцени себя.

Задания

Часть А. на “3”

  • Закончите уравнения реакции.
  • Назови продукты реакции.

Al + Br2 http://festival.1september.ru/articles/212880/img2.jpg
Al + H
2SO4 (p-p) http://festival.1september.ru/articles/212880/img2.jpg

Часть В. на “4”

  • Осуществите превращения:

Al http://festival.1september.ru/articles/212880/img2.jpg Al2 O3 http://festival.1september.ru/articles/212880/img2.jpg Al Cl3
Al 
http://festival.1september.ru/articles/212880/img2.jpg AlCl3 http://festival.1september.ru/articles/212880/img2.jpg Al2 (SO4)3

  • Назовите продукты реакций.

Часть С. на “5”

  • Что является веществом Х в реакциях:

Al + X http://festival.1september.ru/articles/212880/img2.jpg Al (OH)3
Al + X 
http://festival.1september.ru/articles/212880/img2.jpg Al2 O3

Проверка проводится сразу после выполнения заданий по готовым ответам на доске.

ІV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. Над какой темой мы сегодня работали?
2. Что нового вы узнали об алюминии?
3. Решили ли мы проблему об активности алюминия? 
4. Какими путями решали эту проблему?
5. К каким выводам пришли?
6. Оцените свою работу на уроке:

- материал усвоен (на всех этапах урока “4”, “5”)
- материал усвоен недостаточно (оценки “3”, “4”)

V. Домашнее задание.

  • 1, группа “А”: § 13 до стр.60.
  • 2, группа “В”: § 13 до стр.60; Вопросы 1,2,3 на стр. 62.
  • 3, группа “С”: § 13 до стр.60; используя материал сегодняшнего урока, составьте цепочку превращений алюминия и его соединений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что объединяет все эти изображения?

Слайд 2

Анаграмма Посмотрите на следующий ряд слов, определите их правильное название и выберите лишнее: ТОЗА- РОФФОС- ЕРАС- ДОРЛЕУГ- МЕНИЙРК- МИНИЛЮАЙ- АЗОТ ФОСФОР СЕРА УГЛЕРОД КРЕМНИЙ АЛЮМИНИЙ

Слайд 3

Тема урока Алюминий и его соединения

Слайд 4

Физические свойства Алюминий – металл серебристо- белого цвета, лёгкий ( q - 2,7 г./ см. 3 ), плавится при температуре 660 0 С. Обладает хорошей ковкостью, пластичностью, электрической проводимостью и теплопроводностью, легко поддаётся обработке, образует лёгкие и прочные сплавы.

Слайд 5

Название соединения Формула Пояснения Цвет Каолинит Al 2 O 3 *2SiO 2 *H 2 O Боксит Al 2 O 3 *n H 2 O Полевой шпат K 2 O*Al 2 O 3 *6SiO 2 Корунд Al 2 O 3 Нефелин Na 2 O*Al 2 O 3 *2SiO 2 ПРИРОДНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ АЛЮМИНИЯ

Слайд 6

Химические свойства Алюминий восстанавливает все элементы, находящиеся справа от него в электрохимическом ряду напряжения металлов. Из сложных соединений алюминий восстанавливает ионы водорода и ионы менее активных металлов. Однако при комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется, поскольку его поверхность покрыта защитной оксидной плёнкой.

Слайд 7

Применение алюминия Al

Слайд 8

Высокая технологичность; Высокая коррозионная стойкость; Долговечность; Архитектурность ; Малая плотность при удовлетворительной прочности; Надёжность работы при низких температурах; Отсутствие искрообразования; Рециклинг (наиболее эффективный вид сырья для вторичной переработки). А чем хорош алюминий в строительстве? П рименение алюминия в строительстве обусловлено основными физико-механическими и технологическими свойствами этого металла .

Слайд 9

Металл будущего Вывод: Обладая такими свойствами как лёгкость, прочность, коррозионноустойчивость, устойчивость к действию сильных химических реагентов - алюминий нашёл большое занимают в авиационном и космическом транспорте применение во многих отраслях народного хозяйства. Особое место алюминий и его сплавы, электротехнике, а за ними будущее нашей науки и техники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Алюминий, его химические и физические свойства"

Технологическая карта урока позволяет использовать разнообразные технологии для организации образовательного пространства. Используя карту можно четко формулировать цель и задачи каждого  этапа ...

План-конспект урока "Алюминий" в рамках ФГОС

Формирование УУД в рамках ФГОС на уроке в 9-м классе "Алюминий, его физические и химические свойства"...

Урок Алюминий его физические и химические свойства с использованием ФЦИОР

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАТема: Алюминий его физические и химические свойства.1.  ФИО (полностью)Иванова Лидия Александровна2.  Место работыМБОУ основная школа  №8 «Экос» г. Долгопрудног...

План-конспект урока АЛЮМИНИЙ, ЕГО СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ

урок разработан для 9 класса по теме "Металлы"...

Презентация к уроку "Алюминий:физические и химические свойства. Применение алюминия"

Презентация для 9 класса:учащиеся сами определяют тему урока, задачи, делают выводы.В презентации самостоятельная работа для актуализации опорных знаний, прослеживается связь строение - свойства - при...

Конспект урока "Алюминий"

Урок «Алюминий» занимает важное место в систематическом курсе химии 9 – го класса, в теме «Металлы». Учащиеся к этому времени овладели многими понятиями и навыками данного курса химии. Они знакомы с о...