Факультативный курс по химии
рабочая программа по химии на тему

Ямщинина Алевтина Петровна

Факультативы по химии для 8-11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Воркуты.

Рассмотрено и согласовано

На заседании МО учителей

естественно-математического цикла

Протокол №  ____

от «__» ________ 20___            

Руководитель ШМО ______________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты

___________________Р.П.Понаморенко

от «__» ______ 20___

ОСНОВЫ БИОХИМИИ

Рабочая учебная программа элективного курса

среднего (полного) общего образования

10 класс

срок реализации: 1 год

Составлена на основе программы «Биохимия

», А.С.Конечева, А.П. Конечева, ИТД «Корифей»,Волгоград,2006

Составила:

Ямщинина Алевтина Петровна,

 учитель химии

Воркута

 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по элективному курсу «Основы биохимии» для  10 класса  основной общей школы создана  в соответствии с:

- Основной общеобразовательной программой – образовательной программой основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Воркуты

с учётом:

- Программы для учащихся общеобразовательных учреждений. А.С.Конечева, А.П.Конечева, «Биохимия». Элективный курс. Молекулярная биология. 10 класс/ Волгоград: ИТД «Корифей», 2006

Цель элективного курса «Основы биохимии»

Цель: развитие знаний и умений в области биохимии питания, направленных на организацию рационального питания и здорового образа жизни.

Срок реализации курса – 1 год , 18 часов (0.5 часа в неделю)

При изучении органической химии учащиеся получают знания о различных классах органических соединений. Как показывает практика, полученные знания, как правило, не используются учащимися в повседневной жизни. При решении, например, такого важного вопроса, как определение рациона питания. Предлагаемый элективный курс открывает перед учащимися такие возможности.

Разработанный курс может использоваться после изучения следующих тем курса органической химии: «Спирты», «Альдегиды и карбоновые кислоты», «Жиры», «Углеводы», «Амины. Аминокислоты», «Белки».

При изучении элективного курса учащиеся знакомятся с химическим составом пищевых продуктов, значением составных компонентов пищи для организма человека, с загрязнителями пищевых продуктов, с пищевыми добавками и с методами исследования состава и качества пищевых продуктов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы

Наименование раздела

Количество часов

В том числе практическая часть

1.

Составные компоненты пищи

7

1

2.

Пищевые добавки и загрязнители

2

3.

Хлеб

4

4

4.

Картофель

1

1

5.

Фрукты и ягоды

2

1

6.

Овощи в нашем питании

1

1

7.

Основы рационального питания

1

1

Итого

18

9

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

Тема 1. Составные компоненты пищи (7 ч.)

Основные группы продуктов питания, их общая характеристика.
Белки как высокомолекулярные соединения. Аминокислоты, образующие белки, синтез пептидов. Свойства белков: гидратация, денатурация, пенообразование, качественные реакции. Функции белков в организме человека. Классификация белков по происхождению, по степени сложности, по форме молекулы, по растворимости в отдельных растворителях, по выполняемым функциям. Переваривание белков в организме человека. Продукты, являющиеся источником белка для организма человека. Суточная потребность в белке.

Жиры. Состав и строение жиров. Физические свойства. Химические свойства: гидролитическое расщепление, гидрирование, галогенирование, способность к самоокислению. Функции жиров в организме человека. Переваривание жиров. Продукты, являющиеся источником жиров. Суточная потребность в жирах. Пищевая порча жиров.

Углеводы. Классификация углеводов. Глюкоза и фруктоза как представители группы моноз. Состав и строение. Содержание в пищевых продуктах.
Рибоза и ксилоза как представители группы пентоз. Состав и строение. Содержание в продуктах питания. Биологическая роль моносахаридов в организме человека.
Олигосахариды. Мальтоза, сахароза, лактоза как представители группы олигосахаридов. Состав и строение. Содержание в продуктах питания. Биологическая роль олигосахаридов.

Полисахариды. Крахмал, гликоген, клетчатка и пектиновые вещества как представители группы полисахаридов. Превращение углеводов в организме человека. Технические процессы при превращении углеводов: меланоидинообразование и карамелизация сахаров. Продукты, являющиеся источниками углеводов. Суточная потребность в углеводах.

Понятие о витаминах. Классификация витаминов по признаку растворимости. Жирорастворимые витамины: группы А, группы D, группы Е, группы К. Химические названия. Состав и строение. Физиологическое действие на организм человека. Нарушения, возникающие в организме человека при гипо- и гипервитаминозе. Продукты, являющиеся источником витаминов. Суточная потребность в витаминах.
Водорастворимые витамины: витамины группы В (В1, В2, В3, В5, В6, В12), витамин С. Химическое название. Состав и строение. Физиологическое действие на организм человека. Нарушения, возникающие в организме человека при гипо- и гипервитаминозе. Продукты, являющиеся источником витаминов. Суточная потребность в витаминах.

Минеральные вещества. Функции, выполняемые в организме человека. Классификация минеральных веществ. Понятие о макроэлементах. Макроэлементы: кальций, фосфор, магний, натрий, калий, хлор, сера. Физиологическое действие на организм человека. Нарушения, возникающие в организме человека при недостатке и избытке макроэлементов. Источники макроэлементов. Суточная потребность.
Понятие о микроэлементах. Микроэлементы: цинк, йод, фтор. Физиологическое действие на организм человека. Нарушения, возникающие в организме человека при недостатке и избытке микроэлементов. Источники микроэлементов. Суточная потребность. Железо как элемент, занимающий промежуточное положение.

Практическая работа № 1. Качественное определение неорганических соединений костной ткани.

Тема 2. Пищевые добавки и загрязнители (2 ч.)

Пряности, их виды, свойства и применение. Пищевые приправы и пищевые кислоты.

Пищевые добавки, их назначение, химическая природа. Виды пищевых добавок: пищевые красители, цветорегулирующие материалы, загустители, пектиновые вещества, подслащивающие вещества, консерванты, ароматизатор.

Природные токсины: биогенные амины, алкалоиды, цианоганные гликозиды (источники загрязнения, химическая природа, физиологическое действие на организм).
Загрязнители: токсичные элементы (ртуть, свинец, кадмий), пестициды, нитраты, нитрозамины, полициклические ароматические углеводороды. Источники загрязнения, химическая природа, физиологическое действие на организм человека.

Тема 3. Хлеб (4 ч.)

Химический состав хлеба: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. Вещества, обуславливающие вкус и аромат хлеба. Химические преобразования органических соединений во время замеса теста и во время выпечки хлеба. Разнообразие сортов хлеба и отличия между ними по содержанию питательных веществ.
Практическая работа № 2. Определение пористости хлеба.
Практическая работа № 3. Количественное определение поваренной соли.
Практическая работа № 4. Определение кислотности хлеба.
Практическая работа № 5. Количественное определение жира в хлебе.
Тема 4. Картофель (1 ч.)

Химический состав картофеля: белок, жиры, углеводы, азотистые вещества, минеральные соли, витамины.

Практическая работа № 6. Количественное определение сахаров в картофеле.
Тема 5. Фрукты и ягоды (2 ч.)

Химический состав фруктов и ягод: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Яблоко, груша, вишня, слива, цитрусовые. Химический состав.
Земляника, смородина, малина, крыжовник, облепиха, арония (рябина) черноплодная. Химический состав.

Практическая работа № 7. Обнаружение органических веществ в ягодах и фруктах.

Тема 6. Овощи в нашем питании (1 ч.)

Овощи как фактор повышения пищеварительной активности и нормализации нервной возбудимости. Химический состав овощей: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли.
Капуста, морковь, помидоры, огурцы, лук, чеснок, горох, тыква. Кабачки, баклажаны, перец стручковый, свекла, укроп. Химический состав. Советы по хранению и приготовлению овощей.

Практическая работа № 8. Определение кислотности плодов.
Тема 7. Основы рационального питания (6 ч.)

Основные принципы рационального питания: баланс энергии (основной обмен, специфическое динамическое действие пищи, расход энергии на мышечную деятельность), удовлетворение потребности организма в основных пищевых веществах, режим приема пищи.

Практическая работа № 9. Составление рациона питания школьника.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения курса по выбору у учащихся должны быть сформированы представления:

- об организации здорового питания и здорового образа жизни;

-о химическом составе пищевых продуктов, значением составных компонентов пищи;

- о загрязнителях пищевых продуктов;

- о пищевых добавках.

В результате изучения курса по выбору у учащихся должны быть сформированы навыки:

-исследования состава и качества пищевых продуктов;

- проводить опыты, демонстрирующие свойства химических веществ;

- доказывать наличие химических веществ в доступных для исследования биологических тканях или их моделях с помощью качественных реакций;

- делать заключение о состоянии продуктов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров В.А. и др. Справочник садовода – любителя. – М.: Пищпромиздат, 1987.

2. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1980.

3. Балев И.И. Домашний эксперимент по химии. – М.: Просвещение, 1977 – 124с.

4. Биохимия овощных культур. – Л.: Сельхозиздат, 1961.

5. Биохимия плодов и овощей. – М.: Академия наук СССР, 1961.

6. Витамины: каталог. – М.: Ветеринарный институт, 1978.

7. Витамины и витаминные препараты. – М.: Медицина, 1973.

8. Витамины круглый год /составитель Н.Д. Ущеренко/ - Кемерово.: Кемеровское книжное                  

    Из-во, 1981. – 134с.

9. Власюк П.А. Химический состав картофеля и пути улучшения его качества. – М.:    

    Сельхозизд., 1979.

10. ГОСТ 5898-51 Метод определения содержания поваренной соли.                                          

11. Данилова Е.Н., Цуркова К.Е. Пищевая ценность хлебобулочных изделий. – М.:

      Пищевая промышленность, 1973. – 80с.

12. Доценко В.А. Овощи и плоды в питании. – Л.: Пищевая промышленность, 1988.

13. Ильинская Т.И. Витамины в хлебопекарной промышленности СССР и за рубежом. –

      М.: Пищьпром., 1966. – 56с.

14. Минх А.А. Методы гигиенических исследований. – М., 1971.

15. Методика физиолого-биохимических исследований картофеля. –

      М.: Научно-исследовательский институт картофельного хозяйства, 1989.

16. Методы исследования пищевых продуктов/ составитель Ю.И. Земляк, М.Г. Гершфельд/

      Кишинев, 1958. – 144с.

17. Обнаружение нитратного азота и фосфатного фосфора в овощах и фруктах // Химия в    

      Школе. – 1993. - №6. – с. 51 -53.

18. Ольгин О. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1995. – 176с.

19. Покровский В.П. Беседы о питании.- М.: Высшая школа, 1978.

20. В.В. Похлебкин. Все о пряностях. Виды, свойства, применение. – М.: Пищевая

      Промышленность, 1974.

21. П. Паулп. Чего не хватает в вашем организме: сырые овощные соки. – Канада, 1990.

22. А.Н. Самсонова, В.Б. Ушева. Фруктовые и овощные соки (техника и технология).

      М.: Агропромиздат, 1990. – 287с.

23. И.М. Скурихин, А.П. Нечаев. Все о пище с точки зрения химика. – М.: Высшая школа,

      1991. – 288с.

24. И.М. Скурихин. Овощи и картофель // Химия и жизнь. – 1984. - №7. – с. 47 – 49.

25. И.М. Скурихин. Фрукты и ягоды // Химия и жизнь. – 1984. - №6. – с. 52 – 54.

26. О. Фелитова. Огурчики // Химия и жизнь. – 1978. - №8. – с. 84 – 89.

27. Ю.Б. Филипович. Основы биохимии. – М.: Высшая школа, 1985. – 503с.

28. Д. Шкурко. Забавная химия. – Л.: Детская литература, 1976.      

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Тема занятия

Сроки

1

Общая характеристика продуктов питания. Белки

1 неделя

2

Жиры

3

3

Углеводы

5

4

Жирорастворимые витамины.  Водорастворимые витамины

7

5

Минеральные вещества пищи

9

6

Микроэлементы

11

7

Практическая работа № 1. Качественное определение неорганических соединений костной ткани.  

13

8

Виды пряностей и их назначение. Виды пищевых добавок и их назначение

15

9

Природные токсины в пищевых продуктах. Загрязнители пищевых продуктов

17

10

Химический состав хлеба. Практическая работа № 2. Определение пористости хлеба

19

11

Практическая работа № 3,4. Количественное определение поваренной соли. Определение кислотности хлеба

21

12

Практическая работа № 5. Количественное определение жира в хлебе

23

13

Химический состав картофеля. Практическая работа № 6. Количественное определение сахаров в картофеле

25

14

Химический состав фруктов. Химический состав ягод

27

15

Практическая работа № 7. Обнаружение органических веществ в ягодах и фруктах

29

16

Химический состав овощей. Практическая работа № 8. Определение кислотности плодов

31

17

Основные принципы рационального питания. Теории питания.

33

18

Практическая работа № 9. Составление рациона питания школьника

35



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Воркуты.

Рассмотрено и согласовано

На заседании МО учителей

естественно-математического цикла

Протокол №  ____

от «__» ________ 20___            

Руководитель ШМО ______________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты

___________________Р.П.Понаморенко

от «__» ______ 20___

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ

Рабочая учебная программа факультативного курса

среднего (полного) общего образования

10 класс

срок реализации: 1 год

Составлена на основе программы элективных и факультативных курсов по химии 10-11 классов, Г.А.Шипарева, М.: Дрофа, 2005

Составила:

Ямщинина Алевтина Петровна,

 учитель химии

Воркута

 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по факультативному курсу «Решение задач по химии» для  10 класса  основной общей школы создана  в соответствии с:

- Основной общеобразовательной программой – образовательной программой основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Воркуты

с учётом:

- Программы элективных и факультативных курсов по химии 10-11 классов. Г.А. Шипарева – М.: «Дрофа», 2005 г.

Цель, задачи элективного курса «Решение задач по химии»

Цель: подготовка выпускников к выполнению заданий ЕГЭ по химии

Задачи: - подготовить выпускников к ЕГЭ по химии

- развить умения самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач, работать с тестами различного типа;

- выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии;

- подобрать задания, вызывающие наибольшие затруднения у учащихся при сдаче ЕГЭ, включая задания, недостаточно изучаемых в рамках школьной программы;

-проводить информационную работу с учащимися и с их родителями.

Срок реализации курса – 1 год , 36 часов (1 час в неделю)

Для успешного решения задач, поставленных перед школой, необходимо, с одной стороны, обеспечить прочное овладение школьниками программным объемом знаний и умений и, с другой - создать условия для углубленного изучения школьного курса химии для учащихся, проявляющих склонность и интерес к химии.

Большое внимание уделяется отработке навыков решения расчётных задач различных типов, а также комбинированных задач.

Всё это позволит учащимся углубить свои знания по некоторым вопросам химии.

           ЕГЭ по химии в современных условиях совмещает в себе две функции: итоговую аттестацию выпускников за курс средней общеобразовательной школы и представление им возможности продолжить образование по избранной специальности в высшей школе. Анализ результатов экзамена, проводимого в рамках эксперимента в разных регионах России, свидетельствует о том, что его успешная задача зависит от степени владения учащимся теоретическими знаниями за курс средней школы и умениями их использовать в нестандартных ситуациях.

        Опыт проведения ЕГЭ свидетельствует о том, что выпускники не достаточно успешно справляются с такой формой проведения экзамена. Для повышения эффективности результатов необходимо осуществлять так же и дополнительную подготовку учащихся к экзамену.

       Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение. К тому же не все темы, усвоение которых необходимо для успешной сдачи экзамена достаточно и полно рассматриваются в рамках школьной программы. Особенно это касается заданий части С. В связи с этим, факультативный курс, предназначенный для учащихся 11 классов, подается на более глубоком уровне и направлен, прежде всего, на  расширение, обобщение и пополнение  знаний школьников  по химии.

Срок реализации курса – 1 год , 18 часов (1 час в неделю)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

          «Органические вещества»

 Органические вещества и их классификация. Кислородсодержащие органические соединения. Смешанные задачи.

           «Спирты»

Практическое значение спиртов. Исследование и доказательство строения и свойств спиртов: взаимодействие этилового спирта с натрием; взаимодействие спирта с бромистым водородом; сравнение свойств однотомных спиртов; гигроскопичность глицерина;  горение глицерина:  сравнение с горением углеводородов. Смешанные задачи.

Исследование: при каком процентном содержании глицерина в воде раствор перестанет

растворимости жиров в различных средах.  Исследование отношения различных масел  к окислению бромной водой  перманганатом, растворимости жиров, реакции непредельных жиров (масел);  присоединения иода по месту двойной связи;  определение степени непредельности жиров;  определение содержания кислот в жирах;   гидролиз жиров; гидрогенизация масел. Смешанные задачи.

  «Углеводы»

Углеводы, биологическая роль.  Исследование различных продуктов на присутствие крахмала. Обнаружение глюкозы в фруктах и ягодах. Синтез моносахаридов из формальдегида. Гидролиз сахарозы (получение искусственного меда). Опыты с молочным сахаром. получение замерзать на улице в зимнее время?

      «Кислоты»

     Практическое значение кислот (акриловая,  метакриловая, щавелевая, бензойная кислоты). Высшие  карбоновые кислоты, их применение.

Исследование свойств стеариновой, щавелевой, молочной  кислот.

Получение акриловой,  метакриловой, щавелевой кислот. Получение мыла из стеариновой кислоты.  Смешанные задачи.

            «Сложные эфиры»

Синтез аспирина, гидролиз аспирина; получение метилового эфира метакриловой кислоты из органического стекла; получение метилметакрилата. Смешанные задачи.

 «Жиры»

      Жиры, биологическая роль. Исследование патоки и глюкозы из крахмала. получение крахмала из картофеля. Смешанные задачи.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

По итогам факультативного курса учащиеся должны знать:

- химические свойства разных классов органических и неорганических соединений;

- признаки, условия и сущность химических реакций;

- химическую номенклатуру.

По итогам факультативного курса учащиеся должны уметь производить расчеты:

- по формулам и уравнениям реакций;

- определение компонентов смеси;

- определение формул соединений;

- растворимости веществ;

- вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях, отличающихся от нормальных;

- энтальпии веществ;

- переход от одного способа выражения концентрации к другому.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Берман Н. И., СШ «Решение задач по химии»-М.,Слово.
  2. Вайзман Ф.Л. «Основы органической химии»-С-Пб, Химия.
  3. Гаврусейко Н.П. «Проверочные работы по органической химии»-М., просвещение.
  4. Гузик Н.П. «Обучение органической химии»-М., Просвещение.
  5. Дайнеко В.И., «Как научить школьников решать задачи по органической химии»-М., Просвещение.
  6. Лабий Ю.М. «Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств»-М., Просвещение.
  7. Магдесиева Н.Н., Кузьмегко Н.Е. «Учись решать задачи по химии»-М., Просвещение.
  8. Пак М., «Алгоритмы в обучении химии».
  9. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г., «Задачи по химии для поступающих в ВУЗы» -М., Высшая школа
  10. Чертков И.Н. «Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии»-М., Просвещение

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№п/п

Тема занятия.

Сроки

Повторение основ неорганической химии

Основные стехиометрические законы.

Решение задач на нахождение массы продукта реакции по массе исходного вещества.

Решение задач с использованием закона Авогадро.

Составление формул алканов. Номенклатура.

Решение задач на вывод формулы вещества по массовым долям химических элементов.

Решение задач на избыток одного из реагирующих веществ по химическим свойствам предельных углеводородов.

Изомерия циклоалканов. Номенклатура.

Изомерия непредельных углеводородов. Составление формул. Номенклатура.

Особенности строения алкадиенов.

Составление уравнений химических реакций, отражающих химические свойства непредельных углеводородов.

Реакции полимеризации: механизмы, уравнения, формулы полимеров.

Решение задач на выход продукта реакции.

Изомерия аренов. Составление формул. Номенклатура.

Решение цепочек превращений.

Изомерия галогенпроизводных углеводородов. Составление формул. Номенклатура.

Классификация, изомерия, номенклатура спиртов.

18-19.

Решение задач на нахождение формул по продуктам сгорания веществ.

20.

Составление уравнений химических реакций, отражающих химические свойства альдегидов.

21.

Решение задач на нахождение массы продукта реакции, если одно из реагирующих веществ содержит примеси.

22.

Изомерия карбоновых кислот. Номенклатура.

23.

Ионный механизм химических реакций, характерных для карбоновых кислот.

24.

Решение цепочек превращений, отражающих взаимосвязи изученных классов органических веществ.

25.

Решение задач с использованием понятия «концентрация раствора».

26.

Обратимость химических реакций в органической химии. Условия смещения химического равновесия при протекании реакций этерификации.

27.

Составление формул углеводов.

28.

Составление уравнений реакций, отражающих альдегидный и спиртовой характер глюкозы, фруктозы.

29-30.

Решение комбинированных задач.

31

Изомерия азотсодержащих соединений. Составление формул. Номенклатура.

32.

Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ.

33-36.

Решение цепочек превращений, отражающих генетические взаимосвязи органических веществ.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по факультативному курсу «Решение задач по химии» для  11 класса  основной общей школы создана  в соответствии с:

- Основной общеобразовательной программой – образовательной программой основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Воркуты

с учётом:

- Программы элективных и факультативных курсов по химии 10-11 классов. Г.А. Шипарева – М.: «Дрофа», 2005 г.

Цель, задачи элективного курса «Решение задач по химии»

Цель: подготовка выпускников к выполнению заданий ЕГЭ по химии

Задачи: - подготовить выпускников к ЕГЭ по химии

- развить умения самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач, работать с тестами различного типа;

- выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии;

- подобрать задания, вызывающие наибольшие затруднения у учащихся при сдаче ЕГЭ, включая задания, недостаточно изучаемых в рамках школьной программы;

-проводить информационную работу с учащимися и с их родителями.

Срок реализации курса – 1 год , 34 часов (1 час в неделю)

Для успешного решения задач, поставленных перед школой, необходимо, с одной стороны, обеспечить прочное овладение школьниками программным объемом знаний и умений и, с другой - создать условия для углубленного изучения школьного курса химии для учащихся, проявляющих склонность и интерес к химии.

Большое внимание уделяется отработке навыков решения расчётных задач различных типов, а также комбинированных задач.

Всё это позволит учащимся углубить свои знания по некоторым вопросам химии.

           ЕГЭ по химии в современных условиях совмещает в себе две функции: итоговую аттестацию выпускников за курс средней общеобразовательной школы и представление им возможности продолжить образование по избранной специальности в высшей школе. Анализ результатов экзамена, проводимого в рамках эксперимента в разных регионах России, свидетельствует о том, что его успешная задача зависит от степени владения учащимся теоретическими знаниями за курс средней школы и умениями их использовать в нестандартных ситуациях.

        Опыт проведения ЕГЭ свидетельствует о том, что выпускники не достаточно успешно справляются с такой формой проведения экзамена. Для повышения эффективности результатов необходимо осуществлять так же и дополнительную подготовку учащихся к экзамену.

       Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение. К тому же не все темы, усвоение которых необходимо для успешной сдачи экзамена достаточно и полно рассматриваются в рамках школьной программы. Особенно это касается заданий части С. В связи с этим, факультативный курс, предназначенный для учащихся 11 классов, подается на более глубоком уровне и направлен, прежде всего, на  расширение, обобщение и пополнение  знаний школьников  по химии.

        

         

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ п\п

Наименование разделов и тем

кол-во часов

1

 «Электролиз»

5

2

 «Растворы»

11

3

Генетическая связь между классами соединений

6

4

 Вывод химических формул

5

5

 Окислительно-восстановительные реакции

7

Итого:34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Тема №1.  «Электролиз»

       Электролиз – окислительно-восстановительные реакции, протекающие под действием электрического тока. Электроды инертные и растворимые. Анод и катод.       При электролизе расплавов.   При электролизе растворов. Задачи и упражнения по теме «Электролиз». Смешанные задачи.

Тема №2 «Растворы»

                 Растворы. Ненасыщенный раствор Насыщенный раствор.

Состав раствора.  Массовая доля. Молярная доля. Молярная концентрация или моляльность. Молярная концентрация или молярность. Эквивалентная, или нормальная концентрация. Пересыщенный раствор. Концентрированный раствор. Задачи на растворы. Смешанные задачи.

Тема 3. «Генетическая связь между классами соединений»

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

 Генетическая связь между классами органических соединений. Смешанные задачи. Экспериментальные задачи: проведение «мысленного эксперимента».

Тема  4. «Вывод химических формул»

 Нахождение простейшей химической формулы вещества по массовым долям элементов.

 Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по массовым долям элементов и относительной плотности его по другому газу

 Установление молекулярной формулы газообразного вещества по продуктам сгорания

Тема 5. Окислительно-восстановительные реакции

         Окислительно-восстановительными реакциями (ОВР). Степени окисления (с.о.) элементов, образующих реагирующие вещества.

Окислитель. Восстановитель. Типичные окислители. Типичные восстановители. Три типа окислительно-восстановительных реакций.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

По итогам факультативного курса учащиеся должны знать:

- химические свойства разных классов органических и неорганических соединений;

- признаки, условия и сущность химических реакций;

- химическую номенклатуру.

По итогам факультативного курса учащиеся должны уметь производить расчеты:

- по формулам и уравнениям реакций;

- определение компонентов смеси;

- определение формул соединений;

- растворимости веществ;

- вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях, отличающихся от нормальных;

- энтальпии веществ;

- переход от одного способа выражения концентрации к другому.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аликберова Л.Ю., Занимательная химия, Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999.
  2. Артеменко А.И. Применение органических соединений,  Москва, Дрофа, 2005.
  3. Ахметов М.А. ЕГЭ по химии: результаты и методика подготовки выпускников. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2004.- 150с.
  4. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных -Л.:Химия,1987.
  5. Егоров А.С. и др. Химия выбирает нас. Ростов – на - Дону, Феникс,2004.
  6. ЕГЭ – 2012. Химия. Тематические тренировочные задания/ И.А. Соколова – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 286с.
  7. Ковальчукова О.В. Учись решать задачи по химии. – М.: Поматур, 1999. – 175с.
  8.  Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М: Высшая школа, 1992
  9. Николаев Л.А. Химия жизни, Москва, Просвещение, 1973
  10. Репетитор по химии/ Н.А. Белов – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 294с.
  11. Химия: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ Р.А. Лидин – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 286, (2)с.
  12. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы.- М.: Новая волна, 1996.-462с.
  13. Цветков Л.А. Эксперимент по органической химии в средней школе, Москва, Просвещение, 1973
  14. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. –М.: Владос, 2000.- 335с.
  15. Юдин А.М., Сучков В.Н.. Коростелин Ю.А.Химия для вас, Москва, Химия, 1984.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ п\п

Тема занятия

Сроки

1.1.

1-2

Выполнение упражнений по теме «Электролиз» (инертные электроды)

1-2 неделя

1.2.

3-5

Решение задач  по теме «Электролиз»

3-5 неделя

2.1.

6

Определение концентрации растворенного вещества в растворе с определенной концентрацией

6 неделя

2.2.

7-8

Приготовление раствора определенной концентрации

7-8 неделя

2.3.

9-10

Разбавление (концентрирование) растворов.

9-10 неделя

2.4.

11-12

Смешивание растворов одного и того же вещества.

11-12 неделя

2.5.

13-14

Смешивание растворов различных веществ, приводящее к протеканию химической реакции

13-14 неделя

2.6.

15-16

Вычисления, связанные с понятием «растворимость вещества»

15-16 неделя

3.1.

17-19

Генетическая связь между классами  неорганических соединений.

17-19 неделя

3.2.

20-22

Генетическая связь между классами органических соединений

20-22 неделя

4.1.

23

Нахождение простейшей химической формулы вещества по массовым долям элементов

23 неделя

4.2.

24-25

Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по массовым долям и относительной плотности его по другому газу

24-25 неделя

4.3.

26-27

Установление молекулярной формулы газообразного вещества по продуктам сгорания

26-27 неделя

5.1.

28

Определение степени окисления в химических соединениях

28 неделя

5.2.

29-32

Составление уравнений химических реакций методом электронного баланса

29-32 неделя

5.3.

33-34

Составление уравнений химических реакций методом полуреакции

33-34 неделя



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Воркуты.

Рассмотрено и согласовано

На заседании МО учителей

естественно-математического цикла

Протокол №  ____

от «__» ________ 20___            

Руководитель ШМО ______________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты

___________________Р.П.Понаморенко

от «__» ______ 20___

ХИМИЯ В БЫТУ

Рабочая учебная программа элективного курса

основного общего образования

8 класс

срок реализации: 1 год

Составлена на основе программы элективного курса «Химия в быту», Мышечкиной С.А. (ИД «Первое сентября»).

Составила:

Ямщинина Алевтина Петровна,

 учитель химии

Воркута

 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по элективному курсу «Химия в быту» для  8 класса  основной общей школы создана  в соответствии с:

- Основной общеобразовательной программой – образовательной программой основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Воркуты

с учётом:

- на основе программы элективного курса «Химия в быту», Мышечкиной С.А. (ИД «Первое сентября»).

Данный элективный курс по химии рассчитан на учащихся 8-х классов. Предложенная программа носит адаптивный характер. Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов о веществах и их практическом применении в повседневной жизни. А так же позволяет учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам бытовой химии, что способствует расширению и углублению базового компонента химического образования, обеспечивает интеграцию информации, химического, биологического и технологического характера, а так же позволяет сделать обучение более интересным для учащихся.

Цели, задачи элективного курса «Химия в быту»

Цель: показать практическое значение химических веществ, их применение, развивать практические навыки работы с веществами в повседневной жизни, способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля.

Задачи: -предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к химии и рассмотреть знания о применении веществ в повседневной жизни;

- совершенствовать экспериментальные умения и навыки проведения несложных опытов, их использование в домашних условиях;

-развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и
способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания;

- уточнить готовность и способность учения к выбору профессий, входящих
в мир химии.

Срок реализации курса – 1 год , 18 часов (0,5 часа в неделю)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы

Количество часов

Практические работы

I. Введение «Химия в быту»

1

II. Гидросфера. Вода, которую мы пьем.

6

1

III. Скорая химическая помощь (химчистка на дому)

2

1

IV.СМС и средства ухода за предметами
домашнего обихода

2

1

V. Будьте красивыми

2

1

VI. Строительные материалы
(ремонт своими силами)

2

1

VII. Сад и огород

1

1

VIII. Химические процессы в технологии
приготовления пищи

2

1


Итого:

18


 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Введение « Химия в быту» (1 час)

Во введении ознакомить с материалом об использовании химии в быту с древних времен до наших дней. Отмечаем правила по технике безопасности при использовании современных препаратов бытовой химии.

 Основные термины: яды и противоядия; первая медицинская помощь; класс опасности.

Практические занятия: содержание домашней аптечки.

2. Гидросфера. Вода, которую мы пьем (6 часов).

Повторить понятие гидросферы, познакомить с химическим составом воды, и ее пригодностью для питья и общего пользования, свойство воды как растворителя. Определить жесткость воды и приготовить раствор определенной концентрации.

Основные термины: гидросфера, жесткость воды, свойство вещества

Практические занятия:

  1. Свойство воды как растворителя. Способы очистки воды.
  2. Сравнение водопроводной воды и технической по запаху, цвету, прозрачности, кислотности, наличию осадка после отстаивания, пригодность для использования.
  3. Определение жесткости воды.
  4. Приготовление растворов заданной концентрации

  1. Скорая химическая помощь (химчистка на дому) ( 2 часа)

Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, от пищевых продуктов, крови, краски и т.д. чистка верхней одежды драпировок, диванов, ковров, меха.

 Основные термины: пятновыводители (чистящие средства), виды тканей; растворитель, загрязнитель.

Демонстрации: пятна различного происхождения; средства для чистки; удаления пятен.
Практические занятия:

  1. Удаление пятен.
  2. Чистка одежды и меха.
  1. СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода (2 часа)

Синтетически моющие средства. Мыло. Отбеливатели. Жесткость воды и ее умягчение. Образование и удаление накипи. Удаление ржавчины. Средства для удаления накипи и ржавчины.

Основные ермины: мыло, СМС, отбеливатели, жесткость воды (временная и постоянная), накипь, ржавчина.

Практические занятия:

  1. Получение мыла. Умягчение воды.
  2. Удаление накипи с эмалированной посуды и предотвращение ее образования.
  3. Удаление ржавчины.
  1. Будьте красивыми (2 часа)

Средства ухода за зубами. Дезодоранты. Декоративная косметика (макияж, цветовая гамма). Духи. Помада. Крема. Лаки.

Основные термины: декоративная косметика, лак, духи, туалетная вода, дезодорант, помада, крем, гель.

Демонстрации: образцы средств ухода за зубами, образцы декоративной косметики.
Практические занятия:

  1. Чистка зубов
  2. Наложение макияжа

6. Строительные материалы  (ремонт своими силами) (2 часа)

Краски, лаки, ЛКМ: их состав и назначение. Средства для шлифовки и полировки поверхностей. Вяжущие материалы. Бытовые клеи.

Основные термины: ЛКМ. Вяжущие материалы (асбест, цемент, гипс), шпаклевки.

Демонстрации: образцы строительных материалов. Лаков, красок
Практические занятия: твердение цемента и гипса.

7. Сад и огород (1 час)

Удобрение и их классификация. Нормы и сроки внесения удобрения. Кислотность почвы и ее известкование. Средства борьбы с сорняками и вредителями сада и огорода. Стимуляторы роста и развития растений и плодообразования. Признаки недостатка и убытка питательных веществ.

Основные термины: удобрения (минеральные, органические), кислотность почвы, известкование. Гербициды и инсектициды. Стимуляторы роста и развития.

Демонстрации: коллекции «Удобрения». Образцы стимуляторов роста и развития. Образцы гербицидов и инсектицидов.

Практические занятия:

  1. Приготовление раствора удобрения нужной концентрации.
  2. Приготовление бордоской жидкости для обработки растений.

 8. Химические процессы в технологии приготовления пищи (1 час)

Гашение соды. Брожение. Денатурация белков. Получение инвертного сахара. Белки, жиры, углеводы, соли. Искусственная пища.

Основные термины: искусственная пища, денатурация, гашение соды, брожение, ферменты, белки, жиры, углеводы, инвертный сахар.

Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности.

Разложение карбона аммония. Денатурация белка.

Практические занятия: гашение соды, приготовление инвертного сахара.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения элективного курса учащиеся должны знать: ядовитые и едкие вещества; простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи; химический состав воды, свойства воды, жесткость воды, способы очистки воды; технику выведения пятен различного происхождения; приемы чистки мебели, одежды; состав мыла и СМС, причины жесткости воды, образование накипи, способы умягчения воды и удаление накипи, состав ржавчины и способы ее удаления с различных изделий; назначение зубных паст, порошков, макияжа, цветовую гамму; классификацию удобрений, способ определения кислотности почвы, сроки и способы внесения удобрений, правила применения гербицидов, инсектицидов, стимуляторов роста; состав белков, жиров, углеводов и их значение в питании человека. Процесс разрыхления теста, процесс брожения.

В результате изучения элективного курса учащиеся должны уметь: оказывать первую помощь при отравлениях и ожогах, порезах; определять жесткость воды; готовить растворы заданной концентрации; умягчать воду, получать мыло, подбирать СМС по виду ткани и загрязнению, удалять накипь и ржавчину; подбирать нужные зубные пасты, щетки, цветовую гамму макияжа, декоративную косметику по возрасту, цели, времени года; назначение строительных химических средств (гипс, асбест, цемент, лаки, краски, клеи); готовить вяжущие растворы, подбирать лаки и краски по назначению и колеру; готовить растворы нужной концентрации удобрений, способы применения удобрений для внекоренных и коренных подкормок, технически проводить обработку растений с целью защиты от вредителей; пользоваться разрыхлителями, готовить инвертный сахар на водяной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома химики. – М: Химия, 1979.
  2. Белин В.Ф. ваш огород (маленькая энциклопедия). – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998.
  3.  Войтович В.А., Афанасьев А.Х. Химия в быту. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1974.
  4. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание, 1980.
  5.  Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс. Ч.2 – М.: Дрофа, 2003.
  6.  Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Ленинград: Химия. Ленинградское отделение, 1985; Высшая школа, 1992.
  7. Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории. Сборник инструкций. – М.: Аркти, 2002.
  8.  Мусская И.А. Домоводство. – Ижевск: ДОК Урал-Би-Си, 1991.
  9.  Тихвинская М.Ю. Практикум по химической технологии. – М.: Просвещение, 1984.
  10. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: «Академия К0».Академия холдинг, 2000.
  11.  Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992.
  12. ксенгендлер Г.И. Яды и противоядия. – Ленинград: Наука, 1982.
  13. Ольгин О.М. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986.
  14. Смирнов Ю.И. Мир химии. – СПб.: «МиМ – Экспресс», 1995.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1

 Введение «Химия в быту»

1 неделя

2

 Гидросфера. Распространенность вод, круговорот воды в природе, его значение в

сохранении природного равновесия

3

3

 Вода – универсальный растворитель. Химический состав воды. Жесткость воды.

Методы, применяемые для очистки воды, и их эффективности.

5

4

Практическая работа№1: «Свойство воды как растворителя. Способы очистки воды»

7

5

Практическая работа№2: «Сравнение водопроводной воды и технической по запаху, цвету, прозрачности, кислотности, наличию осадка после отстаивания, пригодность для использования»

9

6

Практическая работа№3 «Определение жесткости воды»

11

7

Практическая работа№4.»Приготовление растворов заданной концентрации»

13

8

Скорая химическая помощь (химчистка на дому). Практическая работа №5 «Удаление пятен»

15

9

Скорая химическая помощь (химчистка на дому) Практическая работа №6 «Чистка одежды и меха»

17

10

 СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода.  Практическая работа№7 «Получение мыла. Умягчение воды».

19

11

Практическая работа№8 «Удаление накипи с эмалированной посуды и предотвращение ее образования. Практическая работа№9 «Удаление ржавчины»

21

12

Будьте красивыми. Практическая работа №10 «Чистка зубов»

23

13

Будьте красивыми. Практическая работа № 11 «Наложение макияжа»

25

14

Строительные материалы  (ремонт своими силами)

27

15

Строительные материалы  (ремонт своими силами)

29

16

 Сад и огород. Практическая работа №12-13 «Приготовление раствора удобрения нужной концентрации». «Приготовление бордоской жидкости для обработки растений»

31

17

 Химические процессы в технологии приготовления пищи.

33

18

Практическая работа №14 «Гашение соды, приготовление инвертного сахара».

35



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Воркуты.

Рассмотрено и согласовано

На заседании МО учителей

естественно-математического цикла

Протокол №  ____

от «__» ________ 20___            

Руководитель ШМО ______________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты

___________________Р.П.Понаморенко

от «__» ______ 20___

ХИМИЯ В БЫТУ

Рабочая учебная программа элективного курса

основного общего образования

9 класс

срок реализации: 1 год

Составлена на основе программы элективного курса «Химия в быту», Мышечкиной С.А. (ИД «Первое сентября»).

Составила:

Ямщинина Алевтина Петровна,

 учитель химии

Воркута

 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по элективному курсу «Химия в быту» для  9 класса  основной общей школы создана  в соответствии с:

- Основной общеобразовательной программой – образовательной программой основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Воркуты

с учётом:

- на основе программы элективного курса «Химия в быту», Мышечкиной С.А. (ИД «Первое сентября»).

Цели, задачи элективного курса «Химия в быту»

Цель: формирование в сознании учащихся комплексного     представления о научно-предметной и ценностной картинах мира и обучение их способам применения приобретённых знаний в практической жизни.

Задачи: -воспитывать у учащихся экологическую грамотность поведения в окружающей среде, в школьной лаборатории и в быту, бережное отношение с веществами и материалами;

-развивать навыки практического использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, привлечь учащихся к наблюдениям, анализу;

-формировать у учащихся химическую грамотность, мышление.

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции знаний, позволяя создать положительную мотивацию обучению. Раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

Элективный курс даёт ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, позволяет познакомиться с профессиями, для которых необходимо знание химии.

В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека, практические занятия, носящие познавательно-исследовательский   характер.

         Элективный курс состоит из разделов: « Химия в медицине», «Моющие и чистящие средства», « Химия и косметика», « Химия нашей пищи».

Срок реализации курса – 1 год , 17 часов (0.5 часа в неделю)

        Поскольку материал данного курса не подкреплён конкретным учебным пособием, то преподавание теоретического курса занятий рассчитано в основном на лекции, семинары, использование электронных учебников, используются  инновационные технологии обучения: интеграция знаний, дифференциация, проектная деятельность учащихся, которая позволяет сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивать их творческие способности.

         

Тематический план.

№ п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Количество часов практики

1

Организационное занятие

1

2

Большая стирка

8

4

3

Салон красоты

2

4

Химия и строительство

2

1

5

Химия и медицина

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

Тема 1. Организационное занятие.

Ознакомление учащихся с содержанием элективного курса. Связь химии с нашей повседневной жизнью.

Тема 2. Большая стирка.

Проблема стирки. Зависимость процесса стирки от химических веществ. Новые стиральные порошки, пасты, отбеливатели. Выведение пятен. Чистота кожи, волос, зубов. Помощь химии в правильном выборе мыла, шампуня, дезодорантов.

Тема 3. Салон красоты.

Химия на службе красоты. Химические процессы, лежащие в основе самого простого ухода за кожей и волосами – их мытья, завивки, окраски. Свойства кожи и волос.

Тема 4. Химия и строительство.

Капитальный ремонт – серьезное событие для каждой семьи. Химические процессы, лежащие в основе строительных материалов. Закономерные протекания этих процессов, позволяющие выполнить ремонт быстро и качественно.

Тема 5. Химия и медицина.

Лекарственные препараты. Фитотерапия. Лекарственные растения Коми республики. Вред наркотических веществ, алкоголя, никотина.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения этого курса учащиеся должны знать: средства гигиены и косметики, препараты бытовой химии, наиболее используемые в домашней аптечке лекарства.

В результате изучения этого курса учащиеся должны уметь: соблюдать правила безопасности при общении с лекарственными препаратами, бытовой химией, средствами личной гигиены, маркировку пищевых, гигиенических продуктов и умение их читать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О.С. Габриелян. Химия 10 класс. М. Дрофа 2001.
  2. О.С. Габриелян. Химия 11 класс. М. Дрофа 2002.
  3. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.1992.
  4. Химия в школе №1. 2005.
  5. Энциклопедия. Наука. Дорлинг Киндерсли. Лондон 1999.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела, темы

Сроки

Тема 1. Организационное занятие.

1/1

Организационное занятие. Связь химии с повседневной жизнью.

1нед

Тема 2. Большая стирка.

2/1

Большая стирка

3нед

3/2

«Белизна» во всех делах годна

5нед

4/3

Практическая работа №1 «Выведение пятен»

7нед

5/4

Практическая работа №2 «Эффективность от состава, от температуры»

9нед

6/5

Мойдодыр

11нед

7/6

Практическая работа №3 «Выбор мыла и шампуня»

13нед

8/7

Практическая работа №4 «Выбор зубных паст, дезодорантов»

15 нед

Тема 3. Салон красоты.

9/1

Салон красоты

17 нед

10/2

Химия нашей прически

19 нед

11/3

Химия и косметика

21 нед

Тема 4. Химия и строительство.

12/1

Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач»

23 нед

13/2

Капитальный ремонт.

25 нед

Тема 5. Химия и медицина.

14/1

Химия лекарственных соединений.

27 нед

15/2

Растения – целители.

29 нед

16/3

Конференция «Вредным привычкам – нет!»

31 нед

17/4

Конференция «Вредным привычкам – нет!»

33 нед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по химии «Решение задач» 8 классы

Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 классе. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования...

Факультативный курс по химии "Химические понятия" для учащихся 11 классов.

Курс предназначен для подготовки учащихся к сдачи ЕГЭ. Тематический план включает задачи основного курса химии и кодификатор 2013г....

Факультативный курс "Экологическая химия"

Пояснительная записка.Проблемаухудшения качества среды обитания человека выходит на первое место среди современных проблем. Она носит глобальный характер, волнует и тревожит население и развитых и раз...

Факультативный курс по химии "Химия окружающей среды"

Охрана окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение здоровья человека – стали актуальными и стабильными проблемами, которые требуют неотложного решения....

Календарно-тематическое планирование факультативного курса по химии "Решение задач"

Каледарно-тематическое планирование факультативного курса по химии "Решение задач " для 10-11 классов. На изучение дается 1 час в неделю (34 часа в год)...

Факультативный курс «Общая химия»

Факультативный курс «Общая химия» предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 34 часа ( 1 час в неделю ). Предлагается изучение данного курса параллельно с изучением курса органической и нео...

Рабочая программа факультативного курса по химии для учащихся 8 класса "Избранные вопросы неорганической химии"

Предлагаемый курс рассчитан на формирование у учащихся 8 класса понимания количественных соотношений, которые характеризуют химические вещества и химические реакции, и выработку умений и навыков испол...