Урок химии "Свойства комплексных соединений"
методическая разработка по химии (11 класс) на тему

Разработка урока для  11 физико-химического класса по теме "Свойства комплексных соединений" с использованием интерактивной доски

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx301.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» г.Альметьевск

Химия

11 физико-химический класс

Разработка урока по теме

«Свойства комплексных соединений»

Комбинированный урок с использованием интерактивных технологий

Учитель: Бодрова Татьяна Владимировна

2013-2014 учебный год

Цель урока: закрепить знания учащихся о составе, строении, классификации и основах номенклатуры комплексных соединений. Ознакомить с их химическими свойствами и способами получения.

Задачи:- контроль знаний, полученных на последнем уроке о строении, классификации, номенклатуре комплексных соединений;

-в ходе проведения лабораторной работы изучить способы получения и химические свойства комплексных соединений;

-научиться составлять  уравнения реакций, характеризующих химические свойства, комплексных соединений;

-развивать умение быстро и точно организовывать свой труд, мотивировать свои ответы;

-способствовать развитию памяти, мышления, познавательной активности, логического мышления путем проведения  лабораторных опытов и анализа их результатов.

Оборудование и реактивы: интерактивная доска, растворы CuSO4, NH3 ,BaCI2, Na2S, HCI, NaOH, CrCI3 ,H2O2, пробирки.

Ход урока

Актуализация знаний и проверка домашнего задания:

-Судя по оборудованию на партах, предположите о чем будет идти речь сегодня на уроке? (Будем изучать свойства комплексных соединений)

- Какие соединения называются комплексными?

-На боковой доске разобрать строение комплексных ионов [Cu(NH3)4]2+и [Cr(OH)6]3-. Указать гибридизацию иона комплексообразователя и пространственное строение комплексного иона.

-На центральной доске составить формулы комплексных соединений по приведенным названиям: гексахлороплатинат (IV) калия,

нитрат хлоронитротетраамминкобальта (III),

тетрахлороаурат (III) водорода,

дироданодиамминмеди (II),

трифторогидроксобериллат магния.

-С места рассказать о строении комплексных соединений.

- На интерактивной доске разобрать строение приведенных на слайде комплексных соединений ( слайд 1)

 -С места рассказать о классификации комплексных соединений.

- Осуществить соответствие на интерактивной доске (слайд 2)

Слайд 1                                                                        Слайд 2

(Проверить выполнение заданий на боковой и центральной досках)

Изучение нового материала в форме проведения лабораторной работы.

- Составьте формулу сульфата тетраамминмеди (II). К какому типу комплексных соединений оно относится?

-Используя находящиеся в лабораторном лотке реактивы, предложите, как можно получить данное комплексное соединение.

- Получим предложенную соль, добавив к раствору сульфата меди раствор аммиака. Запишите уравнение проведенной реакции. Опишите свои наблюдения. Почему сначала наблюдаем образование осадка синего цвета, который при дальнейшем добавлении раствора аммиака растворяется?

CuSO4 + 2NH4OH (NH4)24+ Cu(OH)2  осадок синего цвета

CuSO4 + 4NH4OH [Cu(NH3)4]SO4 + 4H2O    раствор фиолетового цвета

1.Диссоциация комплексных соединений

Запишите уравнение диссоциации полученного комплекса.

[Cu(NH3)4]SO4 [Cu(NH3)4]2+ + SO42-

-Разделите полученный раствор на три равные части. Добавьте в пробирку с первой частью раствора раствор хлорида бария. Запишите уравнение проведенной реакции. Опишите свои наблюдения. К какому типу относится данная реакция? Какие частицы участвовали в обмене?

2. Реакции обмена с участием ионов внешней сферы.

[Cu(NH3)4]SO4 +BaCI2 [Cu(NH3)4]CI2+BaSO4осадок белого цвета

-В пробирку со второй частью раствора добавьте раствор сульфида натрия. Опишите наблюдения. Какие ионы в данном случае участвовали в обмене? Запишите уравнение проведенной реакции

3. Реакции обмена с участием иона-комплексообразователя.

[Cu(NH3)4]SO4 + Na2SNa2SO4+4NH3+ CuS↓ осадокчерногоцвета

-В пробирку с третьей частью раствора добавьте раствор соляной кислоты. Опишите наблюдения.Какие ионы в данном случае участвовали в обмене?Запишите уравнение проведенной реакции

4. Реакции обмена с участием лигандов.

[Cu(NH3)4]SO4 + 4HCICuSO4+4NH4CIраствор голубого цвета

-Очень часто в качестве иона-комплексообразователя встречаются ионы d-элементов. Какие элементы относятся к d-элементам? Соединения d-элементов часто участвуют в окислительно-восстановительных реакциях и комплексные соединения не являются исключением.

5. Окислительно-восстановительные реакции.

-Используя находящиеся в лабораторном лотке реактивы,  получите гексагидроксохромат (III) натрия. Запишите уравнение проведенной реакции. Опишите свои наблюдения.

6NaOH +CrCI3 3NaCI + Na3[Cr(OH)6]

Добавьте к полученному раствору перекись водорода. Запишите уравнение проведенной реакции.Cоставьте электронный баланс. Опишите свои наблюдения.

2Na3[Cr(OH)6] +3H2O2 2Na2CrO4 + 2NaOH + 8H2O

Закрепление изученного материала

-Какое комплексное соединение часто встречается в органической химии? Предложите способ получения данного соединения? Определите ,с какими из предложенных веществ будет реагировать это соединение? Составьте уравнения соответствующих реакций.  (Задание записано на слайде №3 на интерактивной доске)

слайд 3

Учитель проводит демонстрационный опыт: в пробирку наливает 1 мл раствора AICI3 и добавляет небольшими порциями раствор KOH. Учащиеся сначала наблюдают образование студенистого осадка, который при дальнейшем добавлении КОН растворяется.

Домашнее задание

Объясните наблюдения в проведенном опыте. Запишите уравнения соответствующих реакций.

Список используемой литературы:

1.Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия, 11 класс.- М.: Дрофа, 2009

2. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. М.: Высшая школа, 1998

3. Бабич Л.В., Балезин С.А. Практикум по неорганической химии. М.: Просвещение, 1998

4. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. Л.: Химия, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексные соединения. Общая химия, 11 класс

Презентация урока в 11 классе по общей химии.Тема: комплексные соединения.2011 год, Санкт-Петербург....

Комплексные соединения. Урок-исследование для 11 профильного класса.

    Мир химии богат и разнообразен. Немало загадок и тайн приготовил он человеку. Но человек любознателен и настойчив – множество веществ и явлений было открыто уже очень д...

Конспект урока "Комплексные соединения"

Химия 11 класс. Задачи урока: повторить виды химической связи; ознакомить с комплексными соединениями, на их примере раскрыть идею многообразия и взаимосвязи неорганических и органических соединений; ...

Разработка урока в 11 классе "Комплексные соединения"

Урок изучения нового материала, с выполнением лабораторной работа на получение комплексных соединений, с призентацией, с сообщениями учеников, приготовленных дома. В конце урока проводится самостоятел...

Конспект урока по химии 11 класс «Комплексные соединения».

Краткий план-конспект урока по химии на тему "Комплексные соединения" в 11 классе....

Конспект урока по химии 11 класс «Комплексные соединения».

Краткий план-конспект урока по химии на тему "Комплексные соединения" в 11 классе....

Конспект урока по теме "Комплексные соединения"

Урок предназначен для учащихся 11 класса, изучающих предмет химия на углубленном уровне. Продолжительность урока - 2 часа....