Модель системы работы с одаренными детьми учителя химии
статья по химии на тему

Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_sistemy_raboty_s_odarennymi_detmi_uchitelya_himii.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Модель системы работы с одаренными детьми учителя химии

      Творческое мышление химически одаренных учащихся характеризуется неординарностью - способностью выдвигать новые неожиданные идеи, гибкостью - способностью быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от одних явлений к другим, осуществлять интеграцию естественно - научных дисциплин. Следует отметить также высокий уровень развития их логического мышления, продуктивность мышления, способность к прогнозированию, логическую и механическую память, большой объем внимания, наблюдательность, развитое воображение. Одаренных в химическом плане школьников отличают такие личностные качества, как высокая работоспособность, самостоятельность, настойчивость и, конечно, способность оперировать химическими веществами при постановке опытов.

       Приоритетная функция учителя химии - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний.

Основные направления в работе с одарёнными детьми:

  • исследовательская деятельность на уроках;
  • проблемный и исследовательский эксперимент;
  • проектная и исследовательская деятельность во внеклассной работе;
  • предпрофильные курсы и кружки;
  • подготовка учащихся к олимпиадам.

Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования. Например, в 9 классе на уроке «Химические свойства металлов» учащимся предлагаю задание: предположить свойства бария, зная, что свойства веществ определяются строением атома, видом химической связи  и типом кристаллической решетки. На основе этих знаний строится план рассуждений:

  • выяснить строение атома, тип кристаллической решетки, предсказать свойства;
  • исследовать отношение данного вещества к простым (металлы, неметаллы) и  сложным (кислоты, основания, соли,  вода) веществам.

      При обучении учащихся умениям исследовательской  деятельности (наблюдать, сравнивать, проводить анализ, химические расчеты и т.д.) обращаю особое внимание на выработку умений строить логическую цепь рассуждений при  выполнении заданий. Это можно сделать, выполняя упражнения в составлении уравнений реакций на основе схем превращений одних веществ в другие. Такие задания выполняют учащиеся на уроке по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений», они вырабатывают умение совершать действие по плану. Определите опытным путем химический характер предложенного оксида.

     Учащиеся строят рассуждения примерно так:

  • провести реакцию с водой;
  • исследовать полученный продукт индикатором;
  • продукт реакции оксида с водой нерастворим, значит необходимо провести общую реакцию для основных оксидов с кислотой, для кислотных оксидов со щелочами.

    Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, получить удовольствие от проделанной работы.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть  самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.   

Уже на первых этапах изучения химии возможно проведение практических работ проектного плана, например «Наблюдения за горящей свечой» можно выполнить как проект «Домашний эксперимент» и заслушать на уроке сообщения учащихся по выполненным проектам.

     Метод проектов целесообразно использовать при изучении в 11 классе темы "Химия и общество", в 10 классе темы "Природные источники углеводородов", «Влияние кислородосодержащих соединений на природу и здоровье человека». Завершающим этапом  работы учащихся 9 классов на предпрофильном курсе «Химия и здоровье человека» является защита проектов.

   Олимпиада – это, прежде всего интеллектуальные соревнования старшеклассников. Данное определение достаточно точно отражает их суть. Во всех разновидностях олимпиад ярко проявляются элементы спортивного состязания, предусматривающие распределение по местам и призы. Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в семье и в учительской среде, но и у одноклассников. Поэтому огромное внимание обращаю на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям. Не жалея ни времени, ни сил мы готовимся к этим конкурсам: повторяем изученный ранее материал, решаем олимпиадные задачи, изучаем научную литературу. Для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам необходимо знакомить их с типичными приемами рассуждений и расчетов, которые применяются при выполнении многих усложненных, в том числе и олимпиадных заданий.

Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним - вот ключевая цель педагога в работе с учениками.

 

 Литература.

 

  1. Битуова Д.Р.  Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская  деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157 
  2. Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов. // Химия в школе.- №4. – 2006. – с. 2-3
  3. Габриелян О.С., Краснова В.Г., Сладков С.А. Современная дидактика школьной химии. // Химия. - №21. – 2007.
  4. Гузеев В.В. Поколение образовательных технологий: интегральные технологии. // Химия в школе. - №10. – 2003. – с.22
  5. Гриднева Е.П. Чем одарить одаренного ребенка. // Химия в школе. - №4. – 2007. – с. 2 – 3
  6.  Дранишникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одаренных детей. // Химия в школе. - №4. – 2008. – с. 2
  7. Загорский В.В. Олимпиада: «На старт! Внимание! Марш!» // Химия в школе. - №2. – 1998. – с. 2 -3
  8. Зубкова О.Б., Тропина Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся как условие социализации личности. // Исследовательская работа школьников. - №4. – 2007. – с. 106
  9. Иванова Р.Г. О наболевших проблемах методики обучения химии. // Химия в школе. - №6. – 2007. – с. 15
  10. Кулиев С.И., Степанова Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных заданий. //Химия в школе. - №10. – 2005. – с. 64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)

Данный материал  участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...

методическая модель организации работы с одаренными детьми в УДО

в статье предложена модель организации работы педагогов дополнительного образования с одаренными детьми...

Модель организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов

В данной статье представлена апробационная модель организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, а также разработана примерная структура "дневни...

Модель организации работы с одаренными детьми на уроках математики

   Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Повышенное внимание к проблемам обучения и развития одарённых детей ...