Викторина по химии "Несъедобные продукты"
методическая разработка по химии (11 класс) на тему
Для углубления и расширения знаний по химии, развития интереса к предмету необходимо умелое сочетание различных форм внеклассной работы и урока. В решении этой задачи необходимо как можно шире использовать межпредметные связи и знания учащихся на практике и повседневной жизни. Изучение химии связано с с русским языком и литературой, их терминами и и выражениями. Данная викторина содержит 13 вопросов. Задания выдаются каждому классу или вывешиваются в кабинете за 2 недели . Учитель или жюри, из самых хорошо знающих предмет, подводят итоги.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Химическая викторина «Несъедобные продукты»
Для углубления знаний учащихся по химии, развития интереса к ней, необходимо умелое сочетание различных форм внеклассной работы. В решение этой задачи, по-видимому, следует как можно шире использовать межпредметные связи и знания учащихся из практики и повседневной жизни. Одним из условий развития интереса к изучаемому материалу является связь новых понятий и терминов химии с понятиями и явлениями, известными учащимся. Изучение химии может быть связано с русским языком и литературой, их терминами и выражениями. Терминология бытовых понятий окружающего нас мира часто бывает перенесена на технические и научные названия. Например, названия продуктов питания и предметов быта стали техническими и химическими терминами. Литературные выражения проникли в химическую терминологию и получили новый смысл. Некоторые химические вещества, явления и процессы имеют одинаковые названия с продуктами питания. Слова молоко, молочный, масло, сахар, соль и другие, используемые в химии, ничего общего, кроме внешнего сходства, с продуктами питания не имеют.
Знакомство учащихся с данной терминологией расширяет кругозор учащихся, позволяет на привычные предметы взглянуть с необычной стороны, вызывает интерес к ним, позволяет уточнять значение терминов и выражений.
Знакомить учащихся с данной терминологией, как нам кажется, целесообразнее всего через химическую викторину. Занимательная форма вопросов должна привлечь внимание учащихся.
Для ответов на вопросы викторины, которые могут быть вывешены в химическом кабинете, учащимся дают время (1-2 недели) и рекомендуют следующую литературу:
1.Энциклопедический словарь юного химика. –М. Педагогика. 2012. и др.
Учитель оценивает ответы учащихся, отмечает лучшие из них, а затем более полные, интересные ответы на все вопросы викторины и вывешивает рядом с вопросами.
Вопросы викторины «Несъедобные продукты».
1.Бисквит – кондитерское изделие. Что означает «бисквит» в химии, технике?
2.Воду, которую мы пьем, называют питьевой водой. Какую воду (непригодную для питья) называют свинцовой, жавелевой, тяжелой, баритовой, известковой?
3.Ерш-рыба семейства окуневых. А для чего химии нужны ерши?
4.Каша –кушанье, сваренное из крупы и воды. В рентгеновском кабинете пациента угощают бариевой кашей. Что это такое? Почему ее можно безболезненно съесть, хотя все другие соли этого металла ядовиты?
5.Масла – жировые вещества, получаемые из молока или семян некоторых растений (сливочное, подсолнечное, льняное, соевое, конопляное и др.) Но. кроме этих масел, есть минеральные, смазочные, а также химические, например: купоросное, анилиновое, мирбаново, мыщьяковое, сурьмяное, масло голландских химиков. Что означают эти названия?
6.Молоко –пищевой продукт. «Молоко», «молочный» -эти термины относятся не только к продуктам питания, их используют в химии, технике и быту для обозначения веществ, по виду напоминающих молоко. Что означают термины «известковое молоко», «молочный камень», «крахмальное молоко»
7.Мука – пищевой продукт, полученный размолом зерна различных культур. А какая мука несъедобная?
8.Пирог, как известно, печеное изделие из тонко раскатанного теста с начинкой. Что в химии мы называем коксовым пирогом?
9.Сахар – пищевой продукт, получаемый главным образом из сахарной свеклы и сахарного тростника. Несъедобный свинцовый сахар, или сахар-сатури, по сладковатому вкусу напоминает сахар. Он получен и назван так алхимиками. Это название сохранилось в технике. Какую формулу имеет свинцовый сахар? Что мы называем фруктовым, солодовым, молочным, виноградным, инвертированным сахаром?
10.Сода – техническое название карбонатов натрия. Что мы называем кристаллической, каустической, кальцинированной содой?
11. Соль - поваренная, пищевая, кухонная – приправа к пище. В медицине применят соли, хорошо известные всем, но скрытые за названиями: « соль Бульриха», «болеутоляющая», «сибирская», «армянская». Что это за соли?
12.Спирт абсолютный – этиловый спирт. Что скрывается под следующими названиями спиртов, спирты ли это: соляной спирт, селитряный, нашатырный, муравьиный, борный, салициловый, древесный, сухой?
13. Хлеб - пищевой продукт, выпекаемый из теста. Издавна выражение «Встречать с хлебом - солью» означало гостеприимство. «Свой хлеб есть» -зарабатывать самому на жизнь. В прямом и переносном смысле слово «хлеб» означает основной продукт питания. А что мы понимаем под выражением «хлеб промышленности», «хлеб химии»? Какие вещества мы называем так?
Ответы на вопросы «Несъедобные продукты».
1.Бисквит несъедобный – фарфоровые изделия, не покрытые глазурью. Но дважды обожженные – бисквитный фарфор. Различают также фаянсовый бисквит – неглазурованный фаянс, которые применяют для гальванических элементов, трубок и пр.
2.Свинцовая вода или свинцовая примочка , используемая в медицине , состоит из 2 частей основного ацетата свинца и 98 частей воды. Жавелевая вода –это насыщенный раствор хлором едкого кали и едкого нара, обладающий белящими свойствами. Впервые она была приготовлена в местечке близ Парижа, на заводе Жавель, отсюда ее название жавелевая. Тяжелая вода - вода, содержащая в молекуле изотоп водорода – дейтерий.. Баритовая вода –раствор гидроксида бария в воде, используемый для поглощения углекислого газа.. Известковая вода –аналогичный раствор гидроксида кальция.
3.Ершами называют специальные щетки на железной проволоке для мытья химической лабораторной посуды.
4.Бариевая каша-сульфат бария, смешанный с водой. Эта соль хорошо поглощает рентгеновские лучи, поэтому ее применяют при просвечивании желудка. Это единственная неядовитая соль бария.
5. За тягучесть и вязкость некоторые жидкости названы «маслами», например: «купоросное масло»- техническое название концентрированной серной кислоты, или олеума, еще его называют опасным маслом. Анилиновое масло –чистый анилин. Мирбаново масло – нитробензол (служит в мыловарении для отдушки мыл). Мышьяковое масло - треххлористый мышьяк, очень ядовит, однако его применяют в производстве фармацевтических препаратов. Сурьмяное масло – треххлористая сурьма, названа так алхимиками за внешнее сходство с коровьим маслом. Масло голландских химиков – хлористый этилен.
6. Известковое молоко – раствор гидроксида кальция в воде. Молочный камень, галалит – это пластмасса, изготовленная из казеина, в свою очередь полученного из молока. Окрашенный различными красками галалит используют для изготовления пуговиц, различных частей радиоаппаратуры и др. Крахмальное молоко очень богато углеводами (до 40%). Получают его разбалтыванием крахмала в воде, затем подвергают осахариванию серной или соляной кислотой для получения патоки, применяемой в кондитерском производстве.
7.Мука несъедобная, но дающая хлеб, -это минеральные удобрения –костяная, фосфоритная, апатитная. Костяную муку получают добавлением и размолом обезжиренных костей. Фосфоритная и апатитная мука-это размолотые минералы, фосфорит и апатит.
8.Коксовый пирог – кокс, получающийся при коксовании каменного угля в промышленных печах-коксовых батареях. Кокс используют в металлургическом производстве.
9.Свинцовый сахар, или сахар-сатури – уксуснокислый свинец, ядовитое белое кристаллическое вещество, применяемое как протрава при крашении, в производстве олифы и красок. Фруктовый сахар –фруктоза, солодовый сахар –мальтоза, молочный- лактоза, виноградный – глюкоза. Молочный сахар – единственный из углеводов, содержащийся в молоке млекопитающих и не найденный в растениях. Инвертированный сахар – смесь глюкозы и фруктозы, способная к спиртовому брожению.
10. Сода кристаллическая – декагидрат карбоната натрия, кристаллизуется в виде больших бесцветных кристаллов, которые могут плавиться в собственной воде. Кальцинированная сода, т.е. обезвоженная, но не содержит молекул воды (карбонат натрия безводный). Каустическая сода, или каустик – техническое название гидроксида натрия.
11. Соль Бульриха – питьевая сода, бикарбонат натрия. «Болеутоляющая соль» была получена в 1702 году Гомбергом по реакции буры с серной кислотой. Позднее было выяснено, что это не соль, а кислота, названная впоследствии борной. «Сибирская», «горькая» или английская соль была получена И.Глаубером и позднее вошла в химию под названием «соль Глаубера», или «мирабилит» - это природный сульфат натрия, кристаллизующийся с 10 молекулами воды. «Армянская соль»- нашатырь, или хлористый аммоний.
12.До конца XVIII в веществам давали произвольные случайные названия. Легколетучие жидкости называли спиртами. Так был назван соляным раствором водный раствор соляной кислоты. Селитряный спирт – азотная кислота, получаемая из селитры. Нашатырный спирт –водный раствор аммиака.
В медицине до настоящего времени термин «спирт» не совсем точно: спиртовые и водно-спиртовые растворы веществ называют спиртами. Так, растворы кислот муравьиной, борной, салициловой соответственно называют спиртами. Древесным спиртом называют метиловый спирт , получаемый при сухой перегонке дерева. Сухой спирт – твердая горючая масса, получаемая сливанием 1 вес.ч насыщенного раствора ацетата кальция с 17 вес.ч этанола. Это твердое топливо удобно в туристических походах.
13.Хлебом промышленности называют топливо, в частности каменный уголь. Хлебом химии называют серную кислоту, основное сырье химических производств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химическая викторина "Несъедобные продукты"
Одним из условий развития интереса к изучаемому материалу является связь новых понятий и терминов химии с понятиями и явлениями, известными учащимся. Изучение химии может быть связано с русским ...

Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье.
Раздел "Домашняя экономика"Цель: научить обучающихся правильно и рационально расходовать средства на питание....
Технологическая карта урока по предмету "Домоводство" на тему "Молочные продукты. Правила хранения молочных продуктов" для учащихся 8 класса
Учащиеся самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации, Рефлексия.На уроке использовались доступные средства формы и методы обучения, которые позволили достичь положительных результатов в ф...

Презентация по предмету труд(технология) по теме «Кисломолочные продукты.Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов».
В данной презентации рассмотрены следующие вопросы:Классификация кисломолочных продуктовСпособы их полученияТехнология приготовления блюд из кисломолочных продуктов....

Тест по предмету труд (технология) по теме "Классификация кисломолочных продуктов. Способы их получения.Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов".
Данный тест состоит из 10 вопросов по теме с 4 вариантами ответов на вопрос....
Викторина «Математика хлебобулочных изделий» для обучающихся 1 и 2 курса специальности 19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья
Математическая викторина для обучающихся 1 и 2 курса специальности 19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья даст возможность понять, как математические знания применимы в будущей п...
