Урок по теме "Арены"
план-конспект урока по химии на тему

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_arenam.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по предмету: химия

Тема урока: Арены

Учитель: Хайруллова Л. И.

Класс: 10

Дата проведения:27.11

Форма проведения: урок изучения нового знания 

Тема учебного раздела: Углеводороды и их природные источники

Тип урока: Урок предъявления и усвоения нового учебного материала.

Цели урока:

1. Обучающие: 

-  дать понятие об аренах, как об одном из гомологических рядов углеводородов;

-  выявить молекулярное, химическое и  электронное строение молекулы бензола, дать понятие об ароматической связи и бензольном ядре

2. Развивающие: 

-  развивать понятие о взаимосвязи между строением и свойствами веществ;

- развивать умения и навыки работы с фактическим материалом, делать логические выводы при сопоставлении фактов.

3. Воспитательные:

- Воспитание чувства гордости, сопереживания и патриотизма за свою Родину.

Обеспечение урока:

  1. План-конспект урока.
  2. Учебное оборудование:
  • Мультимедиа-проектор.
  • Экран для мультимедиа-проектора.

План урока:

Примерная длит-сть, мин

Этапы урока

Действия учителя и учащихся, приемы и методы

2

Организационный момент.

Учитель - Приветствие, фиксирование отсутствующих.

Учащиеся – приветствие учителя, сообщение количества и причин отсутствия учащихся.

3

Постановка целей урока, мотивация к изучению материала.

Учитель – Чтение истории открытия аренов. Учитель мотивирует класс к самостоятельной постановке цели и задач.

Учащиеся - Постановка цели урока через просмотр слайда

5

Актуализация знаний.

Учитель – Проверка домашнего задания. Создание проблемной ситуации, которую нужно разрешить в ходе урока. Вспоминание уже пройденного материала и его связь с темой урока.

Учащиеся – Пытаются решить проблему. Устно отвечают на вопросы.

23

Изложение нового материала:

1.

1.Учитель – Рассказ об особенностях строения аренов.

Учащийся – Работа с учебником

2. Учитель – Объяснение физических и химических свойств.

Учащиеся – фиксация основных моментов. Ответы на вопросы.

3) Учитель – Рассказ об использовании аренов в разных сферах жизни человека..

Учащиеся – чтение в учебнике о конверсии, ответы на вопросы.

7

Закрепление изученного материала на практике.

Учитель – Обобщает пройденный материал, диктует задачу..

Учащиеся – решают задачу

2

Оценка сделанной практической работы.

Учитель – корректирует работу, помогает исправить ошибки.

Учащиеся – принимают коррекцию учителя.

2

Подведение итогов урока.

Учитель - подводит итоги урока, спрашивая учащихся о теме и задачах урока, степени их реализации. Отмечает работу учащихся и указывает на достоинства и недостатки.

Учащиеся должны дать ответ о степени освоенности темы, задать вопросы, выяснить особенности учебного материала.

1

Домашнее задание.

П. 20 читать.

Ход урока

)

1. Организационный момент

Учитель: Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

     2 Постановка целей урока, мотивация к изучению материала. (слайд 1, 2). Сегодня мы продолжаем изучение последнего представителя из классов углеводородов.

Арены или другое название ароматические углеводороды. Почему эти вещества названы ароматическими? Ароматическими эти углеводороды были названы потому, что первые известные представители их обладали приятным запахом. Позднее оказалось, что большинство веществ, которые принадлежат к этой группе не имеют ароматного запаха. Однако исторически сложившееся название этих соединений осталось.

Записываем в тетради число, тему урока

3. Мотивация учащихся.

Мы с вами уже изучили предельные углеводороды -  алканы,  непредельные углеводороды - алкены, алкадиены, алкины.  Сегодня мы с вами познакомимся с ароматическими углеводородами или аренами. Определите симантику слову ароматические (аромат). Дайте лексическое значение слову аромат. Почему эти вещества названы ароматическими? Ароматическими эти углеводороды были названы потому, что первые известные представители их обладали приятным запахом. Позднее оказалось, что большинство веществ, которые принадлежат к этой группе не имеют ароматного запаха. Однако исторически сложившееся название этих соединений осталось. Простейший и самый важный представитель ароматических углеводородов – бензол. Мы познакомимся со строением, изучим удивительные свойства  бензола, узнаем о его  применение  в народном хозяйстве, посмотрим занимательные опыты.

III. Изучение нового материала. (слайд 3-5)

1. Понятие об аренах.

- Откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число и тему урока «Арены. Бензол».

Арены – углеводороды с общей формулой CnH2n-6, молекулы которых, содержат бензольное кольцо. Молекулярная формула бензола C6H6А теперь давайте рассмотрим историю его открытия. Слушая мой рассказ и просматривая слайды сделайте краткий конспект истории открытия бензола.

2. История открытия

Впервые бензол описал немецкий химик Иоганн Глаубер, который получил это соединение в 1649 году в результате перегонки каменно-угольной смолы. Но ни названия вещество не получило, ни состав его не был известен.

Своё второе рождение бензол получил благодаря работам Фарадея. Бензол был открыт в 1825 году английским физиком Майклом Фарадеем, который выделил его из жидкого конденсата светильного газа

В 1833 году немецкий физико-химик Эйльгард Мичерлих получил бензол при сухой перегонке кальциевой соли бензойной кислоты (именно от этого и произошло название бензол)

Проверим ваши конспекты.

Мы узнали о истории его открытии теперь посмотрим какое же строение имеет Строение молекулы бензола. (слайд 6)

В 1865г. Кекуле предложил структурную формулу бензола.

Как вы видите, молекула  соответствующая формуле Кекуле, содержит двойные связи, следовательно для  него характерны должны качественные реакции на кратные связи.

А какие качественные реакции характерны для алкенов и алкинов? (Обесчвечивание  перманганата калия и бромной воды)

Но бензол не обесчвечивает перманганата калия и бромную воду. Пытаясь объяснить эти несоответствия , многие ученые предлагали различные варианты структуры бензола.

В настоящее время бензол обозначают или формулой Кекуле или что наиболее логично шестиугольником, в котором изображают окружность.   Молекула бензола  имеет циклическое строение.

Гомологи бензола.

А теперь познакомимся с гомологами бензола . Какие вещества называют гомологами? (это вещества, сходные по составу и свойствам и отличающиеся на одну или более групп -  CH2)

Бензол

Следующий момент урока – получение бензола.

4. Получение бензола.(слайд 7)

Бензол получают из каменноугольной смолы, образующейся при коксовании угля.

В настоящее время  бензол получают из нефти.

Бензол получают  синтетическими методами.

Одним из синтетических способов  -  тримеризация ацетилена.

Теперь посмотрим какими же физическими свойствами обладает это вещество.

 5. Физические свойства.(слайд 8)

По ходу моего рассказа  запишите  основные свойства.

  • Бензол представляет собой бесцветную жидкость с температурой кипения +80ºС и температурой плавления + 5ºС.
  • Он обладает характерным запахом, токсичен.
  • Легче  воды и не растворяется в ней.

Что вы для себя отметили.

Рассмотрев физические свойства бензола можно перейти к изучению химических свойств.

6. Химические свойства.(слайд 9-10)

1. Бензол горит. (Просмотр опыта) Пламя бензола коптящее из-за высокого содержания углерода в молекуле.

2 CH6  + 15 O2 →  12CO2 + 6H2O

Расставьте коэффициенты в уравнении.

Из-за особенного строения молекулы, бензол занимает как бы промежуточное положение между алканами и алкенами, т.е. может вступать в реакции присоединения, так и в реакции замещения. Однако, в отличие от алканов, реакции замещения с бензолом протекают легче, а реакции присоединения – труднее, чем у алкенов.

2. Реакции замещения в бензоле протекают легче, чем в алканах.

а) реакция галогенирования (просмотр опыта).

А теперь сами напишите как  бензол будет реагировать с хлором.

б) реакция нитрования – взаимодействие  с  азотной кислотой.

Нитробензол – исходное соединение для получения  анилина.

3. Реакции присоединения в бензоле   протекают труднее, чем в алкенах.

 а) реакция гидрирования

б) реакция хлорирование.

Несмотря на высокую непредельность молекулы бензола (по составу), он не дает характерных, качественных реакций для непредельных углеводородов: не обесцвечивает бромную воду и раствор перманганата калия.

Это связано с особым строением молекулы бензола.

Какие реакции характерны для бензола?

А теперь узнаем где находит применение бензол

7. Применение бензола.

1-добавка к бензину;

производство

2-растворителей;

3-ацетона;

4-анилина;

5-фенола;

6-пестицидов;

7-лекарств;

8-фенолформальдегидных пластмасс.

IV. Закрепление.

Проверить полученные на уроке знания предлагаю,  вам с помощью комбинированного задания I группа работает с тестом (см. приложение), II группа решает задачу.

Задача

Из 7,8 г бензола получено 8,61 г нитробензола. Определите выход (в%) продукта реакции.

7,8г                             8,61 г
C
6H +  HNO →  C6H5NO2 + H2O

n = 1 моль                 n = 1 моль

M = 78 г/моль           M = 123 г/моль

m = 78 г                     m = 123г

7,8 г/78 г = х/123г

х = 7,8 *123 / 78 = 12,3 г

 12,3 г – 100%

 8,61 г – х %

х = 70%

V. Рефлексия.

Чтобы урок остался в памяти, выскажите свое мнение, продолжив предложение. На уроке я узнала, что….

Домашнее задание. П. 20 читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...