Методическая разработка урока по химии в 8 классе. Тема: "Закон сохранения массы вещества"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Зайнеева Лейсан Вахитовна

Данная методическая разработка посвящена изучению закона сохранения массы и составлению на его основе уравнений химических реакций. Разработка может быть полезна, преподавателям химии, осуществляющим обучение по УМК О.С. Габриеляна «Химия – 8», издательства «Дрофа». Разработка включает в себя технологическую карту урока, презентацию к уроку и самоанализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass._zakon_sohraneniya_massy_veshchestva.rar2.22 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Карасинская ООШ имени Шарафутдинова З.Т.»

Аксубаевского  муниципального  района  Республики  Татарстан

План-конспект урока по химии

в 8 классе

по теме:  

«Закон сохранения массы вещества.

Химические уравнения».

Учитель биологии-химии

Зайнеева Лейсан Вахитовна.

                                                                  2015год.

Тема: Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения.

Цель урока:

  • дать понятие об уравнениях химической реакции, реагентах, продуктах реакции.

Задачи урока:  

Образовательные:

  1. Рассмотреть и объяснить значение закона сохранения массы веществ в химии как одной из форм научных знаний о природе.
  2. Раскрыть роль ученых-химиков (Р. Бойль, А. Лавуазье, М.В. Ломоносов) в открытии этого закона.
  3. Продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятий «химическая реакция» и  «химическое уравнение».
  4. Способствовать  формированию умений составлять уравнения химических реакций.

Развивающие:

  1. Продолжить развивать творческий потенциал личности учащихся через создание ситуации проблемного обучения, наблюдения, проведения опытов химических реакций.
  2. Развивать навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдая правила техники безопасности.
  3. Начать формирование навыков составления химических уравнений.
  4. Создавать условия для развития познавательного интереса.

Воспитательные:

  1. Воспитывать наблюдательность, аккуратность, организованность.
  2. Прививать интерес к химии, расширить кругозор учащихся. 

Методы:  частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный.

Тип урока: комбинированный, с элементами проблемного обучения

Метапредметные связи:  биология, физика, математика,  история.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: ПК, экран, презентация, карточки с заданиями, весы, 2 стаканчика,  лист самооценки учащегося.

Реактивы: растворы BaCl2 и Na2SO4, HCl, мел.

Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2008г.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны:

  • Знать формулировку закона сохранения массы веществ, его значение, понимать смысл уравнений химических реакций, значение коэффициентов в химических уравнениях;
  • Уметь применять закон сохранения массы веществ, при написании уравнений, расставлять коэффициенты в уравнениях, проводить опыты.         

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к работе на уроке, желает успехов.

II. Актуализация изученных знаний:

Проверяемые понятия: химическое явление, физическое явление, индекс, химическая формула, признаки и условия химических реакций.

Каждый учащийся получает карточки, с индивидуальными заданиями. Один ученик работает у доски. (Приложение №1)

III. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, вы уже научились выражать состав веществ с помощью физических формул, научились составлять химические формулы. А теперь вам необходимо научиться записывать сам химический процесс. (Слайд № 2)

-Ребята, что вы видите? (Ответы…) Правильно, это запись. Запись, которая показывает химическую реакцию с помощью формул и коэффициентов.

Учитель подводит учащихся к выводу, что химический процесс записывается условно с помощью уравнений химических реакций. (Слайд №3)

Читают определение и записывают в тетрадь.

В уравнении химической реакции различают реагирующие вещества (или исходные вещества) и продукты реакции (т.е. образовавшиеся вещества).

При составлении уравнения химической реакции формулы исходных веществ записывают в левой части уравнения, а формулы продуктов реакции – в правой. Между двумя частями ставится знак равенства.

(слайд №4) С + О2 = СО2

Данная запись означает, что при взаимодействии 1 молекулы (или 1 атома) углерода  с 1молекулой кислорода образуется 1 молекула углекислого газа.

Теперь рассмотрим реакцию образования воды:

2H2+ O2 = H2O (слайд № 4)

-Прочитайте запись этой реакции. ( При взаимодействии 2 молекул водорода  с 1 молекулой кислорода образуется 2 молекулы воды)

Вопрос: Почему именно такие соотношения веществ?

Все явления, происходящие вокруг нас, все объекты живой и неживой природы подчиняются законам природы, которые вам предстоит узнать и постичь. Одним из таких законов является закон сохранения массы веществ. Химические уравнения записывают на основе этого закона,  открытого М.В. Ломоносовым в 1756 году. Демонстрация портрета  ученого.  Сообщение  ученика о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. (Слайд № 5-9)

Результаты своих опытов в 1748 году Ломоносов сформулировал в виде закона. Современная формулировка этого закона звучит так:

«Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее». (Слайд № 10)

(Работа с пластилиновыми моделями)

       

Вывод: Материальными носителями массы веществ являются атомы химических элементов, т.к. они при химических реакциях не образуются и не разрушаются, а происходит их перегруппировка, то становится очевидным справедливость этого закона.

Таким образом, при записи химического уравнения реакции число атомов одного элемента в левой части уравнения должно быть равно числу атомов этого элемента в правой части уравнения. Уравнивают  число атомов с помощью коэффициентов.

Вспомните, что такое коэффициент и индекс.  (Слайд № 11)
-Ребята, чтобы подтвердить правильность закона сохранения массы вещества, сейчас вам предстоит выполнить лабораторный опыт и объяснить ее результаты.

Задания на карточках. (Приложение №3). 

Вывод №1: в первом опыте все продукты остались в стаканчике, а во втором – образовался газ, который улетучился.
Вывод №2: один из продуктов реакции улетучился, поэтому наблюдается уменьшение массы продуктов реакции.

Учитель: Уменьшение массы веществ после реакции возможно только в том случае, если один из продуктов её не замечен и не измерен, чаще всего такими веществами являются пары и газы.

Физ. Минутка.

Глубоко вздохнули: вот, мы набрали кислород.

Выдохнув: из легких чистых газ уходит углекислый.

Руки вверх, потом вперед – не поймать нам водород.

Руки в стороны. Ходить. Будем с химией дружить.

Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами научимся сами составлять уравнения химических реакций. Что вы видели во втором опыте? (Взяли мел, налили соляную кислоту, выделяются пузырьки газа)

Вначале с помощью химических формул записываем схему наблюдаемого превращения (Слайд №12):

CaCO3+ HCI→CaCI2 + H2O + CO2

Реагенты                           Продукты

Уравняем левую и правую части уравнения с помощью коэффициентов.  (Объяснение учителя)

CaCO3+ 2HCI→CaCI2 + H2O + CO2

Для составления химических уравнений необходимо соблюдать ряд последовательных действий и знать несложные правила. С этими правила вам необходимо просмотреть, изучить при подготовке к следующему уроку. (Учебник стр.143-145)

V. Домашнее задание. (Слайд №13)

1. Изучить п.27 (правила расстановки коэффициентов)

2. Решить задачи № 1,2 (а, б, в), 3(а, б) с.145.

(На «3» - один №, на «4» -два №, на «5» -все три  №).

 VI. Закрепление
Для закрепления полученных знаний выполним самостоятельную работу. (Один учащийся выполняет на доске).
Приложение №4

1.Расставьте коэффициенты в приведенных схемах:
Ba + O
2 → BaO 
Al + Br
2 → AlBr3
H
2O → H2 + O2

2. Составьте уравнение реакции:

Фосфор  +  Кислород = оксид фосфора  (Р2О5)

VII.Итог урока.

Наш урок подошел к концу. Что вы узнали сегодня на уроке?

Выставление оценок.

VIII. Рефлексия.  Приложение №5.

Учитель: Ребята, мы сегодня приоткрыли дверцу в мир новых знаний. Еще много нового нам предстоит узнать и постичь. Желаю вам успехов.

Приложение №1

Карточка №1

1. Разделите приведенные явления на физические и химические:
– процесс фотосинтеза,
– горение угля, 
– образование ржавчины,
– испарение воды,
– сгибание гвоздя.


2. Рассчитайте массовую долю калия в гидроксиде калия.

Карточка №2.

1. Разделите приведенные явления на физические и химические:
– дробление сахара,

- сжигание бензина,
– скисание молока,
– таяние мороженного
– плавление парафиновой свечи.

2. Вычислите относительно молекулярную массу нитрата магния.

Карточка №3. 

1. Разделите приведенные явления на физические и химические:

-горение костра,

-таяние льда,

-сгибание гвоздя,

-растворение сахара,

-приготовление яичницы.

2. Рассчитайте относительную молекулярную массу для следующих веществ:

Na2CO3;   Р205;   АI203.

Карточка №4.

  1. Перечислите признаки химических реакций.
  2. Вычислите относительно молекулярную массу карбоната калия.

Приложение №2.

Сообщение №1.

Сегодня мы совершим научное открытие, а для этого перенесемся в 18-й век в лабораторию великого русского ученого М.В. Ломоносова. Михаил Васильевич Ломоносов пытался понять, что происходит с массой веществ, вступающих в химические реакции. В течение тысячелетий люди верили в то, что вещество может бесследно исчезать, а также возникать из ничего. О природе материи задумывались философы древней Греции Аристотель, Эпикур, более современные ученые, такие как Роберт Бойль. Бойль проделал множество опытов по прокаливанию металлов, и всякий раз масса окалины оказывалась больше массы прокаливаемого металла. Вот что записал учёный после одного из своих опытов в 1673 году: «После двух часов нагревания был открыт запаянный кончик реторты, причём в неё ворвался с шумом наружный воздух. По нашему наблюдению при этой операции была значительная прибыль в весе …»

Сообщение №2.

Ломоносов внимательно изучил труды ученого Роберта Бойля, который считал, что масса веществ в результате химических реакций изменяется.

Но ученые, на то и ученые, что они ничего не принимают на веру, все подвергают сомнению и проверке. С 1748 по 1756 гг. Ломоносов проделал огромную работу. Он, в отличии от Р. Бойля, прокаливал металлы не на открытом воздухе, а в запаянных ретортах, взвешивая их до и после реакции. Ломоносов доказал, что масса веществ до и после реакции остается неизменной. Результаты своих опытов в 1748 году Ломоносов сформулировал в виде закона. 

Сообщение №3.

Французский учёный Антуан Лавуазье в 1789 году окончательно убедил учёный мир в универсальности этого закона. Как Ломоносов, так и Лавуазье пользовались в своих экспериментах очень точными весами. Они нагревали металлы (свинец, олово, и ртуть) в запаянных сосудах и взвешивали исходные вещества и продукты реакции. 

Приложение № 3

Лабораторный опыт «Закон сохранения массы веществ»

Опыт 1.

  1. Взвесьте 2 стаканчика с растворами BaCl2 и Na2SO4 .
  2. Перелейте раствор Na2SO4 в раствор BaCl2 . Что произошло при сливании растворов?
  3. Взвесьте оба стаканчика.
  4. Сделайте вывод. Изменилась ли масса веществ?

Опыт 2. Соблюдайте Технику безопасности! Осторожно, кислота!

  1. Взвесьте кусочек мела и соляную кислоту (HCl)
  2. Положите кусочек мела в кислоту. Что наблюдается при соприкосновении мела с кислотой?
  3. Взвесьте массу после реакции
  4. Сделайте вывод. Изменилась ли масса веществ?

Приложение №4

1.Расставьте коэффициенты в приведенных схемах:
Ba + O
2 → BaO 
Al + Br
2 → AlBr3
H
2O → H2 + O2

2. Составьте уравнение реакции:

Фосфор  +  Кислород = оксид фосфора  (Р2О5)

1.Расставьте коэффициенты в приведенных схемах:
Ba + O
2 → BaO 
Al + Br
2 → AlBr3
H
2O → H2 + O2

2. Составьте уравнение реакции:

Фосфор  +  Кислород = оксид фосфора  (Р2О5)

1.Расставьте коэффициенты в приведенных схемах:
Ba + O
2 → BaO 
Al + Br
2 → AlBr3
H
2O → H2 + O2

2. Составьте уравнение реакции:

Фосфор  +  Кислород = оксид фосфора  (Р2О5)

1.Расставьте коэффициенты в приведенных схемах:
Ba + O
2 → BaO 
Al + Br
2 → AlBr3
H
2O → H2 + O2

2. Составьте уравнение реакции:

Фосфор  +  Кислород = оксид фосфора  (Р2О5)

Приложение №5.

Оцени свою деятельность на уроке в соответствии с описанными критериями самооценки.

Лист самооценки учащегося.

Критерии самооценки.

1. Работал увлеченно. Узнал много нового. Многому научился.

2. Работал с интересом. Узнал что-то новое. Остались вопросы.

3. Работал, по тому,  что задано. Узнал кое-что новое. Ничему не научился.

4. Делал вид, что работал. Ничего не узнал.

Технологическая карта к уроку: 

 «Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения».

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Организационный этап

1 мин

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к работе на уроке, желает успехов.

Слушают учителя, реагируют на его слова

Личностные:

умение управлять своей познавательной деятельностью

2

Актуализация изученных знаний  учащихся

6 мин

Организует повторение контролируемых способов деятельности.

Актуализирует мыслительные операции и познавательные процессы. Организует индивидуальную работу с учащимися с помощью карточек.

Приводят примеры физических и химических явлений Вспоминают признаки (изменение цвета; выделение газа; появление или исчезновение запаха; выпадение или исчезновение осадка; выделение света; выделение или поглощение теплоты).Вычисляют молекулярные массы веществ.

Познавательные: Определение понятий

Умение устанавливать причинно-следственные знания

Личностные:

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные: познавательная инициатива

Коммуникативные:

Управление поведением

3

Изучение нового материала

20 мин

(Слайд №2)Показывает запись и с помощью наводящих вопросов подводит учащихся к опредению уравнение химической реакции.

(Слайд №3)Объяснение  учителя новых понятий регенты, продукты реакции.

(Слайд №4)Постановка проблемного вопроса:

-Почему такое соотношение веществ?

Объясняет и показывает современную формулировку закона сохранения массы веществ. (Слайд №10)

Предлагает работать с пластилиновыми моделями, для образного представления перегруппировки атомов в веществах при химической реакции.

Подводит учащихся к выводу.

Задает вопрос: что такое индекс и коэффициент?

Организует лабораторную работу.

Возможные ответы учащихся: это запись, она является уравнением, в ней мы видим формулы, знаки, коэффициент, индекс. Формулируют понятие «химического уравнения». Далее читают определение на слайде, проговаривают и записывают в тетрадь.

Слушают, записывают в тетрадь.

Сообщения учащихся о роли ученых-химиков (Р. Бойль, А. Лавуазье, М.В. Ломоносов) в открытии этого закона. (Слайд №5-9)

Записывают в тетрадь.

Работают в паре и обсуждение в группе.

Делают вывод и проговаривают.

Ответы учащихся.

(Слайд №11)

Работают в группе. Оформляют работу в тетради. Делают выводы.

Познавательная:

Использование общих приемов решения задач

Выбор наиболее

эффективных способов решения задач

Использование знаково-символических средств

Регулятивные:

Осуществление самоконтроля по результату и способам действия

Самостоятельная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

4

Физ. Минутка.

2минуты.

Организует отдых учащихся.

Повторяют, двигаются.

Личностные:

Бережное отношение к своему здоровью.

3

Изучение нового материала

5 мин

Объясняет, основываясь на проделанные опыты лабораторной работы.

(Слайд №12)

Учатся составлять химические уравнения.

5.

Домашнее задание

2 мин

Определяет задание для самоподготовки, комментирует. (Слайд № 13)

 Записывают в дневник.

Личностные:

Личностное самоопределение

6

Закрепление.

5 мин

Организует индивидуальную деятельность учащихся.

Получают задания в карточках. Воспринимают информацию и выполняют.

Регулятивные:

Контроль

Коррекция

Волевая саморегуляция

7

Итог урока

2 мин

  • Организует положительную мотивацию. С заданием вы справились. Молодцы! Выставляет оценки.

Оценивает полученный результат собственной деятельности.

Познавательные:

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества

8

Рефлексия

2 мин

Предлагает заполнить лист самооценки.

В индивидуальной карточке отмечает фразы, характеризующие его работу на уроке, и оценивает полученный результат собственной деятельности.

Личностные:

Личностное самоопределение.

САМОАНАЛИЗ  УРОКА  В  8  КЛАССЕ

по теме: «Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения»

.

УРОК № 39.

РАЗДЕЛ: «Изменения, происходящие с веществами».

1.ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА.

В 8 классе обучается 4 учащихся.

С классом работаю второй год.

Успеваемость за две четверти 2015-2016 учебного года- 100%.

Ребята в классе работоспособные.

2.ТИП УРОКА.

Проведенный урок – комбинированный с использованием проблемных вопросов. В ходе урока были использованы объяснительно-иллюстративные методы (беседа, объяснение учителя, сообщение ученика), применялись средства наглядности (слайды презентации), частично-поисковый метод (для подтверждения правильности закона сохранения массы вещества).

3.ЗАДАЧИ УРОКА.

Мною были поставлены следующие задачи к уроку:

Образовательные: рассмотреть и объяснить значение закона сохранения массы веществ в химии как одной из форм научных знаний о природе. Раскрыть роль ученых-химиков (Р. Бойль, А. Лавуазье, М.В. Ломоносов) в открытии этого закона. Продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятий «химическая реакция» и  «химическое уравнение». Способствовать  формированию умений составлять уравнения химических реакций.

Развивающие: продолжить развивать творческий потенциал личности учащихся через создание ситуации проблемного обучения, наблюдения, проведения опытов химических реакций. Развивать навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдая правила техники безопасности. Начать формирование навыков составления химических уравнений. Создавать условия для развития познавательного интереса.

Воспитательные: Воспитывать наблюдательность, аккуратность, организованность. Прививать интерес к химии, расширить кругозор учащихся. 

4.СТРУКТУРА УРОКА.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ-1 минута.

Включает в себя приветствие учеников, проверка готовности к уроку, нацелен на организацию работы учеников.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ-6 минут.

Задача - выявить пробелы в знаниях и устранить их, совершенствовать знания и умения, подготовиться к восприятию новой темы. Чтобы определить уровень знаний учеников за короткий промежуток времени, я пригласила одного из них к доске, остальные три решали за партой. Для этого я подготовила индивидуальные карточки с заданиями.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА-25 минут.

Изучать новое я начала, основываясь уже имеющиеся знания учащихся. Они умеют выражать состав веществ с помощью физических формул, научились составлять химические формулы. Определи задачу урока: необходимо научиться записывать сам химический процесс. Для этого учащимся предлагаются вопросы, при ответе на которые школьники привлекают ранее приобретенные знания и в то же время изучают новый материал. Новые понятия и схемы реакций предлагались учащимся по слайдам презентации. Соблюдая принцип систематичности, я шла по пути от известного к неизвестному, от простого к сложному. На уроке имеет место лабораторный опыт, который способствует выработке умений и навыков проведения химического эксперимента. Установление метапредметных связей помогает формированию в сознании учащихся целостной картины мира. Имеется связь  с биологией (химические реакции в живых организмах), физикой (физические свойства веществ, физические явления), математика (вычислительные навыки),  история (даты и события из жизни ученых). На уроке используются здоровье сберегающие технологии, проводится физ. минутка, для того чтобы учащиеся смогли отодвинуть усталость и избежать переутомления.

ЗАПИСЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ- 2 минута.

Этот этап проведен раньше, т. к. дети часто в конце урока не записывают домашнее задание в дневник. В организации домашнего задания  использован дифференцированный подход, что позволяет возможность  свободного выбора ими посильного задания.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ  ЗНАНИЙ-5 минут.

Учащимся удалось применить полученные знания, при составлении уравнений химических реакций.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА-2 минуты.

Комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.

РЕФЛЕКСИЯ – 2 минуты.

Учащиеся старались оценить собственную деятельность на уроке. Это поможет им зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей деятельности.

Урок прошел по плану, что запланировано сделать было выполнено.

Поставленные триединые цели и задачи (образовательные, развивающие и воспитательные) были достигнуты.

На уроке были применены разнообразные приемы работы учителя и учащихся.

Со стороны учителя это: беседа, опрос устный и письменный, использование дидактического материала - презентация.

Со стороны учащихся это: сообщения, слушание, комментирование, объяснение, записи в тетрадь. Контроль усвоения знаний, умений и навыков был организован на всех этапах урока. На уроке имеется связь изучаемого материала с предыдущим и последующим, наличие закрепления, повторения и обобщения материала, сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения. Для поддержания положительного эмоционального фона урока использовались приемы одобрения, похвала, нацеливания на ожидаемый будущий успех обучающегося,  положительные характеристики его работы. В целом класс был настроен на учебный процесс позитивно. Поставленные цели были достигнуты.

ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Повышение уровня знаний учащихся, повышение интереса к предмету, развитие индивидуальных способностей учащихся, их творчества, через индивидуальный подход. Развитие познавательной деятельности и активности на уроке, воспитание сознательного, мотивированного отношения к изучению химии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии 8 класс и презентация на тему "Оксиды. Номенклатура. Классификация. Фихические свойства"

В конспекте урока и на слайдах презентации представлен материал для первого урока по теме "Оксиды"....

Методическая разработка урока по химии 8 класс "Очистка загрязнённой поваренной соли"

Методическая разработка раздела образовательной программыпо химии    Тема раздела: «Биологически активные органические соединения»Количество часов: 4Класс: 10УМК:-...

Методическая разработка урока по ИЗО 7 класс: «Возрождение и сохранение народных традиций текстильного творчества – тряпичная кукла»

Программа: Изобразительное искусство. Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, В. И.Колякина, Л. В. Неретина, Г. А. Поровская.Цели: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуман...

Методическая разработка урока по Общей биологии на тему: Законы Менделя

Данная тема включает в себя большой объём материала, который необходимо изучить,   систематизировать и обобщить за одно занятие. В связи с этим на разработанном мною занятии целесообразно ...

Презентация к методической разработке урока по общей биологии на тему: Законы Менделя

Дополнение к уроку по теме: Законы Менделя. Очень обширный материал с примерами решения генетических задач....

Методическая разработка урока по химии 8 класс "Степень окисления. Бинарные соединения"

Методическая разработка урока по химии 8 класс "Степень окисления. Бинарные соединения". Урок разработан к УМК О.С. Габриелян  и соответствует Федеральным государственным образовательны...