Методическая разработка урока по химии 8 класс "Степень окисления. Бинарные соединения"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Назадзе Татьяна Юрьевна

Методическая разработка урока по химии 8 класс "Степень окисления. Бинарные соединения". Урок разработан к УМК О.С. Габриелян  и соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_h-_8_kl._stepen_okisleniya_._binarnye_soedineniya.doc190 КБ
Office presentation icon 565297.ppt622.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии

«Степень окисления. Бинарные соединения»    

План – конспект урока

Ф.И. О             Назадзе Татьяна Юрьевна

Место работы:  МОУ  Илешевская ООШ  

Должность:      учитель химии

Предмет            химия

Класс:               8 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Примечания

Этап 1. Мотивация учебной деятельности

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

«Здравствуйте, ребята. Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела курса химии «Соединения химических элементов».  Сегодня мы нарушим правила и сформулируем тему урока, завершая его. А пока я задам вам вопрос.

РУУД

Волевая

саморегуляция, самоопределение в учебной

деятельности

На доске записано число.

Учащимся выданы оценочные листы. Заполняют по ходу урока

 

Этап 2.  Актуализация субъективного опыта

Формулирует и комментирует задания.

Какие типы химических связей вы знаете?

Задание 1.

Решите задание на соответствие формулы и типа химических связей.

Составьте    схемы образования ионной и ковалентной полярной связи.

Какие из представленных химических элементов в соединениях имеют тенденцию к отдаче электронов?

Какие из представленных химических элементов в соединениях имеют тенденцию к принятию электронов?

Почему?

Представьте, что в этих веществах связь превратилась в ионную? Какие заряды получат +1  и -1   Эти заряды    есть  степени окисления.

 Итак, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?  

отвечают

решают самостоятельно.

ученика записывают на доске   схемы  образования ионной и ковалентной полярной связи.

  (по одной схемы каждый ученик)

Объясняют образование

веществ с ионной связью, вещества с ковалентной полярной связью,  

Называют тему урока

 

ПУУД

Установление причинно-следственных связей

ПУУД

Осуществление сравнения и классификации, самостоятельно выбирая основания для указанных операций.

 

Важно, обратить внимание учащихся на внешний электронный слой!

Приложение№1

На экране

Слайд 2

Тема урока

Этап 3 . Восприятие и осмысление учащимися нового материала

2.1. Формирование понятия «степень окисления»

 

Подводит учащихся к формулированию понятия «степень окисления».

   Попробуйте сформулировать определение.

Что такое степень окисления? (это заряд)

Этот заряд появляется у чего? (у атома)

Атом находится где (в чём)? (в соединении)

Что при этом надо представить? (что связь в этом соединении ионная)

Откройте учебник  п18. Найдите и прочитайте определение понятия «степень окисления». Сравните определение, сформулированное вами и определение в учебнике. Запишите одно из определений в тетрадь.

    Что ещё необходимо знать об этой величине?

 

Степень окисления – это заряд, который мог бы возникнуть у атома в соединении, если предположить, что связь в этом соединении ионная.

Открывают учебник на с. 101. Читают определение. Записывают определение.

Да. Мы можем дать определение понятия «степень окисления».

Мы не знаем, как определить степень окисления, для чего используется эта величина.

ПУУД

Установление причинно-следственных связей

ПУУД

Давать определение понятию

Находить в тексте информацию, сравнивать тексты

Целеполагание, включая постановку новой цели

Слайд 3

определение степени окисления

Учащиеся не смогут назвать вещества, скорее прочитают формулы.

Определение из учебника можно прочитать вслух.

Можно спросить, какое из двух определений выбрали учащиеся. Попросить поднять руки.

2.2. Изучение правил определения степени окисления

Формулирует и комментирует задание.

Задание 2

Изучите правила определения степеней окисления химических элементов.

У каждого из вас на столе лежит карточка «Правила определения степеней окисления». Вам необходимо внимательно прочитать каждое правило предложить задание к каждому из них и выполнить их

определим   положительные СО:  Al    Zn     Mg   Si      Li             О

Задание 3

Определить возможные отрицательные степени окисления у элементов    Cl      Аl    O    Ca   N   K    F   S

Знакомство с бинарными соединениями

Учитель дает определение

Задание №4

 Составить формулы веществ, образованных:  Na  и  O      О   и   Ba       S  и    H      Cl  и   P

Задание №5

Продолжают изучать правила

 по определению степеней окисления.

     см.  Алгоритм №1

Определить степени окисления элементов в соединениях:

 Р2О5   H2O    CCl4    Mg3P2    AlF3

- Молодцы, а теперь нужно научиться называть бинарные соединения     

См.Правило № 2.    п1,2

  1. латинское название элемента с отрицательной степенью окисления (“-”) + суффикс –ид
  2. русское название элемента с положительной степенью окисления (“+”) в родительном падеже

Задание 6.       См. Алгоритм №2                                         Приложение №3

Cоставить формулы веществ.   Назвать их.

Задание 7.        Продолжают изучать   Правило № 2.    п.3

Определить степени окисления элементов с переменной СО  и назвать вещества      

    CuO2         CuO        СO       СО2

Задание 8       

Составить формулы веществ по названиям.           

Читают каждое правило фофрмулируют задания к этим правилам и выполняют их.. Комментируют выполнение.  Объясняют решение.

Приводят примеры простых и сложных веществ

Выполняют самостоятельно. Проверяют по эталону  на слайде

Работа в парах 

Проверяют по эталону  на слайде 

 

Читают правило 2 вслух

Заполняют таблицу изучая алгоритм и правило2

 См. Алгоритм № 1. 

Самостоятельная работа

см. Алгоритм № 2.

РТ

Находить в тексте требуемую информацию

РУУД

Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие;

осуществлять коррекцию действий партнёра, уметь убеждать

Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Слайд 4-6

У учащихся раздаточный материал  - карточка «Правила определения степеней окисления». Формулы веществ для выполнения заданий по каждому правилу записаны на карточке. Учащимся не надо переписывать их в тетрадь. Карточка с правилами есть у каждого ученика, и он имеет возможность сохранить её в тетради. Вопросы учитель формулирует устно.

Проставляют баллы в оценочный лист

Слайды 8-13.

Работают в парах.  Проставляют баллы в оценочный лист

Слайды 14-16

Задание к правилу 2 можно дать в группах по 4 чел

 

Слайд 17-18

Работают в парах,

проверяют обмениваясь тетрадями.

Слайд 19

хлорид кальция                  

оксид железа (III)              

оксид азота (V)                  

сульфид хрома (VI)            

гидрид магния                    

карбид алюминия                

Этап 4. Первичная проверка понимания и закрепление

Формулирует и комментирует задание.

Выполним тест                                                                                 ( Приложение №4)

 1.Степень окисления - это величина а) постоянная б) переменная в) постоянная и переменная

 2. Степень окисления магния в формуле MgO

А) -2, Б) +2, В) 0, г) +1.

3.Высшая степень окисления фосфора равна: а)   5, б) 0, в) 3.

 4. Степень окисления хлора равна -1 в: а) Cl2O3, б) PCl5, в) Cl2.

 5.В каком соединении степень окисления определена не верно: а) Mg+2 O-2 б) P2+2 O5-3 в) H+1 CL-1

 6.Степени окисления марганца в соединениях MnO, MnO2, Mn2O7 соответственно равны: а)+1,+2,+7 б)+2,+4,+7 в)+1,+2,+2

 

     

 

Самостоятельная работа

Учащиеся высказывают своё мнение об алгоритмах определения степени окисления.

Выполняют задания

 

Проверяют решение по эталону.

 

.

РУУД

Установление объективных затруднений

ПУУД

Выстраивание последовательности описываемых событий,

КУУД

Отображать в речи содержание совершаемых действий

РУУД

Выбор наиболее эффективного способа действия

КУУД

Аргументация своей точки зрения

Работа в группах.

Резервные задания   Слайд 20

Найти ошибки:

 Na2S – сульфид натрия (I),              Mg2O2 – оксид магния,  Cu O   - оксид меди (I)        С2О4 – оксид углерода (IV).    

  SF6 – сульфид фтора (VI)

 

Этап 5.  Рефлексия

Организует подведение итогов урока.

Урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги. Ответьте на вопросы

1. На уроке я узнал ….

2. На уроке я научился

3. Сегодня мне удалось

4.При подготовке домашнего задания мне надо обратить внимание на ….

5. Я хочу узнать …

И в завершении давайте вернёмся к началу. Мы еще раз  сформулируем тему урока. Какой же она должна была быть?

Оценивание результатов

Отвечают на вопросы.

Формулируют еще раз тему урока

РУУД

Оценка результатов своей работы, соотнесение результата деятельности с целью

 

Считают сумму заработанных баллов  и выставляют оценку за работу на уроке

Этап 6. Домашнее задание

Озвучивает домашнее задание

1. Читать текст §18 с. 100 – 104

2. Выучить определение и правила.

3.Выполните дифференцированные задания на листе.

Записывают домашнее задание

Слайд 21

Цель урока. Сформировать  у учащихся понятие о степени окисления химического элемента, и способах определения степени окисления по формуле вещества.

Задачи урока

Образовательные. Создать условия для формирования понятия степень окисления, самостоятельного определения учащимися необходимых условий и порядка действий для определения степени окисления элюента по химической формуле.

Развивающие. Способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку целей урока, деятельности в группе; преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно контролировать время, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Воспитательные. Способствовать формированию умения аргументировать свою точку зрения, организовывать совместную  деятельность в парах, осуществлять взаимный контроль.

Планируемые результаты урока

Предметные: определение понятия «степень окисления», уметь определять степень окисления по формуле вещества, состоящего из двух и трёх химических элементов

Метапредметные: уметь получать информацию из разных источников, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе;  уметь использовать речевые средства, излагать свою точку зрения.

Личностные: формирование познавательного интереса, самоконтроль для достижения положительного результата при индивидуальной и групповой работе.

Оборудование: мультимедиа (компьютер, проектор), компьютерная презентация, карточки с заданиями для учащихся, раздаточный материал для самооценки,  учебник (Габриелян О.С. М.: Дрофа, 2014).

Тема урока:_____________________________________

Постановка темы и цели урока:

Этап 1. Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела курса химии «Соединения химических элементов».

Раздаю учащимся приложение №1. Таблица самооценки. Здесь будете проставлять баллы за каждое задание. А в конце урока оцените свои знания сами. Посмотрите сколько вы должны набрать за урок баллов.        21-22 баллов -«5»        15-20 балла – «4»       11-14 баллов – «3» Сегодня мы нарушим правила и сформулируем тему урока, позже. А пока я задам вам вопрос.

Этап 2.  Повторение  изученного материала

Вопрос .          Какие типы химических связей вы знаете? Решите задание на соответствие.. (самостоятельно)

Задание 1                                                                                                     Приложение №2

Соотнесите формулу вещества и  тип  химической связи.  

Формула вещества                          Тип  химической связи

  1.     H2                                                                          А.     металлическая

2.      HCI                                                 Б .    ионная

3.     NaCI                                                В .   ковалентная полярная

4.     Cu                                                    Г .ковалентная неполярная

Ответы проверяем устно.  Баллы проставляем в оценочный лист (без ошибок-2 балла, с одной ошибкой-1 балл

А

Б

В

Г

4

3

2

1

       

Фронтальный опрос: (запись  на доске) –  

   

Запишем механизм  образования химической связи в соединениях:  Na Cl и H  Cl   

  выполняет задание у доски  (  запись схемы)     Na0+Cl0= Na+  Cl- 

Обратите внимание на вещества с ионной связью. Из каких частиц они состоят? Назовите их заряды.  

H0+Cl0= H&+____ Cl&-    Почему в этом веществе  связь ковалентная полярная?   (Пользуются рядом ЭО)

  Представьте, что в этих веществах связь превратилась в ионную? Какие заряды получат +1  и -1   Эти заряды   и есть  степени окисления.

 Итак, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?   (называют тему урока)

 

                      Этап 3 . Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Слайд 1  тема урока

Слайд 2  

Откройте учебник на с. 101. Найдите и прочитайте определение понятия СО

Степень окисления – это условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения (и ионные, и ковалентно-полярные) состоят только из ионов.

- Сегодня научимся:

 -определять СО

-составлять формулы по СО

-называть соединения химических элементов

 

                         3.1    Изучение правил определения степени окисления      

Слайд 3    

Изучите правила определения степеней окисления химических элементов.

в ходе урока будем пользоваться  правилом СО

                             

Слайд  4  

 Задание №2       См.правило п.1, 2

определим   положительные СО:  Al    Zn     Mg   Si      Li             О

Слайд  5    

   Самопроверка    Al +3 ,    Zn +2  ,   Mg+2  , Si +4  ,   Li +1 ,      О-2    

 -   Баллы проставляем в оценочный лист (без ошибок-2 балла, с одной ошибкой-1 балл)

Слайд  6  

Задание №3     см. правило   п  3,4,5                     

Определить возможные отрицательные степени окисления у элементов    Cl      Аl    O    Ca   N   K    F   S

Слайд  7          Самопроверка   Cl -    O-2     N-3   F-1    S-2                        Аl +3    Ca+2     K+1

Баллы проставляем в оценочный лист (без ошибок-2 балла, с одной ошибкой-1 балл)

                                         

3.2 Изучение правил составления формул соединений

Слайд 8          

-   Бинарные соединения – сложные вещества, состоящие из двух химических элементов.

Слайд9  

  На первое место в формуле ставится элемент, номер группы которого меньше  т.е  .(ЭО)

Задание №4

 Составить формулы веществ, образованных: Na  и  O      О   и   Ba       S  и    H      Cl  и   P

 

Слайд10    

 Проверим     Na O    BaО        HS           PCl

-  Баллы проставляем в оценочный лист (без ошибок-2 балла, с одной ошибкой-1 балл)

-- После того как научились составлять формулы по качеству, научимся определять СО

 

Слайд11     

см. Алгоритм №2 .      На первом месте в формуле принято писать элемент с положительной степенью окисления, на последнем месте – с отрицательной степенью окисления.

Задание №5              (работа в парах)    см.  Алгоритм №1

Определить степени окисления элементов в соединениях:

 правило п. 8       Суммарная степень окисления элементов в соединении равна нулю

                           

 Р2О5   H2O    CCl4    Mg3P2    AlF3

 

См правило   п  7    Степень окисления свободных атомов и простых веществ равна 0: ( Н0; Mg0)

Слайд12      

  Проверяем по эталону.    Р2О5   H2+O-2     C+4Cl4-1    Mg3+2P2-3      Al+3F3-1

 -  Баллы проставляем в оценочный лист (без ошибок-2 балла, с одной ошибкой-1 балл)

-  Вам удалось выполнить задание? Не возникло ли у вас трудностей? Если да, то в чём они заключаются?

Слайд13

- Молодцы, а теперь нужно научиться называть бинарные соединения     

См.Правило № 2.    п1,2

  1. латинское название элемента с отрицательной степенью окисления (“-”) + суффикс –ид
  2. русское название элемента с положительной степенью окисления (“+”) в родительном падеже
  3. римская цифра переменной степени окисления в скобках

На втором месте в формуле Cl – хлорид

O – оксид

S – сульфид

N – нитрид

H – гидрид

Si - силицид

C - карбид

P – фосфид

Слайд14  

Задание 6.       См. Алгоритм №2                                                                          Приложение №3

Cоставить формулы веществ.   Назвать их.   (выполняют вместе)

Na+

Ca+2

Al+3

O -2

Cl -

S -2

Слайд15

 - Проверяем задание. Учащиеся поочередно читают формулы. .

Просчитывают баллы и ставят в оценочный лист  

Слайд 16

Некоторые элементы могут проявлять несколько положительных степеней окисления.

Например,                медь    Cu - +1 и +2,           сера    S - +4 и +6.

Расчет степени окисления начинают с элемента на втором месте в формуле вещества и степень окисления элемента на первом месте указывают в названии  (римской цифрой в скобках). 

ПРИМЕР :     Fe2O3 –  оксид железа (III)

Слайд 17

Задание 7.        См. Алгоритм № 1.

Определить степени окисления элементов с переменной СО и назвать вещества     см.  

              CuO2           CuO               СO       СО2

 Слайд 18            

 -  проверяем  обмениваясь тетрадями  .

 -  Баллы проставляем в оценочный лист (без ошибок-2 балла, с одной ошибкой-1 балл)

Cu 2 +1O–2  - оксид меди (I)        

 Cu+2O–2    - оксид меди (II)            

 С–2 O–2     - оксид углерода (II)

С+4 О2–2   – оксид углерода (IV)

Слайд 19    

       Задание 8        см. Алгоритм № 2.

Составить формулы веществ по названиям:               ( самостоятельная работа)

Проверяем вслух

  • хлорид кальция                 СаCl2
  • оксид железа (III)              Fe2O3
  • оксид азота (V)                  N2O5
  • сульфид хрома (VI)           Cr2S3
  • гидрид магния                    MgH2
  • карбид алюминия               Al4C3

  -  Баллы проставляем в оценочный лист (без ошибок-3 балла, с одной ошибкой-2 балл)

                                 Этап 4  Первичное закрепление знаний

Самостоятельная работа

Выполним тест                                                                                                             Приложение №4

 1.Степень окисления - это величина а) постоянная б) переменная в) постоянная и переменная

 2. Степень окисления магния в формуле MgO

А) -2, Б) +2, В) 0, г) +1.

3.Высшая степень окисления фосфора равна: а)   5, б) 0, в) 3.

 4. Степень окисления хлора равна -1 в: а) Cl2O3, б) PCl5, в) Cl2.

 5.В каком соединении степень окисления определена не верно: а) Mg+2 O-2 б) P2+2 O5-3 в) H+1 CL-1

 6.Степени окисления марганца в соединениях MnO, MnO2, Mn2O7 соответственно равны: а)+1,+2,+7 б)+2,+4,+7 в)+1,+2,+2

оценивание

6 заданий -  «5»

4-5 задания - «4»

3 задания - «3»

Проверка теста по эталону на доске     (обмениваются тетрадями)

 1. в) постоянная и переменная

2.     б) +2,  

 3.    б) PCl5,

 4.  б) P2+2 O5-3 

5.    б)+2,+4,+7

 

Слайд -20   после теста , если останется время

  1. В приведенных формулах найдите ошибки и исправьте их

Na2S – сульфид натрия (I),              Mg2O2 – оксид магния,  Cu O   - оксид меди (I)                     С2О4 – оксид углерода (IV).     SF6 – сульфид фтора (VI),

  1. Проверка  решений с записями на доске.

                    Этап 5.  Рефлексия  подведение итогов (рефлексия)

Ответьте на вопросы

Дать каждому ученику, после урока вернуть учителю Подчеркните нужное

- МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ НА УРОКЕ/ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ НА УРОКЕ;

- Я ДОСТИГ(ЛА) ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ /НЕ ДОСТИГ(ЛА) ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

- Я СПРАВИЛСЯ(АСЬ) С ЗАДАНИЯМИ/ НЕ СПРАВИЛСЯ(АСЬ) С ЗАДАНИЯМ

Урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги.

И в завершении давайте вернёмся к началу. Мы не сформулировали тему урока. Какой же она должна была быть?

2. Оценивание уровня усвоения материала . Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку за работу на уроке.

 Обратите внимание на то, что вам не удалось, что вызвало затруднения. Проработайте эти вопросы при выполнении домашнего задания.

Этап 6. Домашнее задание .

Д.З                   П. 18             Выполнить дифференцированные  задания на листочке.

        Приложение №5

  1. верно выполненное  задание –на «3», два –на  « 4», 3 –на «5»

Правило№1     Степени окисления некоторых элементов:

  1. Положительная  степень окисления элемента равна (+№ группы).
  2. У металлов всегда положительная:

                   для металлов I A группы      +1

                   для металлов II А группы     +2

                   для металлов III А группы    +3

  1. Отрицательная  степень окисления  для неметаллов равна   (№ группы -8).
  2.  Степень окисления   фтора (F )  всегда   -1
  3. Степень окисления кислорода  (О)   в соединениях равна -2 (NO-2, Al2O-23), а в пероксидах -1 (H2O2-1,    O+1F2)
  4. Степень окисления водорода в соединениях с неметаллами равна +1, а с металлами равна -1: (NaH-1,     H+1Cl).
  5. Степень окисления свободных атомов и простых веществ равна 0: (http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/618126/Image7723.gif; Mg0)
  6. Суммарная степень окисления элементов в соединении равна нулю
  7. Элементы в высшей степени окисления могут только принимать электроны
  8. Элементы в низшей степени окисления могут только отдавать электроны
  9. Элементы в промежуточной степени окисления могут и принимать, и отдавать электроны

Правило № 2. Названия соединений

  1. латинское название элемента с отрицательной степенью окисления (“-”) + суффикс –ид
  2. русское название элемента с положительной степенью окисления (“+”) в родительном падеже
  3. римская цифра переменной степени окисления в скобках

Алгоритм № 1.Определение степени окисления элемента

по формуле вещества

  1. Определение степеней окисления начинают с того элемента, у которого С.О. ( Р2 ? О5 -2); постоянная или известна в соответствии с правилами (см. выше);
  2. Умножить эту С.О. на индекс атома (или группы) (– 2 * 5 = – 10);
  3. Полученное число разделить на индекс второго элемента (или группы) (– 10 / 2 = – 5);
  4. Записать полученную С.О. с противоположным знаком (Р2+5  О5 -2).
  5. Сумма положительных и отрицательных степеней окисления элементов в соединении равна  0

                                                                 

Алгоритм № 2. Составления формул по названиям:

  1. Записать знаки элементов   в порядке: на первом месте – положительно заряженную, на втором – отрицательно заряженную ( Al O );
  2. Расставить степени окисления ( Al+3 O-2);
  3. Найти наименьшее общее кратное   между значениями степеней окисления, записать его сверху  
  4. Разделить наименьшее общее кратное     на значение степеней окисления, полученные результаты записать как индексы (6/3=2; 6/3=3 Al2O3).

 

Приложение №1

Оценочный лист   Ф.И.____________________________

Этапы урока

№ задания

 Балл

Оценка

Повторение пройденного материала

 1   (таблица)

без ошибок-2 балла

одна ошибка-1балл

21-22 баллов -«5»

15-20 балла – «4»

11-14 баллов – «3»

Изучение нового материала

2

без ошибок-2 балла

одна ошибка-1балл

3

без ошибок-2 балла

одна ошибка-1балл

4

без ошибок-2 балла

одна ошибка-1балл

5

без ошибок-2 балла

одна ошибка-1балл

6  (таблица)

одна ошибка- 3 баллов

две  ошибки- 2 балла

три  ошибки- 1 балл

7

без ошибок-2 балла

одна ошибка-1балл

8

без ошибок-2 балла

одна ошибка-1балл

Проверка первичных знаний

9    Тест

 6 заданий -  5баллов

4-5 задания – 4 балла

3 задания – 3 балла

Всего баллов

Итоговая оценка  

                                                                                                                           

    Приложение №2

Соотнесите формулу вещества и  тип  химической связи.  

Формула вещества                          Тип  химической связи

  1.     H2                                                                          А.     металлическая

2.      HCI                                               Б .    ионная

3.     NaCI                                              В .   ковалентная полярная

4.     Cu                                                   Г .ковалентная неполярная

 А

Б

В

Г

                                                                                                                      

Приложение №3   

  Cоставить формулы веществ,     назвать их.

Na+1

Ca+2

Al+3

O -2

          6

        /    \

Al+32 O 3-2 

Оксид алюминия

Cl -1

S -2

Приложение №4

Выполним тест

 1.Степень окисления - это величина

 а) постоянная б) переменная в) постоянная и переменная

 2. Степень окисления магния в формуле  MgO

А) -2, Б) +2, В) 0, г) +1.

3.Высшая степень окисления фосфора равна:

 а)   5, б) 0, в) 3.

 4. Степень окисления хлора равна -1 в:

а) Cl2O3, б) PCl5, в) Cl2.

 5.В каком соединении степень окисления определена не верно:

а) Mg+2 O-2 б) P2+2 O5-3 в) H+1 CL-1

 6.Степени окисления марганца в соединениях MnO, MnO2, Mn2O7 соответственно равны:

 а)+1,+2,+7 б)+2,+4,+7 в)+1,+2,+2

оценивание

6 заданий -  «5»

4-5 задания - «4»

3 задания - «3»

     

Приложение №5

Задания по теме «Степень окисления»

  1. Расставьте степени окисления химических элементов, используя правило №1 и  алгоритм № 1:

AlF3,      Ba,     CaH2,     Na2O,    H2,    H2О,    SO2,     Fe2O3,    FeO.  N2O3,  

  1.    Запишите названия следующих веществ, используя правило№2 :

Na2S ________________________________

FeCl3________________________________

Al2O3________________________________

K3N_________________________________

LiH__________________________________

CuF2_________________________________

3 .Составьте формулы веществ, используя алгоритм № 2:

хлорид магния ______________________,  карбид алюминия ____________________

 оксид железа(III)_____________________, сульфид калия ____________________,

оксид серы (VI)____________________, фторид кальция _____________________,

оксид углерода (IV)____________________.

- МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ НА УРОКЕ/ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ НА УРОКЕ;

- Я ДОСТИГ(ЛА) ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ /НЕ ДОСТИГ(ЛА) ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

- Я СПРАВИЛСЯ(АСЬ) С ЗАДАНИЯМИ/ НЕ СПРАВИЛСЯ(АСЬ) С ЗАДАНИЯМ

     

 

                         

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Степень окисления. Бинарные соединения. 1

Слайд 2

Степень окисления Определяется количеством электронов, которое может отдавать или принимать элемент, вступая в соединение Условный заряд атома химического элемента, который рассчитывается из предположения, что вещество образовано ионной связью. 2

Слайд 3

Максимальная положительная степень окисления элемента равна номеру группы в таблице Д.И. Менделеева ( для всех элементов, кроме О и F ) 3

Слайд 4

ЗАДАНИЕ 2. Определить положительные степени окисления элементов : Al Zn Mg Si Li О 4

Слайд 5

Проверим Al +3 , Zn +2 , Mg +2 , Si +4 , Li +1 5

Слайд 6

Отрицательную степень окисления могут проявлять только неметаллы . Отрицательная степень окисления = № группы - 8 ЗАДАНИЕ 3. Определить возможные отрицательные степени окисления у элементов: Cl А l O Ca N K F S 6

Слайд 7

ПРОВЕРИМ Cl - 1 O -2 N -3 F -1 S -2 А l +3 Ca +2 K +1 7

Слайд 8

Бинарное соединение - сложное вещество, состоящее из 2 химических элементов. 8

Слайд 9

На первое место в формуле ставится элемент, с меньшей электроотрицательностью ЗАДАНИЕ 4. Составить формулы веществ, образованных : Na и O О и Ba S и H Cl и P 9

Слайд 10

Проверим Na O Ba О HS PCl 10

Слайд 11

На первом месте в формуле принято писать элемент с положительной степенью окисления, на последнем месте – с отрицательной степенью окисления . Сумма положительных и отрицательных степеней окисления элементов в соединении равна 0 ЗАДАНИЕ 5.Определить степени окисления элементов в соединениях: Р 2 +5 О 5 -2 H 2 O CCl 4 Mg 3 P 2 AlF 3 -2*5=- 10 -10:2=- 5 Степень окисления свободных атомов и простых веществ равна 0: ( Н 2 0 ; Mg 0 ) 11

Слайд 12

ПРОВЕРИМ H 2 +1 O -2 C +4 Cl 4 -1 Mg 3 +2 P 2 -3 Al +3 F 3 -1 12

Слайд 13

Названия бинарных соединений На втором месте в формуле: Cl – хлор ид O – оксид S – сульфид N – нитрид H – гидрид Si - силицид C - карбид P – фосфид Пример: NaCl хлорид натрия -ИД Бинарное соединение 13

Слайд 14

ЗАДАНИЕ 6. C оставить формулы веществ. Назвать их . Na + 1 Ca +2 Al +3 O -2 6 Al 2 +3 O 3 -2 Окс ид алюминия Cl - S -2 Ca +2 S -2 Сульфид кальция 14

Слайд 15

Проверим Na + 1 Ca +2 Al +3 O -2 Na + 1 2 O -2 Оксид натрия Ca +2 O -2 Оксид кальция Al 2 +3 O 3 -2 Оксид алюминия Cl - Na + 1 Cl –1 хлорид натрия Ca +2 Cl 2 –1 хлорид кальция Al +3 Cl 3 –1 хлорид алюминия S -2 Na 2 + 1 S -2 Сульфид натрия Ca +2 S -2 Сульфид кальция Al 2 +3 S 3 -2 Сульфид алюминия 15

Слайд 16

Некоторые элементы могут проявлять несколько положительных степеней окисления (переменную). Например, медь Cu +1 и +2 , сера S +4 и +6 . Расчет степени окисления начинают с элемента стоящего на втором месте в формуле вещества. Степень окисления первого элемента указывают в названии римской цифрой в скобках. ПРИМЕР : Fe 2 O 3 – оксид железа ( III) SO 2 – оксид серы ( IV) С uCl 2 16

Слайд 17

ЗАДАНИЕ 7. Определить переменную степень окисления элементов и назвать соединения Cu 2 O Cu O С O С О2 17

Слайд 18

Проверим Cu 2 +1 O –2 - оксид меди ( I ) Cu +2 O –2 - оксид меди ( II ) С –2 O –2 - оксид углерода ( II ) С +4 О 2 –2 – оксид углерода ( IV ) 18

Слайд 19

ЗАДАНИЕ 8. Составить формулы бинарных соединений хлорид кальция оксид железа (III) оксид азота (V) 19

Слайд 20

В приведенных формулах найдите ошибки и исправьте их Na 2 S – сульфид натрия (I), Mg 2 O 2 – оксид магния, Cu O - оксид меди ( I ) 20

Слайд 21

Проверим Na 2 S – сульфид натрия Mg O – оксид магния Cu O - оксид меди ( II ) Na 2 S – сульфид натрия (I) Mg 2 O 2 – оксид магния Cu O - оксид меди ( I ) 21

Слайд 22

Домашнее задание § 17, определения, упр. 1,2 (письменно ) СПАСИБО ЗА РАБОТУ! 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии по теме "Классы неорганических соединений"

Данная методическая разработка включает конспект урока, презентацию для интерактивной доски SmartBoard, пояснения к презентации и приложение "Рабочие листы"...

Методическая разработка урока по химии "Железо и его соединения"""

Общая характеристика железа.. Производство  стали на Оскольском электро-металлургическом комбинате....

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Соли азотной кислоты". УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019

Структура  урока включает в себя следующие этапы:  Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку,  психологического настроя учащихся.Проверка домашнего задания. Выполн...

Урок по химии "Составление формул бинарных соединений".

Урок по химии в 8 классе. Давно хотела попробовать уроки на опережение. В интернете информации мало, отовсюду понемногу - получилось вроде неплохо. Сужу по впечатлению от урока и от его результативнос...

Методическая разработка урока на тему «Алюминий и его соединения» (9 класс)

Данное занятие может быть проведено с учащимися 9 класса, а с корректировкой содержания в сторону усложнения – и с учащимися 11 класса по любой авторской программе по химии. Проведение занятия п...