Характеристика кислорода
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Скрыпникова Светлана Николаевна

Цель урока: расширить и углубить представления учащихся о физических, химических свойствах кислорода, способах его получения и применения.

Задачи урока

1. Образовательная: изучить физические и химические свойства кислорода способы его получения и отрасли применения. Подчеркнуть взаимосвязь строения кислорода с его химической активностью и применением.

2. Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):

а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

4. Здоровьесберегающие: правила безопасного обращения с веществами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_kisloroda.rar1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Характеристика кислорода как химического элемента и простого вещества

Предмет

химия

Класс

9

Автор урока (ФИО, должность)

Скрыпникова Светлана Николаевна

Образовательное учреждение

МОУ «Гимназия 3 г. Белгорода»

Республика/край, город/поселение

г. Белгород

Методическая информация

Тип урока

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий

Цели урока

расширить и углубить представления учащихся о химическом элементе кислороде и его свойствах.

Задачи урока

Цель урока: расширить и углубить представления учащихся о физических, химических свойствах кислорода, способах его получения и применения.

Задачи урока

1. Образовательная: изучить физические и химические свойства кислорода способы его получения и отрасли применения. Подчеркнуть взаимосвязь строения кислорода с его химической активностью и применением.

2. Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):

а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

4. Здоровьесберегающие: правила безопасного обращения с веществами.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Планируемые результаты обучения

В результате изучения данного материала учащиеся должны:

Знать:

а) определение понятий – характеристика элемента кислорода и его простого вещества, аллотропия, окисление, горение, оксиды, состав воздуха и виды топлива;

б) физические и химические свойства кислорода, способы его получения и отрасли применения.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

а) составлять уравнения окисления и  горения простых и сложных веществ в кислороде;

б) получать кислород в лаборатории соблюдая правила безопасного обращения с реактивами;

в) проводить реакции горения простых веществ в кислороде, подтверждающие химические свойства кислорода, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;

г) составлять формулы оксидов и давать им названия;

д) пользоваться таблицей Д.И. Менделеева.

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование:

  1. Слайды по теме: «Кислород», проектор.

На столах учащихся:

  1. Инструкционные карты, листы самопроверки
  2. Лист учёта знаний учащихся по теме: «Характеристика кислорода как химического элемента и простого вещества»
  3. Сигнальные карты (карточки из бумаги красного и зелёного цвета, ученик ставит карточку красного цвета, если он испытывает затруднения и ему требуется помощь учителя и зелёную, если он выполнил работу и готов дальше работать самостоятельно).

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Примерно века два назад

Открыт он был случайно.

Сейчас знаком с ним стар и млад.

Он для вас не тайна.

Известно, что горят отлично

В нем сера, фосфор, углерод,

Железо, магний. Энергично

Сгорает также водород.

Без газа этого на свете

Не жили б звери и народ.

Его назвать могли бы дети,

Ведь это - … (кислород) (Слайд 2)

Этот элемент очень важен для жизни любого живого существа, давайте же подробнее узнаем об этом удивительном элементе…

Ход и содержание урока

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Действия

 учеников

УЭ-0

Интегрирующая цель: в результате работы ты должен научиться давать характеристику химическому элементу и простому веществу кислороду, сформулировать вывод о химической активности кислорода и его применении.

Запиши в тетрадь дату и тему урока.

УЭ-1 Проверка домашнего задания

Цель: определить исходный уровень знаний о понятии химический элемент и простое вещество.

  1. Запиши в тетрадь № варианта.
  2. Выполни письменно задания в тетради.

Вариант I  

Задание I. Заполните пропуски в тексте словами соответственно.

 А  1) При нагревании ... ... оксида ртути образуется два ... ... — ртуть и кислород.

а) «простого вещества» и «химических элемента»;

б) «сложного вещества» и «простых вещества»;

в) «сложного вещества» и «химических элемента»;

г) «простого вещества» и «сложных вещества».

Б  2) Оксид меди — ... ..., так как состоит из разных ... ..., а именно меди и кислорода.

а) «сложное вещество» и «простых веществ»;

б) «простое вещество» и «химических элементов»;

в) «сложное вещество» и «химических элементов»;

г) «простое вещество» и «сложных веществ».

С   3)...... сульфид железа содержит два ... ... — серу и железо; оно образуется при соединении двух ... ... — серы и железа.

а) «Сложное вещество», «простых вещества», « химических элементов »;

б) «Сложное вещество», «химических элемента», «простых веществ»;

в) «Простое вещество», «сложных вещества», «химических элементов»;

г) «Химический элемент», «простых вещества», «сложных веществ».

Задание II

А  1) Валентность водорода по определению равна:

а) I; б) II; в) III; г) IV.

Б  2) Валентность кальция в оксиде кальция СаО равна:

а) I; б) II; в) III; г) IV.

С   3) Валентность азота в оксиде азота NO2  равна:

а) I; б) II; в) III; г) IV.

Задание III

А  1) Формула соединения, состоящего из двух химических элементов — алюминия и кислорода:

а) АIOз; б) АI2 Оз; в) АIO; г) Ag2 O.

Б  2) В формуле соединения, состоящего из химических элементов бария (II) и кислорода, индекс у химического знака бария:

а)1;б)2;в)3; г) 4.

С  3) Сумма индексов в формуле оксида лития равна:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

Задание IV

А  1) Коэффициент перед формулой калия в уравнении реакции, схема которой

 K  + CI2  = KCI ,           равен:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

Б   2) Коэффициент перед формулой продукта реакции Са + O2 —> равен:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

С   3) Сумма коэффициентов в уравнении реакции между калием и серой равна:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

Вариант 2  

Задание I. Заполните пропуски в тексте словами соответственно.

А   1) При разложении ... ... воды H2 O образуется два ... ... — водород H2 и кислород O2.

а) «простого вещества» и «химических элемента»;

б) «простого вещества» и «сложных вещества»;

в) «сложного вещества» и «химических элемента»;

г) «сложного вещества» и «простых вещества».

Б  2) Поваренная соль NaCI — ... ..., так как состоит из разных ... ..., а именно натрия и хлора.

а) «сложное вещество» и «простых веществ»;

б) «простое вещество» и «химических элементов »;

в) «простое вещество» и «сложных веществ»;

г) «сложное вещество» и «химических элементов»

 С 3) Бертолетова соль КСIOз — ... ..., так как состоит из разных ... ... — калия, хлора и кислорода; оно разлагается при нагревании на ... ... хлорид калия КСI и ... ... кислород O2.

а) «сложное вещество», «простых веществ», «сложное вещество», «химический элемент»;

б) «сложное вещество», «химических элементов», «простое вещество», «химический элемент»;

в) «простое вещество», «сложных веществ», «простое вещество», «химический элемент»;

г) «сложное вещество», «химических элементов», «сложное вещество», «простое вещество».

Задание II

А  1) Кислород проявляет валентность:

а) I; б) II; в) III; г) IV.

Б  2) Валентность цинка в оксиде цинка ZnO равна:

а) I; б) II; в) III; г) IV.

С  3) Валентность углерода в оксиде углерода CO2  равна:

а) I; б) II; в) III; г) IV.

Задание III

А  1) Формула соединения, состоящего из двух химических элементов — кальция и кислорода:

а) СаО; б) Ca2 O2; в) CaH2; г) K2 O.

Б  2) В формуле соединения, состоящего из химических элементов алюминия (III) и кислорода, индекс у химического знака алюминия:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

С  3) Сумма индексов в формуле оксида серы (VI):

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

Задание IV

А  1) Коэффициент перед формулой натрия в уравнении реакции, схема которой

Na + CI2  = NaCI, равен:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

Б  2) Коэффициент перед формулой продукта реакции

Mg + O2   =                 равен:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

С   3) Сумма коэффициентов в уравнении реакции между натрием и серой равна:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

  1. Проверь правильность выполнения своей работы. Определи уровень своих знаний по следующей схеме: за каждый правильный ответ поставь себе 1 балл, тогда:

 12 баллов – высокий уровень знаний, ваша оценка «5»; 8-11– средний уровень, ваша оценка «4»; 5-7 баллов – ниже среднего, ваша оценка «3», менее 4 баллов – низкий уровень знаний, к сожалению ваша оценка «2».

  1. Проанализируй свои ошибки, обговори их с товарищами.
  2. Сделай вывод об уровне своей подготовки.

ОТВЕТЫ:

1 вариант

Задание 1.                                Задание 3.

А 1) а                                       А 1) б

Б 2) в                                       Б 2) а

С 3) б.                                     С 3) в

Задание 2.                                Задание 4.

А 1) а                                       А 1) б

Б 2) б                                        Б 2) б

С 3) г.                                       С 3) г.

2 вариант

Задание 1.                                Задание 3.

А 1) г                                      А 1) а

Б 2) г                                       Б 2) б

С 3) г.                                     С 3) г

Задание 2.                                Задание 4.

А 1) б                                       А 1) б

Б 2) б                                        Б 2) б

С 3) г.                                       С 3) г.

Работай самостоятельно в тетради.

Выполните задания последовательно, начиная с уровня А и заканчивая уровнем С.

Ответы получи у учителя.

Если не справились с заданием уровня А (минимум), то вновь проработайте материал учебника.

УЭ – 2

Изучение нового материала.

Цель: самостоятельно изучить характеристику кислорода как химического элемента и простого вещества.

  1. Прочитай текст (приложение1).
  2. На полях аккуратно карандашом делай пометки: ! знаю, + новая информация, * думал иначе, ? непонятно.
  3. Обсуди результаты своей работы с товарищем.
  4. Сотри пометки в тексте. Сделай вывод об уровне своей информированности.

V. Выполни письменно задания.

Задание 1

Заполните таблицу: «Характеристика кислорода как химического элемента» (слайд 4)

Химичес-

кий

знак

Ar

Валент-

ность

Положение в периодической системе

Д.И.Менделеева

груп-

па

п/гр

период

Задание 2

Заполните таблицу «Нахождение  кислорода в природе» (слайд 5-6).

Местонахождение

%

1 атмосфера

2 земная кора

3 гидросфера

4 живые организмы

Задание 3

Заполните таблицу: «Характеристика кислорода как простого вещества» (слайд 7-8)

1.Химическая

формула

2.Mr

3.Физические свойства:

-агрегатное состояние

-цвет

-запах

-вкус

-растворимость в воде

-плотность

-t кип ,0 С

4. Химические свойства:

а) взаимодействие с простыми веществами

б) со сложными веществами

a) C+O2=

P + O2 =

S + O2 =

Fe + O2 =

Cu + O2 =

б) CH4 + O2 =

C2H2 + O2 =

H2S + O2 =

5. Получение:

а) в лаборатории

б) промышленности

а) КМnO4 =

H2O2 =

H2O =

HgO =

б) …

6. Применение

1

2

3

4

5

VI. Проверь свою работу. Каждый правильный ответ в задании 1, 2 и 3 (пункты 1-3, 6) оценивается 1 баллом, а за каждое правильно написанное уравнение химической реакции  в задании 3 в пунктах 4 и 5 – 2 баллами. Все набранные баллы не забывайте выставлять в лист учета знаний!

Работай самостоятельно с текстом приложение5

Работай в паре.

Работай самостоятельно.

УЭ – 3

Первичное закрепление новых знаний

Цель: проверить уровень знаний по новой теме.

I. Выполните письменно тестовое задание

Задание 1.

Выберите  один правильный ответ:

1. Самый распространенный элемент в земной коре:

а) железо

б) кислород

в) кремний

г) алюминий.

2. Какие из физических свойств характерны для кислорода:

а) бесцветный газ, легче воздуха, малорастворим в воде;

б) бесцветный газ, без запаха, хорошо растворим в воде;

в) бесцветный газ, тяжелее воздуха, малорастворим в воде;

г) бесцветный газ, тяжелее воздуха, не растворим в воде.

3. Из следующих утверждений неверно лишь то, что кислород:

а) образован двухатомными молекулами;

б) кипит при температуре намного ниже 0 0С;

в) входит в состав большинства горных пород;

г) является самым распространенным химическим элементом в нашей Вселенной.

4. Кислород может реагировать с:

а) Cu

б) CuO

в) Au

г) Au2O

5. Коэффициент перед формулой кислорода в уравнении реакции: СН4 + О2= СО2 + Н2О равен:

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4.

6. В уравнении реакции горения ацетилена С2Н2 правильная запись его правой части:

а) 2 СО2 + Н2О

б) СО2 + Н2

в) 4СО2 + 2Н2О

г) 2СО2 + 2Н2О.

7. Какие из перечисленных свойств характерны для кислорода?

а) не поддерживает горение

б) не вступает в реакцию окисления

в) в результате реакции с ним образуются оксиды

г) является восстановителем.

8. Среди формул веществ найдите оксид:

а) FeSO4

б) FeS

в) Fe2O3

г) Fe (OH)3

9. Укажите промышленный способ получения кислорода:

а) разложение перманганата калия КМnO4

б) разложение оксида ртути (II)

в) из жидкого воздуха

г) фотосинтез.

10. Из следующих утверждений неверно лишь то, что кислород применяется:

а) в медицине

б) в металлургии

в) в качестве окислителя ракетного топлива

г) для создания защитной атмосферы.

II. Сравни свои ответы с предложенными учителем, оцени свой уровень знаний по новой теме, ответы получи у учителя.

Выполните задание. Правильный ответ  оценивается в 1 балл, если не можете справиться, возвратитесь к изучению учебного элемента 2.

ОТВЕТЫ:

1 б

2 в

3 а

4 а

5 б

6 в

7 в

8 в

9 в

10 г

УЭ – 4

Подведе-

ние итогов

Цель: определить уровень знаний о кислороде как химическом элементе и простом веществе.

Лист контроля (слайд 9)

№УЭ

1зад.

2 зад.

3зад.

УЭ-2

6

4

Пункт1 –  6

Пункт 2 - 4

Пункт 3 - 9

Пункт 4 - 16

Пункт 5 - 10

 Пункт 6 - 5

УЭ-3

10

---

---

итого

16

4

50

ИТОГО: 70 баллов – максимум.

Максимально возможное количество баллов указано в таблице по каждому пункту заданий!

Оценка:

«5» - 68-70 баллов, «4» - 55-66 баллов, «3» - 54 -30 баллов, «2» - менее 30 баллов, не огорчайся, у тебя еще будет возможность  исправить положение.

Домашнее задание: (слайд 10)

Если твоя оценка «5», то д/з ты не получаешь; если «4», то повтори таблицу «Характеристика кислорода как химического элемента» и  «Характеристика кислорода как простого вещества», просмотри  получение кислорода; если «3» и менее, то к сожалению ты плохо усвоил материал, поэтому повтори все записи в тетради и параграф ______.

Подсчитай общее количество баллов за урок. Поставь себе оценку за работу на уроке.

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

О.С. Габриелян учебник «Химия 8 класс», поурочное планирование, настольная книга учителя.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Целесообразность предлагаемой разработки заключается в интенсификации изучения нового материала, более наглядной и целостной подачи учебного материала. Использование технологии модульного обучения позволяет  научить каждого ученика самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя, формирование  коммуникативных свойств личности в результате работы в группе, индивидуальных способностей и интересов, умение анализировать свою деятельность, товарищей и давать им оценку, получать информацию с помощью мультимедиа компонентов, что обеспечивает интерактивность, индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Изучив кислород, как элемент неметалл целесообразнее всего провести сравнительную характеристику химических свойств других элементов- неметаллов, где так же можно использовать мультимедийные средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

Конспект урока химии "Кислород, его характеристика. Получение кислорода"

Урок химии в 8 классе. это первый урок по теме "Кислород".  Цель: конкретизировать знания учащихся  о химическом элементе и простом веществе. Познакомить с историей открытия, физическими сво...

Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.

Презентация к уроку: Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе....

Конспект урока химии 9 класс по теме: "Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"

Урок химии 9 класс по теме: "Кислород, общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"...

«Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства».

Урок по теме «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства» разработан для УМК по программе курса «Химия 8 класс» под редакцией Г. Е. Рудзит...

Конкурсная работа " Открытый урок «Характеристика подгруппы кислорода. Кислород и озон. "

Конкурсная работа  " Открытый урок  «Характеристика подгруппы кислорода. Кислород и озон. "...