Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии
статья по химии на тему

Елена Диин-ооловна Ондар

Представление педагогического опыта учителя химии МБОУ СОШ с.Сосновка Тандинского кожууна Республики Тыва

Ондар Елены Диин-ооловны «Использование 

здоровьесберегающих технологий на уроках химии»

 

Здоровье школьников является одним из ключевых направлений развития общего образования в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

    Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_himii.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта учителя химии МБОУ СОШ с.Сосновка Тандинского кожууна Республики Тыва

Ондар Елены Диин-ооловны «Использование  

здоровьесберегающих технологий на уроках химии»

Здоровье школьников является одним из ключевых направлений развития общего образования в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

    Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.

Приоритетной задачей образовательного учреждения является концентрация усилий педагогического коллектива на формирование здорового образа жизни школьника, обеспечение учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможности сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

       Перед учителем, помимо обычных, стоят еще и такие задачи:

            -  помочь ученику сохранить свое здоровье;

            - через свой предмет формировать  жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье, и здоровый образ жизни.

На уроках химии учащиеся знакомятся с основными законами жизни. Преподование химии позволяет органично вписывать принципы  здоровьсбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания. Например, на уроках химии, с целью профилактики вредных привычек, с  учащимися обсуждаются вопросы:

    -почему привычка курить считается большим вредом не только для самого курильщика, но и  для окружающих?

    -какое влияние показывает  табак на дыхательную, сердечно-сосудистую, пищеварительную, нервную, половую системы организма человека?

   -какое влияние оказывает алкоголь на организм человека?

   

      На уроках химии я применяю не только теоретическое изучение вопросов здорового образа жизни, но и наглядную  демонстрацию результатов  влияния алкоголя и веществ, содержащихся в пепле сигарет, на белковые молекулы. Так, на уроке «Спирты» демонстрирую  влияние пепла на белок яичного белка, проводятся аналогия с белковыми молекулами человеческого организма. Учащиеся  сами проводят лабораторный опыт.

Опыт 1.Кусочек сырого мясо помещают в пробирку со спиртом. Через 1-2 мин.цвет мяса меняется  из-за свертывания белка.

Опыт 2. Кусочек сырого мясо растирают с небольшим количеством воды до кашицеобразного  состояния и фильтровывают. к 1-1,5 мл. полученного раствора  добавляют несколько  кристалликов поваренной соли и 5 мл. спирта. Выпадает осадок.

    При изучении альдегидов рассматривается вопрос образования  формальдегидных смол в пепле сигарет и воздействие на белок кожи человека, эмаль зубов курильщиков. Альдегиды раздражают слизистую оболочку глаз и дыхательных путей, воздействует на нервную систему. Источником формальдегида  могут стать мебель, фанера, ДСП и др.

Синтетические моющие средства  при правильном использовании не представляют опасности, но нарушение инструкции по применению может вызвать для  организма последствия. Не рекомендуется использовать для ручной стирки препараты, предназначенные для машинной стирки. Необходимо хранить СМС в плотно закрытой упаковке.

    Один из эффективных методов формирования грамотной заботы о своем здоровье-решение задач валеологической направленности. Они позволяют материал аргументированными и полезным в повседневной жизни. В условиях задач включаются проблемы:

    *влияние отдельных химических элементов и их соединений на организм человека.

    * физиологические воздействие отходов химической промышленности на человека и животных;

 Например, на уроках химии решаются задачи следующего содержания:

     * Какой объем воздуха необходим для полного сжигания в двигателя автомобиля 40 кг. бензина,  содержащего  85% углерода и 15% водорода? В течении какого времени сможет человек дышать этим воздухом, если за 1 час он использует для дыхания 3м3 воздуха?

    * Попробуйте выяснить, обеспечит ли суточную потребность организма в кальции добавление    

       в пищу  1 г карбоната  кальция, который содержится в яичной скорлупе? Вычислите массу

       кальция   в  1г. карбоната кальция?

     * Рассчитайте массу кальция в вашем теле, если известно, что массовая доля кальция 0,015.

   Значение этого элемента  для жизнедеятельности организма изучено достаточно. Суточная потребность нашего организма в кальция колеблется в пределах от 800 до 1200мг.А если в организме

дефицит кальция? К каким изменениям это может привести?

   При недостатки кальция уменьшается свертываемость крови, появляется судороги, кости становятся ломкими, ногти слоятся, волосы становятся секущими.

    Такие расчеты можно провести  и с другими  макро и микроэлементами.

     Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. На своих уроках я стараюсь максимально использовать игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. В структуру урока все более активно внедряю «физкультминутки». Слежу за правильностью осанки учеников. Использую на уроках систему разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы. Проведение физкультминуток решает следующие  задачи:

    * Уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной позы;

    * Активизация внимания  и повышения способности к восприятию учебного материала;      

    * Эмоциональное встряска учащихся.

Большое внимание уделяю строгому нормированию домашних заданий по предмету для недопущения перегрузок. Обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.

Для решения проблемы переутомления учащихся на уроках  предлагаются разные по сложности задания, дифференцируется время на их выполнение. Особое значение имеют уроки-экскурсии, уроки практикумы, где важными целями являются  уменьшение психологической нагрузки на ученика, двигательная активность учащихся.

Проведение физкультминуток решает следующие  задачи:

    * Уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной позы;

    * Активизация внимания  и повышения способности к восприятию учебного материала;      

    * Эмоциональное встряска учащихся.

         Любые методики обучения и воспитания можно отнести к здоровьеберегающим, если их систематическое использование  не приводит к снижению здоровья и заболеваемости, способствует профилактике  заболеваний, воспитанию культуры здоровья. Но  разумеется, одним здоровьесберегающими технологиями  вопрос о сохранении и укреплении здоровья не решать. Необходима целенаправленная работа по формированию ценности здоровья в структуре личности ученика.

        Здоровьесберегающий урок должен:

  • воспитывать
  • стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми
  • учить их ощущать радость от каждого прожитого дня
  • показывать им, что жизнь - это прекрасно
  • вызывать у них позитивную самооценку».

Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, необходимо проводить физкультминутки, определять и фиксировать психологический климат на уроке, проводить эмоциональную разрядку, следить за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная  пространственная среда, то это будет способствовать адаптации участников образовательного процесса на уроке.
Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура 18-200, свежесть воздуха, освещение класса и доски, отсутствие посторонних звуков

Количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. )  

4-7 видов. Отсутствие однообразной деятельности.

Творческие задания снижают утомляемость

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

 7-10 мин

Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа)

Не боле 3-х

Чередование видов преподавания

 Через 10-15 минут

Наличие и место методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, ролевая и деловая игра, дискуссия, семинар). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Непрерывная деятельность учащегося непосредственно с ПК: 8-9 кл. – 25 мин., 10-11 кл. – 30 мин.

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек (на 15-20 минут урока 1 минута)

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке, организация успеха ученика в учебной деятельности

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт
— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Наличие в содержании урока материала о ЗОЖ

Выработка способов безопасного поведения, влияние различных веществ на организм человека

Организация условий для запоминания и применения учебного материала

Памятки, алгоритмы, схемы и т.д.

Плотность урока

Количество времени, затраченное школьником на учебную работу не менее  60% и не более 80%

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Темп окончания урока

Спокойное завершение урока, комментирование д/з 

Способствуют здоровьесбережению:

Нетрадиционные типы уроков

  • урок-викторина,
  • урок-соревнование,
  • урок-путешествие
  • игра-расследование
  • ролевые и деловые игры

Наличие мотивации:

  1. Интерес к знаниям
  2. Стремление больше узнать
  3. Радость от активности
  4. Интерес к изучаемому материалу

 

Контроль знаний:

  • тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом,
  • задания на перегруппировку,
  • задания на распознавание ошибок, на поиск ошибок,
  • самооценивание и взаимооценивание.

Методические приемы:

  • применение алгоритмов (брошюру с алгоритмами «волшебной книжечкой»)
  • поиск дополнительных материалов по темам,
  • осуществление проектной деятельности (типы проектов: исследовательские, творческие, информационные и проектно – ориентированные),
  • игровые моменты (викторина, химический маршрут, игра-минутка «Руки вверх», игры-тренажеры «Крестики-нолики», химическое лото, химические головоломки, загадки, кроссворды, игра-минутка «Найди ошибку», хим. домино, хим. кубики, химические ребусы),
  • работа в группах и в парах,
  • индивидуальный и дифференцированный подход,
  • создание творческой атмосферы в коллективе,

прослушивание на уроке музыкальных и литературных произведений.

Содержательный аспект урока:

  • воздействие реальных веществ на организм человека  (тема «Спирты» в 10 классе нужно обязательно остановиться на вопросе воздействия спиртосодержащих веществ на организм человека, при изучении производства серной и азотной кислоты уделяется внимание воздействию оксидов серы и азота на состав атмосферы, образование кислотных дождей и т.п.),

Доброжелательный и хороший эмоциональный тон педагога – важный аспект здоровьесберегающих технологий.


Литература

  1. Коросталев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя/под ред. В.Н.Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.
  2. Беседы о здоровье школьников: Книги для учителей и родителей. – М.:Просвещение, 1988.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  4. http://school1-61.ru/uchitelyam/metodicheskaya-kopilka/mo-uchiteley-estestvoznaniya/iz-opyta-raboty/ispolzovanie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologiy-na-urokakh-khimii.php
  5. edu.tatar.ru

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Состояние здоровья учащихся за минувшее десятилетие существенно не изменилось, несмотря на созданную государственную политику в области сохранения и укрепления здоровья нации, вклад образовательных, м...

методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"

материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Я, как учитель химии, на своих работах  претворяю в жизнь эти технологии, чтобы...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ...

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии»

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии - задача особой важности.  В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья п...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Семинар по теме "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии"...