Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии
статья по химии на тему

Усова Наталья Валентиновна

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Я, как учитель химии, на своих работах  претворяю в жизнь эти технологии, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а так же воспитываю культуру здоровья, которая  практически воплощается  в потребности  вести здоровый образ жизни, заботиться  о своем здоровье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Открытая (сменная) школа № 94

Использование  здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Учитель химии открытой школы № 94 Усова Наталья Валентиновна

                       Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуально. Темпы современной жизни, социальные проблемы, неблагополучная экологическая среда, гиподинамия, вредные привычки ( наркомания, табококурения, алкоголизм)- все эти факторы ухудшают  состояния  здоровья школьников. Кроме того, фитодефецит, дисбаланс в воде(недостаток  J,Ca,P,избыток других ) отрицательно действуют на состояния здоровья учащихся. Поэтому здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Я, как учитель химии и биологии, на своих работах  претворяю в жизнь эти технологии, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а так же воспитываю культуру здоровья, которая  практически воплощается  в потребности  вести здоровый образ жизни, заботиться  о своем здоровье.

    Что же это такое- здоровьесберегающий урок? По моему мнению, сущность такого урока заключается в том, чтобы этот урок обеспечивал ученику, и учителю сохранение запаса их жизненных сил от начала до конца  урока. Как говорится урок удался, если к его концу здоровья прибавилась, или,  в худшем случае, не убавилось.

       Перед учителем, помимо обычных, стоят еще и такие задачи:

            *  помочь ученику сохранить свое здоровье;

           *  через свой предмет формировать  жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье, и здоровый образ жизни.

            * вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию

   Информационно-обучающая деятельность учителя на уроке включает в себя обучение учащихся грамотной заботе о своем здоровье, формирование культуры здоровья, мотивация школьников к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек через содержания учебных предметов. Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового пси-хологического  климата на уроках и повышения интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем органов. На уроках химии учащиеся знакомятся с основными законами жизни. Преподование химии позволяет органично вписывать принципы  здоровьсбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания. Например, на уроках химии, с целью профилактики вредных привычек, с  учащимися обсуждают-ся вопросы:

    *Почему привычка курить считается большим вредом не только для самого курильщика, но и  для окружающих?

    *Какое влияние показывает  табак на дыхательную, сердечно-сосудистую, пищеварительную,нервную, половую системы организма человека?

   *Какое влияние оказывает алкоголь на сердце и сосуды, пищеварительную, эндокринную, половую  системы?

      На уроках химии я применяю не только теоретическое изучение вопросов здорового образа жизни, но и наглядную  демонстрацию результатов  влияния алкоголя и веществ, содержащихся в пепле сигарет, на белковые молекулы. Так, на уроке «Спирты» демонстрирую  влияние пепла на белок яичного белка, проводятся аналогия с белковыми молекулами человеческого организма. Учащиеся  сами проводят лабораторный опыт.

    При изучении альдегидов рассматривается вопрос образования  формальдегидных смол в пепле сигарет и воздействие на белок кожи человека, эмаль зубов курильщиков. Альдегиды раздражают слизистую оболочку глаз и дыхательных путей, воздействует на нервную систему. Источником формальдегида  могут стать мебель, фанера, ДСП и др.

Синтетические моющие средства  при правильном использовании не представляют опасности, но нарушение инструкции по применению может вызвать для  организма последствия. Не рекомендуется использовать для ручной стирки препараты, предназначенные для машинной стирки. Необходимо хранить СМС в плотно закрытой упаковке.

    Один из эффективных методов формирования грамотной заботы о своем здоровье-решение задач валеологической направленности. Они позволяют материал аргументированными и полезным в повседневной жизни. В условиях задач включаются проблемы:

    *влияние отдельных химических элементов и их соединений на организм человека.

    * физиологические воздействие отходов химической промышленности на человека и животных;

 

     Для решения проблемы переутомления учащихся на уроках  предлагаются разные по сложности задания, дифференцируется время на их выполнение. Особое значение имеют уроки-экскурсии, уроки практикумы, где важными целями являются  уменьшение психологической нагрузки на ученика, двигательная активность учащихся.

Проведение физкультминуток решает следующие  задачи:

    * Уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной позы;

    * Активизация внимания  и повышения способности к восприятию учебного материала;      

    * Эмоциональное встряска учащихся.

Любые методики обучения и воспитания можно отнести к здоровьеберегающим, если их систематическое использование  не приводит к снижению здоровья и заболеваемости, способствует профилактике  заболеваний, воспитанию культуры здоровья. Но  разумеется, одним здоровьесберегающими технологиями  вопрос о сохранении и укреплении здоровья не решать. Необходима целенаправленная работа по формированию ценности здоровья в структуре личности ученика.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Состояние здоровья учащихся за минувшее десятилетие существенно не изменилось, несмотря на созданную государственную политику в области сохранения и укрепления здоровья нации, вклад образовательных, м...

методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"

материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Представление педагогического опыта учителя химии МБОУ СОШ с.Сосновка Тандинского кожууна Республики Тыва Ондар Елены Диин-ооловны «Использование  здоровьесберегающих технологий на уроках химии» ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ...

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии»

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии - задача особой важности.  В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья п...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Семинар по теме "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии"...