Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии
учебно-методический материал по химии (8, 9, 10, 11 класс)
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии на уроках химии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23 города Орска»
Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках химии
Касяник Л. В., учитель химии
Орск 2024
Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках химии
Высокие темпы развития общества предъявляют новые требования к человеку и его здоровью. Здоровье физическое, психическое, социальное закладывается в детстве. Замечено, что возникновение многих заболеваний у детей совпадает с периодом обучения в школе. В настоящее время одной из самых перспективных образовательных систем стала здоровьесберегающая педагогика.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Химия– это наука о веществах, их свойствах и превращениях друг в друга. Все, что нас окружает, – люди, животные, растения, горы, моря, предметы – имеет непосредственное отношение к химии. Данный предмет очень интересен для изучения, но один из самых трудных предметов в средней школе.
На сегодняшний день мы имеет большие проблемы с мотивацией учащихся к изучению данного предмета. Учителю необходимо использовать современные инструменты при ведении уроков, чтоб получить качественный результат. В решении этой задачи и могут помочь здоровьесберегающие технологии, которые позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.
Их применение даёт возможность:
*осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;
* достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика;
* осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;
* организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.
Немаловажную роль при проведении уроков играет включение в процесс обучения физминуток для снятия у детей напряжения. Ведь в условиях обучения в школе от ученика требуется соблюдение дисциплины; как следствие, происходит подавление двигательной активности ребёнка. В существующей традиционной практике ей отводится лишь 10-18% общего бюджета времени. Однако одним из главных способов познания мира для ребёнка является движение, которое в условиях классно-урочной системы организации учебной деятельности практически блокируется. Ограничение физической и психической активности, неподвижное сидение за партой во время урока выступают мощнейшими факторами ухудшения здоровья. При анализе уроков с позиций здоровьесбережения выдвигаются требования к проведению физминуток, как средству разрядки.
Требования к организации и проведению физкультминуток.
1. Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления: 8-14
минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и
сложности учебного материала.
2. Для младших школьников наиболее целесообразно проведение
физкультминуток между 15-20 минутами.
3. Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны
учащимся, просто в своем выполнении.
4. Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и
форме.
5. В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.
6. Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.
7. В перерыве между двумя уроками целесообразнее проводить
физкультминутки с использованием предметов /мячи, скакалки/.
8. Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за
партой или стоять около нее, находиться у классной доски или в проходах
между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах и
т.д.
Пример физминуток, которые можно применить на уроках химии:
Физкультминутка.
Глубоко вздохнули: вот, мы набрали кислород.
Выдохнув: из легких чистых газ уходит углекислый.
Руки вверх, потом вперед – не поймать нам водород.
Руки в стороны. Ходить. Будем с химией дружить.
«Фонетическая зарядка»
1) Я буду на карточках показывать знаки элементов, а вы будете отвечать, что это за элемент, поднимая руку.
H, N, Fe, Au, Hg, Ag,…(знаки изученных элементов).
2) Отгадайте элемент в стихотворных строках:
- «На рукомойнике моём
Позеленела...» (Медь) А.Ахматова
- «А за окошком в первом инее
Лежат поля из…» (Алюминия) А.Вознесенский
- «Облил булыжником лунный…» (Никель) В.Маяковский
- «Я помню время…» (Золотое) Ф.Тютчев
- «Сколько майских луж
Обрезков голубого…» (Цинка) Д.Полетаев
Разминка
Мы минутку отдыхаем,
Но урок не забываем.
Если я называю формулу основного оксида –
Наклоняем голову влево;
Кислотного – вправо;
Кислоты – вперед;
Основания – назад;
Формулу соли – вращаем головой.
Взгляд налево, взгляд направо,
Ведь разминка – не забава,
Покачали головой,
И усталость с нас долой!
Химическая разминка.
1.Переведите с химического языка, прочитанные фразы:
Феррумный характер (железный характер)
Уходит, как аш-два-о в песок (уходит, как вода в песок)
2.Записаны слова, к ним нужно прибавить одну или несколько букв впереди слова или в конце, чтобы получить название химического элемента
Бар – барий
Ром – бром, хром
Род – водород, углерод, кислород
Желе – железо
Лото – золото
Крем – кремний
Маг – магний
Три – натрий, иттрий
Ребро – серебро
Физкультминутка
Мы немножко отдыхаем,
про урок не забываем!
Вспомним классы мы опять
H₂ S и KOH
Лучше думай, мозг ты наш
NaCl и KBr
Голова идёт кругом
Взгляд налево, взгляд направо
Ведь разминка – не забава
Покачали головой
И усталость с нас долой!
Проводится релаксо-минутка, звучит музыка или зачитывается стихотворение.
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкой это,
А все это просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности, это вода.
Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя,
Большие морские суда.
Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега...
А время придет — все растает,
И будет простая вода.
Организационная минутка
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пусть пойдет сегодня впрок,
Очень важный наш урок.
Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “реакция”
(слова должны начинаться с букв данного слова)?
Составляется расшифровка слова «реакция»:
Р - работа
Е - единение
А - активность
К - красота
Ц - цвет
И - инициатива
Я – явление
Физкультминутка (8 класс): Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть.
Микс-фриз-групп:
- Чему равна валентность кислорода? (2)
- Сколько атомов водорода в 2 молекулах воды? (4)
- Сколько энергетических уровней в атоме фосфора? (3)
- Сколько групп в периодической системе? (8)
На уроках химии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях. Учащимся необходимы физкультминутки на уроке, которые позволят им размять свое тело, расслабиться.
Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. При планировании урока нужно не допускать однообразной работы. Применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю – предметнику.
Литература:
2 https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/zdorovesberegayushchie-tehnologii-na-uro.234206176/
3 https://obrdom.ru/tpost/lcrsvenyp1-ispolzovanie-elementov-zdorovesberegayus
4 https://www.pedt.ru/categories/2/articles/380
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках химии
Состояние здоровья учащихся за минувшее десятилетие существенно не изменилось, несмотря на созданную государственную политику в области сохранения и укрепления здоровья нации, вклад образовательных, м...

методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"
материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии
Представление педагогического опыта учителя химии МБОУ СОШ с.Сосновка Тандинского кожууна Республики Тыва Ондар Елены Диин-ооловны «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии» ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Я, как учитель химии, на своих работах претворяю в жизнь эти технологии, чтобы...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии
Семинар по теме "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии"...
