Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс)

Семинар по теме "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моего выступления:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии

                                                 Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

                      сделайте его крепким и здоровым.

                                                                                              Жан Жак Руссо

Химия – на мой взгляд, один из вызывающих затруднения у многих учащихся предметов в школе. В своей работе я использую технологию личностно-ориентированного обучения. Учащиеся 9 и 11 классов  нашей школы каждый год выбирают химию в качестве предмета по выбору на государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. В сентябре  выявляю таких учеников и начинаю с ними тесно сотрудничать. Чтобы ученики могли хорошо усвоить химию, нужна их самостоятельная мыслительная работа. Поэтому задаю им разноуровневые задания на дом для самостоятельного решения.  Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом.

Перед учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении этой задачи  могут помочь здоровьесберегающие технологии, которые позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) весь мир понял, что нет дороже здоровья и жизни людей. Долгое нахождение за компьютером, телефоном, дистанционное обучение привело к тому, что люди начали вести малоподвижный образ жизни.  Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Школьникам, имеющим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Здоровье ребенка, его социально–психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.  Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования, т.е. школа должна являться территорией здоровья, а значит и уроки химии как составляющая  учебного процесса. При изучении химии проводятся и демонстрируются различные опыты.  Поэтому большое значение для сохранения здоровья учащихся имеет безоговорочное исполнение правил техники безопасности при проведении эксперимента. А это: инструктаж по технике безопасности, использование карт-инструкций для проведения практических работ, памяток по оказанию первой медицинской помощи при ожогах, порезах, отравлениях. При проведении практических работ можно обойтись без физкультминуток, так как дети находятся в постоянном движении.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. На уроках химии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.  

Каждый учитель на своем уроке должен заботиться о здоровье учащихся. На открытом уроке по теме «Кислоты. Их физические и химические свойства» я применила одну из форм физкультминуток – дыхательную гимнастику, где дети хором громко читали в стихотворной форме правила техники безопасности при работе с кислотами, а в конце  урока угостила ребят драже с аскорбиновой кислотой, напомнив при этом о пользе витаминов для укрепления их иммунитета.

Во время урока провожу физкультминутки. Например:

Физкультминутка для обучающихся 8 класса по теме «Периодическая система»

Слоганы

Упражнения

Раз, два – руки в горизонтали

Обе руки в горизонтальной плоскости одновременно вправо-влево

Три, четыре – руки по вертикали

Обе руки одновременно резким движением поднимаются вверх и опускаются вниз

Помни, период – это горизонталь,

Руки на пояс, наклоны туловища вправо-влево

Ну а группа – вертикаль!

Руки на пояс – прыжки на месте

Физкультминутка для обучающихся 9 класса по теме «Реакции обмена»

Слоганы

Упражнения

Реакции обмена

Правое плечо – вверх, вниз

Вы словно перемена

Левое плечо – вверх-вниз

Их признаки запомним навсегда!

Руки к плечам, согнутые в локтевом суставе и повороты в плечевом суставе вперед-назад

Нам газа запах сладок,

Руки вверх – 2 раза

И выпавший осадок,

Руки вниз – 2 раза

И абсолютно новая вода!

Руки согнуты в локтях впереди, вращение в локтевом суставе вперед-назад

Физкультминутка для обучающихся 10-11 классов

  • Массаж ушных раковин
  • Гимнастика для глаз
  • Упражнения для шейного отдела позвоночника
  •  Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника

       (провожу с коллегами физминутку) 

Физкультминутка для коллег

Глубоко вздохнули: вот, мы набрали кислород.

Выдохнув: из легких чистых газ уходит углекислый.

Руки вверх, потом вперед – не поймать нам водород.

Руки в стороны. Ходить. Будем с химией дружить.

Через  уроки  химии  стараемся  культивировать  потребность  в  здоровом

образе  жизни,  в  котором  немаловажную  роль  играет  правильное  рациональное

питание,  легкоусвояемыми,  богатыми  ценными  питательными  компонентами

продуктами.  

Через  уроки  химии  стараемся  культивировать  потребность  в  здоровом

образе  жизни,  в  котором  немаловажную  роль  играет  правильное  рациональное

питание,  легкоусвояемыми,  богатыми  ценными  питательными  компонентами

продуктами.  

Через уроки химии стараюсь культивировать потребность в здоровом образе жизни, в котором немаловажную роль играет правильное рациональное питание. Например, при изучении темы «Железо и его соединения» на уроке уделяю особое внимание роли железа в организме человека. Основной причиной пониженного гемоглобина является как раз таки нехватка железа в организме, поскольку железо необходимо для его выработки. Дефицит железа может быть вызван неправильным питанием. Поэтому очень важно, чтобы питание школьника было полноценным и правильным. Школьник должен расти здоровым, физически крепким, всесторонне развитым и выносливым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психологическое развитие, горячее питание занимает ведущее место. Поэтому, ещё с раннего детства важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание, являющееся залогом здоровья. Всякое нарушение питания, как количественное, так и качественное, отрицательно влияет на здоровье. Здоровое питание на протяжении всей жизни - важнейший элемент сохранения и укрепления здоровья нынешних и будущих поколений, а также, непременное условие достижения активного долголетия.

Исходя из опыта работы, можно сделать вывод: здоровьесберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку. Шутка, улыбка создадут эмоциональную разрядку, позволят переключить внимание, сохранить темп урока и его плотность.                                                  

Закончить своё выступление я хотела такими словами:

Самое ценное, что есть у человека, - это жизнь,

а самое ценное в его жизни – здоровье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Состояние здоровья учащихся за минувшее десятилетие существенно не изменилось, несмотря на созданную государственную политику в области сохранения и укрепления здоровья нации, вклад образовательных, м...

методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"

материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Представление педагогического опыта учителя химии МБОУ СОШ с.Сосновка Тандинского кожууна Республики Тыва Ондар Елены Диин-ооловны «Использование  здоровьесберегающих технологий на уроках химии» ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Я, как учитель химии, на своих работах  претворяю в жизнь эти технологии, чтобы...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ...

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии»

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии - задача особой важности.  В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья п...