разработка урока "Дисперсные системы. Истенные растворы. Способы выражения концентрации растворов"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Тема: «Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов».

Тип урока: урок новых знаний.

Цель:

  1. Образовательная:
  • Сформулировать понятие дисперсной системы;
  • Познакомить с классификацией дисперсной системы;
  • Привлечь внимание учащихся к дисперсным системам большой практической значимости: суспензиям, эмульсиям, коллоидным растворам, истинным растворам, аэрозолям, пенам;
  • Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль, сотрудничать).
  1. Развивающая:
  • Развивать умение использовать химическую терминологию;
  • Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);
  • Развивать интересы, способности личности;
  • Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;
  • Совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно – познавательную компетентность учащихся.
  1. Воспитательная:
  • Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;
  • Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость;
  • Продолжить формирование ответственного, творческого  отношения к труду.

 

Ход  урока:

І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания. Выполнить тест (индивидуальная работа)

1.Аллотропией называется:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disper_sistemi.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

У – 10                                                                                                                  11 класс

Тема: «Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов».

Тип урока: урок новых знаний.

Цель:

  1. Образовательная:
  • Сформулировать понятие дисперсной системы;
  • Познакомить с классификацией дисперсной системы;
  • Привлечь внимание учащихся к дисперсным системам большой практической значимости: суспензиям, эмульсиям, коллоидным растворам, истинным растворам, аэрозолям, пенам;
  • Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль, сотрудничать).
  1. Развивающая:
  • Развивать умение использовать химическую терминологию;
  • Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);
  • Развивать интересы, способности личности;
  • Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;
  • Совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно – познавательную компетентность учащихся.
  1. Воспитательная:
  • Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;
  • Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость;
  • Продолжить формирование ответственного, творческого  отношения к труду.

Ход  урока:

І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания. Выполнить тест (индивидуальная работа)

1.Аллотропией называется:

  1. способность атомов элемента образовывать несколько сложных веществ с атомами другого элемента
  2. существование нескольких простых веществ, образованных атомами одного и того же элемента
  3. существование нескольких сложных веществ, молекулы которых имеют одинаковый состав, но различное химическое строение
  4. существование для атомов одного и того же элемента нескольких устойчивых изотопов

2.Два любых изомера:

  1. обладают одинаковой молярной массой
  2. содержат одинаковое число атомов всех элементов
  3. все приведенные выше утверждения верны
  4. имеют одинаковый качественный состав

3.Исключите лишний элемент с точки зрения возможности образования им аллотропных модификаций.

  1. Кислород
  2. Сера
  3. Азот
  4. Кислород

4.Установить соответствие

1 вещества, имеющие одинаковый состав,

но различное химическое строение               А)гомологи

2 вещества, имеющие сходное                        Б) изотопы

строение и свойства, состав                            В)изобаты

которых отличается на одну                            Г) изомеры

или несколько групп СН2                                 Д) гибридизация

3 атомы, имеющие одинаковое число протонов, но различное число нейтронов в ядре

4 атомы, имеющие различное число протонов в ядре, но одинаковое массовое число

5 процесс выравнивания орбиталей по форме и энергии

1        2        3        4        5

Г        А        Б        В        Д

Ребята Сдайте свой тест.

ІІІ. Изучение нового материала. (Звучит песня Н. Добрынина «Синий туман», на демонстрационном столе коллекция дисперсных систем, используемых человеком в повседневной жизни)

- Как  вы думаете, ребята, имеет ли прозвучавшая песня какое-нибудь отношение к теме сегодняшнего урока? Перед вами на столе находится коллекция дисперсных систем, мне бы хотелось чтобы вы попытались классифицировать эти системы на группы (ребята пытаются выполнить задание). (работа в парах)

Мы живем в мире дисперсных систем. Посмотрите внимательно вокруг себя. Туман, пыль, снег – все это не только случайные неприятности, но и примеры дисперсных систем.

Большинство веществ окружающего нас мира, составляющих ткани живых организмов, гидросферу, земную кору и недра, космическое пространство часто представляют собой вещества в раздробленном, или, как говорят, дисперсном состоянии. Диспергирование означает раздробление.

- Как вы думаете какова цель сегодняшнего урока? (ответы детей)

Итак, цель нашего сегодняшнего урока – составить представление о дисперсных системах, их месте в природе и жизни человека, научиться характеризовать их свойства, объяснять причины большей или меньшей устойчивости.

- Но, что же все таки такое,  дисперсная система?

Дисперсная система – это смесь, состоящая как минимум из двух веществ, которые совершенно или практически не смешиваются друг с другом и не реагируют друг с другом химически.

                                                 Дисперсная система

                           Дисперсионная среда                 Дисперсная фаза

В дисперсионной среде распределены частицы дисперсной фазы, которые могут быть твердыми, капельками жидкости или пузырьками газа. Дисперсная фаза мелко распределена в дисперсионной среде. (запись в тетради) . Наибольшее значение в практике имеют ДС, в которых средой является вода или другие жидкости, о них мы и поговорим подробнее.

Истинные растворы, в которых вещество раздроблено до мельчайших частиц (молекул или ионов) размерами менее 1нм.

Тонкодисперсные системы с размерами частиц 1 – 100 нм также называют коллоидными системами (растворами) или золями (интерактивная схема). В зависимости от природы дисперсионной среды, коллоидные системы подразделяют на золи и гели.

- Коллоидные системы (коллоиды, др. греч.) – дисперсные системы, промежуточные между истинными растворами и грубодисперсными системами – взвесями и эмульсиями. Коллоидные частицы не видны в обычный микроскоп, они крупнее молекул, но простым глазом их  увидеть все же нельзя, т.е. по виду растворы не различимы. Но такая необходимость возникает в практической деятельности. Как же отличить коллоидный раствор от истинного?

- Некоторые золи при осаждении увлекают за собой жидкую фазу (иногда даже полностью), образуя при этом с водой общую массу. Подобные осадки называются гелями или студнями. Чтобы было легче представить себе,  что такое гель, приведем примеры бытовых гелей – желе, мармелад, яичный белок, студень (интерактивная схема)

Гелями могут быть дисперсные системы с жидкой и газообразной дисперсионной средой. Гели обладают одновременно свойствами жидкости и твердого тела. Состояние жидкости в гелях непрочное. Они сравнительно легко изменяют свой объем при поглощении или отдачи дисперсионной среды. С течением времени из геля выделяется жидкая фаза и объем геля уменьшается. Это явление называется синерезисом, или старением геля (запись в тетради, интерактивная схема).

- А вот если у человека этот процесс затруднен (переход фибриногена в фибрин), на какое заболевание он может указывать?  (гемофилия). Из курса биологии вам известно, что носителем гена гемофилии является….(женщина, а заболевают мужчины) . А, вы, знаете каких-нибудь выдающихся личностей у которых встречалось это заболевание? (Династия Романовых, которая царствовала более 300 лет, страдала этим заболеванием).

Рубиновые стекла, аморфные минералы, образовавшиеся в водных растворах и содержащие переменное количество воды, относятся к тв. гелям. Драгоценный камень агат – типичный минеральный гель, встречающийся в отложениях теплых источников, образуется также в процессе синерезиса.

- А сейчас давайте маленько отдохнем и отгадаем небольшие загадки касающиеся ДС.

1. Превратите крупную австралийскую птицу – страуса, в жидкость со взвешенными в ней частицами другой жидкости. (Эму - эмульсия)э

2. Как превратить атолл Роз в газ со взвешенными в нем мельчайшими частицами. (Роз – аэрозоль).

3. Название, какого раствора начинается с самой низшей школьной оценки? (Кол - коллоидный).

4.  Из названий степного грызуна и города – областного центра черноземной зоны Росси составьте название жидкости со взвешенными в ней тв. частицами. (Суслик, Пенза - суспензия).

- Давайте выполним небольшой лабораторный опыт. У вас на столах находятся  карточки- путеводители (приложение 2), которыми вы должны пользоваться при выполнении опыта. Не забываем о ТБ. После окончания работы сделайте вывод.

- Чем же обусловлено многообразие дисперсных систем? (Многообразие ДС обусловлено тем, что образующие их среды могут находиться в любом из трех агрегатных состояний).

Физ. митунка: зарядка для глаз

- А теперь давайте послушаем сообщение, которое подготовил……… на тему «Коллоидные растворы в нашей жизни. Их роль и значение».

- У ДС есть еще одно важной свойство – в-во в дисперсном состоянии стремиться поглотить другие в-ва. Подумайте и назовите пример всем известного в-ва из домашней или нашей школьной аптечки, которое в мелко дисперсном состоянии используется при отравлениях (активированный уголь)

- как мы уже выяснили, область применения весьма обширна, поэтому очень важно в целях получения высоких урожаев и защиты от вредителей нужно уметь приготавливать растворы соответствующих веществ.

Вы уже знаете как приготовить раствор с определенной массовой долей растворенного вещества, и теперь  мы узнаем как приготовим раствор с определенной молярной концентрацией.

Что же такое молярная концентрация? (найти определение в учебнике стр. 36.) (индивидуальная работа)

Формула по которой определяют:

см (х) = v (х)/ V (р-ра), измеряется в – моль/л

Пример задача №1 стр 38

ІV. Итог урока.

- А теперь давайте расположим данные вещества  в таблице: (работа в группах)

Лак для волос, дым, минеральная вода, цветное стекло, мороженное, молоко, туман, смог, хлеб, сливочное масло, шоколадная паста, минералы, кровь, почва, жемчуг.

Дисперсная среда

Дисперсная фаза

Газовая

Жидкая

Твердая

Газовая

-

лак для волос

туман

дым

смог

Жидкая

минеральная вода

мороженное молоко

сливочное масло

шоколадная паста

кровь

Твердая

хлеб

почва

жемчуг

почва

цветное стекло

минералы

- Охарактеризуйте место ДС в природе и жизни человека (дети формулируют значение ДС и записывают его в тетрадь, как итог урока).

При помощи оценивания выставите себе оценку за работу на уроке в графе оценка и сдайте листочки.

Шкала оценивания:

1-18 б «2»

19-25 б «3»

26-31 б «4»

32-37 б  «5»

V. Домашнее задание.

  • Прочитать параграф 10 «Дисперсные системы»;
  • Ответить на вопросы 10-13 стр. 41;
  • *Подготовьте  сообщение  «Дисперсные системы вокруг нас».
  • *Подберите и запишите песни о ДС (вид ДС выберите сами).

Инструктивная карточка урока «Дисперсные системы»

ФИ ________________________________________________

1 Дисперсные системы – это системы…____________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________5 баллов

1 Запишите виды дисперсных систем:

Дисперсные системы

Грубодисперсные

Коллоидные системы

Тонкодисперсные

1

2

3

4

5

1

2

1

8 баллов

3 Истенные растворы – это ______________________________________________

______________________________________________________________________

_______________________________________________________________5 баллов

4 Расположите данные вещества  в таблице:

Лак для волос, дым, минеральная вода, цветное стекло, мороженное, молоко, туман, смог, хлеб, сливочное масло, шоколадная паста, минералы, кровь, почва, жемчуг.

Дисперсная среда

Дисперсная фаза

Газовая

Жидкая

Твердая

Газовая

Жидкая

Твердая

14 баллов

5 Охарактеризуйте место ДС в природе и жизни человека

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5 баллов

Шкала оценивания:

1-18 б «2»

19-25 б «3»

26-31 б «4»

32-37 б  «5»

Оценка за урок:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Способы выражения концентрации растворов"

Презентация может использоваться на уроке химии в 11 классе, частично в 8 классе, при проведении  элективного курса. В презентации содержится информация о следующих способах выражения концентраци...

Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»

Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов  солей заданной концентрации»...

Виды концентраций растворов

Виды концентраций растворов...

Домашнее спецзадание по теме Растворы. Концентрация растворов

Домашнее спецзадание.Тема: "Растворы. Концентрация растворов"Провести секретное расследование и установить концентрацию соли в супе, который вы едите. Операцию проводить в строжайшей тайне, инфо...

Учебно-методическая разработка по теме "Наиболее употребительные способы выражения будущего времени в английском языке"

Данная разработка предназначена для учащихся 6-11 классов. К ней прилагаются упражнения для закрепления материала....