Презентация по теме "Синтетические моющие средства"
презентация к уроку по химии (10 класс) на тему

Черных Людмила Владимировна

Цель урока: 1.Дать понятие о СМС и ПАВ,  2.Рассмотреть их плучение и механизм действия при стирке, 3. Проанализировать влияние ПАВ и фосфатов на окружающую среду и здоровье человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sinteticheskie_moyushchie_sredstva.ppt1.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросёнок! Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки Убежали от тебя…»

Слайд 2

CH 2 -OH | CH-OH | CH 2 -OH CH 2 -O-CO-C 15 H 31 | CH-O-CO-C 15 H 31 | CH 2 -O-CO-C 15 H 31 C 17 H 35 СООNa CH 3 CH 2 COOCH 3 Найдите среди предложенных формул формулу мыла.

Слайд 3

Вспомните, о каких недостатках мыла мы говорили с вами ранее? Какие виды пятен бывают на одежде? Когда человек начал использовать для своих нужд мыло?

Слайд 4

Цели урока: Дать понятие о СМС и ПАВ, Рассмотреть их получение и механизм действия при стирке, Проанализировать влияние ПАВ и фосфатов на окружающую среду и здоровье человека. Синтетические моющие средства.

Слайд 5

Первое СМС появилось только в 1916 году. Изобретение немецкого химика Фрица Понтера предназначалось только для промышленного использования. Бытовые СМС выпускаются с 1935 года, когда они стали менее вредными для кожи рук. 1. Понятие о СМС и моющем процессе. С тех пор разработан целый ряд СМС узкого назначения, а их производство – это важнейшая отрасль химической промышленности.

Слайд 7

Не последнее место в списке бытовой химии занимают стиральные порошки. Стирка – самый трудоемкий процесс в нашем быту. А помощниками в стирке являются поверхностно-активные вещества (ПАВ).

Слайд 8

Поверхностно-активные вещества - это органические соединения, содержащие в молекулах одновременно две противоположные по свойствам группы: полярную (гидрофильную) и неполярную (гидрофобную).

Слайд 9

отрыв грязевых частиц от очищаемой поверхности, перевод нерастворимых в воде грязевых частиц в раствор, удержание этих плавающих частиц в моющем растворе, т.е. предотвращение ресорбции. Моющий процесс сводится к обеспечению 3 этапов:

Слайд 10

Первый и второй этапы стирки обеспечивают ПАВ. К наиболее эффективным ПАВ относятся алкилсульфаты – это натриевые соли эфиров серной кислоты с высшими спиртами RO - SO 2 - ONa , где R – предельный углеводородный радикал с 8-18 атомами углерода.

Слайд 11

1) получение сложного моноэфира серной кислоты и высшего спирта (например, цетилового) C 16 H 33 OH + H 2 SO 4 → цетиловый конц. спирт серная к-та → C 16 H 33 O-SO 2 -OH + H 2 O цетилсерная к-та 2. Основные этапы производства ПАВ.

Слайд 12

2) нейтрализация полученного соединения щелочью C 16 H 33 O-SO 2 -OH + NaOH → → C 16 H 33 O-SO 2 -ONa + H 2 O натриевая соль цетилсерной к-ты

Слайд 13

В целом производство ПАВ сводится к следующим этапам технологического процесса:

Слайд 14

3. Механизм действия ПАВ. Гидрофобный «хвостик» связывается с частицами грязи. Гидрофильная «головка» цепляется за воду, уменьшая ее поверхностное натяжение, тем самым, помогая воде лучше смачивать отмываемую поверхность и отрывать частицы загрязнений.

Слайд 15

Лабораторный опыт. Цель опыта : изучить взаимодействие жесткой воды с растворами мыла и стирального порошка. Перед вами 2 пробирки: в одной – мыльный раствор, в другой – раствор стирального порошка, а в колбочке – жесткая вода. Прилейте небольшое количество жесткой воды к растворам мыла и СМС, закройте пробкой и встряхните. Что вы наблюдаете? Как это можно объяснить?

Слайд 16

1) обладают в 10 раз большей моющей способностью, чем мыла, т.к. кислотный остаток серной кислоты лучше сорбируется частицами загрязнения, 2) не боятся жесткой и даже морской воды, т.к. кальциевые соли алкилсерной кислоты растворимы в воде. Характеристика ПАВ, используемых в СМС:

Слайд 17

4. Компоненты стиральных порошков и их функции. Фосфаты - уменьшают жесткость воды и увеличивают эффективность стирки. Полимеры – предотвращают ресорбцию. Силикаты – дополнительно защищают от коррозии. Перборат натрия – отбеливает. Оптический отбеливатель - маскирует пятна. Энзимы - способствуют расщеплению белковых и жировых пятен на одежде.

Слайд 18

5. Воздействие СМС на окружающую среду и организм человека. - ПАВ отрицательно влияют на качество подземных питьевых вод и само очищающую способность водоемов, на использующих эту воду флору и фауну, - водные растворы ПАВ дают стойкую пену, препятствуя аэрации и ухудшая тем самым биохимическую очистительную способность водоемов, - водные растворы ПАВ усиливают коррозию металлов, - проникая в организм, ПАВ способны вызвать грубые нарушения иммунитета, развитие аллергии, поражение мозга, печени, почек, легких, они способствуют возникновению злокачественных опухолей. ! ПАВ являются одними из наиболее распространенных загрязнителей объектов окружающей среды, прежде всего, водных ресурсов:

Слайд 19

Например, в Германии, Италии, Австрии, Норвегии, Швейцарии и Нидерландах применение фосфатных порошков запрещено законом. Во Франции, Великобритании, Испании содержание фосфатов в СМС строго регламентировано (не более 12%). ! Попадая после стирки вместе со сточными водами в водоемы, фосфаты принимаются действовать как удобрения. Водоросли начинают расти с неимоверной силой. Это приводит не только к засорению водоемов, но и к дефициту воды и кислорода, а, следовательно, и к гибели гидробионтов. В стиральных порошках, кроме ПАВ, используются фосфаты. На Западе уже более 10 лет назад отказались от применения порошков, содержащих фосфатные добавки.

Слайд 20

Как вы думаете, что мы будем подразумевать под понятием «СМС»? Вспомните, какие вещества мы назвали ПАВ? Каков механизм действия ПАВ? Почему за 5000 тысяч лет своего существования мыло не оказало существенного воздействия на окружающую среду, а СМС менее чем за 100 лет оказали воздействие??? ?

Слайд 21

«Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, И стиральный порошок… Только не во вред мне и окружающей среде» Спасибо за урок, всего доброго. Домашнее задание: читать § 39.5, вопросы 9, 11 (п.), 15, 16 (уст.), учить понятия по конспекту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

химия и моющие средства

Элективный курс для предпрофильной подготовки в 9 классе позволяет расширить знания обучающихся  и мотивировать на обучение в средней профильной  школе...

Мыло и синтетические моющие средства.

История получения мыла, его состав и свойства....

Экологический проект на тему: «Изучение состава моющих средств и их влияния на организм человека»

Моющими средствами начали пользоваться ещё в Древние времена. Количество людей, к которым они вошли, в обиход возрастало. Средств изобретали всё больше и больше. Сколько существовало марок производите...

Конспект урока по теме: "Средства защиты при работе с моющими средствами для уборки санузла", презентация.

Цель данного урока:  расширить и обобщить знания учащихся о средствах индивидуальной защиты, используемых при работе с моющими средствами.  Урок сопровождается показом слайдов с помощью муль...

Презентация "История создания моющих средств"

Материал можно использовать во внеурочной деятельности....

Презентация по химии на тему: "Понятие о синтетических моющих средствах" (10 класс)

Презентация по химии на тему: "Понятие о синтетических моющих средствах" (10 класс)...

Конспект урока: МОП 5 класс «Влияние моющих веществ на здоровье. Техника безопасности при работе с моющими средствами»

Цель урока: узнать как влияют моющие средства на здоровье, познакомить с разнообразием моющих средств, научить пользоваться моющими средствами, соблюдая технику безопасности. Методическое рснащение ур...