«Химические профессии на стройках Олимпиады»
творческая работа учащихся по химии (9, 10, 11 класс) на тему

Коваль Ольга Викторовна

Региональный конкурс Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_vernadskogo.doc81 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс Всероссийского конкурса юношеских

исследовательских работ им. В.И. Вернадского

«Химические профессии

 на стройках Олимпиады»

Авторы: Сезик Анна ученица 10 класса «Б»,

Меркулов Александр и Локашев Даниил

учащиеся 10 класса «А» МОБУ СОШ №9

имени Н. Островского Хостинского района

г. Сочи

Руководитель: Коваль Ольга Викторовна,

учитель химии МОБУ СОШ № 9 ,

отличник народного просвещения

Сочи - 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение        .                                                                                  3

2. Основная часть.                                                                                     

Глава 1. Химические профессии на стройках Олимпиады.                        5

Глава 2. Исследовательская часть.                                                                9

3. Заключение.                                                                                   10

4. Список литературы.                                                                           11

5. Приложение.                                                                                               12

Введение

       2014 год: в городе Сочи Российской Федерации будет иметь место уникальное событие: именно здесь пройдут первые в истории России зимние Олимпийские и Паралимпийские игры. Эти самые знаменитые события в спортивном мире проходят единожды в четыре года и собирают в месте проведения и у экранов телевизоров миллиарды любителей спортивных соревнований со всех уголков нашей планеты. 

    До старта Олимпиады в Сочи осталось ровно два года. XXII Олимпийские зимние игры пройдут с 7 февраля по 23 февраля, XI Паралимпийские зимние игры - с 7 по 16 марта 2014 года.  

    Актуальность выбранной темы связана с тем, что сегодняшним десятиклассникам осталось менее 1,5 лет до окончания школы, поэтому правильно сориентироваться в профессии – это самый важный вопрос на сегодня.

   Выбор профессии - первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится моя дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в нужном направлении. А поэтому к профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно.

   В Сочи не добывают нефть, так же, как и не собирают автомобили, не выращивают пшеницу и не заготавливают лес. 

   Изучая порядка 15 предметов школьной программы, я большее предпочтение отдаю предмету - химия.   Хочется разобраться в вопросе «Сможет ли предмет химии помочь мне в выборе будущей профессии?», «Каково прикладное значение химии на стройках Олимпиады?». Поэтому тема проекта «Химические профессии на стройках Олимпиады». 

Проблема: существует противоречие между престижностью и востребованностью выбираемой выпускниками профессии.

Гипотеза:  самоопределение старшеклассников в большей степени зависит от предстоящей Олимпиады в Сочи в 2014 г.

Объект: процесс самоопределения старшеклассников

Предмет:  выбор будущей профессии с учетом влияния Олимпиады и связи с предметной областью «химия».

 Цель: определить место предмета «химия» и его значимость в самоопределнии старшеклассника при выборе профессии

узнать больше о мире профессий и прикладном значении химии на стройках Олимпиады.

Задачи:

  1. Узнать, какие профессии востребованы в преддверии Олимпиады.
  2. Выяснить, какие профессии предпочитают мои ровесники.
  3. Выяснить, кто и что влияет на выбор профессии.
  4. Определиться с выбором профессии.
  5. Определить применение проекта в учебной деятельности.
  6. Создать презентацию в программе PowerPoint
  7. Оформить проект.

Методы:

  • Подбор и изучение литературных источников по теме;
  • Опрос в форме анкетирования;
  • Анализ полученных данных;
  • Цифровая обработка результатов.

Глава 1. Химические профессии на стройках Олимпиады

       Олимпийская лихорадка спровоцировала потребность в профессиях, связанных с областью «химия».

Строитель всех специальностей ( дорожных рабочих, прорабах, технологах, инженерах и т.д.).    Можно с уверенностью сказать, что характерная особенность строительства - это быстрое освоение и продуктивное использование всего нового, что появлялось в химической науке. Современное развитие строительства трудно представить себе без использования продукции химической промышленности: применения и внедрения новых конструкционных полимерных материалов, пластических масс, синтетических волокон, каучуков, вяжущих и отделочных веществ и многих других полезных продуктов большой и малой химии. Внедрение таких процессов, как склеивание, сварка, формование, - это результат химизации строительства. Использование быстротвердеющих бетонов и растворов стало возможным после тщательного и продуктивного исследования химических реакций их компонентов. Применение вяжущих веществ совершенствуется в ходе изучения процессов, реализующихся при их твердении.

Зимние виды спорта и дисциплины: фигурное катание, хоккей, бобслей, горные лыжи, фристайл, санный спорт, лыжные гонки, прыжки с трамплина, скоростной бег на коньках очень травмоопасны. Поэтому так важна профессия спортивного врача.

Спортивная медицина - это отдельная специфическая область медицинской науки и практики, отвечающая за медико-биологическое обеспечение подготовки спортсменов.  

Главные составные части спортивной медицины:

- Врачебный контроль в спорте;

- Функциональный контроль в спорте;

- Функциональная реабилитация спортсменов и повышение спортивной работоспособности;

- Терапия соматических заболеваний спортсменов;

- Спортивная травматология;

- Медицинская реабилитация спортсменов;

- Неотложная медицинская помощь в спорте;

- Гигиена спорта;

- Служба допинг- контроля.

Основная цель спортивной медицины – медико-биологическая подготовка спортсменов к участию в соревнованиях, чемпионатах мира, Олимпиадах, а это без химических знаний практически невозможно.

       Для успеха на спортивных состязаниях необходимо правильное питание. Этим вопросом занимаются диетологи, которые разрабатывают рацион питания спортсменов.

По оценкам диетологов, человек ежемесячно употребляет в пищу более ста различных продуктов! Производство каждого из них - под строгим контролем: за качество отвечают пищевые технологи.

Лаборант химического анализа проводит химический и физико-химический анализ различных веществ. Осуществляет синтез веществ в лабораторных условиях. На спортивных соревнованиях проводят химический анализ на допинг- контроль.

      Фотограф. Казалось бы, какое отношение он имеет к химии? А на самом деле – прямое. Работа фотографа в узком смысле представляет собой непосредственно фотосъёмку с последующей обработкой и печатью

фотографий. Таким образом, профессиональный фотограф в своей лаборатории выступает в качестве химика-лаборанта.

      Сколько времени существует человеческая цивилизация, столько же действуют гласные или негласные нормы поведения, правила, законы и ровно столько же времени существуют проблемы с нарушителями этих норм, правил, законов, с поиском доказательств того, кем и как нарушен закон. Этим занимаются криминалисты.

Сегодня почти ни одно из расследований криминального характера не обходится без научно-технической экспертизы, в которой наряду с другими важное место занимают химические и физико-химические методы.

Для чего чаще всего используют химические методы? Простое перечисление наиболее известных областей их применения выглядит довольно внушительно:

-  поиск и сохранение скрытых отпечатков пальцев;
-  идентификация личности по анализу состава ДНК;
-  поиск и определение состава ядовитых веществ, взрывчатых веществ, наркотиков;
- получение слепков отпечатков обуви;
- анализ на содержание алкоголя и состава алкогольных напитков;
- анализ состава чернил, бумаги и других средств, используемых для составления документов;
- анализ всевозможных загрязнений.

     Игры 2014 года пройдут в удивительных природных условиях - только здесь живописное морское побережье соседствует с заснеженными склонами, создающими идеальные условия для зимних видов спорта.  

Поэтому меня особенно заинтересовала профессия эколога. Я считаю её профессией не только настоящего времени, но и будущего.

  Путем наблюдения, опросов, с помощью приборов и других методов эколог проводит анализ состояния воды, земли, воздуха, растений, животных, а также влияния природной среды и продуктов питания на здоровье и самочувствие людей, их генетический аппарат.

Экологическая химия изучает как естественные химические процессы, происходящие в окружающей среде, так и процесс её антропогенного загрязнения.

Одна из задач экологической химии — разработка новых химических технологий, значительно снижающих отрицательное воздействие на окружающую среду, технологий утилизации и обезвреживания отходов, очистки воздуха и сточных вод, восстановления почв.

На улучшение экологии в Сочи выделено 4 млрд. руб., так как возможность возникновения экологических проблем при подготовке Олимпиады в Сочи волнует и российское правительство, и местные власти, и специалистов программы ООН по окружающей среде. В частности, намечается строительство водозаборов, сетей водоснабжения и очистных сооружений в местах проведения Олимпийских игр, что должно улучшить экологию в Сочи. Наряду с этим, в рамках программы по улучшению экологии Сочи уничтожен мусоросжигательный завод, вредные выбросы которого отравляли атмосферу с начала 90-х годов.

В 2010 г. новый сквер разбили в Сочи  волонтеры-экологи.  Около ста городских волонтеров и более трехсот сочинцев приняли участие в разбивке нового сквера в микрорайоне Мацеста Хостинского района г. Сочи.
На территории нового сквера и на придомовых территориях городских микрорайонов участники акции высадили полторы сотни деревьев, среди которых магнолии, олеандры, туи, дубы каменные, сосны, платаны и эвкалипты. Подобные акции меняют отношение жителей города Сочи к природе, экологии городской среды и позволят нам сформировать новое понимание человека и окружающей среды.  

      Волонтер (доброволец) – это не только помощник или социальный работник, заботящийся об окружающих. Он может быть и учителем, специалистом по компьютерам, дизайнером, журналистом, музыкантом. Более ста миллионов человек участвуют сегодня в волонтерском движении по всему миру. В городе Сочи создан уникальный Центр развития волонтерства, основной целью работы которого является пропаганда волонтерского движения в городе Сочи, вовлечение в волонтерскую деятельность жителей города Сочи и подготовка состава «городских» волонтеров для участия в XXII Зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр 2014 года.

Я понял, что, будучи волонтером, ты помогаешь людям. Участвуя в социальных проектах, ты делаешь мир вокруг нас, пусть немного, но лучше. Участвуя в экологических акциях, ты вносишь свой вклад в спасение нашей планеты. Ты всегда осознаешь, что даришь добро и поэтому ты сам становишься лучше. Ты начинаешь ощущать себя по-другому. И отношение к тебе со стороны окружающих тоже меняется.

Глава 2. Исследовательская часть.

Анализ анкетирования [анкета, приложение 1] среди  учащихся 10-11 классов показал следующие результаты:

  • большинство из опрошенных уже сделали свой выбор, но допускают возможность его изменения [диаграмма, приложение 2].
  • наиболее престижной профессией старшеклассники считают профессию врача, учителя, военного. Меньше всего учащихся заинтересовала профессия строителя [диаграмма, приложение 3].
  • основной причиной в выборе профессии школьники считают личный интерес; наименее значимой причиной являются физические и интеллектуальные затраты для приобретения профессии [диаграмма, приложение 4].
  • в основном на выбор профессии влияет семья [диаграмма, приложение 5].
  • только 14% опрошенных уверены, что на их выбор повлияет проведение Олимпиады – 2014 г. [диаграмма, приложение 6].
  • 12% уверены, что будут в дальнейшем работать на олимпийских объектах или объектах связанных со спортом [диаграмма, приложение 7].
  • по вопросу определения предполагаемой востребованности профессий на Олимпиаде голоса  равномерно распределились между 5 профессиями. Самой востребованной, по мнению учащихся, будет профессия переводчика [диаграмма, приложение 8].

При исследовании программного материала изучаемых школьниками предметов и курсов по выбору были определены темы, при изучении которых возможно включение материалов проекта для более полного раскрытия темы профессиональной ориентации школьников. Были исследованы следующие УМК: «Обществознание» с 6 по 10 класс, под редакцией Л.Н.Боголюбова.

Заключение

Гипотеза, предлагаемая автором проекта, в ходе исследования не нашла соответствующего подтверждения.

Аргументов в противовес предположению о влиянии Олимпиады на самоопределение старшеклассников (гипотезе) является тот факт, что учащиеся не отдают предпочтения профессии строитель, одновременно считая эту профессию достаточно востребованной на Играх.

Изучив специфику некоторых профессий, востребованных на стройках Олимпиады, убедилась в необходимости химических знаний, тем более что профессия врача, которой хочу овладеть, предполагает глубокое знание предмета «Химия».

Реализация материалов данного проекта возможна через включение теоретической и аналитической (в том числе результатов анкетирования) информации в изучение программного материала

 - по обществознанию (темы: «На пути к жизненному успеху», 6 класс; «Кто стоит на страже закона», 7 класс; «Право на труд. Трудовые правоотношения», 9 класс; «Деятельность – способ существования людей», базовый курс, 10класс; «Трудовая деятельность», профильный курс, 10 класс;

- при изучении тем элективных курсов «Основы предпринимательской деятельности», 10-11 класс; «Химия в жизни общества», 10-11 класс; курса по выбору «Информационная работа и профильная ориентация», 9 класс.

Список использованных источников

1. Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся:

Рекомендации по  организации и проведению/ Под ред. Проф.Е.А. Когана.-

Самара: Издательство « Учебная литература», 2006. 

2. Дидактический материал по курсу « Твоя профессиональная карьера»

/Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 1998.

3. Митина Л.М. психология развития конкурентноспособной личности.

-М.:МПСИ; Воронеж: НПО « МОДЭК», 2002.

4. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М.: Издательство «Просвещение», 1984. – 160 с., ил.

5.  Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: учеб. Пособие для 8-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Издательство «Просвещение», 1995. – 191 с., ил.

6. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Издательство «Просвещение», 1991. – 144 с., ил.

7. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального  самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2000.

8. Семин А.А. Рассказы о редких профессиях. – Подписная научно- популярная серия «Твоя профессия», выпуск «Редкие, но необходимые» М.: Издательство «Знание», 1991. с. 3 – 29.

9. Технология профессионального  успеха: учебник для 10-11 кл., под редакцией Чистяковой С.Н. – 4-е издание – М.: Издательство «Просвещение», 2006. – 141 с., ил.

10. УМК: «Обществознание» с 6 по 10 класс, под редакцией Л.Н.Боголюбова

Интернет-источники.

  1. http://www.e-xecutive.ru – информационный портал международной ассоциации менеджеров.
  2. www.forbesrussia.ru – российский портал журнала Форбс (Forbes).

Приложение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бумаго пластика. Архитектурные сооружения. Стройка. Интегрированный урок ИЗО и МХК. 6 класс.

Интегрированный урок ИЗО и МХК в 6 классе на тему: Красота в жизни и искусстве. Стройка. Техника Бумагопластика. Бумажное оригами. В данной разработке представлены цели, оборудование, наглядный матери...

1.19 Старшая группа. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Профессии на стройке. Звуки Д-Т"

Старшая группа компенсирующей направленности (дя детей с ТНР), программа Н.Е. Нищевой...

Экскурсия на стройку 2013 г.

Развернутый конспект экскурсии....

Рисование на тему "Что мы видели на стройке"

Урок изобразительного искусства для 6 класса по пограмме Грошенкова...

Мастер – класс на тему «Мир химических профессий»

Внеклассное мероприятие, посвященное 150 летию открытия Периодического закона. Мероприятие носит профориентационное направление. Разработано для проведения с использованием лабораторного комплекс...