Внеурочная работа с учащимися как средство достижения метапредметных результатов
статья по химии ( класс) на тему

Коваль Ольга Викторовна

Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить.

А. Дистерверг

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коваль О.В. ,

учитель химии

МОБУ Гимназия № 9 имени Н.Островского  г. Сочи

Внеурочная работа с учащимися

как средство достижения  метапредметных результатов

Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить.

А. Дистерверг

          Известно, что образование – один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования – формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Образованный человек легко ориентируется в изменяющемся обществе, быстро овладевает новыми сферами деятельности, обладает высоким уровнем толерантности, способен проанализировать любую ситуацию, оценить ее и принять соответствующее решение (2, с. 90).

           Сегодняшний российский выпускник школы должен быть конкурентоспособен на рынке труда, то есть обладать коммуникационной компетентностью, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения.

           В связи с переходом на ФГОС второго поколения внеурочная деятельность учащихся приобретает новые очертания, способствует освоению выпускниками школы метапредметных результатов:  умения определять цели, задачи, анализировать, сравнивать, логически мыслить, обобщать, обоснованно высказывать свою точку зрения, пользоваться различными источниками для получения информации.

На протяжении многих лет в своей работе на уроках и во внеурочной деятельности по химии, в зависимости от цели деятельности, тематики занятий использую современные педагогические технологии целостно или элементы следующих технологий: игровой, информационно-коммуникационной, проектно-исследовательской, проблемно-поисковой.

         У подростков, в период перехода от детства к взрослости, учебная деятельность должна способствовать саморазвитию и самообразованию. На этом этапе происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие универсальные учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.

          Экспериментальная химия: демонстрационный и лабораторный эксперимент – неотъемлемая часть, ведущая к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей учащихся. При выполнении демонстрационных и  лабораторных опытов,  учащиеся учатся выдвигать гипотезу, доказывать ее экспериментальными методами.

           Результатом использования современных образовательных технологий, использования новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений средствами ИКТ во внеурочной работе по химии  является реализация нового подхода к оформлению  и сопровождению индивидуальных работ учащихся.

           Мои ученики - активные участники школьного конкурса «Мои первые проекты», городского «Первые шаги в науку» и регионального Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.

Вот тематика некоторых проектов:

- «Все ли вы знаете о курении?»;

- «Жевательная резинка: польза и вред»;

 - «Удаление пятен с одежды»;

- «Пивной алкоголизм среди подростков»;

- «Химические профессии на стройках Олимпиады».

          Работа над проектом расширяет представления обучающихся об окружающем мире, формирует универсальные учебные действия, которые позволят им в дальнейшем правильно выбрать профессиональную дорогу.

Особенностью реализации игровых технологий является тот факт, что игра опосредованно связана со Стандартами общего образования второго поколения, так как предполагает активное развитие личностных и метапредметных результатов. 

          Игра «в значительной степени является основой всей человеческой культуры», - писал А.В.Луначарский. Именно в игре ребенок активно мыслит, чувствует и творит свободно.

         В системе внеурочной деятельности основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие от процесса и достижения цели, воодушевить, пробудить интерес к предмету.

  В МОБУ СОШ № 9 им. Н. Островского г. Сочи действует ассоциация «Веселый химик». Внеурочные занятия проводятся в форме заседаний с последующей совместной проектной деятельностью учащихся и учителя:

  1. Выбор темы. Организация творческих групп.
  2. Поиск информации. Обзор информации, корректировка.
  3. Подготовка презентаций.
  4. Подведение итогов, анализ деятельности, самооценка.

Главный итог работы ассоциации – комплексное мероприятие.

Тематика некоторых мероприятий:

- «Вода – начало всех начал»;

- «А соль вся в химии»;

- «Не все то золото, что блестит»;

- «Не все, что льется вода»;

- «Химия в профессиях».

       Внеурочная  деятельность по предмету создает условия для приобретения обучающимися опыта разнообразной деятельности, имеющей универсальное значение, «применения основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности» (3, с. 11 ).

                                  Литература

  1. Берсенева Е.В. Современные технологии обучения химии, М.: «Центрхимпресс», 2004.
  2. Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии, М.: 5 за знания, 2007.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 10-11 классы: проект.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные тесты как средство достижения метапредметных результатов

В стате даётся краткая характеристика интегрированных тестов как средство достижения метапредметных результатов....

Стендовый доклад на тему "Проектная деятельность на уроках английского языка как средство достижения метапредметных результатов"

Данная работа выполнена в форме стендового доклада и может быть использована на пед.советах , конференциях или пед.чтениях. Посвящена работа проблеме использования проектной деятельности на уроках ...

Проектная деятельность учащихся как средство достижения метапредметных результатов

Разработка программы развития современной языковой личности школьника (с учетом требований ФГОС) посредством применения проектно-исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности....

Использование сервиса classroom на уроках и во внеурочной деятельности как средство достижения метапредметных результатов

Представлен опыт работы в сервисе Classroom.Компания Google сообщила о полноценном запуске сервиса «Класс» для преподавателей по всему миру. При этом интегрирован с другими сервисами: &laq...

Презентация "Работа с картой как средство достижения метапредметных результатов обучения на уроке географии"

middot;География представляет собой предмет, аккумулирующий в себе огромные возможности для формирования умений прикладного характера, связывающих научные знания с человеческими потребностями.·...

Использование сервисов web 2.0 в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения метапредметных результатов

Решение проблемы снижения познавательной активности школьников на сегодняшний день является одной из важнейших задач современного образования. Учителю необходимо организовать процесс обучения таким об...