Игровые технологии на уроках химии
методическая разработка по химии ( класс) на тему

Коваль Ольга Викторовна

Принципиальным отличием ФГОС является усиление ориентации на результаты образования. Приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Основная цель образования – обеспечение развития и саморазвития личности каждого ученика. Она может быть реализована через формирование у учащихся универсальных учебных действий, направленных на личностное и познавательное развитие учащихся.

Для успешной реализации этой цели на уроках и внеклассных мероприятиях  я использую игровые технологии, что помогает мотивировать учащихся на более углублённое изучение предмета и применение знаний по химии; это обеспечивает возможность сотрудничества и согласованную совместную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_na_urokah_himii.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Коваль Ольга Викторовна,

учитель химии МОБУ Гимназия № 9

 имени Н. Островского

 г. Сочи  Хостинского района,

отличник народного просвещения

Игровые технологии на уроках химии

            Принципиальным отличием ФГОС является усиление ориентации на результаты образования. Приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Основная цель образования – обеспечение развития и саморазвития личности каждого ученика. Она может быть реализована через формирование у учащихся универсальных учебных действий, направленных на личностное и познавательное развитие учащихся.

Для успешной реализации этой цели на уроках и внеклассных мероприятиях  я использую игровые технологии, что помогает мотивировать учащихся на более углублённое изучение предмета и применение знаний по химии; это обеспечивает возможность сотрудничества и согласованную совместную деятельность.

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности, развития способностей ребёнка и формирования универсальных учебных действий, таких как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция, в программах предусмотрены активные формы работы, направленные на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими теоретического материала и развития интеллекта, приобретения практических навыков самостоятельной деятельности.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, компьютерные и с ТСО.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, стремление к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Использование дидактических игр в обучении имеет ряд психологических особенностей. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно должна быть построена на интересе, удовольствии. Игра должна вызывать веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа. Важно, чтобы цель игры была достижимой, а оформление по возможности, красочным и разнообразным.

Игра – добровольный и спонтанный вид деятельности. Чувство свободного выбора, которое сопровождает игровой процесс, доставляет школьнику удовольствие и радость. Деятельность, организованная на таких переживаниях, мобилизует познавательные возможности учащихся и помогает тому, чтобы в полной мере и беспрепятственно появилась их самостоятельность.

Игры позволяют учесть особенности памяти. В процессе интересной работы и эмоциональной деятельности происходит непроизвольное запоминание. Игры также дают возможность развивать мышление учащихся, совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, конкретизации.

В играх обязателен элемент соревнования, который всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активации, четкому соблюдению установленных правил. В таких играх им важны победа или выигрыш, которые представляют собой достаточно сильный мотив, побуждающий к деятельности и дальнейшему участию в игре.

 В играх с большим интересом участвуют и слабоуспевающие учащиеся, которых увлекает сам процесс игры, дух соревнования, стремление к тому, чтобы их команда одержала победу. Дидактические игры, несомненно, способствуют лучшему усвоению знаний, а положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно повышают качество обучения.

Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоению нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

    С 1985 г. в своей работе на уроках и во внеурочной деятельности по химии, в зависимости от цели деятельности, тематики занятий использую игровую технологию целостно или ее элементы. Считаю, что применение данной технологии способствует развитию активности школьников в процессе обучения и самообучения.

Апробирую разные формы внеклассной работы и внеурочной деятельности: творческие конкурсы, ассоциация «Веселые химики», КВН в рамках предметных недель, занимательных уроков, дистанционных конкурсов.

Провожу открытые мероприятия (мастер-классы, общешкольные мероприятия по воспитательной работе, по внеурочной деятельности учащихся) для общественности и педагогического сообщества.

В ходе мастер-класса для учителей химии  г. Сочи «Игра в учебном процессе при изучении химии» презентовала свой опыт коллегам.

    При подготовке к игре можно использовать мультимедийную презентацию с использованием триггеров (или «горячая зона» – объект на слайде, щелчок по которому анимирует его), интерактивную игру с возможностью перемещения объектов.

  При любых формах работы (работа в парах, группах, индивидуальная) игра предполагает интерактивный метод обучения.

В системе внеурочной деятельности основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие от процесса и достижения цели, воодушевить, пробудить интерес.

В СОШ № 9 существует ассоциация «Веселый химик». Внеурочные занятия, проводятся в форме заседаний с последующей совместной проектной деятельностью учащихся и учителя:

  1. Выбор темы. Организация творческих групп.
  2. Поиск информации. Обзор информации, корректировка.
  3. Подготовка презентаций.
  4. Подведение итогов, анализ деятельности, самооценка.

Главный итог работы ассоциации – мероприятие – КВН.

Проводились КВН-ы с тематикой:

«Вода – начало всех начал»;

«А соль вся в химии»;

«Не все то золото, что блестит»;

«Не все, что льется вода».

       Игра оказывает весьма значительное воздействие на формирование положительной мотивации к учению:

  • развивает самостоятельность учащихся, их творческие способности,
  • активизирует познавательную деятельность,
  • способствует закреплению и углублению знаний,
  • развивает логическое мышление,
  • объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами,
  • формирует профессиональный интерес,
  • облегчает сознательный выбор будущей профессии.         

     Благодаря использованию методики создаются условия, направленные на повышение уровня мотивации учащихся в изучении химии, активизации мыслительной деятельности. Данная деятельность подтверждается положительной динамикой участия школьников в конкурсах предметной направленности (научно-практическая конференция «Первые шаги в науку», предметные олимпиады).

     Сформирован электронный банк методических и дидактических материалов, отобранных с точки зрения эффективности их использования в образовательном процессе при изучении химии.

     Введены новые формы промежуточной аттестации учащихся (защита проектных  работ с использованием мультимедийных презентаций).

     Организация традиционного общешкольного конкурсного мероприятия «Химический КВН» и участие в нем всех школьников, изучающих химию (8-11 классы) также является важным показателем результативности использования игровых технологий. Школьники, участвующие в КВН, являются соорганизаторами игры, ежегодно разрабатывают рекламную программу по привлечению к участию в игре других классных коллективов и в дальнейшем участвуют в мероприятии.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии (лекционно-семинарская зачетная система);
  • в качестве одной из нескольких сочетаемых технологий (ИКТ и игровые технологии)
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

Игра в учебном процессе при изучении химии

Разделы работы обеспечены мультимедийным приложением (презентациями), оформленным в виде приложений 1-5.

      Знание химии – это не только знание фактов и теорий, о которых рассказывается на уроках и в учебнике, но и умение объяснять химические явления в окружающей жизни.

     Умение учителя вызвать интерес к предмету – одно из условий успешного обучения. Игра «в значительной степени является основой всей человеческой культуры», - писал А.В.Луначарский. Именно в игре ребенок активно мыслит, чувствует и творит свободно.

     Дидактическая игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения: обучающую, воспитывающую и развивающую.

Идеи, лежащие в основе отдельных игр («Химическое домино», «Семерочка», «Химическая азбука»),  представлены в описании общих дидактических игр (см. список использованных источников). В данной работе они представляют более развитую структуру  с учетом предметной принадлежности. Дидактическое (в большей части – содержательное) наполнение данных игр – авторское.  Такие варианты игр, как «Самый наблюдательный», «Третий лишний», «Найди меня», были разработаны и используются автором в течение многих лет.

Данная разработка представляет собой готовый к использованию на уроках материал. Структура разработки с пояснениями позволяет определить место конкретной дидактической игры в разделе, теме и в рамках урока. Возможно использование данных материалов во внеурочной деятельности по химии.

Оформление материала способствует быстрой навигации при выборе игры.

  Методические разработки учебных игр (с указанием рекомендуемых тем уроков).

  1. Игра  « Самое длинное слово».

Игру можно использовать на этапе объявления темы урока.

Тема «Кислоты» (8 класс).

Объявляются правила игры

Появляется табличка с буквами.

Используя буквы, необходимо составить самое длинное название вещества. Каждую букву можно использовать только один раз.

Побеждает тот, кто составит самое длинное слово.

А

Д

Ь

Л

С

Ф

К

И

О

Т

Ответ: оксид, соль, кислота.

  1. Игра « Самый наблюдательный».

     Игра может быть использована при изучении и повторении темы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (8-11 кл.).

   Игра основана на принципе интеграции предметов: русский язык и химия.

Правила игры:

Время выполнения работы – 1 минута.

Используя Периодическую систему химических элементов, найти:

1. Названия элементов, в которых 3 буквы О.

олото, олово, водород).

2.  Названия элементов оканчивающихся на  второй

корень     - РОД

(водород, углерод, кислород).

3. 3.1. Названия элементов оканчивающихся на ОН

(неон, аргон, криптон, ксенон, радон).

    3.2. Названия элементов оканчивающихся на АН

(титан, лантан, уран).

    3.3. Названия элементов оканчивающихся на ЕН

(селен, молибден).

4.  Названия элементов оканчивающихся на букву -  О

         (золото, олово, серебро, железо).

  1. Игра «Химическое домино»

 (интерактивная игра с возможностью перемещения объектов)

     Предлагается сыграть в домино, но карточками будут не       обычные костяшки, а знаки химических элементов на экране, из которых учащиеся составляют формулы, например, оксидов, опираясь на степень окисления элементов (работа в группах).

    Мультимедийная презентация позволяет создать условия наглядности учебного процесса, активно включить ребят в ход урока. Применяется частично поисковый демонстрационный метод работы с экранными пособиями: учащиеся моделируют, работая в группах или индивидуально. Таким образом, достигается интерактивность в деятельности школьников.

  1. Игра «Третий лишний»

Игра может быть использована при изучении классов органических и неорганических соединений, а также при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА по химии.

При подготовке к игре можно использовать мультимедийную презентацию с использованием триггеров (или «горячая зона» – объект на слайде, щелчок по которому анимирует его).

Правила игры

  Найти формулы веществ, которые не соответствуют логическим цепочкам.

   1.Кислоты

                   HCI          HNO3          H2O

                   HBr          HF              H3PO4

                   H2SO3       H2О2          H2SO4

2. Оксиды

                   CuO        FeO             CO

                   CO2         As2O5          NO

                   N2O         N2O5            NO

3. Соли        

                    KCI         HCI           NaCI  

                    NaBr       NaNO3       NH4OH

                    K2SO4      BaS           H2S

 

4. Углеводороды

                    метан     пропан      циклопропан

                    C2H6              C4H10         C6H12

                    бензол          фенол         толуол

5. Кислородосодержащие органические вещества

                  этаналь          этанол            ацетоальдегид

                  глицин           глицерин       этиленгликоль

                  фенол             толуол           бутанол

  1. Игра «Разгадай формулу»

Темы: «Простые и сложные вещества», «Металлы и неметаллы», « Периодическая система химических элементов»

 (8 класс).

Под каждой буквой записывается название металла и неметалла (если неметалл, начинающийся с этой буквы, отсутствует, то заменить его названием тела).

Игра учитывает текущее повторение ранее изученных тем.

                                   Вариант – 1

О

З

О

Н

Осмий

Обои

Золото

Замок

Олово

Орех

Натрий

Неон

                                  Вариант – 2

М

Е

Т

А

Н

Медь

Мышьяк

Европий

Ерш

Тербий

Теллур

Алюминий

Астат

Нобелий

Неон

                                 

Вариант - 3

В

О

Д

А

Вольфрам

Водород

Олово

Обруч

Диспрозий

Радон

Азот

Актиний

   Игра может быть использована при изучении любой темы, а также при обобщении и систематизации знаний по теме.

   Тема «Классификация химических реакций в органической и неорганической химии » (10 -11 класс).

Под каждой буквой записывается названия реакций. Выигрывает тот, кто приведет наибольшее число реакций.

                                   Вариант – 1

В

О

Д

А

Вюрца

Вагнера

Вулканизация

Обмена

Отщепления

Окисления

Омыления

Дегидрирования

Дегидратации

Димеризация

Денатурация

Ароматизация

Алкилирования

Вариант – 2

Э

Ф

И

Р

Этерификации

Фторирования

Фриделя – Крафтса

Ионообмена

Изонитрильная

Разложения

Родионова

Тема «Обобщение и систематизация знаний» (11 класс)

Правила игры:

Под каждой буквой записываются:

 1 название химического элемента,

2. название вещества,

3. химическое понятие,

4. название реакций,

 Выигрывает тот, кто быстрее напишет все слова.

В

О

Д

А

Элемент

Вещество

Понятие

Реакция

Водород

Ванилин

Валентность

Вулканизация

Осмий

Октан

Орбиталь

Окисления

Дубний

Динамит

Димер

Денатурация

Азот

Алмаз

Атом

Ароматизация

  1. Игра «Химическая азбука»

    Игра служит повторением и обобщением основных понятий в химии. Затрагиваются различные темы, например: металлы, неметаллы, номенклатура химических соединений, типы химических реакций,  история химической науки. Старшеклассники стоят перед выбором будущей профессии, поэтому целесообразно им напомнить о существовании различных профессий.

Школьникам также не помешает вспомнить виды спорта, т.к. город Сочи - город  олимпиады – 2014. 

Правила игры

Играющим выдаются заготовки или высвечиваются на экране следующие слова:

  1. Металл ___________________________________
  2. Неметалл _________________________________
  3. Химическое соединение _____________________
  4. Химическая реакция ________________________
  5. Ученый – химик ____________________________
  6. Профессия _________________________________
  7. Вид спорта _________________________________

Затем называется буква.

Задача игры состоит в том, чтобы как можно быстрее заполнить все строки. Слова должны начинаться с той буквы, которая задана по условию игры.

Буква «А»

  1. Металл                                            Алюминий     
  2. Неметалл                                         Азот
  3. Химическое соединение                Аммиак
  4. Химическая реакция                      Алкилирования
  5. Ученый – химик                             Аррениус
  6. Профессия                                       Авиатор
  7. Вид спорта                                      Авторалли

Буква «Б»

  1. Металл                                                Барий
  2. Неметалл                                             Бор
  3. Химическое соединение                    Бутан
  4. Химическая реакция                          Брожения
  5. Ученый – химик                                 Бутлеров
  6. Профессия                                           Бухгалтер
  7. Вид спорта                                           Бобслей

Буква «В»

1. Металл                                                  Вольфрам

2. Неметалл                                         Водород

3. Химическое соединение                Вода

4. Химическая реакция                       Вюрца

5. Ученый – химик                              Велер

6. Профессия                                        Врач

  1. Вид спорта                                       Водное поло

Буква «Г»

1. Металл                                                 Галий

2. Неметалл                                             Гелий

3. Химическое соединение                    Глауберова соль

4. Химическая реакция                          Гидрирования

5. Ученый – химик                                 Гесс

6. Профессия                                           Геолог

7. Вид спорта                                          Горные лыжи

Буква «К»

1. Металл                                                   Кальций

2. Неметалл                                               Кислород

3. Химическое соединение                      Кислота

4. Химическая реакция                            Крекинг

5. Ученый – химик                                   Кекуле

6. Профессия                                             Кондитер

7.Вид спорта                                             Конькобежный спорт

Буква «С»

1. Металл                                                   Сурьма

2. Неметалл                                               Сера

3. Химическое соединение                      Соль

4. Химическая реакция                            Соединения

5. Ученый – химик                                   Семенов

6. Профессия                                             Сантехник

7. Вид спорта                                            Санный спорт

Буква «Ф»

1. Металл                                                  Фермий

2. Неметалл                                              Фосфор

3. Химическое соединение                     Фосген

4. Химическая реакция                           Фотосинтез

5. Ученый – химик                                  Фишер

6. Профессия                                            Фармаколог

7. Вид спорта                                           Фристайл

7.Игра «Найди меня»

Игра заинтересует ребят, увлекающихся кроссвордами, чайнвордами, филвордами.

Правила игры:

Предлагается найти  не менее 7 химических элементов, зашифрованных в таблице:

Вариант - 1

А

З

Е

Л

Е

Ж

Т

О

Л

О

В

О

Ф

Л

И

Т

И

Й

В

О

Л

Ь

Ф

Р

Р

Т

У

Т

Х

А

Г

О

Р

А

Н

М

Можно предложить таблицу с подсказкой:

А

З

Е

Л

Е

Ж

Т

О

Л

О

В

О

Ф

Л

И

Т

И

Й

В

О

Л

Ь

Ф

Р

Р

Т

У

Т

Х

А

Г

О

Р

А

Н

М

Ответ:

 золото, железо, азот, вольфрам, ртуть, олово, литий, уран.

Вариант - 2

 У

Р

А

Н

Г

А

Д

О

Л

И

М

С

Е

Т

И

Й

Р

Е

Н

И

О

В

О

Л

Д

И

Й

О

          Можно предложить таблицу с подсказкой:

У

Р

А

Н

Г

А

Д

О

Л

И

М

С

Е

Т

И

Й

Р

Е

Н

И

О

В

О

Л

Д

И

Й

О

Ответ:

 углерод, уран, радон, осмий, литий, рений, олово, родий.

Вариант - 3

Предлагается найти  не менее 7 слов, зашифрованных в таблице:

Зашифрованы в таблице:
профессии, технические устройства, напитки, газ для обеззараживания воды.

К

В

А

С

О

Р

О

В

О

З

А

Д

О

Н

О

Н

А

С

О

С

Ответ: водонос, водовоз, кран, насос, вода, квас, озон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика применения игровых технологий на уроках химии

Материал к аттестации в раздел"Владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками"...

Реализация игровых технологий на уроках химии в 8 классах

Увеличение  умственной  нагрузки на уроках заставляет задуматься  над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится ...

Игровые технологии на уроках химии как способ формирования познавательного интереса в условиях модернизации регионального образования

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом осно...

Игровые технологии на уроках химии как способ формирования познавательного интереса в условиях модернизации регионального образования

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом осно...

Презентация на педсовт с темой "Игра и игровые технологии на уроках химии"

Данную презентацию можно использовать на педсовете с тематикой выступления "Игра и игровые технологии на уроках химии" Можно использовать презентацию и на методическом объединении,. презентация отвеча...