Кислоты. 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Борискина Светлана Александровна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_kisloty_8_klass.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

                ГБОУ Краснодарского края

Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

Кафедра естественнонаучного и экологического образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

по итогам прохождения очно-дистанционных курсов повышения квалификации учителей химии по теме «Методологические принципы обновления химического образования с учетом требований  ФГОС ООО».(08.06.2015г.-25.06.2015г. г. Краснодар)

ПРОЕКТ

Приемы формирование универсальных учебных действий   в процессе преподавания химии   в 8 классе  по теме "Кислоты. Классификация, номенклатура. Физические свойства. "

                                               

Проект выполнила: Борискина Светлана Александровна , учитель химии МБОУ СОШ № 22 г.Приморско-Ахтарск

г. Краснодар  2015

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Приемы формирование универсальных учебных действий  в процессе преподавания химии   в 8 классе  по теме " Кислоты. Классификация, номенклатура. Физические свойства. "

  Актуальность проектной работы. Новый ФГОС ставит перед учителем проблему: деятельность учителя по новым стандартам не ограничивается только наблюдением и фиксацией проявлений, а предусматривает более многообразную деятельность по анализу действий ученика, осознанию хода и направлений его мыслей, установлению причин его затруднений и ошибок, то обязательными характеристиками учителя должны быть активность мышления, сильно развитые аналитические и логические функции, воображение. А ученик сам открывает знания через содержание УМК, его способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, означает умение учиться, это УУД (универсальные учебные действия) Формировать и развивать УУД (универсальные учебные действия) – значит:  научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца; передать сам способ выполнения метапредметного действия; научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости развивать его.

Цель работы:

разработать проект урока направленного на формирование  проблемного обучения  в процессе преподавания химии. Показать возможности  формирования проблемного обучения на разных этапах урока химии в 8 классе.

Задачи проекта:

1. Показать технологию формирования универсальных учебных действий  на  уроке по формированию  новой темы

2. Показать методику организации различных видов учебной деятельности, направленных на формирование  УУД

3. Показать методику формирования познавательных УУД на разных этапах урока        спроектированного на основе технологии проблемного обучения.

Основные этапы проекта:

1. Провести отбор, изучение и анализ учебно-методической литературы по методике формирования УУД.

2. Выбрать технологию (структуру), определить основные методы, формы и средства необходимые для проектирования урока.

3.Разработать проект урока, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий.

4.Подготовить презентацию проекта и материалы к его защите.

Теоретическое обоснование проекта

Теоретические материалы по формированию познавательных УУД

 Понятие об учебных действиях, их классификация и содержание

 Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

Общеучебные универсальные действия включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).

      Номенклатура логических действий включает:

- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств различия, определения общих признаков и составления классификации);

- опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);

- анализ - выделение элементов и “единиц” из целого; расчленение целого на части;

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- расположение объектов по выделенному основанию;

- классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;

- обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

- подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

- вывод следствий;

- установление аналогий.

Приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий

    В блоке познавательных УУД выделяется группа общеучебных универсальных действий, первое из которых - формулирование цели. Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности.

   Не менее важным УУД является – обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники. Существуют три основных способа поиска информации в Интернете.

    По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения химии используются разнообразные приемы работы с текстом учебника:

- найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...;

- уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”);

- поставь вопросы к данному абзацу;

- составь суждение по тексту параграфа...;

- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;

- расскажи по опорным словам (разверни информацию);

- заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы ...;

- создай таблицу (сверни информацию) по ...;

- составь план изучения темы ... (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – вещество, свойства, применение);

- составь набор понятий темы...;

- составь предложения по теме ..., используя слова “так, как”, “потому что”, следовательно”, “если, то”;

- зашифруй понятия темы ... в символы, систему или последовательность символов;

- составь разные предложения с одним и тем же понятием ....

     Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами. Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.

    Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы. Алгоритм составления схемы:

- Запишите тему, выделите ключевые слова.

- Найдите основные разделы текста, дайте им названия.

- Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).

- Приведите примеры.

Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:

- “найди отличия”;

- “на что похоже?”;

- поиск лишнего;

- “лабиринты”;

- “логические цепочки”;

-хитроумные решения;

-составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;

- работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)

- составление и распознавание диаграмм;

- работа со справочным материалом (дополнительная литература, ресурсы Интернета).

Выделяют три основных уровня деятельности учащихся, направленной на усвоение компонентов содержания образования:

репродуктивный — характеризуется выполнением действий по прямому указанию и предписанию учителя;

частично-поисковый — осуществление частично-самостоятельного поиска решения проблемы; выполнение заданий на основе частичной перестройки ранее известных способов деятельности;

творческий уровень — характеризуется применением знаний, которые до сих пор не были известны ученикам; проявлением умения самому увидеть проблему, сформулировать ее, разработать и применить оригинальные способы ее решения.

Примером типичной репродуктивной деятельности школьников является на уроке химии дословное повторение ранее изученного  материала или работа по «образцу», когда возможность интеллектуального поиска минимальны.

При решении проблемы школьники применяют следующие приемы работы: устанавливают причинно- следственные связи,

находят недостающие звенья,

выдвигают гипотезу.

Отдельное место в структуре проблемного обучения, применяемого в химии, занимают ситуационные задачи, решение которых сегодня остается самым распространенным методом проблемного обучения.

Учащийся, у которого уже сформирован необходимый комплекс знаний, умений и навыков с уверенностью может рассуждать и вычленять необходимые структурные элементы для решения задач.

Следует отметить, что дети больше внимания уделяют задачам, связанным с определенной проблемой.

Проблемные ситуации могут применяться на различных этапах урока, например в качестве мотивационного момента.

Ситуационную задачу можно разобрать с учащимися на этапе изучения нового материала после изложения какой-либо закономерности или противоречия.

Для обеспечения полноценной творческой деятельности учащихся крайне важно, чтобы предлагаемые им химические задачи исследовательского характера были достаточно сложными, но при этом доступными для школьников данного возраста

К творческим задачам относятся те, которые требуют от ученика самостоятельного применения знаний в новых условиях, создание чего-то субъективно нового.

Применение проблемного обучения в образовательном процессе позволяет педагогу формировать познавательный интерес, творческую активность, креативное мышление, самостоятельность

Педагогу следует учесть, что применение  проблемного подхода на уроке химии имеет ряд трудностей. Проблемное обучение, как правило, требует большего количества времени, чем обычное изложение материала учителем. При этом важно, чтобы школьники обладали определенной химической эрудицией, поскольку отсутствие знаний не позволит успешно обсудить поставленную проблему. От учителя химии требуются отличное знание предмета, а также гибкость и оперативность работы на уроке. Кроме того, в проблемном обучении особую важность приобретает поддержание своевременной обратное связи между учеником и учителем. Следовательно, проблемный урок проводить значительно труднее, чем работать в рамках объяснительно-иллюстративного метода, как это обычно бывает при догматическом обучении.

В ходе  решения ситуационных и творческих задач у ребят формируются новые ЗУНы, развиваются познавательная и творческая активность, любознательность и эрудиция.

Проблемные ситуации, создающиеся на уроке, можно классифицировать в зависимости от их применения следующим образом:

1.По способу создания

2.По разделу науки

3.Интегрированные

Таким образом, основной способ преодоления догматических тенденций в образовательном процессе – проблемное обучение в химии. Оно позволяет  школьнику проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное  отношение к  приобретению знаний и умений.

II. Целью данной работы является разработка урока химии для обучающихся 8 класса по теме «Кислоты. Классификация, номенклатура. Физические свойства» по УМК

 Г. Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман,  направленного на формирование  универсальных учебных действий. Показать возможности  формирования  универсальных учебных действий на разных этапах урока химии в 8 классе.  Организация формы обучения и выполнение определенных функций: образовательной, воспитательной, развивающей. Но главная цель в современном образовании — это самообразование.

Самообразование на данном уроке заключается в следующем:  овладение учащимися приемами работы с учебником (на данном уроке рассматривание таблицы «Формулы некоторых кислот и кислотных остатков» и составление уравнений соответствующих реакций, на странице 150), работа со схемой  9, современными носителями информации (презентация), работа с лабораторным оборудованием, работа с электронным приложением и выполнение предложенных заданий.  

III. Задачи проекта:

1. Показать технологию проектирования урока по формированию УУД.

2. Показать методику организации различных видов учебной деятельности, направленных на формирование УУД.

3. Показать методику формирования УУД на разных этапах урока спроектированного на основе технологии «деятельностного подхода».

IY.  Основные этапы проекта:

1. Провести отбор, изучение и анализ учебно-методической литературы по методике формирования УУД.

2. Выбрать технологию (структуру), определить основные методы, формы и средства необходимые для проектирования урока.

3. Разработать проект урока, направленного на формирование  универсальных учебных действий.

4. Подготовить презентацию проекта и материалы к его защите.

Y. Для выполнения работы изучены следующие нормативные документы:

Федеральные документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление правительства российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
  • Постановление правительства российской федерации от 10 июля 2013 г. №582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
  • Постановление правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 2 сентября 2013 г. № 1035 «О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. №28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. №17-253-6 «об индивидуальном обучении больных детей на дому»;
  • Приказ министерства образования и науки российской Федерации от 15 марта 2013 г. №185 «Об утверждении порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»;
  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации»;
  • Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июля 2013 г. №ДЛ-187/17 «В дополнение к разъяснениям о наименовании образовательных учреждений»;
  • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 сентября 2013 г. №01-50-377/11-555 «О соблюдении прав граждан при проведении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных организациях, расположенных на территории субъектов Российской федерации и о нарушениях законодательства Российской Федерации об образовании в части обеспечения государственных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
  • Примерная программа по химии
  • Программа   курса химии общеобразовательных учреждений автор Гара Н.Н.

Региональные документы:

  • Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. №2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае»;
  • Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 сентября 2013 г. №997 «Об установлении требований к одежде обучающихся в образовательных организациях по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 17 июля 2013 г. №3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края»;
  • Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 26 августа 2013 г. №5372 «О примерных учебных планах для специальных (коррекционных) классов VII вида общеобразовательных учреждений Краснодарского края»;
  • Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 26 июля 2013 г. № 47-10886/13-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования»;
  • Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 22 июля 2013 г. № 47-10635/13-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2013-2014 учебном году»;
  • Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 30 августа 2013 г. № 47-12687/13-14 «Об организации получения образования в форме семейного образования и самообразования в 2013-2014 учебном году».

Примерная программа по химии

Программа   курса химии общеобразовательных учреждений автор Габриелян О.С

Документы МБОУ СОШ № 22 муниципального образования

г. Приморско- Ахтарска :

  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 22;
  • Основная образовательная программа основного общего  образования МБОУ СОШ № 22;
  • Устав МБОУ СОШ № 22;
  • Рабочая программа по химии 8 класса учителя химии Борискина С.А.,
  •  УМК Г. Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман

Из анализа Примерной программы по химии и программы   курса химии общеобразовательных учреждений

автора Г. Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман в КТП учителя Борискиной Светланы Александровны тема урока выглядит следующим образом ««Кислоты. Классификация, номенклатура. Физические свойства» Для выполнения работы над проектом  составлен план:

1.Целеполагание.

2.Мотивация.

3.Практическая значимость знаний и способов деятельности.

4.Отбор содержания.

5.Интегрированность знаний, обработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.

6.Построение каждого этапа уроков по схеме:

 постановка учебного заданиядеятельность обучающихся по его выполнению

подведение итога деятельностиконтроль процесса и степени выполнения

рефлексия

7.Использование разнообразных, эффективных приемов в организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

8.Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока.

9.Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися.

10.Организация парной или групповой работы.

11.Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля.

12.Рефлексия (как осознание себя в процессе деятельности.

13.Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.

14. Минимизация и вариативность домашнего задания.

15.Обеспечение психологического комфорта и условий здоровьесбережений на уроке.

уровень

предметные

метапредметные

личностные

стандарт

Выпускник научится  понимать химическую символику: формулы химических веществ ;

важнейшие химические понятия: атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество.

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; уметь называть:  соединения изученных классов;

 объяснять: закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

характеризовать: физические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях,

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

Правильно называет химические формулы кислот.  
Знать применение кислот в быту.

Выпускник научится  под руководством учителя формулировать цель урока, планирует свою деятельность, контролирует процесс и результаты своей деятельности; умеет работать в паре (отстаивать свою позицию; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы); соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии, осваивать приемы исследовательской деятельности

Выпускник получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.безопасного обращения с веществами и материалами;

2.экологически грамотного поведения в окружающей среде;

3.оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

4.критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

5.приготовления растворов заданной концентрации.

повышенный

нет

нет

нет


                                                             Технологическая карта урока

Предмет    ХИМИЯ

Класс     8

Автор УМК     Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

Тема урока Кислоты. Классификация, номенклатура. Физические свойства.

Тип урока Изучение нового материала

Учитель ____Борискина Светлана Александровна_______________

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

I. Этап «Актуализация знаний и постановка цели урока»

1. Организует деятельность по актуализации понятий «классы неорганических веществ»:

- приветствует обучащихся;

- задает вопросы по ранее изученному материалу

Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя, контролируют правильность ответов учащихся

Давать определение понятиям,

обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания

Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые  высказывания Осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Понимать единство естественнонаучной картины мира

2. Организует работу по выполнению задания: Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов - предлагает самостоятельно выполнить задание;

- контролирует процесс выполнения задания

Выполняют задание в рабочей тетради, распределяют предложенные вещества по  изученным классам ,дают определения изученных веществ.

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию веществ

Осуществлять самоконтроль  процесса и результата выполнения задания

Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний в практической жизни

3. Организует работу по анализу выполнения задания:

предлагает озвучить правильный ответ; предлагает осуществить само- и взаимопроверку и оценку;

- предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом;

- предлагает учащимся, допустившим ошибки, установить их причины

Оценивают  ответы одноклассников и свои ответы по данной работе; сравнивают ответы с правильными

Анализировать объекты, осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Понимать  границы собственного знания и «незнания»

4. Организует деятельность по актуализации знаний: создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.

предлагает обучающимся выполнить контекстные задания в группах

Работают в группах, осуществляют смысловое чтение  материала по карточкам, объяснение  прочитанного текста.

Рефлексия.

Рефлексия. Организует обсуждение по вопросу:
«Могут ли неорганические кислоты
образовываться в природе?
Демонстрация видеофрагмента «Образование кислотных дождей в природе»

общеучебное – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

обобщать и интерпретировать информацию.

строить логические рассуждения, создавать обобщения, делать выводы

Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками

Постановка вопросов. Строить понятные для собеседника речевые  высказывания.

Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

Понимать значимость естественнонаучных  знаний для решения практических задач в повседневной жизни.

Понимать значимость химической науки в практической жизни

II. Этап «Изучение нового материала»

1. Организует проведение, наблюдение  и обсуждение реакции: взаимодействия цинка, магния и алюминия с соляной кислотой. Предлагает обсудить вопрос:

- Какие признаки реакции наблюдали?

-В каких условиях протекают данные реакции?

Проводят химический эксперимент и наблюдают за ходом эксперимента.

Обсуждают результаты эксперимента.

Один или несколько учащихся по выбору учителя формулируют условия, необходимые для возникновения и протекания реакции.

Самостоятельно записывают в тетрадь уравнения реакций

Проводить наблюдение; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, объяснять наблюдаемые явления

Сформировать умение проводить химический эксперимент, умение понимать и решать учебную задачу

Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь.

Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог

Осознавать  важность грамотного обращения с химическими приборами и реактивами.

2. Вводит новые понятия: «кислоты» и «кислотные остатки», «бескислородные и кислородсодержащие», «одноосновные, двухосновные и трехосновные», учебник п.44, стр.149-150

Осмысливают сущность новых понятий. Записывают в тетрадях определения понятий «кислоты» и «кислотные остатки»

Рефлексия. Выполняет работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида

Умение осуществлять идентификацию объектов с выделением необходимых признаков

Принимать и сохранять учебную задачу

Адекватно использовать письменную речь.

Понимать значимость химических знаний в практической жизни

3. Организует контроль усвоения новых понятий:

- предлагает привести примеры кислот одно-двух и трехосновных из таблицы

Приводят примеры кислот, рассматривают таблицу

Рефлексия оценивают успешность изучения понятий

Обобщать, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию объектов и явлений

Принимать и сохранять учебную задачу. Обнаруживать отклонения и отличия от эталона

Адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание, уметь слушать собеседника

формировать ответственное отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию

4. Организует работу по составлению и обсуждению структурных формул кислот.

Анализируют схему составления структурных формул ( с. 151 учебника), сравнивают.

Формулируют принцип составления структурных формул и записывают в тетрадях.

Рефлексия. по принципу незаконченного предложения

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…

"Я научился…";

"Я научился…";

"Меня удивило…

Научить составлять структурные формулы, отработать умения составлять структурные формулы кислот на основе  валентности.

Понимать и интерпретировать информацию, представленную в схемах , кодирование и декодирование информации.

Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии 

Осознанно строить речевое высказывание, уметь слушать собеседника; адекватно использовать устную и письменную речь

формировать ответственное отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию

5. Организует обсуждение физических свойств  кислот:

задает вопросы,  дает задание  обобщить изученные свойства кислот

Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя, контролируют правильность ответов учащихся. обобщают полученные знания,

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков умение выдвигать гипотезу и обсуждать ее.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

умение излагать свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом

6. Организует обсуждение правил техники безопасности при работе с кислотами:

- предлагает выработать правила по правилам ТБ при работе с кислотами и сравнить эти правила с инструкцией.

Предлагают правила  обращения с кислотами на основе имеющихся знаний техники безопасности, обсуждают выработанные правила и сравнивают их с инструкцией.

уметь самостоятельно искать  способы решения проблемы, осуществлять сравнение и анализ. Умение работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами

уметь планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

уметь излагать свои мысли в устной форме, уметь взаимодействовать друг с другом

Выработать приемы грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту

III. Этап «Заключительный»

7.Подводит итог урока, отмечает наиболее активных, выставляет отметки.

Организует рефлексию в форме анкетирования Организует объяснение выполнения домашнего задания: 1. § 44 учебника.

2. Ответить на вопросы 1 – 3 после текста параграфа.

3. Выполнить  тестовые задания стр.152.

Слушают учителя.

Записывают домашнее задание

Отвечают письменно на вопросы рефлексии

1. На уроке я работал(а):

активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я:

доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:

коротким/ длинным

4. За урок я:  

не устал(а)/ устал(а)

5. Мое настроение:

стало лучше/ стало хуже

6. Материал урока мне был:

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

7. Домашнее задание мне кажется:

легким/ трудным

Умение  понимать  пройденное на уроке, оценивать степень достижения цели урока        

Адекватно воспринимать оценку учителя

Осуществлять самоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами)

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

устанавливать  значение результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.


Проект урока.

Урок химии по теме " Кислоты. Классификация, номенклатура. Физические свойства ". (8-й класс)

Цели урока: 

образовательные:

-обеспечить формирование представления об одном из важнейших классов неорганических соединений – кислотах;

- обеспечить знания обучающихся  о составе и номенклатуре кислот;

-обеспечить умение обучающихся  классифицировать кислоты по различным признакам;

-обеспечить умение обучающихся находить валентность элементов кислотных остатков.

развивающие: создать условия для:

-развития мышления обучающихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;

- развития у обучающихся рефлексивной деятельности;

- развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний – наблюдение, гипотеза, эксперимент);

-развития практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, актуализации знаний обучающихся о правилах работы в химическом кабинете в связи с изучением свойств кислот;

- развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

воспитательные: создать условия для:

-воспитания сознательного и серьезного отношения обучающихся к учебной  дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;

-воспитания умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей;

- воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;

- воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;

- воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;

-воспитания таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда;

-воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;

-воспитания умения управлять собой, своим поведением.

Планируемое формирование и развитие универсальных учебных действий

Познавательные УУД

-А. Общеучебные универсальные действия:

1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

3) структурирование знаний;

4) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

5) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

6) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

7) смысловое чтение для извлечение необходимой информации

8) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Б. Знаково-символические действия:

9) моделирование — преобразование объекта  в модель

10) преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

В. Логические универсальные действия:

11) установление причинно-следственных связей;

12) построение логической цепи рассуждений;

13) доказательство;

Г. Постановка и решение проблемы:

14) формулирование проблемы;

15) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД

1) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

2) планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3) прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;

4) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5) коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

6) оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

7) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД

1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2) постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3) управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

4) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД

1) установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов;

2) установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

3) выделение морально-этического содержания событий и действий и их оценивание.

4) построение системы нравственных ценностей как основания личностного морального выбора;

 5)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

6)формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения

Тип урока: урок изучения новых знаний

Форма урока: комбинированный урок

Условия обеспечения учебной деятельности:

УМК: автора Г. Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман

Технология: технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход.

Решаемые учебные проблемы:

развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала:

Кислоты, кислотные остатки, классификация кислот, структурные формулы кислот, физические свойства кислот, техника безопасности при  работе с кислотами.

Оборудование: Кислоты: соляная, азотная, фосфорная, серная;; пробирки; металлический цинк, алюминий, магний; штатив для пробирок;  карточки (на каждую пару учащихся) с формулами и названиями кислот; карточки на магнитной доске с формулами веществ (оксидов, оснований, кислот); учебник  Г. Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия. 8 класс» М.: Просвещение, 2013; А. М. Радецкий «Дидактический материал. Химия 8-9» М.: Просвещение, 2012.\

Образовательные интернет-ресурсы

Электронные материалы: Электронное приложение к учебнику « Химия – 8 класс»

http://www.mschool14.ru/images/a/a5/%D0%A3%D1%83%D0%B4_%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB.pdf

        Основные этапы урока.

1. Актуализация знаний

Цельактуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя: Организует деятельность по актуализации понятий «классы неорганических веществ»

1. Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку

2. Задает вопросы:

-Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков?

-Какие соединения химических элементов мы изучили?

Учитель: Мы продолжаем изучать основные классы неорганических  соединений. Что же мы с вами уже знаем? Нам известен класс оксиды и класс основания. Дайте определение этих классов веществ.

Деятельность обучающихся: Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя, контролируют правильность ответов учащихся Ответ  обучающегося: Оксид – это сложное вещество, которое состоит из двух элементов, одним из которых является кислород.

Ответ обучающегося: Основание – это сложное вещество, в состав которого входит атом металла, соединенный с одной или несколькими гидроксогруппами ( ОН)

2.Выполнение задания.

Цель: Повторить изученные классы неорганических веществ, уметь их классифицировать.

Деятельность учителя: . Организует работу по выполнению задания: Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов - предлагает самостоятельно выполнить задание;

- контролирует процесс выполнения задания

дать определения известных классов и назвать все вещества.

Вариант 1      HCl             Ba(OH)2,      K2O    Cu(OH)2    Fe3 O3     N2O5    HNO3    H2 CO3  

Вариант 2      CaO    MgO      Fe(OH)3        Al(OH)3      H2 SO4       H3 PO4      SiO2    H2 SiO3

 Деятельность обучающихся : Выполняют задание в рабочей тетради, распределяют предложенные вещества по  изученным классам ,дают определения изученных веществ.

 (на магнитной доске прикреплены карточки с формулами веществ.) 1 вариант выбирают формулы оксидов и дают их название. Учащиеся 2 варианта выбирают формулы оснований и также называют их. 2 ученика работают у доски. Все остальные выполняют работу в рабочих тетрадях.

3.Проверка

Цель: закрепить полученные знания .
Деятельность учителя:
 . Организует работу по анализу выполнения задания:

предлагает озвучить правильный ответ; предлагает осуществить само- и взаимопроверку и оценку;

- предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом;

- предлагает учащимся, допустившим ошибки, установить их причины 

Деятельность обучающихся : Оценивают  ответы одноклассников и свои ответы по данной работе; сравнивают ответы с правильными

Осуществляют само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания. (обменяться тетрадями и провести взаимопроверку)

4. Создание проблемной ситуации.

Цель:вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Деятельность учителя : Организует деятельность по актуализации знаний:

- создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.

-предлагает обучающимся выполнить контекстные задания в группах

- Организует деятельность по актуализации знаний:

- Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.

-К какой группе веществ мы отнесем H2SO4, HCl,   H3 PO4   H2 SiO3    HNO3       H2 CO3    

-Изучали ли мы подобные вещества?

-Как вы думаете, эти вещества имеют сходные свойства с фруктами и овощами.

 (предлагает обучающимся выполнить контекстные задания в группах)

-Ребята, какой вкус у фруктов?

-Чем объясняется кислый вкус фруктов и других продуктов?

Овощи и фрукты содержат органические кислоты: лимонную, яблочную, щавелевую, аскорбиновую и др. Они играют определённую роль в пищеварении, а, следовательно, в нашей жизни.

Для того чтобы сформулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся выполнить контекстные задания в группах.

Работа обучающихся в 3 группах – смысловое чтение материала:

1. В составе кока-колы присутствует данное вещество. Популярный напиток широко применяется для очистки канализации, заржавевших болтов.

2. Это вещество, выделяемое муравьями в момент опасности, служит сигналом для всех остальных особей этого вида и является средством защиты при нападении хищников.

3. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Впоследствии его научились использовать как лекарство, приправу к пище, растворитель красок.

Деятельность обучающихся: Работают в группах, осуществляют смысловое чтение  материала по карточкам, объяснение  прочитанного текста.

Представитель от каждой группы зачитывает информацию обучающимся. Обсуждение высказываний обучающихся.

-Ребята, сформулируйте тему нашего урока. (записать тему урока в тетрадь)

Рефлексия. Организует обсуждение по вопросу:
«Могут ли неорганические кислоты
образовываться в природе?
Демонстрация видеофрагмента «Образование кислотных дождей в природе»

Определяют ключевые слова урока:

 Кислоты, кислотные остатки, классификация кислот, структурные формулы кислот, физические свойства кислот, техника безопасности при  работе с кислотами.

Изучение нового материала

1. Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Выполняя лабораторные опыты выяснить состав кислот.

Деятельность учителя

. Организует проведение, наблюдение  и обсуждение реакции: взаимодействия цинка, магния и алюминия с соляной кислотой

. Предлагает обсудить вопросы:

- Какие признаки реакции наблюдали?

-В каких условиях протекают данные реакции?

Деятельность обучающихся: 

-Проводят химический эксперимент и наблюдают за ходом эксперимента.

Обсуждают результаты эксперимента.

Один или несколько учащихся по выбору учителя формулируют условия, необходимые для возникновения и протекания реакции.

-Самостоятельно записывают в тетрадь уравнения реакций 

Mg  +   2HCl  MgCl2  + H2

Zn +2HCl  ZnCl2  + H2

2Al +3 H2 SO4  Al2 (SO4)3 +3 H2

2. Организуется работа по исследованию класса кислот.

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения

Деятельность учителя: . Вводит новые понятия: «кислоты» и «кислотные остатки», «бескислородные и кислородсодержащие», «одноосновные, двухосновные и трехосновные», учебник п.44, стр.149-150

Деятельность обучающихся: Осмысливают сущность новых понятий. Записывают в тетрадях определения понятий «кислоты» и «кислотные остатки»

(Записать в тетрадь  примеры кислот и  выделить кислотные остатки. )

Для составления формул полученных веществ важно знать, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов. К доске выходит ученик для выполнения задания. В формулах кислот подчеркните кислотный остаток и определите его валентность. Проговариваем названия кислот.

Рефлексия. Выполняет работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида

3. Контроль усвоения новых понятий.

Цель: Проверить классификацию кислот, принципы составления структурных формул кислот.

Деятельность учителя: . Организует контроль усвоения новых понятий:

- предлагает привести примеры кислот одно-двух и трехосновных из таблицы .

Деятельность обучающихся: Приводят примеры кислот, рассматривают таблицу Рефлексия  оценивают успешность изучения понятий

4.Составление структурных формул.

Цель: научить  составлять  структурные формулы

 Деятельность учителя :Организует работу по составлению и обсуждению структурных формул кислот.

Деятельность обучающихся: Анализируют схему составления структурных формул ( с. 151 учебника), сравнивают.

Формулируют принцип составления структурных формул и записывают в тетрадях.

Рефлексия 

по принципу незаконченного предложения

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…

"Я научился…";

"Я научился…";

"Меня удивило…

5.Изучение физических свойств кислот.

Цель: Изучить физические свойства кислот.

Деятельность учителя:. . Организует обсуждение физических свойств  кислот:

задает вопросы,  дает задание  обобщить изученные свойства

Учитель: Кислоты – вещества, которые обладают определёнными физическими свойствами. Посмотрите на образцы кислот на демонстрационном столе, определите их свойства.

Деятельность обучающихся : Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя, контролируют правильность ответов учащихся. обобщают полученные знания

Ответ обучающегося: Все кислоты жидкие, не имеют цвета.

Учитель. Действительно. Все кислоты жидкие. Но известны и твердые кислоты: фосфорная, метафосфорная, борная. Почти все растворимы в воде. Нерастворима кремниевая кислота   H 2SiO3. Кислоты используют в домашнем хозяйстве. Слова кислота и кислый имеют один корень. Вы знаете что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т.к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т.к. многие из них ядовиты.

5.Техника безопасности при работе с кислотами

 Деятельность учителя: Организует обсуждение правил техники безопасности при работе с кислотами:  предлагает выработать правила по правилам ТБ при работе с кислотами и сравнить эти правила с инструкцией.

Учитель: Выработать памятку при работе с кислотами, основываясь на  изученной технике безопасности.

Задание: сравните ее с памяткой по ТБ при работе с кислотами, которая лежит у вас на рабочем столе. Ознакомьтесь с ее положениями. 

Деятельность обучающихся : Предлагают правила  обращения с кислотами на основе имеющихся знаний техники безопасности, обсуждают выработанные правила и сравнивают их с инструкцией.

Инструктивная карточка.

1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.

2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.

3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.

4.При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.

5.Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.

6. Применение нового знания

Цель:применить знания в новой ситуации

Деятельность учителя

Предлагает выполнить тестовые задания из учебника, стр.152.

Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Деятельность обучающихся

 учащиеся извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний.

Выполняют задание.

Отвечают на основной вопрос урока “Что такое кислоты?”, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

7. .Подведение итогов.

Цель: подвести итоги урока, выставить оценки, озвучить домашнее задание.

Деятельность учителя

.Подводит итог урока, отмечает наиболее активных, выставляет отметки.

Организует рефлексию в форме анкетирования Организует объяснение выполнения домашнего задания: 1. § 44 учебника.

2. Ответить на вопросы 1 – 3 после текста параграфа.

3. Выполнить  тестовые задания стр.152.

Деятельность обучающихся

Слушают учителя, записывают домашнее задание, отвечают письменно на вопросы рефлексии

Рефлексия

Цель:формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. 

1. На уроке я работал(а):

активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я:

доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:

коротким/ длинным

4. За урок я:  

не устал(а)/ устал(а)

5. Мое настроение:

стало лучше/ стало хуже

6. Материал урока мне был:

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

7. Домашнее задание мне кажется:

легким/ трудным

Список литературы используемой при подготовке проекта

  1. Химия. 8 класс: учебн. Для общеобразовательных организаций с прил. На электрон. Носителе(DVD) Г.Е. Рудзитис, Ф. Г.Фельдман, изд. «Просвещение» 2014 г., 206 с.
  2. Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий//справочник заместителя директора школы. – 2012. -№9. C.34-38.
  3. Асмолов А.Г. и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010
  4. Методика организации мониторинговых наблюдений. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.ecos.ru, дата обращения: 20.06.2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии в 8 ом классе по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"

1. Методическая разработка урока по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот".2. Приложение №1.3. Презентация....

Разработка урока по химии в 8 ом классе по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"

1. Методическая разработка урока по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот".2. Приложение №1.3. Презентация....

Раздел: Карбоновые кислоты. Тема урока: Представители карбоновых кислот вокруг нас. Химия 10 класс

Урок химии на тему "Представители карбоновых кислот вокруг нас" ориентирован на изучение программного материала в 10 классе по курсу Органической химии. Может быть использован как для общеобразов...

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему:  «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты....

Тест (самостоятельная работа) по теме: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Химические свойства кислот"

С помощью данной работы, можно проверить знания учащихся по теме написанной выше. В файле "Таблица 1" приведёна таблица для выставления отметки....