Тема урока: "Среда раствора электролита. Индикаторы"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

 

Ожидаемый результат –

каждый учащийся

  1. Объясняет, чем характеризуется нейтральная, кислотная и щелочная среды;
  2. Умеет пользоваться цветной шкалой рН при определении среды раствора, проговаривает последовательность действий;
  3. Умеет проводить простой исследовательский эксперимент;
  4. Умеет делать выводы по проделанной работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sreda_rastvorov_moy_urok.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 8

Тема урока: «Среда водных растворов электролитов. Индикаторы.»

Цели урока:

обучающая формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении среды водных растворов электролитов и методов ее качественного анализа; изучение  понятия – водородный показатель (рН):,

развивающая:развитие навыков самостоятельной работы, коммуникативных компетенций;

воспитательная:воспитание аккуратности и последовательности в работе, бережного отношения к школьному имуществу, собственному здоровью и здоровью окружающих.

       Задачи:

познавательные: проанализировать зависимость между средой раствора и значением водородного показателя рН; сформировать навыки работы обучающихся с универсальным индикатором;способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении биологии.

личностные: продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента; продолжить воспитание аккуратности и внимательности;

 регулятивные:   формировать умения  адекватно анализировать свою деятельность в соответствии с достижениями цели урока;

 коммуникативные:  формировать умение общаться, работать в парах, высказывать свою точку зрения, учиться слушать товарищей.

Ожидаемый результат –

каждый учащийся

  1. Объясняет, чем характеризуется нейтральная, кислотная и щелочная среды;
  2. Умеет пользоваться цветной шкалой рН при определении среды раствора, проговаривает последовательность действий;
  3. Умеет проводить простой исследовательский эксперимент;
  4. Умеет делать выводы по проделанной работе.

Средства обучения:

  1. Химическое оборудование (лабораторное): каждой паре
  • 3 пробирки
  • Растворы лакмуса, универсальный, метилоранжа ( на ряд 1 индикатор)
  • Растворы HCl,NaOH, вода
  1. Раздаточный материал:
  • Снквейн, таблицы цветов индикатора,
  • Справочные материалы.

Ход урока

1. Организационный момент.   Приветствие, обращает внимание на дополнительные материалы.

2. Мотивационный момент: осмысление

Урок хочу начать с высказывания великого учёного, датского физика – Нильса Бора, который говорил: « Противоположности – не противоречия, это – дополнения». Надеюсь, что мы будем прекрасным дополнением друг к другу.

3. Актуализация знаний 

Сразу хочу обратить внимание на слайды, с помощью которых вы постарайтесь определить

тему нашего урока   - Что вы видите?

     - К чему приспосабливаются?

    - По виду мы определяет что-то? Значит, кем они являются?     Индикаторами

Сразу хочу обратить внимание на слайды, с помощью которых вы постарайтесь определить тему нашего урока.

Тема урока: « Среда растворов электролитов. Индикаторы.»

Как вы думаете, какова цель урока? Что для этого мы должны сделать? ( ученики определяют цель и этапы урока).

Ребята, о каких именно веществах мы будем вести разговор? ( электролитах)

Что такое электролит? Вещества растворы и расплавы проводят электрический ток (обладают ионной проводимостью)

Как узнать растворимо вещество или нет? По таблице растворимости.

Какие виды ионов образуются? Катионы и анионы.

         

 

Электролит(растворимое вещество) – хвост;

рёбра: основания, кислоты, соли (уравнения диссоциации, катионы, анионы);

Голова: среда

( выбрать из предложенных трафаретов необходимые: название классов соединений; уравнения диссоциации веществ; что это за процесс)

Все ли вещества дают одинаковые ионы при диссоциации? Одинаковая ли будет среда растворов?

По мере заполнения скелета учащиеся входят к доске пишут уравнения диссоциации веществ, остальные работают в тетрадях.

Ребята, сделаем вывод, какие бывают среды водных растворов электролитов? (кислая, щелочная, нейтральная)

По каким  показателям определяют среду растворов?  (по числу ионов Н+и ОН-  ионов)

Действительно, среду любого водного раствора можно охарактеризовать содержанием ионов водорода Н+   или гидроксид-ионов ОН-

А чем определяют тип среды? (индикаторами)

Какие бывают индикаторы?(лакмус, метилоранж, фенолфталеин, универсальный)

Названия индикаторов напечатаны на бумагах разных цветов. Как вы думаете, почему?(это цвет самих индикаторов: лакмус фиолетовый, метилоранж-оранжевый, фенолфталеин-бесцветный; в нейтральной среде они имеют такую окраску.) 

Индикаторы

Среда

Щелочная

нейтральная

Кислая

Лакмус

Синий

Фиолетовый

Красная

Фенолфталеин

Малиновый

Бесцветный

Бесцветный

Метилоранж

Желтый

Оранжевый

Красный

Выполнение практической парной исследовательской работы

У вас на каждой парте в штативе имеются 3 пронумерованные пробирки с растворами хлороводородной кислоты HCl, гидроксида натрия NaOH и воды. Пробирки не подписаны, т.е. вы не знаете какой раствор, где находится. Так вот, вам нужно определить в какой пробирке находится кислота, в какой щелочь, а в какой вода. Проставить номера пробирок в цветной таблице соответствующего индикатора. Индикаторы разные.  Для 1 ряда – метилоранж, 2 ряд – лакмус, 3 ряд - универсальный.

Перед тем, как начинать работу, вспомним, что кислоты и щелочи едкие вещества, и нужно быть предельно аккуратными и внимательными; правила работы со стеклянной посудой.

Значит, что вы будете делать?

(Берем исследуемый раствор. Добавляем в него индикатор, наблюдаем за изменением цвета и определяем среду раствора.)                                                      

 Свои действия и наблюдения записываете в виде цифр пробирок в определённой колонке, соответственно цвету индикатора.

Итак, в пробирки №1 – кислая среда, значит здесь кислота; в пробирке №2 – щелочная среда – щелочь, в пробирке №3 вода.( Обговариваются результаты практической работы)

Как вы определили? ( по изменению цвета индикатора)

Хорошо, вы все справились с работой.

Групповая: ( прошу сформировать группы по цвету стикера на ваших тетрадях. Задания в конвертах.

1. Применение в быту

2. Применение в медицине.

3.  Применение в с\х

4. Применение в технике.

5. Применение в науке.

6. Нам бывает необходимо определить среду раствора в домашних условиях. А под руками нет универсального индикатора. Что делать?

7. Есть ли растения индикаторы кислотности почв?

ОСМЫСЛЕНИЕ:  Для чего необходимы знания о средах растворов, почвы?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ( синквейн)

Индикатор:

Цвет, лакмус, фенолфталеин, метилоранж, универсальный, определитель, среда

Красный, жёлтый, синий, бесцветный, малиновый, жёлтый, разный

Определяет, исследует, окрашивает

Необходим в медицине, важен для определения среды, определяет среду почвы, крови; важен в парфюмерной промышленности.

Вещество. Определитель. Указатель.

Контроль знаний по новой теме. ( Тест)

Рефлексия: осмысление.

Я сегодня на уроке узнал  ____________________

Меня удивило ____________  

Домашнее задание дифференцированное, творческое.

Отметки за урок.

Спасибо! Мы с вами хорошо работали. Спасибо вам  за совместную работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Среда водных растворов электролитов

конспект урока в 9 классе, с использованием проблемной технологии...

Тема урока: «Свойства растворов электролитов»

Цели:Обучающие: обобщить и систематизировать знания по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», сформировать наглядное представление о процессах, происходящих в растворах, ...

Фрагмент урока по химии на тему "Среда водных растворов электролитов" с использованием ЭОР.

Фрагмент урока по химии на тему "Среда водных растворов электролитов" с использованием ЭОР....

Конспект урока на тему : Среда водных растворов электролитов.

Формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении среды водных растворов электролитов и методов ее методов ее качественного анализа....

Конспект урока: Среда водных растворов электролитов.

Цель урока.  Сформировать понятия о нейтральной, кислотной и щелочной средах, водородном показателе ( рН), индикаторах. Ознакомить со способами определения реакции среды и значения рН раствора. О...

Обобщение и систематизация знаний по теме: Реакции в растворах электролитов.

Предпоследний урок в теме: Химические реакции в растворах....