Обобщение и систематизация знаний по теме: Реакции в растворах электролитов.
материал по химии (9 класс)

Предпоследний урок в теме: Химические реакции в растворах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме: Реакции в растворах электролитов

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме: Реакции в растворах электролитов

Задачи:

Образовательные: обеспечить восприятие и осмысление основных понятий данной темы, закрепить навыки составления уравнений электролитической диссоциации, молекулярных и ионных уравнений реакций; совершенствовать навыки планировать и проводить эксперимент;

Развивающие: способствовать развитию логического мышления:

умений классифицировать, анализировать, наблюдать, делать вывод; развитию учебно-информационных умений, монологической речи учащихся

Воспитывающие: способствовать формированию ответственности, самостоятельности при выполнении заданий, познавательных интересов учащихся.

Здоровьесберегающая: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и приборами.

Тип урока: обобщающий

Форма проведения: урок – путешествие.

Методы и педагогические приёмы:

фронтальный опрос (прием «продолжи предложение»),

индивидуальная самостоятельная работа, парная лабораторная работа, предварительные индивидуальные задания, игровые приемы, рефлексия (прием «незаконченное предложение»).

Оборудование: таблица растворимости, набор химических реактивов, пробирки, инструкция по технике безопасности.

Планируемые результаты обучения.

В результате изучения данного материала учащиеся должны знать:

определение понятий – электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, кислоты и название их солей;

химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации.

составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;

уравнения реакций ионного обмена;

проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства кислот, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций; понимать от каких факторов зависит скорость химической реакции; пользоваться таблицей растворимости; извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента и делать соответствующие выводы.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Добрый день, ребята, гости нашего урока. Ребята, присаживайтесь, пожалуйста.

Кто дежурный? Кто отсутствует сегодня в классе

  1. Эпиграф к уроку: Чему бы ты ни учился – ты учишься для себя ( для своей пользы) Петроний

“Дорога к знанию? Ну что же её легко понять. Ответить можно сразу: вы ошибаетесь и ошибаетесь опять, но меньше, меньше с каждым разом”.

  1. Определение темы и цели урока: Ребята урок я хочу начать с цитаты академика Николай Николаевича Семёнова, а Вам её нужно будет закончить:

Академик Н.Н. Семенов писал: «Главное что внёс в науку Свантус Аррениус, - теорию электролитической диссоциации …И это его открытия относятся к числу таких, которые составляют базу современной химии».

  1. Актуализация знаний. Осмысление содержания. Отработка навыков.

Ребята давайте вспомним, с какими темами мы познакомились на последних уроках? Все эти темы так или иначе были связаны с растворами. И попробуем сформулировать с вами цель нашего сегодняшнего занятия

На предыдущих уроках речь шла об одной из величайших теорий, на которую опирается химическая наука – это теория электролитической диссоциации, которая широко применяется для объяснения многообразных физических и химических явлений в растворах, установления между ними тесной связи. Она, по словам Аррениуса, “оказалась применимой и полезной во всех областях современной науки”.

И сегодня нам уроке предстоит обобщить и систематизировать знания по этой теории и закрепить умения составлять уравнения диссоциации и реакций ионного обмена. (цели урока на слайде)

Мы сегодня отправляемся в путь по дороге под названием «Химические реакции в растворах электролитов» На данном пути вы должны будете сделать множество остановок, на таких станциях как: т.э.д; кислоты в свете тэд, основания в свете тэд, соли в свете тэд, ионные уравнения, скорость реакции.

Желаю удачи и приятного пути!

I Станция «Подготовка к путешествию»

На которой нам необходимо вспомнить основные понятия темы:

А сейчас давайте повторим с вами основные понятия темы работая над заданием:

  1. Положительно заряженный частицы ……..
  2. Отрицательно заряженные частицы………..
  3. Вещества, водные растворы которых не проводят электрический ток…….
  4. Процесс распада электролита на ионы называется……….
  5. Электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуются гидроксид - анион - ……..
  6. Вещества, водные растворы которых проводят электрический ток - ……..
  7. Основоположник теории электролитической диссоциации - ……..
  8. Электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются ионы водорода - ……..
  9. Электролиты, водные растворы которых полностью диссоциируются на ионы…
  10. Электролиты, водные растворы которых лишь частично диссоциируются на ионы…
  11. Назовите основные положения ЭД

(Все вещества по способности проводить электрический ток в водных растворах или в расплавах делят на электролиты и неэлектролиты

В растворе электролиты диссоциируют из-за гидратации

В результате диссоциации образуются гидратированные ионы

Сильные и слабые электролиты по-разному диссоциируют на ионы)

(катион, анион, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, основания, электролиты, Свантус Аррениус, кислоты, сильные электролиты, слабые электролиты (идёт процесс диссоциации и ассоцииации).

Учитель: Мы начинаем наше путешествие

Станция Город «Электролитов» предлагаем вам небольшое сообщение «Биологическое значение электролитов»

Информационная минутка «сообщение «Биологическое значение электролитов»

В организме человека электролиты участвуют в ряде физиологических процессов: водный обмен, нервные и мышечные сокращения, поддержание кислотно-щелочного баланса крови и других биологических жидкостей. Физиологические механизмы, где задействованы электролиты, обеспечивают постоянство внутренней среды — гомеостаз (большую роль такие ионы как H+, Na+, Cl-, K+ , Ca2+, Mg2+, OH-, HCO3-, H2PO4-. Ионы H+ и OH- в организме человека находятся в очень малых концентрациях, но их роль в жизненных процессах огромна, так как они обеспечивают кислотно- щелочное равновесие в жидких средах организма (отвечают за работу ферментов, обмен веществ, переваривание пищи). Концентрация ионов Na+ и Cl- значительно превосходит количество других неорганических ионов вместе взятых, эти ионы регулируют водно-солевой обмен. Если что-то идет не так и концентрация электролитов в организме меняется, у человека могут появиться жалобы.

(Na+ и K+ сокращение нервных клеток, мышечных волокон).

В дальнейшем мы научились без прибора распознавать вещества электролиты и неэлектролиты. Для этого выполним следующие задание:

Необходимо выписать сильные электролиты (вариант- 1) и слабые электролиты (вариант-2). Составить уравнения их диссоциации. Определить характер химической связи. Процесс диссоциации: обратимый или необратимый (диссоциация и ассоциация).

ВАРИАНТ – 1

K2CO3, HNO3, H2O, FeCl3, Cu(OH)2, NH3*H2O

Вывод: для сильных электролитов характерны ионные и ковалентные сильнополярные связи, необратимость процесса при диссоциации и наличие в растворах гидратированных ионов.

Вариант- 2

H2O, H2SO3, NaOH, NH3*H2O, K2S, Al(NO3)3

(Вода – слабый амфотерный электролит. И как слабый электролит в незначительной степени диссоциирует на ионы, которые находятся в равновесии с недиссоциированными молекулами: H2O <-> H + + OH -)

Вывод: для слабых электролитов характерны ковалентные слабополярные связи, обратимость процесса при диссоциации, протекает обратный процесс ассоциации и наличие в растворах гидратированных ионов и молекул.

Следующая станция Город «Классы неорганических соединений»

Напомните, пожалуйста какие классы неорганических соединений Вы знаете.

Ребята называют – кислоты, соли, основания, оксиды – не диссоциируют на ионы.

Кто может дать определение, пожалуйста:

Кислоты в свете ТЭД

Основания в свете ТЭД

Соли в свете ТЭД

А теперь давайте с Вами проведём по 2 химические реакции ионного обмена плану ваших карточек. Согласно теории электролитической диссоциации все реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами. Они называются ионными реакциями, а уравнения этих реакций - ионными уравнениями.

Вспомните, пожалуйста при каких условиях реакции ионного обмена протекают до конца? (↑,↓, Н2О)

У Вас на столах задание, правило техники безопасности, ознакомьтесь. После того как проведёте реакции, необходимо оформит в тетради.

Правило технике безопасности:

  1. В кабинете химии веди себя спокойно.
  2. Вещества нельзя пробовать на вкус.
  3. Вещества необходимо брать в небольших количествах.
  4. С кислотами и щелочами работать можно, но крайне осторожно!
  5. Получив задание, работу выполняй. С соседом не болтай. А закончив работу, всё на место убери и порядок наведи.

Станция кислоты

У вас на столах находятся растворы уксусной (CH3COOH) и соляной кислоты.

В пробирку №1 возьмите небольшое количество раствора соды (NaHCO3), затем добавьте 1 мл раствора уксусной кислоты. Что вы наблюдаете?

В пробирку №2 налейте 1 мл раствора соляной кислоты, затем добавьте небольшое количество –метилоранжевого, после прилейте небольшое количество гидроксида натрия. Что вы наблюдаете?

Сформулируйте гипотезу: реакции проведённые нами – являются реакциями ионного обмена? Подтвердите записью химических уравнений - молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

Станция основания

У вас на столах находятся растворы щелочи – едкий натр и раствор Cu(OH)2

В пробирку №1 возьмите небольшое количество раствора гидроксида натрия (добавьте фенолфталеин), что вы наблюдаете и добавьте соляной кислотой до исчезновения окраски.

В пробирку №2 налейте свежеприготовленный раствор Cu(OH)2

(NaOH+CuSO4= получить ), а после добавьте

1 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?

Сформулируйте гипотезу: реакции проведённые нами – являются реакциями ионного обмена? Подтвердите записью химических уравнений - молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

.

Станция соли

У вас на столах находятся растворы сульфата меди (II) и карбоната натрия.

В пробирку №1 возьмите небольшое количество CuSO4 и добавьте 1 мл NaOH. Что вы наблюдаете?

В пробирку №2 возьмите небольшое количество раствора Na2CO3, а затем добавьте 1 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?

Сформулируйте гипотезу: реакции проведённые нами – являются реакциями ионного обмена? Подтвердите записью химических уравнений - молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

3 человека выходят к доске записывают уравнения, ребята с места проверяют. Исправляем ошибки.

Вывод: Реакции ионного обмена протекают между сильными электролитами в растворах до конца, обмениваясь своими составными частями, в результате:

- если выпадает осадок (↓);

Ø малодиссоциирующие (слабые электролиты(Н2О);

Ø газообразные (↑).

Информационная минутка (сообщение ученика «Применение реакций ионного обмена)

Процессы ионного обмена используют в промышленности. С помощью ионного обмена концентрируют следовые количества определяемых веществ, удаляют мешающие анализы ионы, количественно разделяют компоненты в сложных смесях. Ионный обмен применяют для получения умягчённой и обессоленной воды, электронной промышленности, в цветной металлургии, в производстве сахара, медицинской промышленности – при получении антибиотиков и других лекарственных средств, можно бесконечно перечислять области применения. Для очистки сточных вод в целях организации оборотного водоснабжения и извлечения ценных компонентов, очистки воздуха. Разрабатываются ионнообменные методы комплексного извлечения из океанической воды ценных микрокомпонентов.

Учитель: Ребята, а сейчас давайте немного отдохнём, выполнив задание по функциональной грамотности:

После того, как человек провёл первую химическую реакцию – разжёг костёр, ему пришлось задуматься о том, как управлять течением химических реакций. Сегодня человек умеет управлять реакцией, может замедлять нежелательные превращения веществ или ускорять реакции для получения большего количества нужного продукта. Скорость химической реакции определяется как изменение концентрации реагирующих веществ в единицу времени. Известно, что скорость химических реакций зависит от температуры, концентрации реагирующих веществ, наличие катализатора или ингибитора ( вещества, замедляющего реакцию).

На уроке химии учащиеся проводили эксперименты с целью определить факторы, которые влияют на скорость различных реакции. Они провели несколько опытов.

Опыт 1. Ученики взяли 10г соляной кислоты с массовой долей вещества 20% и опустили в этот раствор гранулы цинка. Наблюдали выделение газа?

Опыт 2. К соляной кислоте из первого опыта добавили 30мл воды. Затем отобрали 10 г получившегося раствора и опустили гранулы цинка. Наблюдали выделение газа?

  1. В каком из опытов ученики наблюдали более интенсивное выделение газа?
  2. Действие какого фактора, влияющего на скорость реакции, наблюдали учащиеся?

Второе задание

В 5 пронумерованных пробирках находятся растворы:

  1. Хлорид калия
  2. Карбонат натрия
  3. Хлорид бария
  4. Сульфат магния
  5. Нитрат серебра

Как не используя других реактивов определить в какой пробирке находится каждое извеществ. Ответ оформите в виде таблицы и составьте уравнение (уравнение запишите дома – в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде).

Раствор соли

KCl

Na2CO3

BaCl2

MgSO4

AgNO3

KCl

-

-

-

осадок белого цвета

Na2CO3

-

осадок белого цвета

осадок белого цвета

осадок белого цвета

BaCl2

-

осадок белого цвета

осадок белого цвета

осадок белого цвета

MgSO4

-

осадок белого цвета

осадок белого цвета

помутнение

AgNO3

белый творожистый осадок

осадок белого цвета

белый творожистый осадок

помутнение

Задание 3 Выпечка хлеба

С древности для приготовления теста для хлеба хлебопёк смешивает муку, воду, соль и дрожжи. После этого тесто длительно месит и помещают на несколько часов в тёплое место, чтобы начался процесс брожения. Ферменты, вырабатываемые дрожжами, являются катализаторами реакций брожения (наибольшая скорость реакции достигается при t=35оС, а при t=40оС реакция прекращается, так как дрожжевые грибки гибнут. На разрезе качественного хлеба, приготовленного из кислого теста, видно множество мелких отверстий. Это результат химических реакций, протекающих с выделением углекислого газа, воды (пара) и других газообразных продуктов. В реакциях участвуют молекулы крахмала и белков, некоторые разлагаются на более мелкие молекулы при t=70-80оС. В процессах созревания и выпечки теста образуются глюкоза, спирт, кислоты, газы и другие органические и неорганические вещества, создающие структуру и особый вкус, аромат хлеба.

Вопрос

В процессе брожения при t=25-35оС тесто подходит-поднимается, увеличивается в объёме в 2-3 раза. Почему тесто поднимается? Отметьте один верный ответ.

А) Потому что в нём образуются более мелкие молекулы из белков и углеводов

Б) Потому что размножаются дрожжевые грибки

В) Потому что в тесте образуется углекислый газ

Г) потому что при брожении вода превращается в пар

Город «Химическая эстафета»

Учитель: на вашем пути встречается речка, через которую переброшен небольшой мостик, пройти по которому может только один человек.

Задание: написать уравнения реакций с помощью, которых можно осуществить превращение по схеме:

Уравнения реакций рассмотреть с точки зрения ТЭД.

S - SO3 - H2SO4 – BaSO4 – H2SO4

Подведение итогов путешествия – и так ребята мы с Вами обобщили знания по теме:

о чём мы сегодня говорили, что Вы запомнили

Рефлексия:

Рефлексивный тест:

1. Я узнал (а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На уроке было над чем подумать.

4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.

5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).

Д/з: параграф 4-8, + доделать второе задание функциональной грамотности. подготовиться к практической работе № 1. Задание повышенного уровня.
Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автотранспортного предприятия от катионов Pb
2+ и Cu2+, оказывающих токсическое действие на живые организмы.

Все молодцы, большое спасибо за урок

Приложение

Правило технике безопасности:

1. В кабинете химии веди себя спокойно.

2. Вещества нельзя пробовать на вкус.

3. Вещества необходимо брать в небольших количествах.

4. С кислотами и щелочами работать можно, но крайне осторожно!

5. Получив задание, работу выполняй. С соседом не болтай. А закончив работу, всё на место убери и порядок наведи.

Станция кислоты

У вас на столах находятся растворы уксусной (CH3COOH) и соляной кислоты.

В пробирку №1 возьмите небольшое количество раствора соды (NaHCO3), затем добавьте 1 мл раствора уксусной кислоты. Что вы наблюдаете?

В пробирку №2 налейте 1 мл раствора соляной кислоты, затем добавьте небольшое количество –метилоранжевого, после прилейте небольшое количество гидроксида натрия. Что вы наблюдаете?

Сформулируйте гипотезу: реакции проведённые нами – являются реакциями ионного обмена? Подтвердите записью химических уравнений - молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

Правило технике безопасности:

1. В кабинете химии веди себя спокойно.

2. Вещества нельзя пробовать на вкус.

3. Вещества необходимо брать в небольших количествах.

4. С кислотами и щелочами работать можно, но крайне осторожно!

5. Получив задание, работу выполняй. С соседом не болтай. А закончив работу, всё на место убери и порядок наведи.

Станция основания

У вас на столах находятся растворы щелочи – едкий натр и раствор Cu(OH)2

В пробирку №1 возьмите небольшое количество раствора гидроксида натрия (добавьте фенолфталеин), что вы наблюдаете и добавьте соляной кислотой до исчезновения окраски.

В пробирку №2 налейте свежеприготовленный раствор Cu(OH)2 (NaOH+CuSO4= получить ), а после добавьте 1 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?

Сформулируйте гипотезу: реакции проведённые нами – являются реакциями ионного обмена? Подтвердите записью химических уравнений - молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

Правило технике безопасности:

1. В кабинете химии веди себя спокойно.

2. Вещества нельзя пробовать на вкус.

3. Вещества необходимо брать в небольших количествах.

4. С кислотами и щелочами работать можно, но крайне осторожно!

5. Получив задание, работу выполняй. С соседом не болтай. А закончив работу, всё на место убери и порядок наведи.

Станция соли

У вас на столах находятся растворы сульфата меди (II) и карбоната натрия.

В пробирку №1 возьмите небольшое количество CuSO4 и добавьте 1 мл NaOH. Что вы наблюдаете?

В пробирку №2 возьмите небольшое количество раствора Na2CO3, а затем добавьте 1 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?

Сформулируйте гипотезу: реакции проведённые нами – являются реакциями ионного обмена? Подтвердите записью химических уравнений - молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

Приложение

Правило технике безопасности:

1. В кабинете химии веди себя спокойно.

2. Вещества нельзя пробовать на вкус.

3. Вещества необходимо брать в небольших количествах.

4. С кислотами и щелочами работать можно, но крайне осторожно!

5. Получив задание, работу выполняй. С соседом не болтай. А закончив работу, всё на место убери и порядок наведи.

Станция кислоты

У вас на столах находятся растворы уксусной (CH3COOH) и соляной кислоты.

В пробирку №1 возьмите небольшое количество раствора соды (NaHCO3), затем добавьте 1 мл раствора уксусной кислоты. Что вы наблюдаете?

В пробирку №2 налейте 1 мл раствора соляной кислоты, затем добавьте небольшое количество –метилоранжевого, после прилейте небольшое количество гидроксида натрия. Что вы наблюдаете?

Сформулируйте гипотезу: реакции проведённые нами – являются реакциями ионного обмена? Подтвердите записью химических уравнений - молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

Информационная минутка (сообщение ученика «Применение реакций ионного обмена)

Процессы ионного обмена используют в промышленности. С помощью ионного обмена концентрируют следовые количества определяемых веществ, удаляют мешающие анализы ионы, количественно разделяют компоненты в сложных смесях. Ионный обмен применяют для получения умягчённой и обессоленной воды, электронной промышленности, в цветной металлургии, в производстве сахара, медицинской промышленности – при получении антибиотиков и других лекарственных средств, можно бесконечно перечислять области применения. Для очистки сточных вод в целях организации оборотного водоснабжения и извлечения ценных компонентов, очистки воздуха. Разрабатываются ионнообменные методы комплексного извлечения из океанической воды ценных микрокомпонентов.

Информационная минутка «сообщение «Биологическое значение электролитов»

В организме человека электролиты участвуют в ряде физиологических процессов: водный обмен, нервные и мышечные сокращения, поддержание кислотно-щелочного баланса крови и других биологических жидкостей. Физиологические механизмы, где задействованы электролиты, обеспечивают постоянство внутренней среды — гомеостаз (большую роль такие ионы как H+, Na+, Cl-, K+ , Ca2+, Mg2+, OH-, HCO3-, H2PO4-. Ионы H+ и OH- в организме человека находятся в очень малых концентрациях, но их роль в жизненных процессах огромна, так как они обеспечивают кислотно- щелочное равновесие в жидких средах организма (отвечают за работу ферментов, обмен веществ, переваривание пищи). Концентрация ионов Na+ и Cl- значительно превосходит количество других неорганических ионов вместе взятых, эти ионы регулируют водно-солевой обмен. Если что-то идет не так и концентрация электролитов в организме меняется, у человека могут появиться жалобы.

(Na+ и K+ сокращение нервных клеток, мышечных волокон).

Необходимо выписать сильные электролиты (вариант- 1) Составить уравнения их диссоциации. Определить характер химической связи. Процесс диссоциации: обратимый или необратимый (диссоциация и ассоциация).

ВАРИАНТ – 1

K2CO3, HNO3, H2O, FeCl3, Cu(OH)2, NH3*H2O

Необходимо выписать слабые электролиты (вариант-2). Составить уравнения их диссоциации. Определить характер химической связи. Процесс диссоциации: обратимый или необратимый (диссоциация и ассоциация).

Вариант- 2

H2O, H2SO3, NaOH, NH3*H2O, K2S, Al(NO3)3

После того, как человек провёл первую химическую реакцию – разжёг костёр, ему пришлось задуматься о том, как управлять течением химических реакций. Сегодня человек умеет управлять реакцией, может замедлять нежелательные превращения веществ или ускорять реакции для получения большего количества нужного продукта. Скорость химической реакции определяется как изменение концентрации реагирующих веществ в единицу времени. Известно, что скорость химических реакций зависит от температуры, концентрации реагирующих веществ, наличие катализатора или ингибитора ( вещества, замедляющего реакцию).

На уроке химии учащиеся проводили эксперименты с целью определить факторы, которые влияют на скорость различных реакции. Они провели несколько опытов.

Опыт 1. Ученики взяли 10г соляной кислоты с массовой долей вещества 20% и опустили в этот раствор гранулы цинка. Наблюдали выделение газа?

Опыт 2. К соляной кислоте из первого опыта добавили 30мл воды. Затем отобрали 10 г получившегося раствора и опустили гранулы цинка. Наблюдали выделение газа?

1) В каком из опытов ученики наблюдали более интенсивное выделение газа?

2) Действие какого фактора, влияющего на скорость реакции, наблюдали учащиеся?

После того, как человек провёл первую химическую реакцию – разжёг костёр, ему пришлось задуматься о том, как управлять течением химических реакций. Сегодня человек умеет управлять реакцией, может замедлять нежелательные превращения веществ или ускорять реакции для получения большего количества нужного продукта. Скорость химической реакции определяется как изменение концентрации реагирующих веществ в единицу времени. Известно, что скорость химических реакций зависит от температуры, концентрации реагирующих веществ, наличие катализатора или ингибитора ( вещества, замедляющего реакцию).

На уроке химии учащиеся проводили эксперименты с целью определить факторы, которые влияют на скорость различных реакции. Они провели несколько опытов.

Опыт 1. Ученики взяли 10г соляной кислоты с массовой долей вещества 20% и опустили в этот раствор гранулы цинка. Наблюдали выделение газа?

Опыт 2. К соляной кислоте из первого опыта добавили 30мл воды. Затем отобрали 10 г получившегося раствора и опустили гранулы цинка. Наблюдали выделение газа?

1) В каком из опытов ученики наблюдали более интенсивное выделение газа?

2) Действие какого фактора, влияющего на скорость реакции, наблюдали учащиеся?

Задание № 4.

Уровень А (на 3 балла)

1. Из перечисленных ниже веществ выберите формулы только электролитов:

А. HCl, NaNO3, Б. BaSO4,Al2(SO4)3,

В. AgCl,H2SO4, Г.CаСО3, KOH.

2. Реакции ионного обмена протекают до конца, если

А. образуется газ, Б. образуется малодиссоциирующиее вещество,

В. образуется осадок, Г. во всех перечисленных случаях.

3. К 3 типу солей можно отнести соль:

А. К2СО3 Б. BaSO4, В. NaCl. Г.CаСО3.

Уровень В (на 4 балла)

1. Диссоциация каких солей помимо образования катиона металла и аниона кислотного остатка дает еще и катион водорода? Укажите верный вариант ответа.

А. основных; Б. кислых; В. средних; Г. таких солей нет.

2. В растворе какой соли среда будет щелочная (рН>7)?

А. NaCl; Б. K2CO3; В. Al2S3; Г. Na24.

3. Сокращенное ионное уравнение CO32- + 2H+ = H2O + CO2 соответствует молекулярному уравнению:

А. ВаСО3 + 2НCl = ВаСl2 + СО2 + Н2О Б.2NаНСО3 + Н24 = Nа24 + 2СО2 + 2Н2О

В.Na2СО3 + Н24 = Na24 + СО2 + Н2О Г.СО2 + Н2О + К2SiO3 = Н2SiO3 + К2СО3

Уровень С (на 5 баллов)

1. В какой из приведенных ниже реакций наблюдаются два признака, позволяющих говорить о том, что данная реакция ионного обмена идет до конца?

А. KCl + NaOH = ... ; Б. НCl + КOH = ... ;
В. Na
2CO3 + HNO3 = ... ; Г. CaO + HNO3 = ... .

2. Сокращенное ионное уравнение: Н+ + ОН- → Н2О соответствует реакции:

А. соляной кислоты и гидроксида натрия Б. соляной кислоты и карбоната натрия

В. соляной кислоты и натрия Г. соляной кислоты и оксида натрия.

3. Гидролиз по аниону имеет место в водных растворах:

А. K2SO4 Б. FeSO4 В. Na2CO3 Г. NaCl.

Ответы для взаимопроверки на слайде:

Уровень А

Уровень В

Уровень С

1 – А

1 – Б

1 – В

2 – Г

2 – Б

2 – А

3 – Б

3 – В

3 – В

Подсчитываем обще количество баллов, набранных за урок.

Количество баллов

Оценка

16-17

«5»

12-15

«4»

8-12

«3»

7 и менее

«2»

За работу у доски учащиеся получают дополнительные оценки.

Выпечка хлеба

С древности для приготовления теста для хлеба хлебопёк смешивает муку, воду, соль и дрожжи. После этого тесто длительно месит и помещают на несколько часов в тёплое место, чтобы начался процесс брожения. Ферменты, вырабатываемые дрожжами, являются катализаторами реакций брожения (наибольшая скорость реакции достигается при t=35оС, а при t=40оС реакция прекращается, так как дрожжевые грибки гибнут. На разрезе качественного хлеба, приготовленного из кислого теста, видно множество мелких отверстий. Это результат химических реакций, протекающих с выделением углекислого газа, воды (пара) и других газообразных продуктов. В реакциях участвуют молекулы крахмала и белков, некоторые разлагаются на более мелкие молекулы при t=70-80оС. В процессах созревания и выпечки теста образуются глюкоза, спирт, кислоты, газы и другие органические и неорганические вещества, создающие структуру и особый вкус, аромат хлеба.

Вопрос

В процессе брожения при t=25-35оС тесто подходит-поднимается, увеличивается в объёме в 2-3 раза. Почему тесто поднимается? Отметьте один верный ответ.

Выпечка хлеба

С древности для приготовления теста для хлеба хлебопёк смешивает муку, воду, соль и дрожжи. После этого тесто длительно месит и помещают на несколько часов в тёплое место, чтобы начался процесс брожения. Ферменты, вырабатываемые дрожжами, являются катализаторами реакций брожения (наибольшая скорость реакции достигается при t=35оС, а при t=40оС реакция прекращается, так как дрожжевые грибки гибнут. На разрезе качественного хлеба, приготовленного из кислого теста, видно множество мелких отверстий. Это результат химических реакций, протекающих с выделением углекислого газа, воды (пара) и других газообразных продуктов. В реакциях участвуют молекулы крахмала и белков, некоторые разлагаются на более мелкие молекулы при t=70-80оС. В процессах созревания и выпечки теста образуются глюкоза, спирт, кислоты, газы и другие органические и неорганические вещества, создающие структуру и особый вкус, аромат хлеба.

Вопрос

В процессе брожения при t=25-35оС тесто подходит-поднимается, увеличивается в объёме в 2-3 раза. Почему тесто поднимается? Отметьте один верный ответ.

3 Выпечка хлеба

С древности для приготовления теста для хлеба хлебопёк смешивает муку, воду, соль и дрожжи. После этого тесто длительно месит и помещают на несколько часов в тёплое место, чтобы начался процесс брожения. Ферменты, вырабатываемые дрожжами, являются катализаторами реакций брожения (наибольшая скорость реакции достигается при t=35оС, а при t=40оС реакция прекращается, так как дрожжевые грибки гибнут. На разрезе качественного хлеба, приготовленного из кислого теста, видно множество мелких отверстий. Это результат химических реакций, протекающих с выделением углекислого газа, воды (пара) и других газообразных продуктов. В реакциях участвуют молекулы крахмала и белков, некоторые разлагаются на более мелкие молекулы при t=70-80оС. В процессах созревания и выпечки теста образуются глюкоза, спирт, кислоты, газы и другие органические и неорганические вещества, создающие структуру и особый вкус, аромат хлеба.

Вопрос

В процессе брожения при t=25-35оС тесто подходит-поднимается, увеличивается в объёме в 2-3 раза. Почему тесто поднимается? Отметьте один верный ответ.

S 🢡 SO3 🢡 H2SO4 🢡 BaSO4 🢡 H2SO4

Раствор соли

KCl

Na2CO3

BaCl2

MgSO4

AgNO3

KCl

Na2CO3

BaCl2

MgSO4

AgNO3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина Обобщение и систематизация знаний по теме «Скорость химических реакций».

Соревновательный дух урока при работе в командах развивает коллективизм и взаимопомощь, умение сконцентрироваться. Даёт возможность быстро проверить знания учащихся. Отдельные элементы можно использов...

Обобщение и систематизация знаний по теме "Химические реакции"

Презентация к уроку включает: актуализацию опорных знаний,ряд самостоятельных работ по повторению классификаций химических реакциий,гидролизу, реакциям ионого обмена,д\з (задача, цепочка превращений)....

Методическая разработка урока Обобщение и систематизация знаний по теме: «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»

В методической разработке урока представлены материалы для ученического и демонстрационного экспериментов, тестовые задания, вопросы для актуализации знаний и закрепления их по теме "Классы неорганиче...

Урок в 8 классе на тему: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Вода.Растворы.Основания."

Представляю подробный конспект урока.Технологическую карту для учеников,информационную карту учителя,содержание всех заданий с ответами,тексты бриффинга. Презентацию урока прилагаю,..Имею самоанализ э...

Презентация к уроку по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме"Вода.Растворы.Основания"

Прилагаю презентацию к уроку по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме"Вода.Растворы.Основания" . С уважением Корольченко Ольга Адександровна....