Тема урока: «Свойства растворов электролитов»
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

 

Цели:

Обучающие: обобщить и систематизировать знания по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», сформировать наглядное представление о процессах, происходящих в растворах, выяснить условия протекания реакций между растворами электролитов, проверить степень усвоения материала, закрепить правила техники безопасности при работе с химическим оборудованием и ноутбуками.

Развивающие: совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении среды водных растворов электролитов и методов ее качественного анализа, совершенствовать навыки при работе в сети Интернет;  развивать память, устойчивое внимание, применять свои знания на практике.

Воспитательные: воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно, воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к одноклассникам; прилежания, активности, внимания, аккуратности, умения выслушать других.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 239 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Свойства растворов электролитов»

(с использованием информационных технологий)

                             

Цели:

Обучающие: обобщить и систематизировать знания по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», сформировать наглядное представление о процессах, происходящих в растворах, выяснить условия протекания реакций между растворами электролитов, проверить степень усвоения материала, закрепить правила техники безопасности при работе с химическим оборудованием и ноутбуками.

Развивающие: совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении среды водных растворов электролитов и методов ее качественного анализа, совершенствовать навыки при работе в сети Интернет;  развивать память, устойчивое внимание, применять свои знания на практике.

Воспитательные: воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно, воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к одноклассникам; прилежания, активности, внимания, аккуратности, умения выслушать других.

Оборудование и реактивы: компьютеры  с выходом в сеть Интернет, мультимедиа, индивидуальные путевые листы-задания, лист успешности выполнения задания (оценочный лист), рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс», учебник О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс», гимнастика для глаз (презентация PowerPoint), музыкальное сопровождение, презентация PowerPoint к уроку «Свойства растворов  электролитов», химическая лаборатория с наборами реактивов для опытов.

Содержание темы

Данная тема раздела «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» программы 8 класса по химии О.С. Габриеляна

Тип урока

Урок  совершенствования знаний, умений и навыков

Форма урока:

Экспериментальная лаборатория

Организационные формы общения

Индивидуальная, парная, коллективная.

Структура урока.

Мотивационная беседа с последующей постановкой цели

Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведется повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний.

Виртуальная лаборатория (в сети Интернет)

Применение системы знаний и умений для выполнения практических заданий стандартного уровня.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Рефлексия.

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Дидактический материал

Деятельность ученика

I. Организационный момент






















II.

        Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведется повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний.








































III. Инструктаж по технике безопасности.



IV.

Первичное закрепление знаний. Выполнение виртуальной практической работы






















 V.

Закрепление изученного материала. Выполнение практической работы.































VI. Домашнее задание





















VII. Рефлексия



































VIII. Подведение итога, выставление оценок

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня на уроке будет множество вопросов, на которые мы должны дать ответ. Надеюсь, что мы все с этим справимся.

- Проверим нашу готовность к уроку. Проверьте на столах тетради, учебники, лист успешности, ручки.  

 Начинаем наш урок,

Пригласили к нам в домок,

Мы не только всех друзей,

И директоров, гостей.

Всем хотим мы показать,

Как нужно химию нам знать

Без нее ведь всем, друзья,

Не прожить нам дольше дня.

Как растворы применять,

И грибочки закрывать,

Как спасаться от ожогов

Нужно очень  много знать!

Чтобы язву нам лечить

И изжогу удалить,

Вы узнаете сегодня,

Какой опыт проводить!

Нейтрализовать раствор,

Изменять и цвет и фон,

Проводить обмен ионов

Нам поможет наш урок.


У каждого из вас на парте «лист настроения» и «лестница успеха». Я прошу вас выбрать смайлик, соответствующий вашему настроению.

Для начала давайте вспомним:


Что такое диссоциация?


Упрощённо процесс диссоциации изображают с помощью уравнений диссоциации:
        NaCl = Na
+   +  Cl-
        
HCl  =  H+   +  Cl-


Что такое электролиты?

Что такое ионы?

Какие ионы бывают?

Для двух ребят подарков груз

ИОН взвалил себе на спину:

Для КАТИ ОН несет свой плюс,

Для АНИ ОН несет свой минус.

Дайте определение кислотам с позиции ТЭД

Дайте определение основаниям с позиции ТЭД

Дайте определение солям с позиции ТЭД

Дайте определение оксидам с позиции ТЭД. Правильно ли я задаю вопрос. Почему?

Приведите примеры неэлектролитов.


Рефлексия: Какие вопросы оказались сложными?

Что вызвало большее затруднение?

Что удалось больше всего?

Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить в:

Раствор серной кислоты

Раствор сахара

Спирт

Ребята, сегодня в ходе урока,  уже традиционно, вы выставите себе оценки сами. Для этого у вас на столах лежат карточки с лампочками, где вы за каждый правильный ответ будете выставлять балл и каждый новый заработанный балл прибавляете к предыдущему. И таким образом будете подниматься по «лестнице успеха».

Скажите, пожалуйста, а почему именно лампочки?

Мне очень нравятся слова знаменитого писателя Николая Островского  "Кто не горит, тот коптит, да здравствует пламя жизни!" 

Так давайте сегодня на уроке будем гореть и зажигать своим энтузиазмом других.

А как вы думаете какая сегодня будет тема урока?

Запишем тему урока в тетрадь

Давайте сформулируем цель урока

Сегодня мы находимся с вами в экспериментальной лаборатории, но не только с помощью химической мини лаборатории будем проводить опыты, но и виртуально.

Для начала вспомним правила техники безопасности

А какие правила необходимо соблюдать при работе за компьютером?

Виртуальную практическую работу мы  будем выполнять на уже знакомом для вас сайте «Виртуальная образовательная лаборатория». Давайте сядем удобно за компьютеры и перейдем по адресной ссылке  http://www.virtulab.net/. Нажимаем раздел «Химия» и на первой странице открываем тему «Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катинов аммония, натрия, калия, кальция, бария. Напоминаю, что  начинаем исследования с нажатия стрелки (далее). После проведенного эксперимента нажимаем кнопку очистить. Для начала  исследуем катионы. Запишите в тетрадь цвет пламени для катионов.

Какие окраски у вас получились?

Теперь исследуем анионы. Запишите результаты эксперимента. Какие результаты у вас получились?

Теперь вернем ноутбуки на место.  

Рефлексия: Какие вопросы оказались сложными?

Что вызвало большее затруднение?

Что удалось больше всего?

 

А теперь после работы за компьютером необходимо отдохнуть глазам. И сейчас вам уже полюбившаяся «Пчелка», следим только глазами, не поворачивая голову.

Гимнастика для глаз 

Ну а теперь проведем работу с помощью химического оборудования и сравним наши данные. Для этого выполним экспериментальные задачи.

Экспериментальная задача №1. Доказать качественный состав хлорида бария.

Откроем учебники и работаем с таблицей растворимости

Для начала запишем диссоциацию этой соли.

Докажем, что в состав данной соли входит катион бария и анион хлорид-ион.

Проведем эксперимент согласно инструкции.

Отметьте свои наблюдения. Теперь запишем полученные уравнения реакций в ионном виде.

Экспериментальная задача №2. Доказать, что выданная соль содержит карбонат-ион.

 Откроем учебники и работаем с таблицей растворимости

Проведем эксперимент согласно инструкции.

Отметьте свои наблюдения. Теперь запишем полученные уравнения реакций в ионном виде.

Ребята, перечислите условия протекания реакций ионного обмена.


Рефлексия: Какие вопросы оказались сложными?

Что вызвало большее затруднение?

Что удалось больше всего?


 Карточки с домашним заданием у вас на столах.

Повторить § 41. Записать уравнения реакций в ионном виде. На оценку «5» для трех веществ, на «4» – для двух, на «3» – для одного. Помощью в подготовке домашнего задания может быть следующая адресная ссылка

https://sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/urok-no6-7-reakcii-ionnogo-obmena-i-uslovia-ih-protekania/primery-sostavlenia-reakcij-ionnogo-obmena

Рефлексия: Какие вопросы оказались самыми сложными в ходе урока?

Что вызвало большее затруднение?

Что удалось больше всего?

Сегодня на уроке я……

Самым интересным на уроке было…..

Если бы я был учителем, то……


Выберите  смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока. Покажите свой «лист настроения» и «лестницу успеха»

Подводя итоги в конце урока, за восемь и более правильных ответов ставите оценку «пять», за 6-7 – «четыре», за 4-5  -«три».


Ребята, мы надеемся, что такая необычная форма урока вам понравилась, о своих впечатлениях вы напишите на странице своего класса в сети «Дневник.ру».  

Заканчиваю урок словами Рене Декарта

Для того чтобы совершенствовать ум,

                      Надо более размышлять,

                                Нежели заучивать.

                                                       Рене Декарт

Спасибо за приятное общение.








Слайды в презентации








(Слайд 2)















Устный ответ учащихся



(Слайд 4)



Устные ответы учащихся



(Слайд 6)




 Устные ответы учащихся



(Слайд 7)







Устный ответ учащихся




(Слайд 8)








Устный ответ учащихся










Ответы учащихся


Устный ответ учащихся

(Слайд 9)


(Слайд 10)






(Слайды 11-13)

Устные ответы учащихся


(Слайд 14)

Устные ответы учащихся



Работа в сети Интернет на сайте

http://www.virtulab.net/

(Слайды 16-17)

Работа на компьютере и с инструктивными карточками



Устные ответы учащихся

Натрий - желтый, калий – фиолетовый, кальций – красный, барий – желтовато-зеленый.






Устные ответы учащихся












Презентация «Пчелка» с музыкальным сопровождением



BaCl2 = Ba2+ +2Cl- 


Проводят опыт


У доски и в тетради запись уравнений


BaCl2 + K2SO4 = BaSO4↓ + 2 KCl

Ba2+ +2Cl-  + 2K+ +SO42- = 2K++2Cl-Ba2+ + SO42- = BaSO4

BaCl2 + 2AgNO3 = Ba(NO3)2 + 2AgCl↓

Ba2+ +2Cl-  + 2Ag+ + NO3- = Ba2+ +2 NO3-

Ag+ + Cl - = AgCl↓






K2CO3 + 2HCl = 2KCl + H2O + CO2↑,

   2K+ + CO32-+ 2H+ + 2Cl- = 2K+ + 2Cl-  +H2O + CO2↑;

CO32- + 2H+ = H2O + CO2↑;







(Слайд 18)









(Слайд 19)












(Слайд 20)




Самопроверка, итоги работы на «лестнице успеха»










(Слайд 21)





























Смайлик в начале урока




Устные ответы учащихся


Отмечают на «лестнице успеха» баллы  за верный ответ









Устные ответы учащихся










Устные ответы учащихся










Устные ответы учащихся














Учащиеся формулируют тему урока, ставят цель.

Записывают тему урока в тетрадь.





Устные ответы учащихся



Устные ответы учащихся




Работа в сети Интернет на сайте

http://www.virtulab.net/




Устные ответы учащихся


Записывают результаты своих исследований в лист наблюдений



Устные ответы учащихся


















Работа с учебником: таблица растворимости


Проводят эксперимент. Отмечают наблюдения. Один ученик у доски записывает уравнение реакции, остальные в тетрадях





Проводят эксперимент. Отмечают наблюдения. Один ученик у доски записывает уравнение реакции, остальные в тетрадях

Работа с учебником: таблица растворимости



Устные ответы учащихся




Записывают домашнее задание







Учащиеся отвечают на вопросы учителя, оценивают себя самостоятельно.


Смайлик в конце урока.















Приложение

Домашнее задание:

Повторить § 41. Записать уравнения реакций в ионном виде. На оценку «5» для трех веществ, на «4» – для двух, на «3» – для одного. Помощью в подготовке домашнего задания может быть следующая адресная ссылка https://sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/urok-no6-7-reakcii-ionnogo-obmena-i-uslovia-ih-protekania/primery-sostavlenia-reakcij-ionnogo-obmena

«Лестница успеха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока по химии на тему "Среда водных растворов электролитов" с использованием ЭОР.

Фрагмент урока по химии на тему "Среда водных растворов электролитов" с использованием ЭОР....

Конспект урока на тему : Среда водных растворов электролитов.

Формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении среды водных растворов электролитов и методов ее методов ее качественного анализа....

Тема урока: "Среда раствора электролита. Индикаторы"

Ожидаемый результат –каждый учащийсяОбъясняет, чем характеризуется нейтральная, кислотная и щелочная среды;Умеет пользоваться цветной шкалой рН при определении среды раствора, проговаривает посл...

Урок химии в 8 классе по теме: « Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме : « Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».Цель: обобщение, систематизация и совершенствование знаний по теме «Растворение. Раство...

Конспект урока «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

Презентация является поурочным сопровождением темы 8 класса "Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов" предмет Химия; может использоваться учителем в качестве мультимедийного п...

Обобщение по теме "Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов".

          Цель: обобщение, систематизация и совершенствование знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».  ...