Главные вкладки

    Конспект урока «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
    план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

    Презентация является поурочным сопровождением темы 8 класса "Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов" предмет Химия; может использоваться учителем в качестве мультимедийного приложения к урокам, а также возможно самостоятельное использование учащимися, пропустившим занятия,  для изучения и систематизации знаний по данной теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc45.5 КБ
    Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.35 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока.

    Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме:

    «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

    Цели урока:

    Обучающие: обобщить и систематизировать знания по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», сформировать наглядное представление о процессах, происходящих в растворах, проверить степень усвоения материала

    Развивающие: совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; развивать память, устойчивое внимание, применять свои знания на практике.

    Воспитательные: воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно

    Оборудование и реактивы: презентация к уроку «Теория электролитической диссоциации», штатив, пробирки, растворы веществ электролитов

    Ход урока:

            Учитель: Ребята, мы с вами закончили изучать тему «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», и цель нашего сегодняшнего урока повторить, обобщить и систематизировать знания по изученной теме.

            Термин "электролит" (от греческого "разлагаемый электричеством") впервые предложил английский химик и физик М.Фарадей (1791-1867). В 30-х гг. прошлого века М.Фарадей высказал идею, что электролиты под действием электрического поля диссоциируют на "ионы" (в буквальном смысле перевод этого слова означает "скитальцы", "странники").

            Мы с вами знает, что растворы одних веществ проводят электрический ток, других – нет. Почему же растворы электролитов проводят электрический ток?

            Показ презентации слайд 1-2

            Для объяснения этих особых свойств растворов электролитов в 1887 г. шведский химик Сванте Аррениус (1859-1927) предложил Теорию электролитической диссоциации.

            Слайд 3

            Чтобы проверить способность растворов проводить электрический ток  можно провести следующий опыт: в стакан наливают раствор исследуемого вещества. В стакан погружают угольные электроды, к клеммам которых присоединены провода. Один из них соединен с лампочкой. Выходной контакт от лампочки и провод от другой клеммы идут к источнику тока. Если раствор, налитый в стакан, проводит электрический ток, то лампочка загорается, и чем лучше эта способность, тем ярче горит лампочка.

            Вещества, растворы которых проводят электрический ток называются электролитами.

            Вещества, растворы которых не проводят электрический ток называются неэлектролитами.

            Слайд 4

            К электролитам относятся растворимые кислоты, соли, основания (щелочи).

            Неэлектролиты – нерастворимые соли, основания, кислоты, простые вещества, газы, оксиды, органические вещества.

            Слайд 5

            Задание: Из предложенных веществ выберите вещества электролиты и неэлектролиты.

            Ученики выполняют задание в тетради, один учащийся – у доски. Затем осуществляют проверку и самопроверку.

            Слайд 6

            Процесс распада электролита на ионы называется электролитической диссоциацией С. Аррениус придерживался физической теории растворов, он не учитывал взаимодействие электролита с водой и считал, что в растворах находятся свободные ионы. Русские ученые И.А. Каблуков и В.А. Кистяковский применили к объяснению электролитической диссоциации химическую теорию Д.И. Менделеева и доказали, что при растворении электролита происходит химическое взаимодействие растворенного вещества с водой, которое приводит к образованию гидратов, а затем они диссоциируют на ионы.

            Молекулы воды представляют собой диполи, так как атом водорода расположен под углом 104,50, благодаря чему молекула имеет угловую форму.

            Слайд 7-8

            Механизм электролитической диссоциации веществ с ионной связью

            а) ориентация молекул – диполей воды около ионов кристалла

            б) гидратация молекул воды с ионами поверхностного слоя кристалла

            в) диссоциация кристалла электролита на гидратированные  ионы

            Слайд 9-11

            Механизм электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной связью

            а) ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита

            б) гидратация молекул воды с молекулами электролита

            в) превращение ковалентной полярной связи в ионную

            г) диссоциация молекул  электролита на гидратированные  ионы

            Слайд 12

            Степень электролитической диссоциации

            При растворении в воде молекулы кислот, оснований и солей

    диссоциируют на ионы:

          HCl→  H+ + Cl-,

          KOH→  K+ + OH-,

       Na2SO4 → 2Na+ + SO42-.

            Диссоциация молекул на ионы у слабых электролитов является неполной. Поэтому следует ввести понятие "степень диссоциации" и определять его, как долю молекул, распавшихся на ионы к общему числу растворенных частиц.

            Слайд 13

            Сильные и слабые электролиты

            Сила электролита определяется степенью его диссоциации на ионы: если в 0.1 М растворе a > 30 %, то электролит называют сильным;

    если в 0.1 М растворе a < 3 %, то электролит называют слабым;

    если в 0.1 М растворе 3 % < a < 30 %, то это электролит средней силы.

            К сильным электролитам относятся почти все соли, ряд неорганических кислот (HCl, HBr, HI, HNO3, H2SO4, HClO4), гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов (щелочи).

            К слабым электролитам относится соль Fe(SCN)3 - роданистое железо, большинство кислот и оснований [H2S, H2CO3, Al(OH)3, NH4OH].

            К электролитам средней силы относятся HF, H3PO4, H2SO3.

            Слайд 14-16

            На основе теории электролитической диссоциации все свойства растворов электролитов нашли естественное объяснение и была создана первая теория кислот и оснований.

            Кислоты - это соединения, молекулы которых диссоциируют на катионы водорода и анионы кислотного остатка.

            Основания - это соединения, молекулы которых диссоциируют на катионы металла и анионы гидроксила.

            Соли – это соединения, молекулы которых диссоциируют на катионы металла и анионы кислотных остатков.

            Слайд 17

            Задание: Напишите уравнения диссоциации электролитов

            Ученики выполняют задание в тетради, один учащийся – у доски. Затем осуществляют проверку и самопроверку.

            Слайд 18

            Правило Бертолле – условия течения реакций ионного обмена до конца

            Химические реакции между электролитами имеют ряд

    особенностей. При сливании растворов хлорида натрия и нитрата калия можно ожидать, что образуются две новые соли - хлорид калия и нитрат натрия:

    NaCl + KNO3=  KCl + NaNO3.

    Если записать эту реакцию в ионной форме:

    Na+ + Cl- + K+ + NO3- = K+ + Cl- + Na+ + NO3-,

    то легко видеть, что как были ионы в растворах до их смешения, так они же и остались после сливания растворов солей, и никакая химическая реакция между ионами при этом не идет.

            Реакция между электролитами идет в том случае, если какой-либо из продуктов реакции:

    1) выпадает в осадок:

    BaCl2 + K2SO4 = BaSO4↓ + 2 KCl,

       Ba2+ + SO42- = BaSO4↓;

    2) выделяется в виде газа:

    K2CO3 + 2HCl = 2KCl + H2O + CO2↑,

       CO32- + 2H+ = H2O + CO2↑;

    3) представляет собой слабый электролит:

    FeCl3 + 3KSCN = 3 KCl + Fe(SCN)3,

       Fe3+ + 3 SCN- = Fe(SCN)3.        

            Слайд 18

            Задание: Закончите уравнения реакций, протекающих до конца, составьте для них ионные уравнения.

            Ученики выполняют задание в тетради, один учащийся – у доски. Затем осуществляют проверку и самопроверку.

            Лабораторный опыт: Проведите реакции ионного обмена, сущность которых выражена сокращенными ионными уравнениями:

    Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2

    H+ + OH- = H2O

            Запишите полные ионные и молекулярные уравнения, опишите свои

    наблюдения.

            Подведение итогов урока. Оценивание наиболее активных учащихся, комментарий оценок.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Электролитическая диссоциация

    Слайд 2

    Домашнее задание: § 35, вопросы

    Слайд 4

    Все вещества по их способности проводить электрический ток в растворах делятся на электролиты и неэлектролиты.

    Слайд 5

    Вещества в растворах Электролиты (водные растворы проводят эл.ток) Неэлектролиты ( водные растворы не проводят эл. ток) Вещества с ионной и ковалентной полярной связью Вещества с ковалентной неполярной и слабополярной связью Растворимые кислоты, основания (щёлочи) и соли Простые вещества, спирт, оксиды и н / р кислоты, основания и соли, сахар

    Слайд 6

    Электролиты – вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток Раствор NaCl - - - - + + + + - + + - + - Катод Анод

    Слайд 7

    Неэлектролиты – вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток

    Слайд 8

    Кислоты: HCl, H 2 SO 4 Основания: NaOH, Ba(OH) 2 Соли: NaCl, CuSO 4 Органические вещества Газы: O 2 , H 2 , CO 2 Оксиды: CuO, Fe 2 O 3 Электролиты Неэлектролиты

    Слайд 9

    Из предложенных веществ выпишите электролиты HCl NaCl Cl 2 KOH H 2 SO 4 SO 2

    Слайд 10

    Электролитическая диссоциация – процесс распада электролита на ионы при растворении в воде или расплавлении.

    Слайд 11

    Теория электролитической диссоциации (ТЭД) В 1887г. Шведский учёный С. Аррениус для объяснения особенностей водных растворов веществ предложил теорию электролитической диссоциации. В дальнейшем эта теория была развита многими учёными. Сванте Аррениус

    Слайд 12

    Строение молекулы воды (H 2 O) Молекула воды полярна и представляет собой диполь H H O диполь (два полюса) δ- δ + δ +

    Слайд 13

    Схема распада молекулы хлорида натрия на ионы

    Слайд 14

    + + - - + + - - + - В водном растворе ионы гидратированы – окружены молекулами воды Кристалл - + + - + - + - + - + - + - + + - - + - + - + - + - + - + - + + - - + + - - - + + - + - + - + - - - + + + - + - NaCl → Na + + Cl - + - + - - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + + - + - + - Н 2 О + - + - + - + -

    Слайд 15

    Na + Cl - Cl - Na + Механизм электролитической диссоциации веществ с ионной связью 1 – ориентация и 2 – гидратация + - + - + - - + - + - + + - + - + - Кристалл NaCl

    Слайд 16

    Na + Cl - Cl - Na + Механизм электролитической диссоциации веществ с ионной связью 3 - диссоциация + - + - + - - + - + - + + - + - + - Гидратированные ионы

    Слайд 17

    Механизм диссоциация веществ с ковалентной полярной связью 1 – ориентация и 2 – гидратация + - + - + - + - + - + - HCl

    Слайд 18

    Диссоциация веществ с ковалентной полярной связью 3 – ионизация (переход ковалентной связи в ионную) + - + - + - + - + - + - + -

    Слайд 19

    Механизм диссоциация веществ с ковалентной полярной связью 4 - диссоциация + - + - + - + - + - Гидратированные ионы + - H + Cl -

    Слайд 20

    Степень электролитической диссоциации α n – число диссоциированных молекул N - общее число молекул, введенных в раствор n N α = Количественная характеристика процесса диссоциации

    Слайд 21

    Электролиты Сильные α > 30% Средние 30% > α > 3% Слабые α < 3% Все соли NaOH, KOH, Ca(OH) 2 , Ba(OH) 2 , HCl, H 2 SO 4 , HNO 3 Mg(OH) 2 , H 2 SO 3 , HNO 2 , H 3 PO 4 NH 3 ·H 2 O, Al(OH) 3 , Fe(OH) 3 , H 2 CO 3 , H 2 SiO 3 , H 2 S, H 2 O, CH 3 COOH

    Слайд 22

    Кислоты – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода Н + и анионы кислотного остатка. H 2 SO 4 → 2H + + SO 4 2- H + H + → → H NO 3 H С l + + NO 3 - Cl -

    Слайд 23

    Основания – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и гидроксид – анионы ОН - Ca (OH) 2 → 2OH - + Ca 2+ OH - OH - → → K OH Na OH + + K + Na +

    Слайд 24

    Соли – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла (или аммония NH 4 + ) и анионы кислотного остатка Ba (NO 3 ) 2 → Ba 2+ + 2NO 3 - Al 3+ Na + → → Al Cl 3 Na С l + + Cl - Cl -

    Слайд 25

    Напишите уравнения диссоциации электролитов KNO 3 NaOH Mg(NO 2 ) 2 H 2 SO 4 Ba(OH) 2 Fe 2 (SO 4 ) 3 HCl Na 2 SO 4

    Слайд 26

    Правило Бертолле – условия течения химических реакций до конца 1. Образование газа 2. Выпадение осадка 3. Образование воды Н 2 О

    Слайд 27

    Закончите уравнения реакций, протекающих до конца, составьте для них ионные уравнения: FeCl 2 + LiOH = KOH + H 3 PO 4 = BaCL 2 + HNO 3 = Li 2 CO 3 + НС l =


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по алгебре "Свойства степени с натуральным показателем". 7 класс

    Целью данного урока служит отработка умений систематизировать, обобщать знания о степени с натуральным показателем, закрепить и усовершенствовать навыки простейших преобразований выражений, содержащих...

    Конспект урока по теме: "Разравнивание раствора соколом"

    Предмет: Трудовое обучение «Штукатурно – малярное дело»Класс:  5 класс  Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа – интернат №4 VIIIвида  г. ОсинникиСпециальность : штукатур ...

    Конспект урока по теме: Простые растворы.

    Конспект урока по теме: Простые растворы.Тип урока: комбинированный.Цели урока:Дидактическая: уточнить и закрепить знания учащихся о растворах, отработать прием приготовления цементного раствора.Корре...

    Конспект урока. ФУНКЦИИ, ИХ СВОЙСТВА И ГРАФИКИ.

    Интегрированный урок алгебры и ИКТ. 9 класс...

    Конспект урока по алгебре "Свойства квадратных корней" 8 класс

    Конспект разработан  с использованием ресурсов из коллекции  ФЦОР...

    Урок химии в 8 классе по теме: « Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

    Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме : « Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».Цель: обобщение, систематизация и совершенствование знаний по теме «Растворение. Раство...

    Конспект урока по физике "Ток в электролитах. Явление электролиза. Закон электролиза"

    Методическая разработка содержит конспект урока по физике с использованием технологий развития критического мышления. Тема урока ''Ток в электролитах. Явление электролиза.Закон электролиза&quo...