доклад "Проблемное обучение на уроках химии"
статья по химии на тему

выступление на педагогических чтениях о применении проблемного обучения на уроках химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Для определения темы по самообразованию я провела подготовительную работу, которая заключалась в диагностике учащихся. По результатам диагностирования определила тему и цель своей работы. Для достижения цели поставила задачи и определила формы и методы работы. О достижении цели работы можно судить по результатам.

Первый этап моей работы - это диагностика, которая заключалась в следующем: наблюдение за учащимися на уроках; анализ проверочных работ; анкетирование учащихся 8 – 11 классов.

Вопросы анкеты:

  1. Нравится ли Вам предмет?
  2. В чем испытываете затруднение?
  3. Что вызывает интерес в предмете?

Обработав данные анкеты, всех учащихся разделила на группы

  1. Предмет нравится, затруднений не испытывают.
  2. Предмет нравится, но испытывают затруднения в написании уравнений реакций и решении задач.
  3. Предмет не нравится.

Но всех ребят объединил ответ на третий вопрос анкеты: - «Что вызывает интерес в предмете?», который и подсказал мне тему по самообразованию. Ребятам нравится «химичить».

        По определению химия – это наука о веществах и их превращениях. Изучить состав и свойства веществ можно, применяя химический эксперимент. Тема моей работы: «Исследования на уроках химии».

        Цель: развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения.

        Задачи:

  1. Учить мыслить логично, научно, творчески.
  2. Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся.
  3. Содействовать формированию прочных знаний (так как сведения, самостоятельно добытые прочно сохраняются в памяти).
  4. Способствовать формированию уверенности в своих силах.
  5. Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.
  6. Формировать и развивать положительное отношение к химии как к учебному предмету и науке вообще.

Для развития познавательных интересов у учащихся на своих уроках использую элементы проблемного обучения, элементы методики Шаталова, проектную деятельность.

«Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю».

                                                                                                                  Конфуций.

Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение при изучении любого предмета. Однако в химии есть свои особенности. Прежде всего, это касается многочисленных экспериментальных и теоретических исследований. Школьный эксперимент может применяться на разных этапах урока, он необходим для лучшего усвоения и закрепления знаний учащихся. Надо отметить, что учебное исследование обладает некоторыми особенностями:

- истина, которую учащиеся открывают в науке, уже известна, но для них эти факты новы, и мыслят они как первооткрыватели;

- учебное исследование проводится под руководством учителя, но учащиеся должны быть уверены в том, что самостоятельно достигли цели;

- учебное исследование не является универсальным методом. В деятельность учащихся можно включить лишь элементы исследований, применять исследования только при изучении отдельных тем и вопросов.

        Виды исследовательской деятельности на уроках могут быть разными. Это демонстрационный опыт, лабораторная работа, практическая работа. Например, в 8 классе, при изучении физических и химических признаков химических явлений, ребята выполняют лабораторную работу и сами делают вывод о признаках химических реакций.

        При изучении темы «Кислоты», ребятам предлагают следующую работу: испытать растворы кислот разными индикаторами. Результаты занести в таблицу. После выполнения задания ребята делают вывод о том, что лакмус и метилоранж в кислотах красные. Прошу ребят ответить на вопрос: «Почему индикаторы в кислотах красные?»

        Сравнивая качественный состав кислот, учащиеся говорят, что во всех кислотах присутствуют ионы водорода, которые изменяют окраску индикатора. Также они делают вывод о том, что с помощью индикаторов кислоты можно распознать среди других классов неорганических соединений.

        При изучении алюминия (9 класс) учащиеся самостоятельно исследуют физические свойства алюминия и сопоставляют применение этого металла с его физическими свойствами. Одной из областей применения алюминия является изготовление посуды. Задаю ребятам вопрос: «Можно ли готовить пищу в алюминиевой посуде?» Ответы разные. Здесь в работу включается весь класс, потому что ребята высказывают свое личное мнение, а не определенное правило или закон. Обращаемся к ряду активных металлов, ребята делают вывод о том, что алюминий активный металл, но в то же время они знают, что посуда алюминиевая есть. Исследуем химические свойства. Делаем вывод о химической активности этого металла, но к единому мнению на поставленный мною вопрос ответа пока не находим. Это остается домашним заданием. Исходя из своего опыта, материала учебника и полученных на уроке знаний, ответить на этот вопрос. И ребята дают правильный ответ. Пищу готовить можно, но не всю. Компоты, варенья, борщ в алюминиевой посуде готовить нельзя, потому что продукты содержат кислоты, а вода на алюминий не оказывает воздействия из-за прочной оксидной пленки на поверхности этого металла.

         При изучении «Гидролиза» (11 класс) в начале урока прошу ребят ответить на вопрос: «Какое определение Вы дали бы этому процессу?» В работу включается почти весь класс, и предлагают свое определение. Гидро – это вода, лизис – растворять, следовательно растворение соли в воде, а при растворении новых веществ не образуется. А теперь я предлагаю их теоретические выводы подтвердить на практике, провожу демонстрационный опыт: 4 стакана с водой, 1 оставляю как эталон для сравнения, а в остальные добавляю соль – хлорид натрия, карбонат натрия, хлорид алюминия. Затем в каждый стакан добавляю индикатор метилоранж. Каково же удивление ребят, когда они видят изменение окраски индикатора, которая говорит о том, что произошел химический процесс, а по цвету индикатора можно определить среду раствора: нейтральная, кислая, щелочная. Прошу ребят еще раз дать определение этому процессу. И теперь они отвечают, что это взаимодействие соли с водой.

        Исследование, это не только работа с реактивами и лабораторным оборудованием, но и работа с таблицами, схемами, справочной и другой литературой. К примеру, пользуясь схемой «Основный оксид», можно исследовать, дать характеристику любому основному оксиду . Пользуясь схемой «Свойства кислот» можно написать уравнения реакций, характеризующие основные свойства кислот. Таких примеров можно приводить очень много. Последнее время компьютеры стали частью учебного процесса, поэтому чтобы идти в ногу со временем, начала применять проектную деятельность. В этом учебном году учащиеся 9-ых классов подготовили и защитили проекты по теме: «Микро – и макроэлементы». Впереди у нас еще одна проектная работа: «Роль органической химии в развитии общества».

        Выбирая тему по самообразованию, я ставила перед собой цель развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения. Анализируя свою работу, делаю вывод о том, что своей цели я добилась. Такой вывод делаю на основании того, что начиная с 2005 года веду элективный курс в 9-ых классах, каждый год набирается группа от 12 человек и более. В этом учебном году веду элективный предмет в 10-ых и 11-ых классах, который посещают по 12 человек.

        Каждый год среди учащихся 9-11 классов есть желающие принять участие в предметной олимпиаде по химии. В этом учебном году участвовала в районной научно-практической конференции, планирую представить еще одну работу на школьную конференцию. Учащиеся 9, 11 классов каждый год выбирают химию как предмет по выбору на итоговой аттестации учащихся. Качество знаний приблизительно на одном уровне, больше 50 % .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология личностно-ориентированного обучения на уроках химии

Так сложилось, что информатизация общества в нашей стране происходила на фоне неблагоприятных социальных факторов. Сегодня подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники сущест...

Деятельностное обучение на уроках химии и биологии

Выступление на педагогическом совете...

Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска.

Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска....

Использование методов проблемного обучения на уроках химии

Большинство современных публикаций по теории  обучения  связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Высоки...

ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В 8-9-х КЛАССАХ

ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В 8-9-х КЛАССАХ Обоснование к применению. По мотивам и содержанию общения учащихся: общение – основной вид деятельности для ...

ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ. (статья)

В условиях быстро развивающихся наук и накопления новых знаний, возрастает  потребность в творчески развитой личности, которая не просто обладает определенным набором отраслевых знаний, а умеет м...

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...