Тема: Сложные эфиры и жиры, 10 класс
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением (ЭОР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon текст урока22 КБ
Office presentation icon презентация к уроку2 МБ

Предварительный просмотр:

Лопаткова Г.Ю., к.х.н., учитель химии

Тема: Сложные эфиры и жиры

урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением (ЭОР)

Цели:

- продолжить формирование знаний о классах органических соединений и генетической связи между ними; способствовать закреплению понимания взаимосвязи применения, свойств и химического строения веществ;

- продолжить формирование навыков работы с учебной и научно-популярной литературой

-научить подготовке сообщения и выступлению с ним перед классом, умению вести химический эксперимент

-развить чувство ответственности за порученное дело.

Оборудование и реактивы:

пробирки с растительным маслом, раствор перманганата калия, диск «Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Производные углеводородов»

Ход урока:

  1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
  2. Изучение нового материала. (см. слайды презентации).
  3. Рефлексия
  4. Домашнее задание: параграф 15, рабочая тетрадь, с.84, №4, стр.87, № 2-4

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н 2 О + О R 1 – С О – R 2 сложный эфир О Н – С О – С 2 Н 5 этиловый эфир (запах рома) О С 3 Н 7 – С О – СН 3 метиловый эфир (запах яблок) муравьиной кислоты масляной кислоты О R 1 – С + О–Н Н спирт – О– R 2 Схема образования сл.эфиров к.к-та Номенклатура

Слайд 2

О R 1 – С О – R 2 сложный эфир + Н-ОН НО Н О R 1 – С О–Н к.к-та + Н – О– R 2 спирт Гидролиз сл.эфиров

Слайд 3

Функции жиров: 2) источник энергии (энергетическая ценность жиров в 2 раза выше, чем у углеводов); 3) Термоизолятор для китов и тюленей; 1) структурная функция;

Слайд 4

Марселен Пьер Эжен Бертло (1827- 1907) французский физикохимик Мишель Эжен Шеврель (1786-1889) французский химик С С С глицерин Жирные кислоты Предельные Непредельные С 15 Н 31 СООН пальмитиновая кислота С 17 Н 35 СООН стеариновая кислота С 17 Н 33 СООН олеиновая кислота С 17 Н 31 СООН линолевая кислота С 17 Н 29 СООН линоленовая кислота С – ОН С – ОН С – ОН СН 2 – ОН СН – ОН СН 2 – ОН С – ОН С – ОН С – ОН Составляюшие жира СН 2 – ОН С – ОН С – ОН СН 2 – ОН С – ОН С – ОН СН 2 – ОН СН – ОН С – ОН СН 2 – ОН СН – ОН С – ОН

Слайд 5

С С С С С С С – О– С – О– С – О– С – О– С – О– С – О– Н Н Н Н Н Н О – С – R 1 НО НО О – С – R 2 НО О – С – R 3 НО + + О – С –С 15 Н 31 НО О – С –С 17 Н 31 НО О – С –С 17 Н 29 ф-т ф-т Н НО Н НО Н НО С – О– С – О– С – О– СН 2 – О– С – О– С – О– СН 2 – О– С – О– С – О– СН 2 – О– СН – О– С – О– СН 2 – О– СН – О– С – О– СН 2 – О– СН – О– СН 2 – О– СН 2 – О– С – О– С – О– СН 2 – О– СН – О– С – О– СН 2 – О– СН – О– СН 2 – О– Н НО Н НО Н НО 3Н 2 О + 3Н 2 О + СН 2 –О– СН –О– СН 2 –О– О С – R 1 О С – R 2 О С – R 3 СН 2 –О– СН –О– СН 2 –О– О С – R 1 О С – R 2 жир СН 2 –О– СН –О– СН 2 –О– О С – С 15 Н 31 О С –С 17 Н 31 О С –С 17 Н 29 Н Н Н О С – R 3 НО – О С – R 1 НО – О С – R 2 + НО– Н Н Н О – С –С 15 Н 31 НО О – С –С 17 Н 31 + НО О – С –С 17 Н 29 НО глицерин ж.к-ты Схема образ-ия жира

Слайд 6

СН 2 –О – СН –О – СН 2 –О – О С – С 15 Н 31 О С –С 17 Н 31 О С –С 17 Н 29 + Н 2 5 t˚ К СН 2 –О – СН –О – СН 2 –О – Гидрирование жиров СН 2 –О – СН –О – СН 2 –О – О С – О С – О С – С 15 Н 31 С 17 Н 35 С 17 Н 35 жидкий жир (растительный) твердый жир (аналог животного жира)

Слайд 7

К + + О R – С – О ̅ О R – С – О-К R СОО ̅ гидрофобный гидрофильный грязь + - вода + - Н 2 О грязь + - + - + - + - + - + - + - грязь R СОО ̅ грязь + - + - + - + - + - О R – С – О ̅ Моющее действие мыла

Слайд 8

R –СН 2 – О–Н + – О– S О 2 –О–Н Н высший спирт серная кислота О–Н + Н Н 2 О + R –СН 2 – О– S О 2 –О–Н кислый сернокислый эфир – О– S О 2 –О–Н R –СН 2 – О–Н + Н R –СН 2 – О– S О 2 –О– Na – Н OH Н + OH Н 2 О + Na R –СН 2 – О– S О 2 –О – СМС Н + OH Схема образования СМС – Na Na –

Слайд 9

Укажите формулу сложного эфира О а) Н-С О-С 3 Н 7 О б) С 3 Н 7 - С С 3 Н 7 в) СН 3 – О – С 2 Н 5 О г) С 2 Н 5 - С ОН

Слайд 10

Какая формула соответствует пропиловому эфиру масляной кислоты? О О а) С 3 Н 7 - С б) СН 3 - С О-С 2 Н 5 О-С 3 Н 7 О в) Н-С О-С 2 Н 5 О г) С 3 Н 7 - С О-С 3 Н 7

Слайд 11

Ананасовый ароматизатор напитков имеет формулу: СН 3 – СН 2 – СН 2 – СООС 2 Н 5 а) этилформиат; б) этилбутират; в) этилпропионат; г) верного ответа среди перечисленных нет.

Слайд 12

Соотнесите: 1)растит.жир 2)животн.жир 3)жидкое мыло 4)тверд. мыло 5)СМС формулы: а) С 17 Н 35 СОО Na б) С 17 Н 29 СООК в) С 12 Н 25 О S О 2 ONa г)СН 2 -О-СО-С 17 Н 31 д)СН 2 -О-СО-С 17 Н 35 СН-О-СО-С 17 Н 29 СН-О-СО-С 15 Н 31 СН 2 -О-СО-С 17 Н 29 СН 2 -О-СО-С 15 Н 31

Слайд 13

3) С 3 Н 7 -СООСН 3 + Н 2 О 1) СН 2 -О-СО-С 17 Н 31 СН-О-СО-С 17 Н 29 + n H 2 СН 2 -О-СО-С 17 Н 29 2) СН 2 -О-СО-С 17 Н 35 СН-О-СО-С 15 Н 31 + 3КОН СН 2 -О-СО-С 15 Н 31 4) С 4 Н 9 СООН + С 2 Н 5 ОН Соотнесите: исходные вещества типы реакций: а) омыление в) этерификация б) гидрирование г) гидролиз

Слайд 14

Средство для отпугивания комаров (репеллент) синтезируют по схеме: сн 3 сн 3 окисл. 2сн 3 он 1 2 формулы веществ 1 и 2: а)соосн 3 б)соон в)соон г)осн 3 соосн 3 соон соосн 3 осн 3

Слайд 15

Главное моющее действие мыла: 1) щелочное действие; 2) растворение грязи; 3) повышение смачиваемости загрязнения водой.

Слайд 16

Соотнесите недостатки: 1)мыла; 2)СМС: а) нельзя использовать в жесткой воде; б) образующаяся при гидролизе щелочь портит объект стирки; в) портит экологию; г) использование пищевого сырья;

Слайд 17

Составьте жир из глицерина и следующих кислот и прогидрируйте его Олеиновая к-та Линоленовая к-та Пальмитиновая к-та 1) Стеариновая к-та Линолевая к-та 2) Олеиновая к-та Олеиновая к-та Линолевая к-та Пальмитиновая к-та 3) 4) Олеиновая к-та Линолевая к-та Линоленовая к-та 5) Стеариновая к-та Линолевая к-та Пальмитиновая к-та 6) Пальмитиновая к-та Олеиновая к-та Линоленовая к-та 7) Линоленовая к-та Пальмитиновая к-та Олеиновая к-та 8) Линоленовая к-та Олеиновая к-та Стеариновая к-та


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по теме: "Сложные эфиры. Жиры" в 9 классе

Урок с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)...

презентация к уроку химии 10 класса на тему "Сложные эфиры. Жиры. Мыла"

история развития, физические и химические свойства, состав, классификация жиров. Мыла. Получение, применение, значение жиров....

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.07 Химия на тему: Сложные эфиры и жиры

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.07  Химия, на тему:  «Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в п...

Презентация к уроку химии в 9 классе по теме "Сложные эфиры. Жиры"

Презентация к уроку химии в 9 классе по теме "Сложные эфиры. Жиры"УМК Рудзитис, Фельдман....

тест по теме : "Сложные эфиры.Жиры".

Тест: « Сложные эфиры. Жиры».Вариант 1 Тестовые задания с выбором ответа1    Общая формула сложных эфиров:А.    R— СОО— R 1....

Задания на развитие операций мышления по теме «Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры»

Задания предназначены для развития таких операций мышления, как классификация, сравнение, обобщения понятий, анализ и синтез при изучении темы " Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры" в 1...

Тест по теме "Сложные эфиры и жиры"

Тестовые задания по теме "Сложные эфиры и жиры", для проведения текущего контроля знаний обучающихся...