Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.07 Химия на тему: Сложные эфиры и жиры
методическая разработка по химии на тему

Насибова Юлия Владимировна

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.07  Химия, на тему:  «Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств» представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением элементов игровой технологии обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon efiry_i_zhiry_metod.razrab.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Российский межрегиональный конкурс педагогов

«Региональное образование: взгляд в будущее»

Номинация конкурса: Открытый урок

Методическая разработка

проведения открытого урока

по учебной дисциплине ОУД.б.07 Химия

на тему: Сложные эфиры и жиры

для студентов 1 курсов технических специальностей

колледжей;

Автор: Насибова Юлия Владимировна

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХИМИИ

УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ст. Брюховецкая, 2018 год


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка

проведения открытого урока

по учебной дисциплине ОУД.б.07 Химия

на тему: Сложные эфиры и жиры

ст. Брюховецкая

 2017 год


Одобрена цикловой комиссией

МЕНОД

Протокол № ______

от «___» _______________ 2017  г

Председатель цикловой (предметной) комиссии

______________ Червякова Т.В..

Организация-разработчик:  Государственное образовательное учреждение Краснодарского края «Брюховецкий аграрный колледж»

Автор: Насибова Юлия Владимировна

преподаватель химии   ГБПОУ КК «БАК»


Аннотация

       Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.07  Химия, на тему:  «Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств» представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением элементов игровой технологии обучения.

Автор написания разработки – преподаватель  химии  ГБПОУ КК «БАК» Насибова Ю.В.

Урок был проведен со студентами 1 курса группы № 917 специальности  08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения 13.04.2017  года в аудитории № 24 Химия (на 4 уроке).

Данная методическая разработка рекомендована для преподавателей химии.


Содержание

Введение

1. Подготовительная часть

2. План и структура урока

3. Методика проведения урока

3.1. Организационный момент

3.2. Актуализация опорных знаний

    3.3 Изложение нового материала

   3.4 Закрепление материала

   3.5. Подведение итогов урока

   3.6  Домашнее задание

4. Список использованной литературы

5. Приложение


Введение

         Методическая разработка открытого урока на тему: «Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств», по учебной дисциплине ОУД.б.07  Химия, представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением элементов  игровой технологии обучения.  

Применение элементов  игровой технологии обучения позволяет преподавателю  химии вовлечь студентов в учебный процесс с помощью  игры как средство активизации учебно-познавательной деятельности студентов. В этом случае познавательный интерес, а также личностная мотивация способствует лучшему усвоению знаний.

    В процессе педагогической деятельности преподаватель систематизирует и обобщает опыт, свой, а также коллег, изучает Интернет – ресурсы, специальную и справочную литературу и отбирает для себя все самое интересное и важное.

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «Химия» на тему: «Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств» содержит формы и методы обучения, применяемые на уроках химии.

1. Подготовительная часть

В подготовительную часть входит подготовка проведения урока по данной теме. Подготовительная часть включает: подготовительный этап (подготовка группы к занятию); подготовка студентов; подготовка преподавателя.

Подготовительный этап

В подготовительный этап входит:

- сообщение темы занятия

- формы проведения

Подготовка студентов

Подготовка студентов включает:

- повторение учебного материала по предыдущей теме

 Подготовка преподавателя

В подготовку преподавателя для проведения урока входит:

- ознакомление со справочной и специальной литературой;

- разработка раздаточного материала ( карточки-задания);

- оценочная ведомость для оценки знаний студентов;

- поурочный план.


2. План и структура урока

Тема урока: «Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств»

Тип урока: Комбинированный урок с применением элементов игровой  технологии обучения

Группа: № 917

Специальность: 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Дата:13.04.2017 г. (4 урок)

В структуру урока включены следующие этапы:

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

III. Изложение нового материала.

IV. Систематизация приобретенных знаний.

V. Подведение итогов урока.

VI. Задание на дом.

План урока

План урока включает рассмотрение следующих вопросов:

1. Сложные  эфиры, строение молекул.  

2. Получение сложных эфиров реакцией этерификации.

3. Свойства эфиров (физические и химические).

4. Применение сложных эфиров.

3. Методика проведения урока

3.1. Организационный момент

- Взаимное приветствие

- Отметка отсутствующих (рапортичка дежурного)

- Сообщение темы  и целей урока

Тема урока  написана на доске: «Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств»

Цели урока:

  Учебная:  Изучить понятие о сложных эфирах, их свойствах и получении; сложные эфиры в природе, их значение; применение сложных эфиров на основе свойств.

Воспитательная:  формирование научного мировоззрения,  воспитание убежденности позитивной роли химии  в жизни современного общества,  необходимости химически  грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среды;  положительного отношения к знаниям, формирование стремления  к глубокому усвоению предмета;

 Развивающая:  развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний; умение выделять главное, вести конспект, наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Деятельностная:  Студент должен знать химические и физические свойства сложных эфиров, их  получение и применение;

  На  данном  этапе урока необходимо сделать акцент на межпредметные связи:  

обеспечивающие дисциплины: «Неорганическая химия», «Физика», «Биология»

обеспечиваемые дисциплины: «Органическая химия», «Экологические основы природопользования».

Студентам необходимо сообщить о том, что подготовлена оценочная ведомость, в которой будут учитываться их знания, активность, работоспособность в ходе проведения всего урока - при актуализации опорных знаний, при изложении нового материала, при закреплении полученных знаний (см. приложение). В конце урока будет подводиться итоговая оценка за урок.

3.2. Актуализация опорных знаний        .

При проведении уроков химии, для лучшей мотивации студентов необходимо совершенствовать формы, методы  и средства обучения. Одним из возможных путей достижения поставленной задачи является введение дидактических игр в широкую практику работы преподавателя. А.В. Луначарский писал, что игра «в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Именно в игре ребенок активно мыслит, чувствует и творит свободно. Дидактическая игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и  развивающую. Л.С. Выготский выявил и сформулировал своеобразный педагогический парадокс игры: казалось бы, ученик  в игре делает то, что  ему хочется (линия наименьшего сопротивления), но тем не менее он в игре учится подчиняться правилам, логике, заранее принятым условностям (линия наибольшего сопротивления). Теорию игры исследовали выдающиеся советские педагоги и психологи А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и другие. Интересный опыт применения элементов обучающих игр в преподавании химии был накоплен у  М.Н. Ранник, Н.Е. Кузнецовой, Б.П. Болотинской и других. Используя свой опыт учителя-педагоги, обращают свое внимание на то, что игра оказывает весьма значительное воздействие на формирование положительного отношения учащихся  к обучению. Учителя – новаторы, разрабатывая идеи новой педагогики – сотрудничества, четко определяют путь: идти не просто с предметом к детям, а с детьми к предмету. Подобный путь, в свою очередь, требует и иной, чем прежде, мотивации учения: «… мы должны дать нашим детям новые стимулы учения – те  стимулы, которые лежат в самом учении» (Учительская газета).

При изучении химии студенты первых курсов испытывают сложности в  получении знаний по этому предмету. Это связано с большим объемом учебного материала, в слабой школьной подготовке, в подготовке домашних заданий,  при  выполнении  практических заданий и многое другое. Перед преподавателем стоит большая педагогическая задача - заинтересовать вчерашних школьников на  изучение химии. И  для лучшей мотивации при выполнении этой задачи является применение игровых форм на уроках химии. Действительно, желание играть, стремление к деятельности, основывающейся на способности воображения, свойственны любому учащемуся , что надо учесть в процессе обучения химии. В зависимости от  общего направления и типа дидактических игр с их помощью можно формировать не только отдельные знания, но и взаимосвязи между элементами знаний, обучать учащихся сравнивать и дифференцировать химические вещества и процессы. Дидактические игры позволяют формировать и такие общие свойства личности, как критическое отношение к окружающим человека объектам и явлениям. (см. таблицу №1).

Таблица №1

Классификация дидактических игр по химии

Тип игры

Методические возможности применения

Примеры

Игры - упражнения

Названия химических элементов и соединений, химические понятия и определения.

Взаимосвязи между строением и свойствами, между свойствами и применением  и т.д., сравнение строения и свойств веществ.

Кроссворды

Упражнения с обратной связью

Настольные игры

Строение неорганических и органических веществ.

Названия химических элементов, структура периодической системы химических элементов, свойства веществ.

Игры – мозаика, «Химическое лото»

         

Игры - роли

Химия и охрана окружающей среды

Учебные дискуссии, разновидности групповой работы

Игры - моделирование

Развитие и выпуск  в органической химии полимеров (пластмасс, волокон и т.д.)

Игры по планированию выпуска  полимеров, волокон и т.д.

      При проведении уроков  химии,  я  часто  использую  такие   игровые формы  как, игры – упражнения,  настольные игры,  игры – роли,. игры – моделирование.  Игры – упражнения направлены на знание названий  химических элементов и соединений, химических  понятий  и определений, взаимосвязи между строением и свойствами, между свойствами и применением  и т.д., сравнение строения и свойств веществ. Примерами таких  игр – упражнений являются кроссворды, ребусы. Настольные игры направлены  на  знание  строения  неорганических и органических веществ, названий  химических элементов,  периодической системы химических элементов, свойств веществ. Примерами таких игр являются  лото, домино и т.д. При изучении органических веществ,  студенты испытывают трудности при рассмотрении вопросов по   химическим свойствам. Такие игры позволяют с этим справиться.  При актуализации опорных знаний были  использованы  элементы  игровой технологии -  «Химическое лото». Цель данной игры: закрепить знания  по  химическим  свойствам  органических соединений. В процессе игры используются карточки с изображением  химических  формул  органических соединений. Зная химические свойства органических соединений  необходимо найти  данную  соответствующую  формулу этого вещества. Студенты самостоятельно должны  составить химическое лото, с названием органического вещества  и с соответствующей  химической  формулой. 

        

3.3. Изложение нового материала

Изложение нового материала  включало следующие этапы проведения:

- Сообщение темы, цели, задач урока;

- Мотивация на положительное усвоение знаний;

- Активизация студентов на осознанно-активное изучение нового материала (знания, полученные на этом занятии будут необходимы  в  практической деятельности и повседневной жизни  для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, и на производстве).

При изложении нового материала применялись следующие методы обучения студентов: объяснительно-иллюстративный метод  с  проведением демонстрационного опыта, метод  опережающего задания.

Объяснительно – иллюстративный метод состоит в том, что преподаватель разными средствами представляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают её, осознают и запоминают. Был проведен демонстрационный опыт с  получением  уксусно -изоамилового эфира. (грушевой эссенции). Одним из самых важных способов получения сложных эфиров является взаимодействие спирта и кислоты. Реакция образования сложного эфира называется реакцией этерификации.

Выполнении демонстрационного  опыта:

Налить в пробирку 0,5мл уксусной кислоты и столько же изоамилового спирта. Запах эфира не обнаруживается даже при нагревании смеси. После этого осторожно добавить 0,5-1мл концентрированной серной кислоты и очень осторожно нагревать. Появляется запах эфира. Залить смесь в пробирку с 3-мя мл насыщенного раствора хлорида натрия. На поверхности появляются капли эфира.

 При изложении нового материала подача учебного материала преподавателем применялась в  форме беседы, рассказа.

Беседа представляет собой диалог, в котором преподаватель путём вопросов актуализирует знания студентов по ранее изученным темам. Анализируя, уточняя и обобщая ответы, преподаватель формирует выводы и теоретические знания.

При изложении нового материала, при рассмотрении  вопросов по данной теме студентам предлагалось найти необходимую информацию самостоятельно, при работе с учебной литературой.

3.4. Закрепление материала

        При закреплении знаний применялись следующие формы контроля знаний студентов – Игра «Знаешь ли ты, свойства  сложных эфиров?»

      Цель данной игры: развитие и активизация  познавательных интересов  студентов, своеобразный тренинг процессов, обеспечивающих внимание и запоминание учебного материала.

       Участники (студенты) образуют по рядам шесть  команд. Первые три команды должны  охарактеризовать физические свойства сложных эфиров, команды 4-6 должны охарактеризовать химические свойства сложных эфиров. Каждый участник команды фиксирует в карточке одно свойство или понятие и передает карточку следующему  - по рядам до конца участникам команды. При этом не должно быть повторений. Игра длится 5-7 минут. После игры проверку проводит преподаватель.  


3.5. Подведение итогов урока

При подведении итогов урока по оценочной ведомости, учитывались знания студентов в ходе проведения всего урока: при актуализации опорных знаний в форме игровых элементов , при изложении нового материала, при закреплении нового материала. В конце урока подводилась итоговая оценка за урок  каждого студента.

      Проведение таких уроков химии  позволяет заинтересовать студентов  первых курсов к познавательной деятельности,  умению логически мыслить, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

3.6. Домашнее задание

Выучить  конспект по теме: «Сложные эфиры и жиры» с использованием  учебника:  авторы Габриелян О.С., Остроумов И.Г. «Химия» (для специальностей технического профиля), стр. 200-207.

4. Заключение

     Опыт проведения комбинированного урока по учебной дисциплине «Химия» на тему: «Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств» показал, что эффективность обучения с применением элементов игровой  технологии  выше. Урок проходит при  высокой активности студентов на различных его этапах: при актуализации опорных знаний, при изложении нового материала так и при закреплении полученных знаний. Применение элементов  игровой технологии обучения позволяет преподавателю  химии вовлечь студентов в учебный процесс с помощью  игры  как средство активизации учебно-познавательной деятельности студентов. В этом случае познавательный интерес, а также личностная мотивация способствует лучшему усвоению знаний. Игровые  ситуации как метод обучения предполагает использование в учебном процессе игровых форм, методов, приемов обучения. Функции игры в учебном процессе состоят в создании эмоционально-приподнятой атмосферы на уроке, облегчающей усвоение материала. Игровая ситуация относится к активным методам обучения.   Игровые формы на занятиях по химии всегда повышают интерес, активизируется участие каждого студента и команды в целом. Применение элементов игровой  технологии  обучения  активизирует познавательную деятельность студентов,,  усиливает эмоциональный фон обучения, формируют учебную мотивацию  у  обучаемых, способствуют сознательному усвоению материала,,  развитию мышления, , позволяют организовывать и направлять восприятие.

5. Список использованной литературы

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. «Химия» (для специальностей технического профиля) Москва, Издательский Центр «Академия», 2012 г., стр.200-207.
  2. Пустовалова Л.М. «Общая химия» (учебник): Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 2006 г.
  3. Журнал «Химия и жизнь», 2015 -2016 гг.
  4. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия в тестах, задачах и упражнениях: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - Москва, Издательский Центр «Академия», 2012 г.
  5. Астахов А.И., Касьяненко А.И., «Химия», Москва – 2012  г.
  6.  www/1september/ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

План

Группа

Дата

917

13.04.17 г

часового занятия №62

Дисциплина: ОУД.б.07  Химия

Тема занятия: Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Вид занятия: Комбинированный урок с применением  элементов игровой технологии обучения

Цель занятия

учебная: Изучить понятие о сложных эфирах, их свойствах и получении; сложные эфиры в природе, их значение; применение сложных эфиров на основе свойств.

воспитательная: Формировать научное мировоззрение, воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни  современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среды;

развивающая: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний; совершенствовать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

деятельностная:  Студент должен знать химические и физические свойства сложных эфиров, их  получение и применение;

Межпредметные связи

обеспечивающие:  раздел «Неорганическая химия», «Физика», «Биология»

обеспечиваемые: раздел «Органическая химия», «Экологические основы природопользования»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Оборудование: Штатив с пробирками, уксусная кислота, изоамиловый спирт, концентрированная серная кислота, спиртовка.

Учебные места: Кабинет № 24 «Химия»

Литература:

основная: Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М: Издательский центр «Академия», 2013 год, стр.200-207.

Дополнительная: Пустовалова Л.М. Общая химия. Учебник. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2008.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

элемента

Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения

Добавления, изменения, замечания

1

2

3

1.

Организационный момент

беседа

1.1.

Взаимное приветствие

1.2.

Проверка отсутствующих на занятии

1.3.

Объявление темы урока, постановка его целей и задач, план урока.

2.

Актуализация опорных знаний

2.1.

Химическое лото

Элементы игровой технологии

3.

Изложение нового материала

беседа

3.1.

 Сложные  эфиры, строение молекул.  

Объяснительно – иллюстративный метод

3.2.

Получение сложных эфиров реакцией этерификации.

 Объяснительно – иллюстративный метод  с проведением демонстрационного  опыта

3.3.

Свойства эфиров (физические и химические).

беседа

3.4.

Применение сложных эфиров.

Метод опережающего задания (доклад  студента)

4.

Закрепление материала

4.1.

Игра «Знаешь ли ты, свойства  сложных эфиров?»

Элементы игровой технологии

5.

Подведение итогов урока

6.

Задание на дом: Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М: Издательский центр «Академия», 2012 год.

Стр. 200 -207

Вариант №1

1.Установите соответствие: «НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА – НАЗВАНИЕ ПО НОМЕНКЛАТУРЕ».

1. Уксусная кислота

A. Этаналь

2. Муравьиная кислота

B. Метаналь

3. Метиловый спирт

C. Этановая

4. Муравьиный альдегид

D. Этанол

5. Этиловый спирт

E. Метановая

6. Уксусный альдегид

F. Метанол

2.Установите соответствие: «НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА -  ХИМИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА ».

1. Стеариновая кислота

A. НСОН

2. Уксусная кислота

Б.. С17Н33СООН

3. Муравьиный альдегид

В. СН3ОН

4. Олеиновая кислота

Г. С17Н35СООNa

5. Муравьиная кислота

Д. С2Н5ОН

6. Пальметиновая кислота

Е. НСООН

7. Мыло

Ж. С17Н35СООН

8. Этиловый спирт

З.  СН3СОН

9. Уксусный альдегид

И. СН3СООН

10. Метиловый спирт

К. С15Н31СООН

        Вариант №2

1.Установите соответствие: «НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА – НАЗВАНИЕ ПО НОМЕНКЛАТУРЕ».

1. Этанол

A. Формальдегид

2. Метаналь

B. Метиловый спирт

3. Метанол

C. Ацетальдегид

4. Уксусная кислота

D. Этиловый спирт

5. Этаналь

E. Метановая

6. Муравьиная кислота

F. Этановая

2.Установите соответствие: «НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА -  ХИМИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА ».

1. Уксусная кислота

A. НСОН

2. Мыло

Б.. С17Н33СООН

3. Этиловый спирт

В. СН3ОН

4. Олеиновая кислота

Г. С17Н35СООNa

5. Муравьиная кислота

Д. С2Н5ОН

6. Пальметиновая кислота

Е. НСООН

7. Ацетальдегид

Ж. С17Н35СООН

8. Стеариновая кислота

З.  СН3СОН

9. Метиловый спирт

И. СН3СООН

10. Формальдегид

К. С15Н31СООН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Сложные эфиры и жиры, 10 класс

урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением (ЭОР)...

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему:  «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине: Химия на тему: Ацетилен. Строение его молекулы, свойства, получение и применение

        Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОДП.п.13 Химия  на тему:  «Ацетилен. Строение его молекулы, свойства, получение ...

Методическая разработка «Проведение открытого урока по теме: Изготовление парашюта, для системы спасения модели ракеты».

План-конспект занятияТема: Изготовление парашюта, для системы спасения модели. Цель: Изготовить парашют для модели ракеты. Задачи:Ознакомить обучающихся с историей создания систем...

Методическая разработка «Проведение открытого урока по теме: Изготовление парашюта, для системы спасения модели ракеты».

Тема: Изготовление парашюта, для системы спасения модели. Цель: Изготовить парашют для модели ракеты. Задачи:Ознакомить обучающихся с историей создания систем спасения (парашютов);Дать ...

Тест по теме "Сложные эфиры и жиры"

Тестовые задания по теме "Сложные эфиры и жиры", для проведения текущего контроля знаний обучающихся...

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОДБ. 01 Русский язык по теме «Сложносочиненные предложения»

Тема: Сложносочиненные предложения.Тип урока: комбинированныйФормы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.Здоровьесберегающий компонент: профилактика умственного перенапряжения путём смены видов ...