Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине: Химия на тему: Ацетилен. Строение его молекулы, свойства, получение и применение
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Насибова Юлия Владимировна

          Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОДП.п.13 Химия  на тему:  «Ацетилен. Строение его молекулы, свойства, получение и применение» представляет собой опыт проведения  комбинированного  урока  с использованием личностно – ориентированной технологии (технология коллективно-мыслительной деятельности) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_atsetilen.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка

проведения открытого урока

по учебной дисциплине:  Химия

на тему: Ацетилен. Строение его молекулы, свойства,

получение и применение

ст. Брюховецкая

 2018 г


Рассмотрено  УМО  МЕНОД

Протокол № ______

от «___» _______________ 2018  г

Председатель УМО  МЕНОД

______________ Червякова Т.В..

Организация-разработчик:  Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Брюховецкий аграрный колледж»

Автор: Насибова Юлия Владимировна

преподаватель химии  ГБПОУ КК «БАК»


Аннотация

          Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОДП.п.13 Химия  на тему:  «Ацетилен. Строение его молекулы, свойства, получение и применение» представляет собой опыт проведения  комбинированного  урока  с использованием личностно – ориентированной технологии (технология коллективно-мыслительной деятельности)

  Автор написания разработки – преподаватель  химии  ГБПОУ КК «БАК»  Насибова Ю.В.

Урок был проведен со студентами 1 курса группы № 313  специальности «Агрономия»  14.11.2017  года в аудитории № 24 (на  2  уроке).

  Данная методическая разработка рекомендована для преподавателей химии.


Содержание

Введение

1. Подготовительная часть

2. План и структура урока

3. Методика проведения урока

3.1. Организационный момент

3.2. Актуализация опорных знаний

    3.3 Изложение нового материала

   3.4 Закрепление материала

   3.5. Подведение итогов урока

   3.6  Домашнее задание

4. Список использованной литературы

5. Приложение


Введение

       Методическая разработка открытого урока на тему: «Ацетилен. Строение его молекулы, свойства, получение и применение», по учебной дисциплине ОДП.п.13 Химия, представляет собой опыт проведения комбинированного урока с  использованием личностно – ориентированной технологии (технология коллективно-мыслительной деятельности).

Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность. Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка.
       Личностно-ориентированное обучение позволит:

  • повысить мотивированность учащихся к обучению;
  • повысить их познавательную активность;
  • создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
  • отследить динамику развития учащихся;
  • учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.

       Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности. Должна присутствовать педагогическая поддержка. Современный учитель должен владеть этой технологией

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «Химия» на тему: «Ацетилен. Строение его молекулы, свойства, получение и применение» содержит формы и методы обучения, применяемые на уроках химии.

1. Подготовительная часть

В подготовительную часть входит подготовка проведения урока по данной теме. Подготовительная часть включает: подготовительный этап (подготовка группы к занятию); подготовка студентов; подготовка преподавателя.

Подготовительный этап

В подготовительный этап входит:

- сообщение темы занятия

- формы проведения

- методы проведения

Подготовка студентов

Подготовка студентов включает:

- повторение учебного материала по предыдущей теме

- групповая  форма (распределение студентов группы  по группам)

 Подготовка преподавателя

В подготовку преподавателя для проведения урока входит:

- ознакомление со справочной и специальной литературой;

- разработка раздаточного материала ( карточки-задания);

- оценочная ведомость для оценки знаний студентов;

- поурочный план.


2. План и структура урока

Тема урока: «Ацетилен. Строение его молекулы, свойства, получение и применение»

     Тип урока: Комбинированный урок с использованием личностно – ориентированной технологии (технология коллективно-мыслительной деятельности)

Группа: № 313

Специальность: Агрономия

Дата: 14.11.2017 года. (2 урок)

В структуру урока включены следующие этапы:

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

III. Изложение нового материала.

IV. Систематизация приобретенных знаний.

V. Подведение итогов урока.

VI. Задание на дом.

План урока

План урока включает рассмотрение следующих вопросов:

1. Ацетилен. Строение молекулы, физические свойства.

2.. Химические свойства ацетилена.

3. Получение ацетилена.

4. Применение ацетилена

   

3. Методика проведения урока

3.1. Организационный момент

- Взаимное приветствие

- Отметка отсутствующих (рапортичка дежурного)

- Сообщение темы  и целей урока

Тема урока  написана на доске: «Ацетилен. Строение его молекулы, свойства, получение и применение»

Цели урока:

 Учебная:  Изучить  строение молекулы  ацетилена, его физические и химические свойства, получение и применение.

Воспитательная: Воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости  химически  грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среды

 Развивающая:  развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний; умение выделять главное, вести конспект, наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Деятельностная:  уметь использовать приобретенные знания и умения для безопасного использования в быту, на производстве, в будущей профессии.

На этом этапе урока необходимо сделать акцент на межпредметные связи:  

обеспечивающие дисциплины: Неорганическая химия, Физика, Биология,

обеспечиваемые дисциплины: Органическая химия, Экологические основы природопользования ,МДК 01.01 Технология производства продукции растениеводства, МДК 02.01 Технология выработки и воспроизводства плодородия почв.. А также мотивацию на положительное усвоение знаний, критерии оценки работы студентов на уроке.

.

    3.2. Изложение нового материала

Изложение нового материала  включало следующие этапы проведения:

- Сообщение темы, цели, задач урока;

- Мотивация на положительное усвоение знаний;

- Активизация студентов на осознанно-активное изучение нового материала (знания, ,полученные на этом занятии будут необходимы в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, и на производстве).

При изложении нового материала применялись следующие методы обучения студентов: объяснительно-иллюстративный метод  с  проведением демонстрационного опыта, элементы личностно –  ориентированной технологии  обучения, работа с учебником. Объяснительно – иллюстративный метод состоит в том, что преподаватель разными средствами представляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают её, осознают и запоминают. При изложении нового материала подача учебного материала преподавателем применялась в форме беседы, рассказа.

Беседа представляет собой диалог, в котором преподаватель путём вопросов актуализирует знания студентов по ранее изученным темам. Анализируя, уточняя и обобщая ответы, преподаватель формирует выводы и теоретические знания.

При изложении нового материала, при рассмотрении  вопросов по данной теме студентам предлагалось найти необходимую информацию самостоятельно, при работе с учебной литературой.

При проведении этого урока применялась    образовательная технология  личностно – ориентированное обучение.

     Личностно – ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – личность молодого человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику значений и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Истоки развития личностно – ориентированной педагогической технологии содержится в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина – Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.

«Диалогические отношения это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения все отношения и проявления человеческой жизни, вообще всё, что имеет смысл и значение. Где начинается сознание, там начинается и диалог» (В.С. Библер).

В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно – ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание. В.С. Библер объясняет отличие этих двух феноменов следующим образом: при объяснении только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании – два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение – всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание – это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании.

     Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с обучаемым (К.Н. Вентцель). Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования студента в пространстве личностно – ориентированного образования.

    Со стороны педагога требуется поддержка. Она выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к студенту.

    Поддержка основывается на трёх принципах, сформированных Ш. Амонашвили:

- любить;

- очеловечить среду, в которой он живёт;

- прожить в студенте своё студенчество.

  Чтобы поддержать ребёнка, считал В.А. Сухомлинский, педагог должен сохранить в себе ощущение детства; развивать в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию маленького человека и всего, что с ним происходит.

Своеобразие целей личностно – ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, её формирование и развитие не по чьему – то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращённость к человеку, гуманистические нормы и идеалы.

    По В.К. Дьяченко, организационная структура групповых форм обучения может быть комбинированной, т.е. содержать в себе различные формы: групповую (один учит многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанности, взаимную зависимость  и контроль.

Собственно групповыми формами в практике называют лишь дидактические игры и бригадно-лабораторные формы организации учебной работы в группе.

Обоснованием особенностей и преимуществ групповой формы учебной работы с точки зрения психолого-педагогической считают:

  • реализацию принципа деятельности;
  • формирование мотивации учения и обучения;
  • всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;
  • психологический комфорт в учебном коллективе;
  • единство воспитания и обучения;
  • реализация субъект – субъективных отношений.

  Сущность группового обучения состоит в следующем. На групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и студентом и между студентами, академические знания помогают студентам выявить главные жизненные ценности.

   Преимущество группового обучения состоит в том, что в такой обстановке студент получает основные навыки жизни. К ним можно отнести:

  • действенное общение;
  • умение слушать;
  • умение стать на точку зрения другого;
  • умение разрешать конфликты;
  • умение работать сообща для достижения общей цели;
  • улучшается академическая успеваемость;
  • воспитывается самоуважение;
  • укрепляется дружба в группе, меняется отношение к учебному заведению;
  • появляется возможность избежать негативных сторон соревнования (состязания);
  • студенты убеждаются в ценности взаимопомощи.

  Для организации учебной работы в группах важно выдержать последовательность и преемственность этапов. Для начала необходимо установить правила и следовать им:

  • нужно представить «готовые» правила или предложить студентам разработать их самостоятельно;
  • нужно обсудить эти правила, что будет и уроком ответственности, и уроком демократии;
  • правила положительные лучше отрицательных (нужно указать, что «следует», а не что «не следует»)
  • правила должны быть написаны на видном месте;
  • правила должны строго выполнятся всеми участниками игры.

Примерные правила:

  1. объединитесь по группам быстро и тихо;
  2. принесите необходимые материалы;
  3. говорите тихо;
  4. слушайте, когда кто – то говорит;
  5. знайте ваше задание;
  6. оставайтесь в вашей группе, пока вам не указано делать другую работу.

  Во вторую очередь необходимо каждому назначить свою роль, студенты должны знать не только конкретную задачу, но и цель урока. Задачу нужно всегда выдавать большую, чем дети могут выполнить. Пусть они стремятся сделать побольше, и пусть задачи будут жизненными. Следующим этапом работы в группах должно стать распределение задания каждому с указанием времени его выполнения. После выполнения задания и озвучивания преподаватель должен дать ответный комментарий. Студенты хотят знать, как они работали, адекватны ли их ответы вашим ожиданиям.

При рассмотрении вопроса «Ацетилен. Химические свойства» применялся объяснительно - иллюстративный метод с проведением демонстрационного опыта. Проведение демонстрационного опыта позволяет теоретические знания по этой теме закрепить практическим путем.

3.3. Закрепление материала

        При закреплении знаний применялись следующие формы контроля знаний студентов  – .личностно-ориентированная технология ( технология коллективно – мыслительной деятельности). На уроке студенты работали в  группах  по 6 человек. Каждая группа получала задание-карточку ( см. приложение), на выполнение которого отводилось определенное время, по истечении которого студенты  поясняли свои ответы. Заданий было три. При выполнении первого  задания необходимо было проклассифицировать органические соединения. Студенты записывали ответ в карточку. Второе задание заключалось в решении химической цепочки уравнений. Третье задание было самое сложное, в нем необходимо было сравнить характеристику непредельных углеводородов на примере этилена и ацетилена. Студенты работали в сотрудничестве, активно обсуждали  все задания .


3.5. Подведение итогов урока

При подведении итогов урока по оценочной ведомости, учитывались знания студентов в ходе проведения всего урока:  при изложении нового материала, при закреплении нового материала. В конце урока подводилась итоговая оценка за урок  каждой команды  студентов, с их  анализом работы.

      Применение элементов личностно – ориентированной технологии   на уроках химии позволяет выявить командную работу обучающихся,  с учетом психологических характеристик каждого члена команды. Сильный студент помогает слабому студенту в знаниях по химии, роль преподавателя  в данной технологии состоит  в том, что необходимо знать  своих учащихся, не только как  учеников, но и как личностей.

3.6. Домашнее задание

Составить рисунок по теме: «Ацетилен»  с использованием метода  блок - опорного сигнала.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М: Издательский центр «Академия», 2012 год., стр.167-171.

4. Заключение

Опыт проведения комбинированного урока по учебной дисциплине «Химия» на тему: «Ацетилен. Строение его молекулы, свойства, получение и применение» показал, что эффективность обучения с  использованием личностно – ориентированной технологии (технология коллективно-мыслительной деятельности)  выше. Урок проходит при  высокой  активности студентов на различных его этапах.

5. Список использованной литературы

  1. 1.И.В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе.
  2. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
  3. 2.В.Н..Рыжова. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника. Журнал «Завуч» №8,2003.
  4. 3.И.К.Шаламов. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика. Барнаул, 2002.
  5. 4.В.А. Бахвалов. Методики и технологии образования. Рига,1997.
  6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. «Химия» (для специальностей технического профиля) Москва, Издательский Центр «Академия», 2012 г., стр.158-162.
  7. Пустовалова Л.М. «Общая химия» (учебник): Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 2006 г.
  8. Журнал «Химия и жизнь», 2015 -2016 гг.
  9. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия в тестах, задачах и упражнениях: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - Москва, Издательский Центр «Академия», 2012 г.
  10. Астахов А.И., Касьяненко А.И., «Химия», Москва – 2012  г.
  11.  www/1september/ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

План

Группа

Дата

313

14.11.17

            часового занятия№57

Дисциплина: ОДП.п.13 Химия

Тема занятия: Ацетилен. Строение его молекулы, свойства, получение и применение.

Вид занятия: Комбинированный урок с использованием личностно – ориентированной технологии (технология коллективно-мыслительной деятельности)

Цель занятия

Учебная: Изучить  строение молекулы  ацетилена, его физические и химические свойства, получение и применение.

Воспитательная:  Воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости  химически  грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среды;

Развивающая: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний;

Деятельностная: Применение полученных знаний и умений для использования веществ в быту и на производстве;

Межпредметные связи

обеспечивающие:  Неорганическая химия, Биология, Основы безопасности жизнедеятельности;

обеспечиваемые:  Органическая химия, МДК 02.01 Технология обработки и воспроизводства плодородия почв; ЕН 02 Экологические основы природопользования;

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Наглядные пособия: Плакат «Строение молекулы ацетилена»; Штатив с пробирками, вода, газоотводная трубка, бромная вода, р-р KMnO4, карбид кальция.

Раздаточный материал: учебники, карточки – задания;

Технические средства обучения:

Учебные места (для практ. занятий, лаб. работ): Кабинет «Химии»

Литература:

основная: Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М: Издательский центр «Академия», 2012 год,  стр. 167-171

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

элемента

Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения

Добавления, изменения, замечания

1

2

3

1.

Организационный момент

беседа

1.1.

Взаимное приветствие

1.2.

Проверка отсутствующих на уроке

1.3.

Объявление темы урока, постановка его целей и задач, план урока.

1.4.

Мотивация на положительное усвоение знаний

1.5

Критерии оценки работы студентов на уроке

2.

Изложение нового материала

беседа

2.1.

Ацетилен. Строение его молекулы, физические свойства.

Объяснительно – иллюстративный метод

2.2.

Химические свойства ацетилена

Объяснительно – иллюстративный метод; работа с учебником, КМД

2.3.

Получение ацетилена.

а) лабораторный способ получения ацетилена;

б) пропускание газа ацетилена через раствор KMnO4;

в) горение ацетилена;

Объяснительно – иллюстративный метод  с проведением демонстрационного  опыта

2.4.

Применение  ацетилена.

беседа

3.

Закрепление материала

Работа по карточкам-заданиям

3.1.

Классификация  органических соединений.

КМД

3.2.

Химические превращения.

КМД

3.3.

Сравнительная характеристика непредельных углеводородов.

КМД

4.

Подведение итогов урока

5.

Задание на дом: Составить по конспекту рисунок по теме «Ацетилен»  с использованием метода  блок - опорного сигнала.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М: Издательский центр «Академия», 2012 год.

Стр. 167-171

Задание №1. Распределите следующие углеводороды по трем классам органических соединений:

    1)  С2Н6   

2)  С4Н6

3)  С5Н12

4)  С6Н12

5)  С4Н10

6)  С3Н6

7)  С3Н8

8)  С5Н10

9)  С5Н8

10)   С6Н14

11)   С3Н4

Алканы:

Алкены:

Алкины:

Задание №2. Напишите уравнения реакций,  с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Этан-------Этен--------Этин

        

Задание №3. Заполните таблицу: Сравнительная характеристика представителей непредельных углеводородов.

Органическое вещество

Этилен

Ацетилен

Молекулярная формула

Структурная формула

Строение молекулы

Химические свойства