урок
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по химии в 8 классе
по теме «Зачем мне нужна химия?»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вводно-мотивационный этап. (Индуктор) | Мы продолжаем открывать для себя химию. Изучали химию 2 года. На слайде «Химики – это те, кто на самом деле знают, как устроен мир» Лайнус Полинг. | Внимательно слушают. |
Самоконструкция | Сейчас напишите на листочках, зачем мне нужна химия. Получилось дерево наших мыслей (но дерево скудное) На доске запись: строение-свойства-применение. Что для вас означает эта запись? | Пишут на листочках ответы на вопрос. Листки бумаги в форме листьев деревьев. Далее записывают ответ и вывешивают на дерево. Некоторые ответы зачитывают. Поставить цель урока (знаю, не знаю, могу) Ответы учащихся. |
Операционно-содержательный этап | Объединитесь в группы. Повторить ТБ на слайдах. | Надевают белые халаты. Соединяют парты в группы. Объединение через сотрудничество. Работа в малых группах сотрудничества. Выявить роли в группах: лидер… 1 – про еду… 2 – про здоровье… 3 – про воду… 4 – про лекарства 5 – «Хочу все знать!» |
Афиширование | Дает задания группам по проведению химического эксперимента, . (надпредметность) Подведение итогов по экспериментам. | Работа в группах. Проводят химический эксперимент. 1 – химические опыты с Соса-Соla… 2 – химические опыты с бытовой химией (СМС, зуб маста…) 3 – опыты с водой (из скважины, бутилированной, газводой) 4 - опыты с лекарствами: активированный уголь, аспирин, йод. 5 – экспериментальное решение задач повышенного уровня. Во время групповой работы можно ходить, смотреть опыты других групп. Защита групповой работы. Аплодисменты. Работает группа экспертов №5. |
Вывод по уроку. На доске схема: строение - свойство – применение Можно ли по применению вещества судить о его строении и свойстве? Можно ли по свойствам прогнозировать его применение? Вспомним определение, что такое наука – химия. | Ответы учащихся Можно! Все в природе взаимосвязано. Дают определение химии. | |
Рефлексия | Сейчас напишите на листочках, зачем мне нужна химия. Дерево получилось с хорошей кроной. Предлагает сделать вывод по уроку по эпиграфу к уроку, какой была цель урока. | Отвечают. Записи на листочках в форме яблок. Ответы должны быть полные, обоснованные. Закрепляют на дереве. Некоторые зачитывают свои ответы. Делают вывод по уроку. Достигли ли цель урока. |
Домашнее задание | Написать эссе по теме «Зачем мне нужна химия?», краткое, обоснование научное, достоверное, интересное. | Записывают домашнее задание. |
Опыт № | Исходные вещества | Уравнение реакции | Признак реакции | Тип реакции | Вывод (Как влияет на организм человека? Зачем нужен? и т.д.) |
1 |
| ||||
2 | |||||
3 | |||||
4 |
Какие понятия разобрали в ходе практической работы?
Критерии оценивания: ответ полный, интересный, указан тип и признак реакции – 5
Ответ содержит небольшие ошибки и неточности, в уравнении реакции проставлены коэффициенты, но в анализе есть не точности -4
Ответ содержит ошибки, уравнения реакции написаны не проставлены коэффициенты -3
Ответа нет – 2.
Групповая работа №1 «Про еду…»
Ортофосфорная кислота, которая входит в состав Кока -колы, ухудшает всасывание кальция и вымывает его из организма, что приводит к отрицательному действию на скелет. Конечно, концентрация ортофосфорной кислоты не так высока, чтобы от разового применения нанести вред колы слизистой желудка и кишечника, но если пить много и часто, то вред колы в этом проявлении может быть нанесён весьма сильный. К тому же, эта кислота химически чрезвычайно активна – связывает катионы – кальций, магний, цинк и выводит из организма через почки в виде соответствующих солей. Но ведь все эти макроэлементы нам нужны, они выполняют массу различных чрезвычайно важных функций в нашем организме.
Опыт №1
Возьмите 2 мл, обесцвеченной кока – колы налете в пробирку, добавили чуть – чуть азотной кислоты и прилете несколько капель раствора нитрата серебра. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции. Какой признак реакции наблюдаете.
Опыт №2
Ортофосфорная кислота реагирует с магнием. Проведите реакцию. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций. Укажите тип реакции.
Опыт №3
Возьмите 2 химических стакана, в одну налейте воду, в другую кока-колы, опустите в стаканы по 1 железному гвоздю. Что наблюдаете? Где можно в быту применить эту реакцию?
Групповая работа №2 «Про здоровье…»
Поговорим о бытовой химии. Трудно представить свою жизнь без нее. Она у нас на кухне, на полках в ванной, в туалете. Пользование происходит уже на уровне автоматизма. Стирать — есть порошок. Помыть посуду — есть моющее средство. Хорошенько вымыть руки, голову или тело — есть мыло, шампуни и гели для душа. Неприятный запах в доме — есть освежитель воздуха. Мы вряд ли сможем прожить день, не используя бытовую химию, и так же вряд ли задумываемся, что скрывает яркая упаковка внутри себя.
Опыт №1
Возьмите 3 вида порошка: 2 детских и 1 достаточно известный заграничный. Наберите соответственно 3 стакана по половине воды комнатной температуры и бросьте в каждый по чайной ложке порошка, размешайте его. Спустя некоторое время возьмите обычную ткань и по очереди сливайте сквозь нее порошковый раствор. Что наблюдаете? Какой порошок растворился полностью?
Опыт №2
Возьмите эти же растворы стиральных порошков и проверьте среду индикаторной бумагой. Что наблюдаете? Какие среды имеют стиральные порошки? Как будут влиять на кожу человека?
Опыт №4
Для борьбы с кариесом в зубные пасты добавляют фториды натрия (NaF), алюминия, аминофторид. Несмотря на все положительные качества, фторосодержащие зубные пасты в 30 – 35 % случаев не оказывают противокариозного действия. В связи с этим были разработаны другие лечебные пасты, способствующие укреплению зубов. В них вводят одно - и двухзамещенные фосфаты калия и натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, соли фосфорной кислоты, макро- и микроэлементы, которые способны изменять (перестраивать) химический состав твердых тканей зуба и замедлять образование зубных отложений.
Возьмите немного зубной пасты и растворите в воде. Разделите раствор на 3 порции и проведите реакции осаждения фторидов, карбонатов и фосфатов. Напишите уравнения реакции в виде сокращенного ионного уравнения. Сделайте выводы.
Групповая работа №3 «Про воду…»
Прочитайте состав минеральной воды на этикетках. Какие анионы и катионы написаны на этикетке. Сможете ли доказать наличие этих ионов в воде? Проведите соответствующие реакции. Результаты проверьте по таблице растворимости.
Опыт №1
Обнаружение ионов кальция и магния в воде. Проведение опыта: прибавьте мыльный раствор к воде. Рекомендации для выводов: Если в воде нет растворимых солей магния и кальция (нет извести), вода не помутнеет, а если есть растворимые соли магния и кальция, то вода помутнеет. Чем больше извести в воде, тем больше она мутнеет. Соли кальция и магния образуют с мылом нерастворимые осадки.
Опыт №2
Взаимодействие натрия с водой. В кристаллизаторы наливают воды и добавляют по несколько капель раствора фенолфталеина. Отрезают скальпелем на листе фильтровальной бумаги кусок натрия, величиной с горошину, "дольки". Кусочки натрия опускают в кристаллизатор с водой. Наблюдают "бегающие" по поверхности воды шарики расплавленного металла. За металлом "бегающего" шарика остается малиновый "шлейф". Напишите уравнения реакций. Укажите признак реакции.
Опыт №4
"Несгораемый платок" Реактивы и оборудование: Пинцет, платок, поднос, лучинка, спички, банка – капельница с этиловым спиртом. Целый хлопчатобумажный платок смачивают смесью воды и этилового спирта, слегка отжимают, а потом оставляют высохнуть.
Методика: Платок демонстрируют зрителям, кладут его на металлический поддон и осторожно смачивают спиртом. Не теряя времени, спичкой или лучинкой поджигают платок на поддоне. Держа горящий платок щипцами, показывают его зрителям. После того как пламя погаснет, зрители видят совершенно целый «несгораемый» платок. До этого момента платок руками трогать запрещается.
Химизм: Опыт основан на том, что испарение воды из ткани требует больших тепловых затрат, а теплоты, выделяющейся при горении, недостаточно. Кроме того, пропитанная клеем ткань не горит.
Проверьте воду на содержание хлорид –ионов.
Групповая работа №4 «Про лекарства…»
Опыт №1
В колбу наливаем 100-150 миллилитров воды. Капаем в воду 5-10 капелек чернил / разведенной туши до появления у раствора бледно-голубого цвета. Затем ссыпаем в полученный раствор растолченную таблетку активированного угля. Колбу плотно закрываем и осторожно мешаем смесь. Спустя 2-3 минуты цвет раствора из голубого измениться на белый. Такое изменение цвета связано с тем, что активированный уголь – активный адсорбент, то есть он впитывает в себя все вещества из окружающей среды.
Опыт №2
Ацетилсалициловая кислота, или аспирин,— это сложный эфир салициловой кислоты (содержит в составе молекулы гидроксо-группу) и уксусной кислоты. При гидролизе ацетилсалициловой кислоты образуется уксусная кислота, которую ощущают по запаху. Одну таблетку аспирина разотрите в фарфоровой чашечке, добавьте несколько капель концентрированной серной кислоты, перемешайте и прибавьте каплю воды. Появляется запах уксусной кислоты.
Опыт №3
В фарфоровую чашечку насыпают 2—3 г перманганата калия и добавляют 5—6 капель безводного глицерина. Через 1—2 минуты произойдет вспышка. Где можно применить эту реакцию в быту?
Групповая работа №5 «Хочу все знать!»
Опыт №1
В четырех пробирках содержатся бесцветные растворы карбоната натрия, фосфата натрия, силиката натрия и нитрата серебра. Как с помощью одного реактива определить каждое вещество?
Опыт №2
В трех пронумерованных пробирках находятся растворы кислоты, щелочи и воды. Определите, где, в каких пробирках находятся эти вещества. Где можно применить эти реакции?
Опыт №3
Проведите демонстрационный опыт «Рана». Для этого кожу руки смажьте раствором «Йода» (хлорид железа (III)), обмакните «нож» в растворе «дезинфицирующего вещества» (роданид калия). Далее сделайте полоску на руке. Напишите уравнение реакции, Какой признак реакции наблюдаете? Где применяется эта реакция?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....

Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...