Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Эволюция органического мира"
план-конспект занятия по биологии (11 класс)

Пантюхина Ирина Рашитовна

Занятие включает элементы социо-игровых технологий, рассчитано на 2 часа. Сначала учащиеся пишут тест. Затем идет проверка понятий и знаний по теме в виде динамичной игры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение  знаний по разделу «Эволюция органического мира»

Хронокарта урока

Актуализация опорных знаний

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЭВОЛЮЦИЯ»

Вариант 1

На вопросы части А выберите один правильный ответ:

А1. Совместная трудовая деятельность предков современного человека способствовала:

1)освобождению руки;2)появлению прямохождения;3)появлению речи;4)развитию мышечной силы.

А2. Наиболее напряженной Ч. Дарвин считал борьбу:

1) с неблагоприятными условиями неживой природы; 3) внутривидовую;                            

2) межвидовую;                                                                  4) все перечисленное.

А3. Кроманьонцы являются подвидами вида:

1) человек прямоходящий; 2) человек умелый; 3) человек разумный; 4) австралопитек

А4. Изменчивость, не связанная с изменением генотипа, возникающая у организмов под влиянием условий среды и приводящая к разнообразию фенотипов, называется:

1) мутационная изменчивость;              3) комбинативная изменчивость;

2) модификационная изменчивость;     4) хромосомная изменчивость.

А5. Причиной борьбы за существование между организмами является:

1) отсутствие приспособлений к среде обитания;

2) ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение организмов;

3) неблагоприятные факторы неживой природы;

4) изменчивость особей в популяции.

А6. В результате взаимодействия движущих сил эволюции в природе происходит

  1. размножение организмов
  2. изоляция
  3. мутационный процесс
  4. образование новых видов

На вопрос В1 выберите 3 правильных ответа.

В1.  В связи с прямохождением у человека

   1) освобождаются верхние конечности

   2) стопа приобретает сводчатую форму

   3) большой палец верхних конечностей противостоит остальным

   4) таз расширяется, его кости срастаются

   5) мозговой отдел черепа меньше лицевого отдела

   6) уменьшается волосяной покров

Вариант 2

Часть А Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:

А1. Эволюция – это:

1) процесс индивидуального развития организмов;

2) многообразие современных растений и животных;

3) процесс исторического развития органического мира;

4) многообразие ископаемых растений и животных.

А2. Человеком современного типа является:

1) синантроп; 2) дриопитек; 3) кроманьонец; 4) неандерталец.

А3. В скелете человека в отличие от человекообразных обезьян увеличен

  1. лицевой отдел черепа
  2. шейный отдел позвоночника
  3. мозговой отдел черепа
  4. размер костей конечностей

А4. К движущим силам эволюции относят

  1. многообразие видов
  2. борьбу за существование
  3. видообразование
  4. приспособленность

А5. Предупреждающую окраску имеет

  1. полярная сова                      3) майский жук
  2. божья коровка                     4) озерная лягушка

А6. Наиболее эффективной преградой для свободного скрещивания особей популяций является изоляция:

1) генетическая; 2) географическая; 3) поведенческая (этологическая); 4) экологическая

На вопрос В1 выберите 3 правильных ответа.

  1. В1. Примеры искусстенного отбора:

 1) 

гибель темноокрашенных полевок на скошенном поле

 2) 

разнообразие форм бобовых: фасоль, горох, бобы, арахис, соя

 3) 

увеличение численности зайцев в Австралии

 4) 

разнообразие видов вьюрков на Галапагосских островах

 5) 

выведение разных форм аквариумных рыбок

 6) 

выявление больных сельскохозяйственных животных, их выбраковывание

Вариант 3

Часть А Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:

А1. В головном мозге человека, в отличие от других млекопитающих, в процессе эволюции появляются центры

  1. обоняния и вкуса
  2. слуха и зрения
  3. речевые
  4. координации движения

А2.   Отбор, при котором сохраняются особи со средней нормой показателя признака, называют

  1. стабилизирующим
  2. движущим
  3. искусственным
  4. методическим

А3. Примеры естественного отбора:

 1) 

выведение разных форм аквариумных рыбок

 2) 

разнообразие форм бобовых: фасоль, горох, бобы, арахис, соя

 3) 

гибель темноокрашенных полевок на скошенном поле

 4) 

выявление больных сельскохозяйственных животных, их выбраковывание

А4. Разнообразие подводных  и надводных листьев стрелолиста – пример

  1. модификационной изменчивости
  2. действия мутагенов
  3. комбинативной изменчивости
  4. различия в генотипах разных клеток

А5. Отсутствие какого газа  в первичной атмосфере Земли ограничивало развитие жизни?

  1. водорода                    3)кислорода
  2. азота                           4) метана

А6. О возникновении гигантских ящеров – динозавров – в истории Земли свидетельствует:

1) наличие их окаменелых остатков;

2) сходство зародышей динозавров и современных рептилий;

3) их современное разнообразие;

4) общий план строения динозавров и современных рептилий.

На вопрос В1 выберите 3 правильных ответа.

. В1. Человек, в отличие от позвоночных животных,

 1) 

имеет пять отделов головного мозга

 2) 

образует различные природные популяции

 3) 

обладает второй сигнальной системой

 4) 

может создавать искусственную среду обитания

 5) 

имеет первую сигнальную систему

 6) 

может создавать и использовать орудия труда

Ответы

Часть А

Вариант 1

Вариант 2

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

3

3

3

2

2

4

4

3

3

2

2

1

В1

В1

124

236

Вариант 3

1

2

3

4

5

6

4

1

3

1

3

1

В1

346

Работа с терминами

На столах у каждого понятия. По очереди учащиеся подходят к учительск.столу и  берут определение. Задача: Найти ответ среди понятий, которые держат поднятыми вверх все учащиеся.

Понятия:

Внутривидовая борьба за существование

Межвидовая борьба за существование

Естественный отбор

Мутационная изменчивость

Модификационная изменчивость

Искусственный отбор

Морфологический

Географический

Норма реакции

Дивергенция

Конвергенция

Маскировка

Мимикрия

Предостерегающая окраска

Биохимическая эволюция

Прогенот

Питекантроп

Кроманьонец

Дриопитеки

Австралопитек

Раса

Расизм

Определения:

  1. Самая жесткая и острая, т.к. все особи одного вида нуждаются в одних и тех же ресурсах: пище, территории, убежищах, местах размножения.
  2. Эта борьба возникает между разными видами, популяциями, которые занимают разные экологические ниши
  3. Этим заканчивается борьба за существование
  4. Эта форма изменчивости служит материалом для естественного отбора
  5. Изменчивость, которая возникает под влиянием условий среды
  6. Отбор человеком особей или растений, с полезными для него признаками, одомашнивание
  7. Это критерий вида, под которым понимают совокупность внешних и внутренних признаков организма
  8. Это критерий вида, под которым понимают ареал распространения вида
  9. Пределы модификационной изменчивости называют…
  10. Выживание и преимущественное размножение в природе наиболее приспособленных особей Чарльз Дарвин назвал…
  11. Как называется расхождение признаков у организмов в процессе эволюции. Например разная окраска шерсти у медведя белого и бурого, разная форма листа у одуванчика и кактуса.
  12. Как называется процесс схождения признаков у особей разных систематических групп в связи с тем, что они приспосабливаются                       к сходным условиям обитания. Например, птица и бабочка, дельфин и акула.
  13. Сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком – это пример явления …
  14. Сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы– это пример явления …
  15. Ярко-красная окраска у божьей коровки – это пример явления…
  16. Гипотеза возникновения жизни, которая утверждает, что жизнь возникла путем химич. эволюции органических соединений
  17. Как называлась первая клетка согласно теории Опарина?
  18. Этот вид людей стал первым использовать огонь.
  19. Какой человек стал именоваться Человеком разумным
  20. Какие обезьяны были предками человекообразных обезьян?
  21. Обезьяноподобные существа – предки древнего человека, которые ходили уже на 2-х ногах, но и много времени проводили на деревьях.
  22. Исторически сложившаяся группа людей, имеющая общие морфологические и физиологические наследственные особенности.
  23. Реакционная теория, оправдывающая социальное неравенство, эксплуатацию, войны принадлежностью людей к различным расам

7 мин

10 мин

ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНД

Теперь разворачиваемся др. к др лицом и формируем команды по 4 человека

Количество баллов присуждаемых команде соответствует количеству слов в рассказе

Задание  КОМАНДАМ:

С миру по букве

Задание заключается в следующем: какая команда должна составить текст из 4 предложений по теме. Необходимо сочинить рассказ о адаптации организмов в природе, в котором отсутствовали бы слова, содержащие  букву «к».

10 мин

Инструкцию о предстоящей работе учитель дает через сменных посыльных, которых каждая команда высылает к учительскому столу.

Задание  КОМАНДАМ:

Посмотрев на «змейку» предложения (Кайнозойская эра – это эра геологической истории Земли, которая началась 66,млн. лет назад и продолжается до сих пор. Это расцвет  насекомых, птиц и млекопитающих и появления человека)  постараться запомнить его с фотографической точностью, через 1 мин забираются листочки. Надо восстановить эту змейку. Затем компании учеников обмениваются своими записями для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужих записях ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные» другой командой слова.

Проверенные листочки возвращаются прежней компании для «проверки проверяющих». Исправления сверяются с плакатом, вывешенным уже для проверки и выяснений возможных недоразумений. После чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов.

 Кол-во баллов – это кол-во точно воспроизведенных слов.

10 мин

Игра “Крестики” и “Нолики”

Создаются две команды – “Крестики” и “Нолики”..

На доску вешают игровое поле “Крестики-нолики”, на котором 9 игровых клеток.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Команда (например, “крестики”) выбирает игровое поле. Учитель задает вопрос.  Если команда, отвечавшая на вопрос, дает правильный ответ, на игровом поле появляется знак их команды. Если нет – команды соперников. В любом случае ведущий дает правильный ответ после того, как обе команды ответили на вопрос. Игра заканчивается, если одна из команд закрывает линию на игровом поле как при игре “Крестики-нолики”. Если линии не получается, команда-победитель определяется по очкам.

Вопросы:

  1. Эта борьба возникает между разными видами, популяциями, которые занимают разные экологические ниши
  2. Это критерий вида, под которым понимают совокупность внешних и внутренних признаков организма
  3. Как называется расхождение признаков у организмов в процессе эволюции. Например разная окраска шерсти у медведя белого и бурого, разная форма листа у одуванчика и кактуса.
  4. Ярко-красная окраска у божьей коровки – это пример явления…
  5. Какой человек стал именоваться Человеком разумным
  6. Сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком – это пример явления …
  7. Пределы модификационной изменчивости называют…
  8. Изменчивость, которая возникает под влиянием условий среды
  9. Выживание и преимущественное размножение в природе наиболее приспособленных особей Чарльз Дарвин назвал…

10 мин

Слепой капитан

Доску разделили на три части, от каждой группы выбрали капитана. Учитель зачитывал задания всему классу, а капитаны вызывали по человеку со своей группы, определяя, кому достанется вопрос полегче, кому — посложнее.

     Задания такие:

1. Кто был первым основателем доказанной теории эволюции? (Дарвин)

2. Раса человека, кот. отличается чёрными жёсткими прямыми, реже волнистыми волосами; тёмными глазами; смуглым, часто желтоватым цветом кожи; слабым развитием третичного волосяного покрова (монголоидная)

3. Мексиканская молочная змея (неядовитая) подражает ядовитому техасскому коралловому аспиду  – это пример…  (мимикрии)

4. Расцвет, каких животных наблюдался в юрском периоде мезозойской эры? (динозавров)

     В итоге на доске на трех полях появилось по 4 понятия:

     Теперь у доски три капитана, их глаза завязаны косынкой, в руках у них— мокрая тряпка. Задача: стирать с доски понятия, но не все сразу.

     Ряд может подсказывать своему «исполнителю приговора», комментируя «выше, левее…»

7 мин

Шапка» вопросов

      Каждый учащийся бросает в «шапку» записку, с вопросом.

Отвечают на вопросы все ученики. Для этого они подходят к «шапке» и вынимают одну из бумажек. И возвращаются на место для подготовки. Оценивается самый интересный вопрос и правильные ответы.

10 мин



Предварительный просмотр:

http://open.az/uploads/posts/2011-03/thumbs/1299161795_snake-028.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Импульс.Энергия.Законы сохранения"10 класс.

Идея урока: Учащиеся выбирают свою индивидуальную траектории работы на уроке, выбирая задания по силам,, результатом ,которой будет набранное определённое количество баллов.. Эста­фета состоит из неск...

Посвящение в юные строители. Урок обобщения и закрепления знаний.

Посвящение в юные строители. Закрепление знаний по штукатурно-малярному делу....

Разработка урока обобщения и закрепления знаний, полученных при изучении курса «Информатики» в форме телевизионной игры «Своя игра»

Разработка урока обобщения и закрепления знаний, полученных при изучении курса «Информатики» в форме телевизионной игры  «Своя игра»Цели урока: Углубление, обобщение и систематизация знаний ...

урок русского языка в 9 классе . тема обобщение и закрепление знаний о сложном предложении с разными видами связи

материал по теме обобщение и закрепление знаний по теме сложное предложение с разными видами связи...

Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний за курс органической химии в 10 класса

Данная разработка включает разработку урока с приложегиями и самоанализ урока....

Конспект урока физики 11 класса по теме "Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Оптика»".

Цель урока: повторение и закрепление знаний учащихся по теме «Геометрическая оптика. Линзы. Волновая оптика».Задачи: 1.Обучающая- обобщить знания учащихся по теме, используя реальные задания из тестов...

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Поездка в Брайтон" (5 класс)

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Поездка в Брайтон" . Обобщение  и закрепление формообразования глаголов в Past Simple, Past Continuous, Present Perfect...