Урок по химии "Щелочные металлы" 8 класс.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Урок № 8 в теме «Металлы», по учебнику О.С. Габриеляна «Химия», 9 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основной метод обучения: проблемный.

Основные формы обучения: эвристическая беседа, самостоятельная работа, химический эксперимент, работа с источниками информации, наблюдение.

Способы организации познавательной деятельности: коллективный, индивидуальный, парный.

Цель: организовать работу учащихся для изучения щелочных металлов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_shchelochnye_metally.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Щелочные металлы.

Учитель Джанджгава Е.В.

Урок № 8 в теме «Металлы», по учебнику О.С. Габриеляна «Химия», 9 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основной метод обучения: проблемный.

Основные формы обучения: эвристическая беседа, самостоятельная работа, химический эксперимент, работа с источниками информации, наблюдение.

Способы организации познавательной деятельности: коллективный, индивидуальный, парный.

Цель: организовать работу учащихся для изучения щелочных металлов

Задачи:

 1. Рассмотреть характеристику щелочных металлов в плане общего, особенного и единичного по трем формам существования.

2. На химии элементов этой группы повторить основные закономерности изменения свойств элементов в ПСХЭ; металлическую связь: физические и химические свойства.

3. Развивать навыки логического мышления: анализировать, обобщать, делать вводы.

4. Совершенствовать умения самостоятельной и групповой деятельности

5. Развивать познавательную деятельность учащихся

Оборудование: ПСХЭ, образцы щелочных металлов (Li, Na, K), чашечки Петри, вода, ф/ф; Аппаратное обеспечение: персональные компьютеры (в случае проведения урока в компьютерном классе), либо компьютер, проектор, экран (в случае отсутствия компьютерного класса).

Программное обеспечение: обучающие диски по школьному курсу химии (СD «Кирилл и Мефодий», «Виртуальная школьная лаборатория») или видеоопыты:

  • Хранение щелочных металлов
  • Натрий, литий (режут ножом)
  • Плавление цезия
  • Окисление натрия на воздухе
  • Взаимодействие натрия с водой
  • Взаимодействие натрия, калия, лития с водой

Этапы урока:

  1. Ориентировачно-мотивационный
  2. Операционно-исполнительский
  3. Проверка усвоения знаний
  4. Рефлексивно-оценочный

Ход урока.

Операционно-мотивационный этап

Сегодня, опираясь на имеющиеся знания о металлах, вам предстоит изучить свойства ярких представителей металлов – щелочных и объяснить,  почему семейство получило такое название.

Задание учащимся: сформулируйте цель урока.Составьте план изучения щелочных металлов.

На доске: Тема щелочные металлы.

  1. химические элементы-щелочные металлы
  2. простые вещества
  • строение
  • физические свойства
  • химические свойства
  • получение
  • применение

Операционно-исполнительный этап

1. химические элементы-щелочные металлы

Задание учащимся с опорой на имеющиеся знания: ответьте на вопросы, строя записи в тетради.

  1. Где располагаются элементы в ПСХЭ?
  2. Перечислите химические элементы семейства щелочных металлов.
  3. Что общего в строении атомов?
  4. Кем являются в ОВР?
  5. Как изменяются восстановительные свойства в пределах группы и с чем это связанно?
  6. Какую СО проявляют в соединениях?

Рефлексия этапа работы

Следствием данного анализа является вывод: если 1 электрон на последнем уровне, то являются сильными восстановителями. Из-за увеличения R с ростом электронных уровней восстановительные свойства увеличиваются в пределах группы;  С.О. в соединениях:  +1 

2, Простые вещества – щелочные металлы

  1. Физические свойства. (Уч-ся делают обобшения о физических свойствах в ходе демонстрации образцов ЩеМе и видеоопытов: хранение щелочных металлов; натрий и литий режут ножом, плавление цезия в ладони руки)

Все ЩеМе серебристо-белые, мягкие (режутся ножом), прекрасные проводники электрического тока, t плавления <  t кипения воды, кроме Li

От Li  к  Cs :

  • t плавления уменьшается с ростом порядкового №
  • Плотность увеличивается(Li, Na, K легче воды)

Вопрос учащимся: В чём причина общих физических свойств Ме? ( в строении).

  1. Строение простых веществ металлов:

 Ме связь, Ме кристаллическая решётка

Ме0  – 1е = Ме+

  1. Химические свойства

Вопрос учащимся: Сделайте прогноз  о химических свойствах щелочных металлов.

(имеют на внешнем уровне в атоме один валентный электрон. Следовательно, в химических реакциях проявляют ярко выраженные восстановительные свойства, возрастающие в ряду Li – Cs).

Вопрос учащимся: кто может выполнять роль окислителей? (неметаллы)

  1. Активно взаимодействуют со многими НеМе(все реакции учащиеся записывают в тетрадях и на доске,рассматривая  как ОВР)

2Ме + Cl2 = 2МеCl   (горят в хлоре)

2Ме + S = Ме2S        ( при н.у. реакция сопровождается вспышками)

3Ме + Р = Ме3Р

Li + O2 = Li2O

Na + O2 = Na2O2       (видеоопыт: окисление натрия)

2Me + H2 = 2MeH    ( при нагревании в струе Н2 образуют твёрдые солеобразные вещества ионного типа - гидриды).

*Кислородом воздуха легко окисляются  - хранят под слоем керосина (Li в вазелине из-за чрезвычайной лёгкости в керосине всплывает). При сгорании в кислороде только Li  образует оксид, остальные Ме - пероксиды.

Взаимодействие со сложными веществами

а) взаимодействие Na с водой. Демонстрационный эксперимент (соблюдение т/б !!!), или видеоопыт: натрий – с водой.

Вопросы учащимся для активизации познавательной деятельности:

  • При каких условиях протекает реакция? (обычные)
  • Почему Ме оплавился? (реакция экзотермическая)
  • Почему шарик бегает по поверхности воды? (выделяется газ водород)
  • Почему ф\ф стал малиновым? (среда раствора щелочная).

Задание: составить УХР ; определить тип реакции.

Является ли эта реакция ОВР ?

Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

УХР: 2 Na +2 H2O = H2 + 2 NaOH      

Вопросы:

  • Как изменится скорость реакции взаимодействия с водой от к Li – Cs     (Rb и Cs со взрывом)             Видеоопыт: взаимодействие лития, калия и натрия с водой с разной скоростью.
  • Щелочные металлы горят на воздухе. Можно ли потушить такое пламя водой?

*Не принято записывать УХР взаимодействия щелочных металлов с растворами кислот и солей, т.к. в растворе  реагирует с водой

  1. Нахождение в природе, получение щелочных металлов.

Вопросы учащимся с опорой на ранее полученные знания:

В каком виде щелочные металлы встречаются в природе? (в виде солей из-за высокой химической активности самих металлов, их оксидов и гидроксидов)

Какой способ лежит в основе получения щелочных металлов? Выбрать верный вариант ответа (пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия). Получают электролизом расплавов солей.

*сообщения учащихся об открытии и областях применения щелочных металлов (заранее приготовленные).

Этап проверки усвоения знаний

Самостоятельная работа в форме теста с выбором ответа.

1 вариант.

1. Какое из утверждений неверно:

А) атомы всех щелочных металлов содержат один электрон на последнем уровне

Б) все элементы, ссодержащие один электрон на внешнем уровне, являются щелочными металлами

В) атомы щелочных металлов отличаются числом энергетических уровней

Г) они проявляют только восстановительные свойства

2. расположите указанные щелочные металлы в порядке увеличения радиуса их атомов:

1)цезий), 2)литий, 3)калий, 4)натрий.

а)2,4,3,1                     б)1,3,4,2                           в)1,2,4,3                   г)3,2,4,1

3. составьте УХР взаимодействия калия с водой. Сумма коэффициентов в уравнении реакции равна: а)5,  б)6,  в)7,  г)8

4. какое свойство не является общим для всех щелочных металлов:

А)они легко окисляются на воздухе

Б) все эти металлы активно взаимодействуют с водой

В)все эти металлы при взаимодействии с кислородом образуют пероксиды

Г) все эти металлы-мягкие вещества с серебристым блеском свежесрезанной поверхности

Этап подведения итогов. Рефлексия.

  1. Над какой темой работали?
  2. Что поразило в свойствах щелочных металлов?
  3. Почему данное семейство получило название щелочных металлов?

Домашнее задание по учебнику «Химия 9 класс» О.С. Габриеляна 2008 год.

&11 стр. 52-54 упр.2, 5. Дополнительно упр. 3. 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....