Урок по химии на тему "Азот"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Гурова Ольга Викторовна

Урок по химии на тему "Азот" ( технологическая карта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_teme_azot.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 9

Тема Азот.

Тип урока урок открытия нового знания

Цели:

Образовательная: Выявление и оценка степени овладения учащимися системой знаний об элементах и их соединениях на примере азота, а также применять полеченные знания на практике, структурировать информацию, выделять главное, решать нестандартные логические задачи.

Развивающая: Развитие критического мышления, самостоятельности, обеспечение системности обучения.

Воспитательная: Формирование коммуникативных навыков и навыков самоконтроля, правильной самооценки и чувства ответственности; повышение положительной мотивации учащихся путём постановки проблемных вопросов и их решения в ходе работы с тестовыми заданиями различной формы.

Задачи:  

1. Рассмотреть строение атома азота, его положение в ПС.

Изучить физические и химические свойства.

 (предметный результат);                                                                                                                                                                                                      2. продолжить развивать умения:   формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах. (метапредметный результат);                                                                                                                                                                                                                                           3. сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).

Методы и методические приемы:  проблемный, эвристический, наглядный.

Литература для учителя: Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В.  Настольная книга  учителя. Химия. 9 класс - М,: Дрофа, 2002.

Литература для учащихся: О.С.Габриелян Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2010.

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 УУД, которые формируются на этапе урока

1.

Организационный этап

Приветствует детей.

Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока

Здравствуйте ребята! Рада видеть знакомые лица и надеюсь, что мы поможем  друг другу показать всё на что способны. У вас на столе лежат сигнальные карточки, покажите всем с каким настроением вы пришли на урок?

        - отличное, готов работать

            - среднее, может чего и скажу

            - ещё не решил.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

 (Личностные УУД: смыслообразование)

1.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

   Я пришла на урок в отличном настроении и в качестве эпиграфа к нему выбрала слова Исаака Ньютона «Природа неистощима в своих выдумках!»

Сядем поудобней, расправим плечи, сделаем глубокий вдох и начнём.

?.     Что мы  вдохнули сейчас полной грудью?        Воздух.

Наша планета находится фактически в газовой среде на дне воздушного океана.

А какие же газы в этой среде? (Компьютерная диаграмма). О каком из этих газов говорится в стихотворении?

Предупреждаю вас заранее:

Я не пригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мною дышат.

Верно. Основная составная часть воздуха – азот.

Формулирую тему урока

 (Личностные УУД.

Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме)

2.

Этап актуализации и пробного учебного действия;

Проблемный эксперимент.(приложение 1)

Наблюдают эксперимент, демонстрирующий состав воздуха и свойства азота, рассуждают, анализируют результат.

(Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.)

3.

Этап выявления места и причины затруднения;

  • 1772 году Даниэль Резерфорд исследовал оставшийся газ ещё несколькими способами

                                            ( Слайд с опытом Резерфорда)

  • Вслед за Резерфордом такие же опыты провели Шееле, Пристли и Кавендиш, которые называли исследуемое вещество «удушливым воздухом», «дурным воздухом».

В 1787 году Антуан Лавуазье предложил называть «удушливый газ» азотом, что в переводе с греческого «безжизненный».  То же название закрепилось и за химическим элементом.

Однако, среди учёных есть противники перевода «азот» как «безжизненный». Они утверждают, что Лавуазье заимствовал это слово у алхимиков, которые расшифровывали его как «начало и конец всех начал». Через три года было предложено новое название Nitrogenium, т.е. «рождающий селитру», ибо азот был обнаружен в составе ценных веществ – селитр, известных как природные удобрения ( NaNO3 –  чилийская селитра)

Какие противоречия вы услышали в моём рассказе?

Азот  - безжизненный

Азот – начало и конец всех начал

Нитрогениум – рождающий селитру.

Цель нашей дальнейшей работы решить какое из предложенных названий больше всего подходит азоту?

Предлагают варианты целеполаганий. Хотят познакомиться со свойствами азота.  Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу

(Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы)

4.

Этап построения проекта выхода из затруднения;

Что же нужно знать, чтобы решить задачу? ( надо исследовать все известные данные об азоте).

? А что нам известно об азоте как химическом элементе?

Групповая работа. (приложение 2)

Как вы думаете, почему содержание азота в воздухе не изменяется? (химически инертен)

А с чем это связано? (со строением)

Самостоятельная работа с учебником.стр.142-143

Значит азот способен образовывать тройную связь. Насколько прочна эта связь поможет определить простой опыт. Попрошу выйти с каждого ряда по 2 ученика.( мини сценка: - связь, = связь,--- связь)

? Какая связь более прочная, как это отражается на химической активности азота.?

( прочная молекула делает азот химически неактивным, т.е.  на химическом языке - инертностным)

Зная состав и строение молекулы вещества можно спрогнозировать его химические свойства. Мы знаем, что молекула азота очень прочная, а значит газ неохотно вступает в химические реакции.

Химические свойства азота.(приложение 3)

Вывод Основные особенности протекания реакций с участием азота – жесткие условия реагирования (выс. темп., давление, катализатор)

Сообщение учащихся о содержании азота в природе.

Круговорот азота в природе.

Физкультминутка 2 мин

Работают в группах с последующей взаимопроверкой.

Работают с учебником §24стр.142-143.

Заполняют схему «Химические свойства азота».

Формулируют выводы.

(Познавательные УУД.  Умение работать с текстом.

Коммуникативные УУД. Умение работать в группе. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

5.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Организует работу учащихся в парах, в группах для проговаривания материала.

Вставьте пропущенные слова в утверждениях.

  1. Азот – химический элемент ………….. группы ……………… подгруппы
  2. На внешнем энергетическом уровне азота ………….электронов.
  3. В ходе химической реакции азот может являться и ………….., и …………………...
  4. Максимальная степень окисления азота ………………

Заполните пропуски в утверждениях по очереди на одном листе бумаги (работа с партнером по плечу)

Предполагаемые ответы учащихся

  1. Азот – химический элемент пятой группы главной подгруппы
  2. На внешнем энергетическом уровне азота 5 электронов.
  3. В ходе химической реакции азот может являться и окислителем, и восстановителем.
  4. Максимальная степень окисления азота +5

Выполняют задания на закрепление.

 (Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).

6.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельную работу (приложение 4)

Выполняют самостоятельную работу на выбор правильного утверждения.

Записывают в тетрадях.

Сверяются с ответами.

Применяют знания на практике.

 (Регулятивные УУД.        

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других)

7.

Этап включения в систему знаний и повторения;

Предлагает выполнить задание на стр.146 №3

и поменяться работами после завершения для взаимопроверки.

Решают самостоятельно.

Применяют знания на практике.

Выполняют задания в тетрадях.

Перечисляют критерии оценивания.

(Регулятивные УУД.

Уметь  работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию  из одного вида в другой)

 

информация о домашнем задании

Записывает домашнее задание на доске: §24 стр.142 №2, поясняет на что обратить внимание

Записывают в дневник

8.

этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Предлагает учащимся составить синквейн к понятию - азот (приложение 5)

Предлагает вспомнить, какую цель  поставили в начале урока, достигли ли  цели?

Побуждает  оценить свою деятельность на уроке, воспользуясь сигнальными карточками (приложение 6)

Проводят рефлексию.                                                     Предлагают варианты синквейна.

Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю.

 (Познавательные УУД. Умение анализировать результаты своей деятельности.

Регулятивные УУД.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья)

Приложение 1

Чтобы вспомнить количественное содержание газов в воздухе проведём эксперимент( возьмем пробку и свечку, нальём немного воды в кристаллизатор, свечу зажжём и закроем колоколом. По мере горения свечи в колокол поступает вода, а когда свеча погасла колокол заполнился на 1/5 часть.)

? какой газ израсходовался в процессе горения?

?Сколько его было в исходном составе воздуха?

?Какой газ остался? Сколько его?    Если газ назвать не могут, то перечисляют свойства( не поддерживает горение, занимает 4/5 воздуха

Приложение 2.

План характеристики ХЭ по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Найдите химический элемент в таблице Д.И. Менделеева и ответьте на вопросы:

№ п/п

Вопрос

Ответ

1.

Каков химический знак?

N

2.

Какой атомный номер и какая относительная атомная масса?

7, Mr (N) = 14

3.

Сколько протонов и нейтронов в ядре атома?

Протонов – 7

Нейтронов – 7

4.

Сколько электронов в атоме? Какова его электронная формула (распределение электронов по атомным орбиталям)?

7, + 7 N )2 )1S2S2 2P3

http://festival.1september.ru/articles/645641/img1.gif

5.

Составьте электронную и графическую схемы образования молекулы азота.

http://festival.1september.ru/articles/645641/img2.gif

6.

В какой группе периодической системы находится?

V – А

7.

В каком периоде?

2 период

8.

Какая низшая (в соединении с водородом и металлами) и высшая (в соединениях с кислородом) степень окисления азота?

-3, +5

По завершению работы взаимопроверка (правильные ответы выведены на экран интерактивной доски).

Приложение 3

Заполнить схему:                                     АЗОТ

                                  Окислитель                                    Восстановитель

                                        ?                                                             ?

Приложение 4

Выберите правильные утверждения, которые можно отнести к азоту

(самостоятельная работа) 

 1. Азот - газ намного тяжелее воздуха.

2. Молекула азота - двухатомна.

3. В воздухе содержится 78 % азота.

4. Азот - химически активное вещество.

5. С азотом связаны процессы дыхания и фотосинтеза.

6. Азот проявляет окислительные и восстановительные свойства

Предполагаемые ответы учащихся

1. Азот - газ намного тяжелее воздуха.

2. Молекула азота - двухатомна.

3. В воздухе содержится 78 % азота.

4. Азот - химически активное вещество.

5. С азотом связаны процессы дыхания и фотосинтеза.

6. Азот проявляет окислительные и восстановительные свойства

Приложение 5

Рефлексия (работа в парах) – 3мин

Демонстрируется слайд, как составить синквейн:

Название темы – одно существительное

Описание темы – два прилагательных

Описание действия – два глагола + деепричастие (или три глагола)

Отношение к теме – четыре слова

Суть темы – одно слово.

Приложение 6

Можно на слайде или раздать обучающимся в печатном виде

1. На уроке я работал                                                                                 активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я                                                                      доволен/не доволен

3. Урок для меня показался                                                                      коротким/длинным

4.За урок я                                                                                                 не устал/устал

5. Мое настроение                                                                                   стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был                                                                   понятен/не понятен              полезен/бесполезен              интересен/скучен

7.Домашнее задание мне кажется                                                        легким/трудным                    интересным/не интересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».

Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....

Бинарный урок по химии и физике "Основные понятия химии и физики" (брейн-ринг)

Тип урока: обобщающий, бинарный, с элементами ИКТФорма урока: брейн-рингЦель: повторение и обощение знаний об основных химических  и физических понятиях.Задачи: актуализация знаний учащихсяобощен...

Презентация урока по химии "Бытовая химия"

Изучение влияние препаратов бытовой химии на здоровье человека....

Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...

Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"

Теннологическая карта урока по химии в 8 классе  "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...