Урок по химии на тему "Гидролиз"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Гурова Ольга Викторовна

Урок по химии на тему "Гидролиз" (презентация + технологическая карта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_temegidroliz.docx27.42 КБ
Файл gidroliz.pptx568.25 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель химии Гурова Ольга Викторовна

Предмет – Химия.

Тема урока «Гидролиз».

Тип урока изучения нового материала, комбинированный.

Урок составлен в соответствие с требованиями ФГОС второго поколения на основе деятельностного подхода к организации образовательного процесса.

Форма проведения урока – изучение нового материала.

Участники – обучающиеся 8  класса.

Методы: частично-поисковые,  словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа, элементы проблемного обучения.

Формы организации учебных действий – индивидуальная работа, работа в группах, , составление классификационных схем, выполнение комплексных заданий .

ник, тексты), анализировать свои способности.

Планируемые образовательные результаты:

В результате педагогического взаимодействия на уроке обучающиеся смогут:

 Предметные 

  • Сформулировать определение понятиям: гидролиз.
  • раскрыть механизм гидролиза солей, научиться изображать уравнения реакций гидролиза солей.
  • развивать умения проводить лабораторные исследования, наблюдать, описывать и формулировать выводы.

Работая в группах, создавать минипроекты.

  •  Метапредметные обучающиеся смогут

Познавательные:

-обобщать полученную информацию;

- проводить наблюдение;

- прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-соотносить учебные действия с известными правилами;

Коммуникативные:

- формулировать высказывание;

- согласовывать позиции и находить общее решение;

- Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Личностные 

  • Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
  • Осознавать свои эмоции
  • Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции

Средства обучения:

- Компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме (приложение 1)

- Реактивы и оборудование для проведения эксперимента.

Этапы  урока

Содержание учебного материала. Деятельность  учителя

Деятельность

 учащихся

Формирование

 УУД              

1.Актуализация знаний. Определение потребностей и мотивов.

Тема нашего урока является продолжением темы «Электролитическая диссоциация». Поэтому, чтобы нам легче было усвоить новый материал, необходимо вспомнить, о чем мы говорили на предыдущих уроках.

Выполнить следующие задания:

1.Осуществите схему превращений:

Са      СаО     ?

                                CaSO4     Слайд 1

S       SO2      ?                  

Вывод: соли – продукты нейтрализации  кислот и оснований, они нейтральны.

2. Охарактеризуйте кислоты и основания, как электролиты, составив схемы 1 :

          кислоты                       основания

сильные     слабые         сильные      слабые

     ?                   ?                      ?                   ?

Слайд  2 - самопроверка

3. Придумайте новый признак классификации солей. Составление схемы 2  – кластера:

     

Классификация солей

?                    ?                       ?                  ?

Слайд 3  - самопроверка

Эксперимент:

р-р HCl + лакмус =красный (среда кислая)

р-р NaOH +лакмус=синий (среда щелочная)

Какие ионы определяют среду?

+>OH- - cреда кислая; H+- - cреда щелочная; H+=OH- - cреда нейтральная)

Слайд 4

Проблемный эксперимент: раствор Na2CO3 +лакмус=синий (среда щелочная)

Как следствие возникают проблемные вопросы:

  1. Почему соли, будучи нейтральными, образуют разную среду в водных растворах?
  2. Является ли процесс растворения соли в воде химической реакцией?

- Какова же тема нашего урока?

(Взаимодействие солей с водой)

Расшифровка темы урока по схеме Питерсона. Слайд 5

- Этот процесс в химии называется гидролизом.

Попробуйте расшифровать это слово.

(гидро – вода, лизис - расщеплять)

               Слайд 6

Учащиеся самостоятельно  записывают соответствующие уравнения реакций в тетради и характеризуют последнюю реакцию.

Применяют навыки классификации веществ на сильные и слабые электролиты.

Сверка с эталоном.

Применяют навыки классификации солей в новой ситуации.

Групповая  работа:

заполнение  схемы,

работа  с  учебником.

Сверка с эталоном.

Выполняют проблемный эксперимент.

Учащиеся разрабатывают проблемные вопросы и формулируют тему урока.

Регулятивные:

 Контролируют, прогнозируют, оценивают, корректируют знания, сличают результат с эталоном.

Самостоятельно определяют цели, формулируют тему урока.

Познавательные:

общеучебные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания, используют навыки построения схем.

Коммуникативные

Планируют, ставят проблемные

вопросы, развивают умение выражать свои мысли.

2.Принятие гипотезы и план действий по её проверке.

Побуждающий диалог.

  1. Соли  - нейтральные вещества, но что происходит при растворении их в воде? (меняют окраску индикатора )
  2. О чем свидетельствует изменение цвета раствора?(о химической реакции)

В чем вы видите противоречие? Какую можно выдвинуть гипотезу (предположение) на основании данных эксперимента?

Гипотеза  Если в результате растворения солей в воде меняется среда раствора, то это значит, что соль вступает в реакцию с водой. Учитель помогает учащимся составить план по проверке гипотезы. (Алгоритм действий).

  1. Состав солей.
  2. Запись химических реакций гидролиза солей.
  3. Зависимость характера среды от состава солей.
  4. Виды гидролиза.

     

Активно участвуют в побуждающем диалоге.

Выдвигают  гипотезу и записывают в тетрадь.

Если в результате растворения солей в воде меняется среда раствора, то это значит, что соль вступает в реакцию с водой.

Составляют алгоритм действий по доказательству гипотезы, записывают в тетрадь.

Логические:

Выдвигают гипотезу и  обосновывают её.

Регулятивные:

Формулируют гипотезу и планируют алгоритм действий по её проверке.

3.Изучение нового материала.

Введение новой информации. Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формулировка выводов.

15 мин

Самостоятельная работа с учебником и  выполнение эксперимента. Составление минипроектов (групповая работа).

Класс делится на 4 группы.

Каждая группа получает задание:

1 группа : гидролиз CuCl2 

2 группа : гидролиз Na2CO3 

3 группа : гидролиз NaNO3 (дети исправляют ошибку и доказывают, что соль гидролизу не подвергается)

4 группа : гидролиз MgSO3

Учитель читает проблемное стихотворение по химии по теме гидролиз с последующим обсуждением.

Как-то, лежа на диване

Про гидролиз думал Ваня.

Сколько в мире, думал Ваня,

Есть кислот и оснований.

Например, вода морей-

Это ведь раствор солей.

Где-то я читал когда-то,

Там хлориды и сульфаты.

И соляной там и серной

Кислоты полно, наверно.

Ведь вчера прошли мы в школе,

Что в воде идет гидролиз.

И зачем себе на горе

Люди в отпуск едут к морю?

Если долго там купаться,

Можно без трусов остаться!

Ткань любую без труда

Растворяет кислота.

Ванин слушая рассказ,

Целый час смеялся класс!

Что сказал ему учитель?

Догадайтесь, объясните.

Экспериментальная

работа  в  группах:

распределение  обязанностей,  проведение  

эксперимента по утвержденному  алгоритму,

поиск  информации,

обсуждение.

формулировка вывода.

Запись  уравнений  реакции.

Каждая группа защищает свой проект и формулирует выводы.

Учащиеся дают определение гидролизу.

Учащиеся рассуждают и объясняют противоречивую ситуацию в стихотворении.

Коммуникативные

Выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы.

Отстаивают свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Познавательные

Находят необходимую информацию, проводят опыты, наблюдают и делают выводы, предоставляют информацию в виде минипроекта, передают содержание в сжатом виде.

Регулятивные

Самостоятельно организовывают эксперимент, следуя алгоритму.

4.Итоговый самоконтроль(рефлексивное осмысление и самопознание)

Учитель демонстрирует слайды с заданиями.

Слайд 7

Слайд 8

Учитель оценивает работу учащихся с учетом индивидуальных ответов.

Домашнее задание:

обязательное:  параграф     упр.№

творческое : «Могу поделиться информацией» по применению гидролиза

Выполнение заданий

Слайд 7

Слайд 8

Учащиеся сами оценивают свою работу на уроке в оценочных листах.

Заполняют листы рефлексии. Слайд 9

Личностные

Сами оценивают усвоение материала на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Са СаО ? CaSO 4 S SO 2 ? Осуществите схему превращений

Слайд 2

Электролиты Кислоты Основания Сильные Слабые Сильные Слабые

Слайд 3

Классификация солей соли 1 тип: образованы сильным основанием и сильной кислотой KNO 3 , Na 2 SO 4 , … 2 тип : образованы слабым основанием и сильной кислотой С u(NO 3 ) 2 , FeSO 4 , … 3 тип : образованы сильным основанием и слабой кислотой Na 2 CO 3 , K 2 S, … 4 тип : образованы слабым основанием и слабой кислотой ZnS , FeSO 3 , …

Слайд 4

Н + > OH - - c реда кислая; H + < OH - - c реда щелочная; H + = OH - - c реда нейтральная Ионы, определяющие среду

Слайд 5

Расшифруйте тему 5, 10, 21, 19, 1, 8, 10, 25 Г К С А Ж Л Д У М И М Р З В О Е 5 7 9 11 3 8 21 6 15 10 16 19 25 2 1 13

Слайд 6

ГИДРОЛИЗ ( гидро – вода, лизис - распад)

Слайд 7

Проверь себя Задание 1: Определите окраску лакмуса в растворах солей: Ba (NO 3 ) 2 , FeCl 3 , LiNO 2 , CoSO 4 , Na 2 SiO 3 , ZnS , KCl Приведите примеры возможных реакций (по одному для каждого типа соли)

Слайд 8

Проверь себя Задание 2 : Исключите лишнюю соль из списка: А) ZnCl 2 , CuSO 4 , KNO 3 , Ni(NO 3 ) 2 Б) K 2 S, AgNO 3 , CrCl 3 , Pb(NO 3 ) 2 В) Na 2 S, CaCl 2 , Li 3 PO 4 , K 2 CO 3 Г) KNO 3 , MgBr 2 , Na 2 SO 4 , CaI2 Д) SnCl 2 , Al(NO 3 ) 3 , PbSO 4 , Fe 2 (SO 4 ) 3

Слайд 9

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 10

Обязательное: параграф Творческое: «Могу поделиться информацией по применению гидролиза» Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».

Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....

Бинарный урок по химии и физике "Основные понятия химии и физики" (брейн-ринг)

Тип урока: обобщающий, бинарный, с элементами ИКТФорма урока: брейн-рингЦель: повторение и обощение знаний об основных химических  и физических понятиях.Задачи: актуализация знаний учащихсяобощен...

Презентация урока по химии "Бытовая химия"

Изучение влияние препаратов бытовой химии на здоровье человека....

Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...

Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"

Теннологическая карта урока по химии в 8 классе  "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...