Урок "Серная кислота, её соли. Качественная реакция на сульфат-ион"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Рац Светлана Ивановна

Данный материал содержит конспект урока, инструкцию по выполнению лабораторного опыта, оценочный лист, презентацию к уроку "  Серная кислота..."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструкция по выполнению лабораторного опыта.

           « Качественная реакция на сульфат-ион»

При выполнении л.о. соблюдайте правила по технике безопасности, при работе с кислотами и со стеклянной посудой.

  1. К раствору Н2SO4 добавьте раствор соли BaCl2. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
  2. К раствору соли  Na2SO4 добавьте раствор соли BaCl2. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
  3. Сделайте вывод, опираясь на краткое ионное уравнение.

Инструкция по выполнению лабораторного опыта.

           « Качественная реакция на сульфат-ион»

При выполнении л.о. соблюдайте правила по технике безопасности, при работе с кислотами и со стеклянной посудой.

  1. К раствору Н2SO4 добавьте раствор соли BaCl2. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
  2. К раствору соли  Na2SO4 добавьте раствор соли BaCl2. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
  3. Сделайте вывод, опираясь на краткое ионное уравнение.

Инструкция по выполнению лабораторного опыта.

           « Качественная реакция на сульфат-ион»

При выполнении л.о. соблюдайте правила по технике безопасности, при работе с кислотами и со стеклянной посудой.

  1. К раствору Н2SO4 добавьте раствор соли BaCl2. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
  2. К раствору соли  Na2SO4 добавьте раствор соли BaCl2. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
  3. Сделайте вывод, опираясь на краткое ионное уравнение.



Предварительный просмотр:

                         Лист заданий

Ф.И.ученика__________________________________________________

Задание № 1 « Химические свойства Н2SO4  разбавленной » :

Закончите уравнения химических реакций:

А) Взаимодействует с амфотерными и основными оксидами:  

ZnO + →                                                                                                                              

  CaO+  →                                                                                        

Б)  С основаниями:                                                                                      

КОН+

В) С амфотерными гидроксидами:                                                      

Zn(O+

Г) С солями:                                                                                                

C(P 

Д) С металлами:                                                                                        

  Zn+ →  

Сравните с образцом на слайде и за каждое правильно написанное уравнение поставьте по 1 баллу. Подсчитайте полученный балл. Перенесите его в оценочный лист

                                                                           Итого:    

Задание № 2        « Химические свойства Н2SO4  концентрированной»:

Закончите уравнение химической реакции. Составьте электронный баланс. Сформулируйте вывод.

Hg + ( конц.)→    

 Сравните с образцом выполнения задания на слайде. Оцените согласно критериев. Подсчитайте полученный балл и перенесите его в оценочный лист.                  

                                                                             Итого:  

Задание № 3    

  Работая с учебником (стр.139-140), изучите  применение серной кислоты и  её солей. Дайте названия солям  и ответьте устно соседу по парте на вопрос №8 (стр. 142)

Na2SO4  * 10 H2O ----                                 ( 0.5 балла)

CaSO4 *  2 H2O -----                                   ( 0.5 балла )

BaSO4   -------                                              ( 0.5 балла)

CuSO4 * 5 H2O    ------                             ( 0.5 балла)

Упр. 8-----    ответили  правильно на вопрос  ( 1балл)

За каждую правильно названную соль вы набираете 0.5 балла, а за ответ на вопрос -1 балл. Перенесите полученный балл в оценочный лист.

                                                                                      Итого :



Предварительный просмотр:

                     Оценочный лист:

  Ф.И. ученика_________________________________________

№ задания

Количество баллов

1

2

3

Всего

Отметка

                      Оценочный лист:

  Ф.И. ученика_________________________________________

№ задания

Количество баллов

1

2

3

Всего

Отметка

                     Оценочный лист:

  Ф.И. ученика_________________________________________

№ задания

Количество баллов

1

2

3

Всего

Отметка

                     Оценочный лист:

  Ф.И. ученика_________________________________________

№ задания

Количество баллов

1

2

3

Всего

Отметка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Серная кислота и её соли. Качественная реакция на сульфат-ион.

Слайд 2

Производство с ерной кислоты S + t , ( конц .) Fe олеум S + O = + Q

Слайд 3

Химические свойства разбавленной серной кислоты. Взаимодействует с : амфотерными и основаниями металлами основными 2КОН+ → оксидами +2 O (1балл) ZnO + → амфотерными Zn+ → Zn + O гидроксидами солями Zn + (1балл) C (P → (1балл) CaO + → Zn(O + → 3Ca +2 Ca + O Zn + 2 O (1балл) (1балл) (1балл)

Слайд 4

Химические свойства концентрированной серной кислоты Реагирует почти со всеми металлами, кроме благородных. Водород при этом не выделяется, а получаются следующие продукты реакции: S, , S , в зависимости от активности металла и условий протекания химической реакции. Ряд активности металлов S, , S Fe и Al пассивируются ( конц .) на холоде.

Слайд 5

Ответ к заданию № 2 Hg + 2 ( конц .)→ HgS + + 2 - 2 e → восстановитель + 2e→ окислитель Hg в ряду активности стоит после водорода, поэтому в реакции с ( конц .) выделяется . Критерии оценивания: - правильно записали продукты реакции ( 1балл) - расставили коэффициенты в уравнении ( 1балл) - составили электронный баланс ( 1балл) - определён окислитель и восстановитель ( 1 балл) - сформулирован вывод ( 1балл)

Слайд 6

Лабораторный опыт « Качественная реакция на сульфат-ион» 1. + BaC → Ba белый + → Ba 2. + BaC → Ba + 2NaCl + → Ba 3. Сульфат-ионы определяются ионами бария, образуется белый молочный осадок.

Слайд 7

Соли серной кислоты

Слайд 8

Рентгеновский снимок кишечника, заполненного сульфатом бария

Слайд 9

Глауберова соль

Слайд 10

Гипс

Слайд 11

Критерии перевода баллов в отметку: 7-9 баллов соответствует отметке «3» 10-12 баллов соответствует отметке «4» 13-14 баллов соответствует отметке «5»

Слайд 12

Урок закончен. Всем спасибо 



Предварительный просмотр:

Урок

Тема: « Серная кислота и её соли. Качественная реакция на сульфат-ион.»

Цель: Способствовать формированию знаний о получении, свойствах и применении серной кислоты и её солей.

Тип урока: урок формирования знаний с элементами закрепления.

Методы: словесно-наглядно-практические.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивационно-целевой этап.

Актуализация знаний.

Приветствие. Начинаем наш урок.  Ребята, давайте с вами вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке?

Хорошо

Помогите мне составить опорную схему по изученному материалу. Составляем схему:

Соединения какого элемента мы с вами изучили?

Какие бинарные соединения она образует?

                          SO2   ←  S→ H2S

                                         ↓

                                        SO3

Все эти вещества образуют кислоты. Какие? Продолжаем схему

          H2SO3← SO2   ←  S→ H2S→ H2S

                                         ↓

                                        SO3

                                         ↓

   Какие соли дают изученные кислоты?                                    

А какая кислота образуется из SO3?

А мы её изучали ?

          H2SO3← SO2   ←  S→ H2S→ H2S

                                          ↓                                                                      

                                        SO3

                                          ↓

                                           ?    

Что мы знаем о серной кислоте и о её солях?

А чтобы проверить достаточно ли этих знаний, мы

сейчас поиграем в да/нет/не знаю. Я называю утверждение, а вы если согласны с ним говорите- да, а если не согласны, то-нет, ну ,а если не знаете об этом, то-не знаю.

  1. Для обнаружения серной кислоты и её солей используют соединения серебра (нет)
  2. Олеум- это удобрение. (нет)
  3. Серная кислота- это сильная кислота (да)
  4. Серная кислота образует средние и кислые соли (да)
  5. Серная кислота не вступает в реакцию с металлами, стоящими после водорода в ряду активности (нет)

Всё ли мы знаем о серной кислоте? О её солях?

Тогда какую тему сегодня изучим?

Записываем тему урока. (слайд№1)

Определите цели урока:

  1. Узнать получение, свойства и применение серной кислоты и её солей, а также качественную реакцию на сульфат-ион.
  2. Понять чем отличаются химические свойства разбавленной и концентрированной H2SO4, как распознавать её и соли.
  3. Научиться применять знания о качественной реакции на сульфат-ион на практике, научиться писать уравнения х.р. взаимодействия серной кислоты конц. и разб. с другими веществами.

  1. Процессуальный этап (изучение нового материала)

А) Получение серной кислоты

Из чего получают Н2SO4?

А SO3?

А SO2 ?

И не только. Посмотрим на слайд № 2 презентации. Объясняет стадии производства Н2SO4.

Ребята, вы где-нибудь встречались со словом «олеум» ? При перевозке грузовыми поездами, на цистернах.

Б) Итак кислоту получили. Теперь изучим её свойства. Как любая из кислот, с какими веществами серная кислота разбавленная вступает в реакцию?

Правильно, молодцы.

У вас на столе лежат листы с заданиями, выполните задание №1. Время на выполнение- 4 минуты.

Проверьте правильность выполнения этого задания по образцу. (слайд №3) Для этого поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность выполнения задания. Оцените его, запишите полученный балл за первое задание в оценочный лист.

Изучили свойства Н2SO4 разб.,двигаемся дальше к достижению цели.

Ребята, для реакции металла с кислотой, запишите эл. баланс и определите ок-ль и в-ль

Zn- 2e = Zn+2 в-ль

++2е =2Н0 ок-ль

Хорошо, молодцы!

Ребята , Н2SO4(конц) обладает некоторыми специфическими свойствами ( слайд №4)

Откройте учебник и изучите на стр 138 уравнения х.р.  взаимодействия серной конц. кислоты с медью и цинком.

Запишите  эл баланс для реакции меди с концентрированной кислотой

Си0-2е =Си+2  в-ль

S+6+2e = S+4     о-ль

Посмотрите, ребята, если в реакцию с металлом вступает серная разб. кислота, то окислитель-Н+, а если в реакцию вступает серная конц. кислота, то окислитель-S+6.  Одинаково ли идёт процесс? Одинаковые ли продукты?  Какой вывод можно сделать?

(По-разному идёт процесс, поэтому и продукты разные. )

А теперь выполним задание №2 из листа заданий.

Время на выполнение 3 минуты. Закончили работу, проверьте правильность выполнения задания по образцу на слайде (слайд №5). Запишите полученный балл в оценочный лист, согласно указанных  критериев.

Ребята, а кто в этой реакции является окислителем?

А сейчас я предлагаю вам узнать о качественной реакции на серную кислоту и её соли.

Для этого вы выполните л. о.

Какие правила Т.Б. необходимо соблюдать при выполнении л.о. ? Распишитесь в журнале по Т.Б.

Выполните опыт, согласно прилагаемой инструкции, которая находится у вас на столе. Время на выполнение и оформление опыта -7 минут.

Итак, что у вас получилось? Что является реактивом на серную к-ту и её соли? Что при этом происходит?

Смотрим слайд №6

А теперь рассмотрим применение серной кислоты и её солей.

 Вписываем в схему, которая на доске  

          H2SO3← SO2   ←  S→ H2S→ H2S

                                          ↓                                                                      

                                        SO3

                                         ↓

                                         Н2SO4

                                          ↓

                       Сульфаты      Гидросульфаты

                             Na2SO4                     NaHSO4

В листе заданий выполните задание № 3

Оцените согласно критериев.

Запишите полученный балл в оценочный лист

Посмотрим презентацию (слайды 7-10)

  1. Рефексия.

Итак, ребята, вернёмся к целям, которые ставили в начале урока. Как вы считаете мы достигли поставленной цели? Почему так считаете?

Что для вас на уроке было наиболее интересным?

Что было самым трудным?

А сейчас предлагаю в группах по 4 человека составить синквейн по теме урока. А я в заключении предлагаю вам свой синквейн:

Серная кислота

Едкая, опасная

Обжигает, растворяет, уничтожает

Необходима в промышленности, опасна в быту

Химическое соединение.

  1. Итог урока.

В оценочных листах подсчитайте полученные вами баллы и переведите их в отметку по критериям на слайде ( слайд №11). Сайте мне ваши листы.

Поднимите руки, у кото отметка «5» , у кого «4», у кого «3».Кто не смог себя оценить по заданным критериям?

Хорошо. Окончательную отметку за урок я объявлю на следующем уроке, проанализировав ваши оценочные листы.

  1. Д/З

Запишем Д.З. параграф 23, упр.7

 Урок закончен (слайд№11). Всем спасибо.

Отвечают на вопрос

S

H2S, SO2, SO3

Сероводородную, сернистую

Сульфиды и гидросульфиды, сульфиты и гидросульфиты.

H2SO4

Нет

Что она  проявляет свойства кислот. Соли –сульфаты. И больше ничего

Формулируют цель урока

Из SO3

Из SO2

Из S

Работа со слайдом.

Отвечают на вопрос

С основными и амфотерными оксидами, с основаниями, с амфотерными гидроксидами, с солями, с металлами.

Выполняют задание

Работа в парах

Заполняют оценочные листы

Записывают в тетрадь, а кто-нибудь один у доски.

Изучают вместе с учителем содержимое слайда

Все пишут в тетрадь, а кто-нибудь один у доски

Делают вывод

Выполняют индивидуально

Оценивают себя

Тоже S+6

Выполняют опыт

Соединения бария, выпадает белый осадок.

Работают с презентацией

Глауберова соль( в пр-ве соды ,стекла, в медицине),

Гипс (строит-ве, медицине)

Сульфат бария (медицина)

Гидросульфат калия.

Потому что, Н2SO4

применяется почти во всех отраслях хим. промышленности.

Отвечают на вопросы

 

Составляют синквейн

Сдают листы.

Поднимают руки

Записывают д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План Медиа Урока "Качественные реакции в органической химии"

Конспект Медиа Урока "Качественные реакции в органической химии", 10 класс...

Качественные реакции на ионы (таблицы)

Документ содержит две таблицы "Качественные реакции на катионы" и "Качественные реакции на анионы" и может использоваться как справочный материал в лабораторном практикуме по решению качественных зада...

Обобщающий урок в 8 классе " Кислоты и соли"

Урок посвящен обобщению тем " Кислоты и соли". На уроке повторяются вопросы о строении, свойствах и взаимосвязи этих классов веществ. Задания представлены в занимавиде загадок , ребусов, кроссвордов. ...

Железо. Характерные качественные реакции на Fe2+ и Fe3+

Решение экспериментальных задач урок разработан учителем химии Человечковой Мариной ИвановнойМОУ «гимназия «Дмитров»» г.Дмитров МО. Тема: " Железо.  Характерные качественные реакции на Fe2+...

"Соляная кислота, её свойства. Качественная реакция на соляную кислоту и её соли - хлориды".

Разработка урока по теме : "Соляная кислота, её свойства. Качественная реакция на соляную кислоту и её соли - хлориды".Цель урока по химии: Систематизировать имеющиеся знания по химическим свойствам к...

Качественные реакции для определения катионов и анионов электролитов (кислот, солей и щелочей)

Качественные реакции для определения катионов и анионов электролитов (кислот, солей и щелочей)...