Рабочая программа. Химия 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Рабочая программа. Химия 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_himiya.docx51.73 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

После повторения важнейших понятий рассматривается строение и классификация
органических соединений. Логическим продолжением ведущей идеи о взаимосвязи «состава-строения-свойств» веществ является тема «Химические реакции в органической химии», которая знакомит учащихся с классификацией реакций в органической химии и дает представление о некоторых механизмах их протекания.

Полученные в первых темах теоретические знания учащихся затем закрепляются и
развиваются на богатом фактическом материале химии классов органических соединений,
которые рассматриваются в порядке усложнения от более простых (углеводородов) до наиболее сложных (биополимеров). Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии.

Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего — 35 часов.  

II. Цели курса

Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира,
важнейших химических понятиях, законах и теориях.

III. Задачи курса

— овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных
химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных
технологий и получении новых материалов;

— развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников
информации;

— воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества,
необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

— применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.

  IV. Нормативно-правовая база

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

—Федеральный компонент государственного стандарта общего образования,
утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

—Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;

—Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от
07.12.2005 г.;

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна,
соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего
образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
(Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных
учреждений /О.С. Габриелян. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дрофа, 2007.)- 10 класс,
базовый уровень, 35 часов по 1 часу в неделю, в том числе 1 резервный час.


V. Учебно-методические материалы

Учебник. О.С. Габриелян. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник/ О.С. Габриелян. — 10-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014.

1. О. С. Габриелян Программа курса химии для 8 — 11 классов общеобразовательных
учреждений, — М.: Дрофа,2008.

2. В. Г. Денисова. Химия. 10 класс: Поурочные планы. — Волгоград: Учитель, 2003.

3. Астафьев С.В. Уроки химии с применением информационных технологий 10-11 классы, с
электронным приложением, — М.: «Глобус», 2009.

4. Богданова Н.Н., Васюкова Е.Ю. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового
контроля, химия 10-11 классы, — М.: «Интеллект-Центр», 2009.

VI. Сводная таблица контроля

Вид контроля

1-е   полугодие

2-е   полугодие

год

  Контрольная работа

2

1

3

    Практическая работа

1

3

4

VII. Ведущие технологии

Личностно ориентированный подход, проблемное обучение, информационные технологии.

VIII. Требования к уровню подготовки учащихся

Содержательная линия

Обязательный минимум

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

Введение.
(3 часа)

Предмет

органической химии. Основные положения

теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии

и гомологах,

изомерии и изомерах.

Теорию строения органических соединений. Понятия:

валентность, степень
окисления,

углеродный скелет.
Понятия: изомерия,
гомология

Составлять

структурные формулы
органических

соединений.

Углеводороды и их
природные источники
(8 часов)

Природный газ.

Алканы.   Этилен,
ацетилен, понятие об
алкодиенах.

Получение и

химические свойства

этилена и ацетилена.
Полиэтилен, резина,
каучуки. Состав и
переработка нефти,
бензол.

Важнейшие

химические понятия:
«углеродный скелет»,
«изомерия»,

«гомология».

Вещества и

материалы:

пластмассы, каучуки.
Строение и свойства
бензола.

Называть вещества по международной номенклатуре,

характеризовать строение изученных органических

соединений, определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.

Кислородсодержащие  соединения и их нахождение в живой природе

(10 часов)

Единство химической организации в живых организмах. Углеводы и их классификация. Химические свойства

и применение
глюкозы. Спирты.
Понятие о

предельных много-
атомных спиртах.
Получение и атомных спиртах.
Получение и

химические свойства
этанола. Фенол.

Альдегиды, их

получение, свойства и
применение.

Карбоновые кислоты,
получение, свойства и
применение. Сложные
эфиры и жиры

Важнейшие вещества:
глюкоза, сахароза,
крахмал, клетчатка.
Понятие:

«функциональная
группа». Вещества:
жиры, мыла.

Характеризовать строение и свойства изученных

органических

соединений.

Определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.

Азотсодержащие

соединения и их нахождение в живой природе

(6 часов)

Понятие об аминах.
Анилин как

органическое основание. Получение ароматического амина из нитробензола. Аминокислоты, получение и

химические свойства. Белки. Нуклеиновые кислоты. Генетическая

связь между классами
органических

соединений.

Строение и

химические свойства.
Способы получения и
применения.

Генетическую связь
между классами
органических соединений.

Характеризовать
строение и свойства
изученных

органических

соединений.

Объяснять

зависимость свойств

веществ от их состава
и строения. Называть
изученные вещества
по международной
номенклатуре.

Определять

принадлежность
веществ к различным
классам органических
соединений.

Биологически

активные органические соединения

(3 часа)

Химия и здоровье.

Ферменты.

Витамины. Гормоны.

Лекарства.

Представителей
ферментов,

витаминов, гормонов,
их воздействие на
организм человека.

Искусственные и
синтетические органические соединения
(5 часов)

Искусственные
полимеры:

пластмассы, волокна,
ка

Важнейшие

искусственные
волокна, пластмассы


IX. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные понятия

Дата проведения

план/факт

Тема 1.Введение (3 часа)

1.

Предмет органической химии

1

комбинированный

Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. Основные этапы в истории развития органической химии.

Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле

2.

Теория строения органических веществ

1

комбинированный

Знать основные положения теории строения органических соединений. Уметь устанавливать связь между строением органических соединений и свойствами веществ.

Теория строения органических соединений. Углеродный скелет.

3

Вводный контроль

1

урок контроля знаний

Учёт и контроль знаний по теме.

Тема 2.  Углеводороды и их природные источники (8 часов)

4.

Природный газ. Алканы

1

комбинированный

Знать состав природного газа. Уметь объяснять преимущества природного газа как источника топлива.

Природный газ. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Циклоалканы

5.

Алкены. Этилен

1

комбинированный

Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; характеризовать строение изученных органических соединений. Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.

Химические свойства алкенов. На примере химических свойств этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

6.

Алкадиены. Каучуки

1

комбинированный

Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; характеризовать строение изученных органических соединений. Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.

Алкадиены. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Каучук. Резина.

7.

Алкины. Ацетилен

1

комбинированный

Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; характеризовать строение изученных органических соединений. Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.

Алкины. Изомерия и номенклатура алкинов. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом.

8.

Арены. Бензол. Нефть и способы ее переработки

1

комбинированный

Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; характеризовать строение изученных органических соединений. Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения. Знать состав нефти и ее назначение. Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств. Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

9.

Практическая работа № 1.  Предельные и непредельные углеводороды

1

практическая работа

10.

Генетическая связь между классами углеводородов

1

урок обобщения и систематизации знаний

Уметь: характеризовать строение и свойства изученных органических соединений, общие химические свойства основных классов органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, составлять генетические цепочки, записывать уравнения.

11.

Контрольная работа № 1 «Углеводороды»

1

урок контроля знаний

Учёт и контроль знаний по теме.

Тема 3.  Кислородсодержащие  соединения и их нахождение в живой природе (10 часов)

12.

Спирты

1

комбинированный

Знать понятие «функциональная группа». Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре. Уметь: характеризовать строение изученных органических соединений; определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

13.

Фенол

1

комбинированный

Уметь: характеризовать строение и свойства изученных органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.

Фенол. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств. Каменный уголь. Коксохимическое производство и его продукция.

14.

Альдегиды и кетоны

1

комбинированный

Уметь: характеризовать строение и свойства изученных органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

15.

Карбоновые кислоты

1

комбинированный

Уметь называть изученные - вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре. Знать понятие «функциональная группа».

Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

16.

Сложные эфиры

1

комбинированный

Уметь называть изученные - вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре.

Сложные эфиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

17.

Жиры

1

комбинированный

Знать состав, строение и свойства жиров. Уметь устанавливать области применения жиров.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

18.

Углеводы. Моносахариды.

Дисахариды и полисахариды

1

комбинированный

Знать важнейшие вещества: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка. Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; характеризовать строение и свойства изученных классов органических соединений. Знать важнейшие вещества: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка. Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; характеризовать строение и свойства изученных классов органических соединений.

Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.

19.

Практическая работа № 2.   Кислородсодержащие  соединения

1

практическая работа

20.

Генетическая связь кислородсодержащих соединений

1

урок обобщения и систематизации знаний

Уметь: характеризовать строение и свойства изученных органических соединений, общие химические свойства основных классов органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, составлять генетические цепочки, записывать уравнения.

21.

Контрольная работа № 2. «Кислородосодержащие органические соединения»

1

урок контроля знаний

Учёт и контроль знаний по теме.

Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (6 часов)

22.

Амины. Анилин

1

комбинированный

Уметь: характеризовать химические свойства изученных классов органических соединений; определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.

Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина из нитробензола.

23.

Аминокислоты

1

комбинированный

Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.

Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков.

24.

Белки

1

комбинированный

Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.

Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков.

25.

Нуклеиновые кислоты

1

комбинированный

Знать состав, строение и свойства нуклеиновых кислот.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

26.

Практическая работа № 3.  Азотсодержащие соединения

1

практическая работа

27.

Обобщающий урок по теме «Азотсодержащие соединения»

1

урок обобщения и систематизации знаний

Уметь: характеризовать строение и свойства изученных органических соединений, общие химические свойства основных классов органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, составлять генетические цепочки, записывать уравнения.

Тема 5. Биологически активные органические соединения (3 часа)

урок контроля знаний

28.

Ферменты

1

комбинированный

Знать строение, свойства    биологически активных органических соединений. Уметь определять их роль для здоровья человека.

Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

29.

Витамины, гормоны, лекарства

1

комбинированный

Знать строение, свойства    биологически активных органических соединений. Уметь определять их роль для здоровья человека.

Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

30.

Обобщение по теме «Биологически активные органические соединения»

1

урок обобщения и систематизации знаний

Уметь: характеризовать строение и свойства изученных органических соединений, общие химические свойства основных классов органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, составлять генетические цепочки, записывать уравнения.

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (5 часов)

31.

Искусственные полимеры

1

комбинированный

Знать важнейшие искусственные волокна и пластмассы. Уметь характеризовать и классифицировать искусственные полимеры.

Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

32.

Синтетические органические вещества

1

комбинированный

Знать важнейшие синтетические волокна, каучуки, пластмассы. Уметь характеризовать и классифицировать искусственные полимеры.

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

33.

Обобщение по теме «Искусственные и синтетические полимеры» (тестирование)

1

урок обобщения и систематизации знаний

Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

34.

Практическая работа № 4.   Высокомолекулярные соединения

1

практическая работа

35.

Обобщающий урок за курс 10 класса

1

урок обобщения и систематизации знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...

рабочая программа химия 8 - 9 классы По учебнику Габриэляна О.С.

Рабочая программа содержит тематическое планирование, контрольные работы к учебнику Габриэляна 8, 9 классов...

Рабочая программа 9 класс. Химия

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством обра...

Рабочая программа "Химия" 9 класс

Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа: химия, 8 класс.

Рабочая программа составлена на основании Примерной программыосновного общего обра­зования по химии, а также программы курса химии дляучащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О...

Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна

Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...