Рабочая программа по химии для 8 класса по УМК Габриеляна О.С.
рабочая программа по химии (8 класс) по теме

Кудрявцева Олеся Альвертовна

Рабочая программа по химии предназначена для работы в 8 классе 2 часа в неделю. Составлена к учебнику Габриеляна О.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_himii_8_klass_moya.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность курса

Основные цели учебного курса:  формирование представления   о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток), закономерностях протекания реакций и их классификации.
 

Основные задачи учебного курса:

Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;

Развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;

Раскрытие роли химии  в решении глобальных проблем человечества;

Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.

 Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Методические особенности изучения предмета:

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения:

  • работать с веществами;
  •  выполнять простые химические опыты;
  •  учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве

Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

Организация обучения

Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения:

По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.

Результаты обучения

Формы проверки и оценки результатов обучения:

(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)

Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.

Средства проверки и оценки результатов обучения:

Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы

   За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор  О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2006 году. При составлении рабочей программы использовался

   Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»

О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено число часов на изучение тем:

-  «Введение» 5 часов вместо 4 часов за счет включения практических работ №1 и №2.

-  Тема 3 «Соединения химических элементов» до 15 часов вместо 12 часов за счет включения практических работ №3 и №5.

-  Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 11 часов вместо 10 часов за счет включения практической работы №4.

-  Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 21 час вместо 18 часов за счет включения практических работ №7, 8, 9. Практическая работа №6 исключена, т.к. опыты из этой работы повторяются в практической работе №7.

Таким образом, практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2005г. издания)

2.Уменьшено число часов на изучение темы 11 «Атомы химических элементов» с 10 часов до 8 часов, т.к. понятие об изотопах рассматривается на уроке «Основные сведения о строении атомов».

3.Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.

Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.

В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

   

Тематическое планирование по химии, 8 класс,

 (2 часа в неделю, всего 67 часов)

УМК О.С. Габриеляна.

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

 Из них

Практические работы

Контрольные работы

уроки

1.

Введение

5

№1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

№2. Наблюдение за горящей свечой.

4

2.

Тема 1.

Атомы химических элементов

8

К.р. №1

7

3.

Тема 2.

Простые вещества

7

7

4.

Тема 3.

Соединение химических элементов

15

№3. Анализ почвы и воды.

№4. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного  вещества.

К.р. №2

12

5.

Тема 4.

Изменения, происходящие с веществами.

11

№5. Признаки химических реакций

К.р. №3

9

6.

Тема 5.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

21

№ 6 . Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.

№7.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

№8. Решение экспериментальных задач.

К.р. №4

17

Итоговая контрольная работа

1

К.р.№5

Резервное  время

2

2

Итого

70

                     8

5

57

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

8 КЛАСС

Введение – 5 часов

Предмет химии. Основные понятия и теории химии.

Превращения веществ.   Физические и химические явления.

Краткие сведения по истории развития химии.

Атомы. Молекулы. Химические элементы. Химические знаки.

Система химических элементов Д.И.Менделеева.

Химические формулы. Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава вещества.

Относительная атомная и молекулярная массы.

Массовая доля элементов в веществах.

---В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен знать

важнейшие химические понятия: вещество, физическое тело, химический элемент, атом, молекула, химическая реакция, знаки первых 20 химических элементов; определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава вещества;

основные законы химии: -  основные положения АМУ; понимать его значение.

уметь:

                                   - отличать  физические явления от химических реакций;

     - называть химические элементы по их символам;

     - называть признаки химических реакций;

                                   - определять качественный и количественный состав вещества по их формулам и принадлежность  к простым или сложным веществам

     - распознавать простые и сложные вещества;

     - вычислять относительную молекулярную массу  веществ

      -вычислять массовую долю химического элемента  по формуле вещества;

      - характеризовать химический элемент по его положению  в П.С.

      - классифицировать вещества по составу на простые и сложные

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

I. Атомы химических элементов– 8 часов

Строение атома. Состав атомных ядер.

Изменение числа протонов и нейтронов в ядре. Изотопы.

Состояние электронов в атоме.

Периодичность в изменении свойств элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева.

Периодическая система в свете теории строения атома.

Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома

Химическая связь. Ионная связь. Ковалентная связь. Электроотрицатльность. Полярные и неполярные связи. Металлическая связь.

В результате изучения темы  на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:      

   -важнейшие химические понятия: протоны, нейтроны, электроны, ионы, изотопы,

    химическая связь, электроотрицатльность, кристаллические решетки, аморфные  вещества 

   - особенности строения атома, состав ядра, определение понятий: протоны, нейтроны,    электроны, изотопы.

   - сущность и значение периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева                                         - положение щелочных металлов, галогенов в ПСМ, их свойства.  

   - особенности строения ПС

уметь:

 - объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера

   группы и периода;

  - составлять схемы строения атомов первых 20 элементов  П.С.  Д.И.М:                                        - объяснять сходство и различие в строении атомов химических элементов; 

                                     -  характеризовать щелочные металлы как химические элементы, обосновывать их свойства как  типичных металлов;

                                     - характеризовать галогены  как химические элементы, обосновывать их свойства как типичных неметаллов;

                                     - объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

- определять тип химической связи в соединениях.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

II. Простые вещества – 7 часов

    Простые вещества металлы и неметаллы. Аллотропия.

Количество вещества. Молярная масса и молярный объем. Относительная плотность. Закон Авогадро.

В результате изучения темы  на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:      

   -  важнейшие химические понятия: аллотропия, моль, молярная масса, молярный объем, постоянная Авогадро.

    - сущность и значение Закона Авогадро;                                                                                          

- относительность понятий «металлические» и «неметаллические» свойства.

уметь:

 - характеризовать химические элементы металлы и неметаллы по таблице Д.И. Менделеева.;

  - объяснять связь между составом, строением и свойствами веществ.                                        – вычислять количество вещества, массу, объем по известному количеству вещества, массе или объему; 

  -  использовать постоянную Авогадро;

- вычислять относительную плотность газов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

                             III. Соединения химических элементов. 15 часов

Степень окисления химических элементов. Определение степени окисления по формулам соединений. Бинарные соединения. Оксиды  Составление формул бинарных соединений по степени окисления. Основания. Кислоты. Соли. Классификация неорганических веществ. Аморфное и кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка веществ. Массовая и объемная доли компонента смеси.

знать/понимать:    

                                         -важнейшие химические понятия: химическая связь, степень окисления, кристаллические решетки, аморфные  вещества, формулы кислот;

-  классификацию веществ;

- способы разделения смесей.

уметь:

  -определять степень окисления элементов в соединениях;

  - называть бинарные соединения, основания, кислоты, соли;

 - определять принадлежность веществ к определенному классу

 - составлять формулы бинарных соединений, оснований, кислот и солей по степени окисления.

  - распознавать опытным путем  растворы кислот и щелочей;

   - определять тип вещества (кристаллическое или аморфное)

  - производить расчеты с использованием понятий: массовая доля вещества в смеси, объемная доля компонента газовой смеси, примеси

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • использовать знания для критической оценки информации о веществах, применяемых в быту.
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников

IV. Изменения, происходящие с веществами – 11 часов

Сущность химических реакций и условия их протекания. Тепловой эффект реакции.

Законы сохранения массы и энергии. Химическое уравнение.

Расчеты по химическим уравнениям.

Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена.

Вода и ее свойства.

знать/понимать:

                                      - важнейшие химические понятия: химическая реакция, тепловой эффект реакции, типы  химических реакций,  химические уравнения, реагенты, продукты реакции, коэффициент, химическую символику, уравнения химических реакций. Ряд активности металлов. Реакции нейтрализации. Сущность химических реакций обмена. Гидролиз.

Скорость химической реакции. Катализатор. Ферменты.

  - основные законы химии: закон сохранения массы  веществ

  -  классификацию химических реакций

  -  признаки протекания химических реакций

                                   - сущность понятия «тепловой эффект химической реакции», классификацию химических  реакций по поглощению или выделению энергии

                                       

уметь:   

- называть признаки и условия осуществления химических реакций;

  - объяснять отличие химических явлений от физических;

                                      - определять типы химических  реакций по числу и составу исходных и полученных  веществ;

                                   - составлять уравнения химических реакций различных типов (расставлять коэффициенты в уравнениях х.р. на основе закона сохранения массы веществ.);

- прогнозировать возможность протекания реакций между металлом и раствором кислот.

                                    -  применять закон сохранения массы веществ для решении  задач по уравнениям химических реакций;

                                     - следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием   

                                     -  определять реагенты и продукты реакции;

                                     - вычислять количество (массу)  по количеству вещества (массе) одного из вступивших или  полученных веществ;

 - характеризовать химические свойства воды;

- составлять уравнения реакций по цепочке переходов.

 

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Простейшие операции с веществом. Химический практикум

Практическая работа № 1. Правила по технике безопасности в химическом кабинете. Изучение лабораторного оборудования и приемы обращения с ним.

Практическая работа № 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой.

Практическая работа № 3. Анализ почвы и воды.

Практическая работа № 4. Признаки протекания химических реакций

Практическая работа № 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.

знать/понимать:

 - правила техники безопасности работы в кабинете химии;

- приемы обращения с химической посудой  и лабораторным  оборудованием

- чистые вещества и смеси, однородные и неоднородные смеси

  - способы разделения различных видов смесей

уметь:

 - вычислять массу воды и веществ в растворах с определенной массовой долей растворенного вещества

 -следовать правилам пользования химической посудой  и лабораторным  оборудованием

- проводить эксперимент по разделению неоднородных смесей;

- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

V. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. – 21 час

Растворение – физико-химический процесс. Растворимость. Растворы. Гидраты и кристаллогидраты.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД. Механизм диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты

Ионы. Свойства ионов.  Классификация ионов. Ионные уравнения реакций.

Кислоты, основания, оксиды, соли в свете ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Свойства классов веществ в свете ОВР.

знать/понимать:

 - важнейшие химические понятия: растворимость, растворы, гидраты и кристаллогидраты, ион, электролиты,  неэлектролиты,  электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, генетическая связь

- классификацию веществ по растворимости;

- основные положения ТЭД;

- механизм электролитической диссоциации;

- сильные и слабые электролиты;

- реакции ионного обмена;

- условия протекания реакций ионного обмена до конца;

- окислительно-восстановительные реакции.

уметь:

 - составлять уравнения диссоциации кислот, щелочей, солей;

-  составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде;

 -определять возможность протекания реакций ионного обмена;

- делать классификацию кислот, оснований, солей, оксидов;

- характеризовать химические свойства кислот, оснований, солей, оксидов в свете ТЭД;

- объяснять сущность реакций ионного обмена;

- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей;

- называть соединения изученных классов;

- определять степень окисления элемента в соединении;

- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса;

- составлять генетические ряды металлов и неметаллов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

 Свойства электролитов. Химический практикум

Практическая работа № 1.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

Практическая работа № 2. Свойства кислот, оснований, оксидов, солей.

Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач.

знать/понимать:

 - правила техники безопасности работы в кабинете химии;

- приемы обращения с химической посудой  и лабораторным  оборудованием

- чистые вещества и смеси, однородные и неоднородные смеси

  - способы разделения различных видов смесей

уметь:

 - вычислять массу воды и веществ в растворах с определенной массовой долей растворенного вещества

 -следовать правилам пользования химической посудой  и лабораторным  оборудованием

- проводить эксперимент по разделению неоднородных смесей;

- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников

VI. Резервное время 2часа

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Я К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫУСКНИКОВ

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать

                химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

                важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

                основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

                называть: химические элементы, соединения изученных классов;

                объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

                характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

                определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

                составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

                обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

                распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

                вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                безопасного обращения с веществами и материалами;

                экологически грамотного поведения в окружающей среде;

                оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

                критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

                приготовления растворов заданной концентрации.

                                               

                                                            учебно-методический комплект:

для учителя:

  1. Габриелян О.С.  Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа,  2010.
  4. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П.- М.: Дрофа, 2010 г.
  5.  Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс. Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П.- М.: Дрофа, 2008 г.

для учащихся:

  1.  Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа,  2009-10.
  2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2009-11.

Дополнительная литература для учителя:

          Интернет - ресурсы.

http //www.edu.ru - Федеральный образовательный портал «Российское образование».

http //www.mon/ gow. ru.- Министерство образования и науки Российской Федерации.

http //www.fsu. mto. ru - Федеральный совет по учебникам Министерство образования и науки Российской Федерации.

http //www.regadm. tambov. ru . - Управление образования Тамбовской области.

http //him. lseptcmber. ru. - Газета «Химия » и сайт для учителя «Я иду на урок химии».

http //home. uic. tula .ru / -zanchem . - Занимательная химия : все о металлах.

http //mendeleev. Jino - net.ru . - Периодический закон Д .И .Менделеева и строение атома.

http //chemicsoft. chat. ru . - Программное обеспечение по химии.

Документы 

1.      Закон «Об образовании»

2.      Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

3.      Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

4.      Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

5.      Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

6.      Федеральный компонент государственного стандарта общего образования        

7.      Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.

                                                                         

Поурочное планирование по химии, 8 класс,

(2часа в неделю, всего 70 часов), УМК  О. С. Габриеляна

№№

п/п

№ урока в теме

Тема урока

Элементы содержания

Домашнее задание

Дата по пла

ну

Дата

Факти

Чес

кая

Эксперимент:

Д. - демонстрационный

Л. - лабораторный

Введение ( 5 часов )

 

1

1

Инструктаж по ТБ.Предмет химии. Вещества

Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ.

Химический элемент. Формы существования химического элемента.

§1, стр 11

упр 3,4,8 письм

1.09

Д. Коллекции изделий   из алюминия и стекла.  

2

2

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

Химические явления их отличие от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. История возникновения и развития химии. Закон сохранения массы веществ.

§2, §3 (составление конспекта)

4.09

Д. 1Взаимодействие  соляной кислоты с мрамором.

2.Помутнение «известковой воды».

3

3

Практические работы: №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

№2Наблюдение за г5орящей свечой. Инструктаж по ТБ

Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории. Устройство и использование лабораторного штатива.

 Приемы работы со спиртовкой. Строение пламени. Химическая посуда.

Изучить правила техники безопасности

8.09

4

4

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов

Обозначение химических элементов. Общее знакомство со структурой таблицы Д.И. Менделеева: периоды и группы.

§4 Выуч. знаки хим элем.наизусть, сооб.об этимологии назв. Хим. Элем.

11.09

5

5

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса

Химическая формула, индекс, коэффициент, записи и чтение формул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Атомная единица массы.

§4,5, упр 1-8, стр 37

15.09

Тема 1.    Атомы химических элементов (8 часов)

6

1

Основные сведения о строении атомов. Состав атомов.

Планетарная модель строения атома.

Состав атома: ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Химический элемент.

§6,7, упр 3,5 письм

18.09

Д. Модели атомов химических элементов.  

7

2

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Электронная оболочка атома. Энергетические уровни (завершенный, незавершенный). Строение электронных оболочек атомов    первых 20 элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. Изменение свойств химических элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.

§8, упр1-3 письм, стр 52

22.09

Д. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

8

3

Строение электронных оболочек атомов.

Задания в тетради.

25.09

9

4

Ионы. Ионная химическая связь.

Ионы положительные и отрицательные. Образование ионов. Ионная химическая связь.

§9, упр1,2 стр 58 письм

29.09

Д. Модели кристаллической решетки хлорида натрия.

10

5

Ковалентная связь.

Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой.

Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь.  Электроотрицательность.

§10, упр1-5стр 62,§11,упр2,стр66

2.10

Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.

11

6

Металлическая химическая связь.

Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлической связи. Обобществленные электроны.

§12, упр3 стр 68

6.10

12

7

Обобщение и систематизация знаний по темам 1 и 2.

Решения упражнений

Подготовка к контрольной работе

Подгот.к контр.раб.

9.10

13

8

Контрольная работа №1 по теме1 и 2.

13.10

Тема 2. Простые вещества (7 часов)

14

1

Простые вещества

-металлы.

Положение элементов металлов в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева

Строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов.

§13,упр5(п)стр73

16.10

Д. Коллекция металлов.

15

2

Простые вещества

-неметаллы.

Положение элементов неметаллов в периодической системе.

Строение атомов неметаллов Ковалентная неполярная связь.

Физические свойства неметаллов. Аллотропия.

§14,упр3(п)стр78

20.10

Д. Коллекция неметаллов.

16

3

Количество вещества

Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро. Молярная масса.

§15, упр1-5, стр82

23.10

Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.

17

4

Решение задач на тему «Количество вещества»

Задачи на карточках

27.10

18

5

Молярный объем газов.

Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Следствие закона Авогадро. Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем»,  «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем».

§16упр1-5,стр85

30.10

19

6

Решение задач на тему «Молярный объем газов»

Задачи на карточках

6.11

20

7

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».

Решение задач и упражнений

Проверочная работа.

10.11

Тема 3. Соединение химических элементов (15 часов)

21

1

Степень окисления

Бинарные соединения.

Понятие о степени окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях. Составление формулы бинарных соединений по степени окисления., общий способ их названия.

§17, упр1-6 письм,стр90-91

13.11

Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов.

22

2

Важнейшие классы бинарных соединений.

 Оксиды и летучие водородные соединения:

Составление химических формул, их название. Расчеты по формулам оксидов.

§18, упр 1-6 письм,стр98

17.11

Д. Образцы оксидов.

Растворы хлороводорода и аммиака.

23

3

Основания.

 Состав и название оснований. Их классификация. Индикаторы.

§19,в1-6(п),стр102

20.11

Д. Образцы щелочей и нерастворимых оснований.

Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

24

4

Кислоты.

Состав и название кислот. Их классификация. Индикаторы.

§20в1,3,4(п),с107

24.11

Д. Образцы кислот.

Изменение окраски индикаторов в кислой среде.

 

25

5

Соли.

Состав и номенклатура солей. Составление формул солей.

§21,в13,с113

27.11

Д.  Образцы солей.

26

6

Решение задач и упражнений на тему « Соли»

сост.формулы солей,заполн.табл.

1.12

27

7

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»

Классификация веществ. Упражнения в составлении формул веществ по их названиям. Расчеты по химическим формулам.

Запол нить табл.в тетради.

4.12

28

8

Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки.

Вещества молекулярного строения. Закон постоянства веществ. Молекулярные, ионные ,атомные и металлические кристаллические решетки. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки.

§22, упр 1-6 устно

8.12

Д. Модели кристаллических решеток.

29

9

Чистые вещества и смеси.

Понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Примеры смесей. Способы разделения смесей. Очистка веществ.

§23, упр 1-4 устно

11.12

Д. Образцы смесей.

Л.2. Разделение смеси речного песка и поваренной соли.

30

10

Практическая работа №3. Анализ почвы и воды. Инструктаж по ТБ

Оформление работы.

Составить отчет.

15.12

31

11

Массовая доля компонентов в смеси.

§24, упр 1-7 письм

18.12

32

12

Решение задач на тему «Массовая доля компонентов в смеси

Понятие о доле компонента в смеси. Вычисление массовой доли компонента в смеси.

Рашение задач на карточках

22.12

33

13

Практическая работа №4. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества. Инструктаж по ТБ

Вычислять массу сахара и объем воды необходимые для приготовления раствора.

Составить отчет

25.12

34

14

Обобщение и систематизация знаний по теме  2 и 3.

Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.

Подгот.к контр.раб.

27.12

35

15

Контрольная работа №2.по темам 2 и 3.

29.12

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (11 часов)

 36

1

Явления физические и химические.

Физические явления. Понятие о химических явлениях и их отличие от физических явлений.

§25

15.01

Д.Горения магния

        Плавление парафина

37

2

Химические реакции.

Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.

§26, упр 1-6

19.01

Л.  Окисление меди в пламени спиртовки

  Помутнение известковой воды

 Получение углекислого газа.  

 Замещение меди в растворе  хлорида меди (II) железом.

38

3

Химические уравнения.

Закон сохранения массы веществ. Понятие о химическом уравнении. Значение индексов и коэффициентов. Составление  уравнений химических реакций.

§27,упр1-4,стр146

22.01

 39

4

Урок-упражнение в составлении химических уравнений

Составление уравнений химических реакций.

§28,в1-5,с150

26.01

40

5

Расчеты по химическим уравнениям.

 Решение расчетных задач.

Решение задач на карточках

29.01

 41

6

Типы химических реакций. Реакции разложения, соединения.

Сущность реакций разложения, соединения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Составление уравнений реакций указанных типов.

§29-30в1-6,с156,в1,2,с159.

2.02

Д. Химические реакции различных типов.

42

7

Типы химических реакций. Реакции замещения и обмена.

Сущность реакций замещения и обмена. Составление уравнений реакций указанных типов.

§31-32 в2-4,с164,в4,6с168.

5.02

 43

8

Типы химических реакций на примере свойств воды.

Химические свойства воды. Типы химических реакций.

§33,в1-5,с173

12.02

 44

9

Практическая работа №5. Признаки химических реакций. Инструктаж по ТБ

Оформление работы.

Составить отчет

16.02

 45

10

Обобщение и систематизация знаний по теме 4.

Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.

Подгот.к контр.раб.

19.02

 46

11

Контрольная работа №3. по теме 4.

26.02

Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

Окислительно – восстановительные реакции (21час)

 47

1

Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов.

Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов.

§34,в7(п),с192

1.03

Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде.

Л. Получение кристаллов солей (домашняя практическая работа).

 48

2

Электролитическая диссоциация

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, оснований и солей.

§35,,в1-5,с203

4.03

Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

49

3

Основные положения теории электролитической диссоциации.

§36

11.03

 50

4

Ионные уравнения реакций

Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Составление полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.

§37,в1-5,с209

15.03

Д. Примеры реакции, идущие до конца.

 51

5

Практическая работа №6.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. Инструктаж по ТБ

Оформление работы.

Составить отчет

 

18.03

52

6

Тестовый контроль по теме «Электролитическая диссоциация»

22.03

 53

7

Кислоты, их классификация и свойства.

Определение кислот как электролитов. Классификация кислот по различным признакам. Типичные свойства кислот: взаимодействие их с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов.

§38,в1-6(п),с214

5.04

Л.  Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной) принадлежность веществ к классу кислот.

 54

8

Основания, их классификация .

Определение оснований как электролитов. Классификация оснований.

§39

8.04

Л. получение и свойства нерастворимого основания.

55

9

Химические  свойства оснований.

Типичные свойства оснований; взаимодействие  с кислотами (реакция нейтрализации), взаимодействие щелочей с  растворами солей и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований.

в 1-5(п)

12.04

Л. реакции  характерные для растворов щелочей

 56

10

Оксиды, их классификация и свойства

Состав оксидов, их классификация несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные).

§40

15.04

57

11

Химические свойства кислотных и основных оксидов.

Свойства кислотных и основных оксидов.

в1-5(п)

19.04

Л. Реакции характерные для основных оксидов

Л. Реакции характерные для кислотных оксидов  

 58

12

Соли

Определение солей как электролитов.

§41

22.04

59

13

Химические свойства солей.

Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами. Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей растворимости)

в1-5(п),с226

26.04

 60

14

Генетическая связь между классами неорганических соединений

Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов.

§42,в1-4(п),с228

29.04

 61

15

Практическая работа №7. Свойства кислот оснований, оксидов и солей. Инструктаж по ТБ

Оформление работы.

Составить отчет.

3.05

 62

16

Обобщение и систематизация знаний по теме 5.

Выполнение упражнений на генетическую связь. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций.

Закончить уравн.ре акций в тетр.

6.05

 63

17

Контрольная работа №4

По теме 5.

10.05

 64

18

Анализ контрольной работы.

13.05

65

19

Окислительно-восстановительные реакции.

Понятие окисление и восстановление, окислители и восстановители, определение степени окисления элементов.

§43,в1-8(п),с236

17.05

66

20

Составление уравнений окислительно - восстановительных реакций

Выполнить задания в тетради.

20.05

 67

21

Практическая работа №8. Решение экспериментальных задач. Инструктаж по ТБ

Оформление работы.

Составить отчет.Подгот. к итог. Контр.раб.

24.05

68

22

Итоговая контрольная работа за курс химии 8 класса

27.05

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс по УМК О.С.Габриеляна

Очень трудно бываает учителю в краткий срок составить рабочую программу соответствующую всем критериям требований. Хочется надеятся, что данная программа поможет коллегам справиться с предложенной хад...

рабочая программа по химии 10 класс базовый уровень УМК Габриеляна О. С.

Представлена программа и календарно - тематическое планирование по химии для 10 класса базового уровня  УМК  Габриеляна О. С., 35 часов, 1 час в неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 11 КЛАСС ПО УЧЕБНИКУ О.С.ГАБРИЕЛЯНА НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 11 КЛАСС ПО УЧЕБНИКУ О.С. ГАБРИЕЛЯНАНА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

Рабочая программа по химии 8 класс О.С. Габриеляна

Рабочая программа курса химии 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии, программы курса химии для 8 класса общеобразовательных учреждений и государствен...

Рабочая программа по химии 8 класс к учебнику Габриеляна, Остроумова, Сладкова,

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих новой линии линии учебников Габриеляна издательства "Просвещение". Программа составлена в соответствии ФГОС....