Конспект урока «Соли как представители кислот и оснований»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Куляскина Светлана Юрьевна

Технологическая карта урока

«Соли как представители кислот и оснований»

 

1. Ф.И.О. учителя: Куляскина Светлана Юрьевна

2. Класс: 8 «А»

3. Дата: 16.12.2015

4. Предмет: химия

5. Тема урока: Соли как представители кислот и оснований

6. Место и роль урока в изучаемой теме: восьмой урок в теме «Соединения химических элементов» (15 ч.) ( уже познакомились с оксидами, основаниями, кислотами)

8. Информационный материал:

·        Габриелян О.С. Химия: 8 класс: учебник  для учащихся общеобразовательных учреждений / М.: Дрофа,2014.

·        Габриелян О.С. 8 класс. Химия в тестах, задачах, упражнениях/М.: Дрофа, 2013.

·        Кузнецова Н.Е. Задачник по химии: 8 класс / Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Интернет-ресурсы:

·        Основные классы неорганических соединений. Лабораторный практикум http://vsuet.ru/school-y-chemist/methodical/soli.htm

·        Из истории открытия неорганических веществ. Химическая энциклопедия. http://www.xumuk.ru/encyklopedia/

·        Тренажер "Составление химических формул» http://www.metodkopilka.ru/didakticheskaya_kartochka_quottrenazher_dlya_sostavlenie_formul_po_valentnostiquot_8_klass-41814.htm

9. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Образовательные:

·        Сформировать представления учащихся о солях как классе неорганических соединений.

·        Дать представление о строении солей, их классификации.

·        Продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степеней окисления

·        Формировать умение составлять формулы солей и называть соли

Развивающие:

·        Активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся.

·        Развивать познавательные умения.

·        Развивать аналитическое мышление, логику.

·        Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.

·        Развивать умения применять знания, полученные на уроках, на практике.

Воспитательные:

·        Воспитывать положительное отношения к знаниям;

·        Воспитывать культуру речи, поведения, умения групповой коммуникации

·        Прививать интерес к химии.

10. Образовательные результаты:

Познавательные УУД:

·        Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

·        Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

·        Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.

·        Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах.

·        Использовать знаково-символические средства для решения задач. Работать с моделями молекул (в виде формул)

Регулятивные УУД:

·        Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием.

·        Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

·        Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.

·        Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.

·        Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

Коммуникативные УУД:

·        Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками

·        Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

·        Строить понятные для собеседника речевые  высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью.

11. Метапредметные связи:

Математика. Разделы «Нахождение наименьшего общего кратного», «Вычисления по пропорциям», «Решение алгебраических линейных уравнений».История.

12. Образовательные технологии:

Технология продуктивного обучения (используются элементы индуктивного построения  нового частного учебного действия)

13. Оборудование:

ПСХЭ Д.И. Менделеева; таблица растворимости: образцы различных солей; мультимедийный проектор, индивидуальные карточки

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Соли как представители кислот и оснований» проведён Куляскиной С.Ю. для учителей МО химии, биологии, географии в рамках декады естествознания 16.12.2015.

Заместитель руководителя ОО                                    _____________Узбекова Г.Н.___________ /___________________/

МП

Технологическая карта урока

«Соли как представители кислот и оснований»

1. Ф.И.О. учителя: Куляскина Светлана Юрьевна

2. Класс: 8 «А»

3. Дата: 16.12.2015

4. Предмет: химия

5. Тема урока: Соли как представители кислот и оснований

6. Место и роль урока в изучаемой теме: восьмой урок в теме «Соединения химических элементов» (15 ч.) ( уже познакомились с оксидами, основаниями, кислотами)

8. Информационный материал:

  • Габриелян О.С. Химия: 8 класс: учебник  для учащихся общеобразовательных учреждений / М.: Дрофа,2014.
  • Габриелян О.С. 8 класс. Химия в тестах, задачах, упражнениях/М.: Дрофа, 2013.
  • Кузнецова Н.Е. Задачник по химии: 8 класс / Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Интернет-ресурсы:

9. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Образовательные:

  • Сформировать представления учащихся о солях как классе неорганических соединений.
  • Дать представление о строении солей, их классификации.
  • Продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степеней окисления
  • Формировать умение составлять формулы солей и называть соли

Развивающие:

  • Активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся.
  • Развивать познавательные умения.
  • Развивать аналитическое мышление, логику.
  • Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
  • Развивать умения применять знания, полученные на уроках, на практике.

Воспитательные:

  • Воспитывать положительное отношения к знаниям;
  • Воспитывать культуру речи, поведения, умения групповой коммуникации
  • Прививать интерес к химии.

10. Образовательные результаты:

Познавательные УУД:

  • Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.
  • Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
  • Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.
  • Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах.
  • Использовать знаково-символические средства для решения задач. Работать с моделями молекул (в виде формул)

Регулятивные УУД:

  • Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием.
  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
  • Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.
  • Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.
  • Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

Коммуникативные УУД:

  • Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками
  • Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.
  • Строить понятные для собеседника речевые  высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью.

11. Метапредметные связи:

Математика. Разделы «Нахождение наименьшего общего кратного», «Вычисления по пропорциям», «Решение алгебраических линейных уравнений».История.

12. Образовательные технологии:

Технология продуктивного обучения (используются элементы индуктивного построения  нового частного учебного действия)

13. Оборудование:

ПСХЭ Д.И. Менделеева; таблица растворимости: образцы различных солей; мультимедийный проектор, индивидуальные карточки

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Позитивный настрой учащихся на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Проверка домашнего задания

Узнать уровень усвоения пройденного материала

Параграф 21 – фронтальный устный опрос

Сбор тетрадей после уроков для поверки задания №1 стр.107

Выполнение задания № 4 стр.107  на доске и письменно в тетрадях

 

М (H2SO4) = 2+32+16•4 = 98 г/моль

n = 490 г: 98 г/моль = 5 моль

М (H3РO4) = 3•1+31+16•4= 98 г/моль

n = 98 г : 98 г/моль = 1 моль.

Задает вопросы по пройденной теме, слушает рассказчика

Проверяет правильность задачи  

Рассказывают, отвечают на вопросы и решают задачу (Ф, И) *

Постановка темы и цели урока (актуализация, мотивация, целеполагание)

Формулирование частной задачи, решение которой приводит к постановке темы и цели урока.

Вопросы:

  • С  какими классами веществ уже знакомы?
  •  Что представляют собой оксиды, основания, кислоты?

Задача. Даны химические формулы неорганических веществ:

СаО; НNO3;  NaNO3; H2SO4;

BaO;  LiOH; N2O5; BaSO4;             КОН.

Распределите предложенные соединения на 4 группы. Какие из этих веществ относятся к солям?

Историческая справка

    Соли - самый многочисленный класс из неорганических соединений. А одно вещество из этого класса все вы используете в пищу, это поваренная соль.   Когда-то в Голландии существовала мучительная казнь: осужденные получали только хлеб и воду без добавления этого вещества. Через некоторое время эти люди умирали, а их трупы начинали мгновенно разлагаться…

    А жители некоторых островных государств, чтобы утолить потребность в поваренной соли, ели сырую рыбу, обмакивая ее в морскую воду.

Организует диалог с

обучающимися

Выводит формулы солей на экран.

Контролирует работу в парах.

Обсуждает с

учащимися выполненное задание.

   

Читает материал

Показывает слайды.

Демонстрирует образцы солей

Отвечают на вопросы(Ф).

Распределяют письменно в тетрадях формулы веществ по классам: оксиды, основания, кислоты, а в четвертой группе оказываются вещества, которые  еще  не изучали (П).

 Обсуждают выполненное задание. Дают название неизученному  классу веществ и формулируют тему урока (Ф).

Слушают информацию

Планирование изучения темы

Составить план изучения нового материала

План:

  • Состав солей
  • Определение солей
  • Составление формул
  • Номенклатура
  • Классификация, разнообразие

Составляет совместно с

обучающимися план урока. Записывает на доске

Составляют план изучения солей(Ф) Записывают в тетради(И)

Освоение нового материала

Определить состав солей и дать им определение

Научиться составлять формулы солей

Научиться давать названия солям

Научиться классифициро-вать соли

Научиться давать солям характеристику

Предлагается ряд формул солей для анализа их состава: KCl; Zn3(PO4)2; Ba(NO3)2; Na2SO4; LiNO3; CaSO4; NaNO3; BaSO4.

   

а) Al3+ и S2-→Al+3S2- → Al2S3

б) Al3+ и SО42-→ Al3+ SО42-

→Al2(SO4)3

Табл.5 в учебнике, стр. 109 «Номенклатура солей»

Классификация:

  1. Средние соли Na2SO4 
  2. Кислые соли NaHSO4
  3. Основные соли CaOHCl

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника , стр. 110-113.

Заполняют таблиу

Соль

Характеристика

NaCl

CaCO3

Выводит формулы солей на экран.

Организует работу в группах

Составляет формулы сульфида и сульфата алюминия на доске по принципу наименьшего общего кратного

Анализирует таблицу с детьми

Объяснение учителя

Организует работу с тексом учебника, и объясняет, как и откуда взять информацию для заполнения таблицы  

(таблицы на столах)

Учащиеся анализируют состав данных солей (Г).

Дают определение классу солей, записывают в тетрадь

Составляют под руководством учителя формулы сульфида и сульфата алюминия(И)

Анализируют таблицу и дают названия составленным солям

Слушают, записывают примеры

Слушают учителя, читают текст учебника и заполняют таблицу(И)

Первичное закрепление нового материала

Закрепление полученных на уроке знаний

Задание № 1

NaNO3

Ca(NO3)2

Al(NO3)3

Na2SO4

CaSO4

Al2(SO4)3

Na3PO4

Ca3(PO4)2

AlPO4

Дает задание №1 стр.113

Организует выступление групп, обмен мнениями

Выполняют задание письменно в тетрадях

Обсуждают работы групп(Г)

Подведение итогов.

Рефлексия

Соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом, зафиксировать новые знания, определить дальнейшие цели

Оставить положительное впечатление от урока

План на доске, составленный 
в начале урока

Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает о последующих задачах

Выставляет оценки за урок. Благодарит за внимание

Проговаривают по плану новые знания, ставят дальнейшие цели

Высказывают свои впечатления от урока

Домашнее задание

Повторить пройденный материал

Параграф 22читать, ответить на вопросы стр.113 задания 2,3 стр.113

Задает домашнее задание

Записывают

*Форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

Элементы индуктивного построения  нового частного учебного действия при использовании технологии продуктивного обучения на уроке «Соли как представители кислот и оснований»

1. Формулирование частной задачи, решение которой:

- выводит на противоречие с ранее изученным;

- выступает частной формой соответствующего обобщённого учебного действия.

Задача. Даны химические формулы неорганических веществ:

СаО; НNO3;  NaNO3; H2SO4;

BaO;  LiOH; N2O5; BaSO4; КОН.

Какие из предложенных соединений относятся к солям? Что такое соли?

Учащиеся изучали только оксиды, кислоты и основания.

2. Решение сформулированной частной задачи (построение искомого частного действия).

Учащимся  известно

оксиды это ЭО ( элемент+кислород)

основания это МеОН (металл+гидроксо-группа ОН)

кислоты это НАс (водород+кислотный остаток Ас).

Также известно, что неорганических веществ 4 класса.

Эти данные позволяют проклассифицировать предложенные вещества следующим образом:

оксиды       СаО;  BaO;  N2O5

основания  КОН; LiOH

кислоты     НNO3;  H2SO4

Следовательно, оставшиеся вещества  относятся к солям.

Соли           NaNO3;  BaSO4

3. Формирование (расширение) эмпирического ряда частных задач.

Предлагается ряд формул солей для анализа их состава: KCl; Zn3(PO4)2; Ba(NO3)2; Na2SO4; LiNO3; CaSO4; NaNO3; BaSO4.

4. Выявление и конкретизация рассматриваемой обобщённой связи (между искомым частным действием и условиями его выполнения).

Учащиеся анализируют состав данных солей и приходят к выводу, что в солях на первом месте находится металл (как в основаниях), а на втором кислотный остаток (как в кислотах). Например, анализируя состав соли  NaNO3, выясняют, что на первом месте стоит Na+ , а это металл, на втором группа NO3,а это остаток от азотной кислоты   НNO3.

5. Обобщённое представление учебного действия.

Учащиеся формируют правило.

Соли  это неорганические вещества, состоящие из катиона металла и аниона кислотного остатка (МеАс).

Например:

NaNO3     BaSO4

МеАс        МеАс

Соли являются производными кислот и оснований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"

Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и  оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока,  приложения к мод...

Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований"

Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований"  с обозначенными целями и задачами. Указываютя УУД, формируемые на каждом этапе урока. ...

Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия".

Конспект урока химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия"....

Урок химии "Соли как производные кислот и оснований"

Применяемые технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология...

Урок химии на тему Соли как производные кислот и оснований.

Соли как производные кислот и оснований....

Технологическая карта урока Тема урока: «Соли как производные кислот и оснований»

Дидактическая цель:  формирование знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.Задачи урока:Позн...