Урок по теме "Белки", химия 10 класс
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Василевская Оксана Васильевна

Цель урока: дать понятие о белках как о полимерах, построенных из остатков аминокислот; сформировать представление о трех структурах белковой молекулы; показать биологическую роль белков на основе межпредметных связей с биологией; рассмотреть химические свойства белков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon belki.ppt1.03 МБ
Файл urok_belki.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Белки Василевская О.В. Учитель высшей категории СОШ №18 г.Сочи.

Слайд 2

Жизнь – это способ существования белковых тел. Ф.Энгельс

Слайд 3

Белки – высокомолекулярные природные соединения (биополимеры), состоящие из остатков аминокислот, которые соединены пептидной связью. Белки Протеины Протеиды

Слайд 4

Функции белков Строительная (пластическая) – белки участвуют в образовании оболочки клетки, органоидов и мембран клетки. Каталитическая – все клеточные катализаторы – белки (активные центры фермента). Двигательная – сократительные белки вызывают всякое движение. Транспортная – белок крови гемоглобин присоединяет кислород и разносит его по всем тканям. Защитная – выработка белковых тел и антител для обезвреживания чужеродных веществ. Энергетическая – 1 г белка эквивалентен 17,6 кДж. Рецепторная – реакция на внешний раздражитель

Слайд 5

В состав белковых веществ входят: углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор. Гемоглобин – C 3032 H 4816 O 872 N 780 S 8 Fe 4 . Молекулярная масса белков колеблется от нескольких тысяч до нескольких миллионов. Mr белка яйца = 36 000, Mr белка мышц = 1 500 000 Качественный состав белков

Слайд 6

Первичная структура – последовательность чередования аминокислотных остатков в полипептидной цепи.

Слайд 7

Вторичная структура – пространственная конфигурация полипептидной цепи, то есть ее возможное расположение в пространстве. Для белков наиболее часто встречающимся вариантом вторичной структуры является спираль .

Слайд 8

Третичная структура – трехмерная конфигурация, которую принимает в пространстве закрученная спираль. Третичной структурой объясняется специфичность белковой молекулы и ее биологическая активность.

Слайд 9

Четвертичная структура – расположение в пространстве нескольких полипептидных цепей, каждая из которых имеет свою первичную, вторичную и третичную структуру и называется субъединицей .

Слайд 10

Химические свойства белков 1. Гидролиз (кислотно-основный, ферментативный), в результате которого образуются аминокислоты. 2. Денатурация – нарушение природной структуры белка под действием нагревания или химических реагентов. Денатурированный белок теряет свои биологические свойства.

Слайд 11

Цветные реакции на белки 1. Ксантопротеиновая – взаимодействие с концентрированной азотной кислотой, которое сопровождается появлением желтой окраски. 2. Биуретовая – взаимодействие слабощелочных растворов белков с раствором сульфата меди ( II ), в результате которой появляется фиолетово-синяя окраска.

Слайд 12

Проверка знаний по теме «Белки, состав, структура, функции» (работа на 10-12 минут)

Слайд 13

1 вариант 2 вариант На «3» 1.Вместо точек проставьте нужные слова: А)В состав белков входят элементы:…; А) Мономерами белков являются… ; Б) Всего в белках имеется … видов аминокислот Б) Основная связь между мономерами белка -… В) Вторичная структура белка в виде … В) Первичная структура белка в виде …; Г) Четвертичная структура белка в виде…; Г) Третичная структура белка в виде…; Д) Восстановление природной структуры белка называется…; Д) Разрушение природной структуры белка называется… На выполнение задания - 3 минуты

Слайд 14

На «4» 2. Вместо точек проставьте соответствующие функции белков А) Ускоряя химические реакции в клетке, белки выполняют … функцию. А) Ферменты выполняют… функцию Б) Белки-гормоны выполняют … функцию Б) Антитела выполняют … функцию. В) Гемоглобин выполняет …функцию. В) Белки в составе мышц, хрящей, волос и т.д. выполняют … функцию. Г) Сократительные белки выполняют …функцию Г) Белки клеточных мембран, улавливающие воздействия на них выполняют… функцию. На выполнение задания – 5 минут

Слайд 15

На «5» 3. Ответьте на 1 вопрос (на выбор) А) Чем можно объяснить огромное разнообразие белков в природе, несмотря на то, что в их состав входят одни и те же аминокислоты? А) Почему для человека опасно повышение температуры тела свыше 41 0 ? Б) Какую структуру могут иметь белки в составе мышц и почему? Б) Какую структуру могут иметь белки в составе сухожилий и почему? В) Чем сходны и чем отличаются простые белки от сложных? В) Какой структурой определяются все особенности строения белка и почему? На выполнение задания – 2 минуты

Слайд 16

ПРОВЕРКА ОТВЕТОВ: 1 вариант 2 вариант 1.Вместо точек проставьте нужные слова: А)В состав белков входят элементы N ,С,О,Н А) Мономерами белков являются аминокислоты Б) Всего в белках имеется 20 видов аминокислот Б) Основная связь между мономерами белка - пептидная В) Вторичная структура белка в виде спирали В) Первичная структура белка в виде цепочки аминокислот Г) Четвертичная структура белка в виде нескольких связанных глобул Г) Третичная структура белка в виде глобулы Д) Восстановление природной структуры белка называется ренатурация Д) Разрушение природной структуры белка называется денатурация 2. Какую функцию белков отражают примеры ? А) Ускоряя химические реакции в клетке, белки выполняют каталитическую функцию. А) Ферменты выполняют каталитическую функцию Б) Белки-гормоны выполняют регуляторную функцию Б) Антитела выполняют защитную функцию. В) Гемоглобин эритроцитов выполняет транспортную функцию. В) Белки в составе мышц, хрящей, волос и т.д. выполняют строительную функцию. Г) Сократительные белки выполняют двигательную функцию Г) Белки клеточных мембран, улавливающие воздействия на них выполняют сигнальную функцию.

Слайд 17

Домашнее задание Параграф 17 стр.128-133, упр.10 стр.134.



Предварительный просмотр:

Химия. 10 класс.

Тема: «Белки».

Учитель химии СОШ №18 г. Сочи, Краснодарского края

Василевская Оксана Васильевна

Предмет

Химия

Класс

10

Тема урока

Белки

Цель урока: дать понятие о белках как о полимерах, построенных из остатков аминокислот; сформировать представление о трех структурах белковой молекулы; показать биологическую роль белков на основе межпредметных связей с биологией; рассмотреть химические свойства белков.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Описывать структуры и свойства белков как биополимеров.

Устанавливать межпредметные связи химии и биологии на основе раскрытия биологической роли и химических свойств белков.

Умение работать с источниками информации: анализ, обобщение, сравнение; работать  с учебником;  умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать различные точки зрения, работать в парах.

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений, химической грамотности и интереса к исследовательской деятельности, самооценка, самоанализ.

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала

Белки как биополимеры, их строение (первичная, вторичная и третичная структуры), химические свойства (денатурация, гидролиз, качественные реакции – биуретовая, ксантопротеиновая). Биологические функции белков: строительная, ферментативная, защитная, транспортная, сигнальная и др.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

 Мультимедийное оборудование, электронное приложение к учебнику.

Оборудование

Учебник О.С.Габриелян. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Таблица «Белки».

Образовательные интернет - ресурсы:

www.drofa.ru

СТРУКТУРА УРОКА

1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

Работа с учебником.

Вопрос №1 стр. 134: Какие вещества называют аминокислотами, а какие белками? Что общего между этими классами органических соединений?

Вопрос №2 на стр. 134: Почему аминокислоты – амфотерные соединения?

Выполнение заданий по вариантам.

1 вариант - №3 стр.134: На основе примеров, приведенных в параграфе, попробуйте предложить способ образования названий аминокислот.

2 вариант - №4 стр.134: Какими свойствами обладают аминокислоты? Напишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства аланина.

3 вариант – слайды 2,4,5 электронного приложения.

Деятельность учащихся

Высказывают мнения, отвечают на вопросы.

Выполняют задание и отчитываются.

2 . Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Деятельность учителя

Как вы думаете, что мы  будем изучать сегодня? (Слайд №1)

Тема  урока – «Белки».Что вы знаете о белках из курса биологии? (Слайды 2-4).

ПРОВЕРКА: Слайд 7 электронного приложения.

Деятельность учащихся

Вспоминают сведения о белках, полученные на уроках биологии. Формулируют функции белков.

3. Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Деятельность учителя

1.Организует формулирование учебных целей и задач урока: «Изучить строение, функции, химические свойства белков».

Деятельность учащихся Формулируют цели и задачи урока. 

4. Планирование

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

Деятельность учителя

Организует работу в группах по вопросам №6, 7, 8 на стр.134. с использованием текста учебника (стр.128-130), таблицы №4, рис.77,78.

Деятельность учащихся

 работают в парах, согласно инструкции.

Инструкция

Общая часть для всех групп

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2. Подготовьтесь работать с презентацией и слайдами электронного приложения.

3.Сделать записи в тетрадях.

5. “Открытие нового знания”.

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Деятельность учителя

1. Заслушивает  группы с результатами работы (Слайды 3-10) (Слайды 6,8,9,10,11,12,14,15 электронного приложения). Просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.

2. Проводит рефлексию деятельности в группах.

- Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.

- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.

Деятельность учащихся

Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение, их дополнение; рефлексия деятельности в группе.

6. Применение нового знания

Цель: применить знания в новой ситуации

Деятельность учителя

1.Организует проведение тестовой дифференцированной проверочной работы (Слайды 12-16).

2. Организует взаимопроверку работы.

Деятельность учащихся

Выполняют тестирование.

Осуществляют взаимопроверку.

7. Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

8. Домашнее задание

Параграф 17 стр.128-133, упр.10 стр.134. (Слайд 17).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Соперник золота" 8 класс (химия, география, биология)

Поваренная соль  - хлорид натрия - единственное минеральное сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. По словам А.Е.Ферсмана:"...Среди всех солей самая главная и основна...

Урок-обобщение по теме: "Классы неорганических соединений с использованием интерактивной доски", 8 класс химия

Урок, созданный с целью:    -  акцентировать внимание учащихся на основных признаках и свойствах  веществ,      как   представителей классов нео...

урок с презентацией химия 9класс "Предмет органической химии"

Первый урок темы "Органические соединения" химия 9класс, праграмма О.С.Габриеляна.Представлена разработка урока, презентация,самоанализурока....

Урок обобщения по химии для 8 класса "Классы неорганических соединений"

Урок обобщения "Классы неорганических соединений" направлен на повторение темы. Использованы различные химические игры, позволяющие лучше усвоить материал о классах неорганических соединений: оксидах,...

Урок - обобщение по химии в 8 классе по теме «Основные классы неорганических соединений»

Урок - обобщение  по химии по теме "Основные классы неорганических соединений" в 8 классе по формированию универсальных учебных действий обучающихся....

Внеклассное мероприятие по химии "Урок — турнир по химии "Что мы знаем, что мы умеем" 8 класс

Внеклассное мероприятие по химии "Урок — турнир по химии "Что мы знаем, что мы умеем" 8 класс...