Рабочая программа по химии. 8 класс (102 часа)
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) по теме

Царькова Мария Владимировна

1.     Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа базового курса «Химия» для 8 класса направлена на подготовку учащихся  на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по химии.  Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений.

Рабочая программа  рассчитана на  102 часа в 8 классе, из расчета - 3 учебных часов в неделю. В 8 классе из регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно выделяется 1 час на изучение следующих тем: «Окислительно-восстановительные реакции» и  «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».

Изучение химии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

1)                освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

2)                овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

3)                развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

4)                воспитание у учащихся отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

5)                применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и не производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного  развития:

1)                формирование чувства гордости за российскую химическую науку;

2)                формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3)                формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4)                Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни и т.д.

 Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Познавательные УУД:

-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

-осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей и д.р.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1)                осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности человека в условиях возрастающей “химизации” многих сфер жизни современного общества;

2)                овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией;

3)                формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении;

4)                формирование  умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире атомов и молекул, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также обусловленность применения веществ особенностями их свойств;

5)                умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием и д.р.

Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Основное учебно-методического обеспечение:

1)           Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. –16-е издание., стереотип.—М.: Дрофа, 2010.

2)           Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.8»/ О.С.Габриелян, П.Н. Березкин, А.А.Ушакова и др.—М.: Дрофа, 2003—2006.

3)           Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.8»/ О.С.Габриелян, П.Н. Березкин, А.А.Ушакова и др.—М.: Дрофа, 2003—2006.

4)           Габриелян О.С. Настольная  книга  учителя химии.  8  класс. – М.: Блик плюс, 2005.

Дополнительное учебно-методического обеспечение:

1)           Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).

2)           Учебно-лабораторное оборудование.

3)           Учебно-практическое оборудование.

4)            Интернет-ресурсы: www.openclass.ru, http://old.internet-school.ru, http://school-collection.edu.ru/, http://festival.1september.ru, http://xumuk.ru, http://experiment.edu.ru.

2.     Основное содержание учебного курса

Общая характеристика учебного предмета.

Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и постав­ленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

-вещество - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологиче­ском действии;

-химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управле­ния химическими процессами;

-применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употреб­ляются в повседневной жизни, широко используются в про­мышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

-язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неор­ганических веществ, т. е. их названия (в том числе и триви­альные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные опыты и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской программами.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как текущий, тематический, итоговый контроль;

Формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, практическая работа, тестирование, химический диктант, письменные домашние задания.

Виды домашних заданий: Работа с текстом учебника,  выполнение упражнений,  решение задач, индивидуальные задания, подготовка эссе, сообщений, составление схем.

Поурочно-тематический  план  по  объему  скорректирован  в  соответствии  с  федеральным  компонентом  государственного  образовательного стандарта  основного общего  образования  и  требованиями, предъявляемыми  к  уровню  подготовки  выпускников  основной  школы и включает вопросы  теоретической  и  практической  подготовки  учащихся.

Введение в химию (8 часов)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных вещества

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная).                 

Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практическая  работа № 1.

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование и обращение с ним.

 Тема №1.   Атомы химических элементов (14 часов)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Контрольная работа №1 «Строение атомов. Химическая связь»

Тема №2.   Простые вещества (10 часов)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Контрольная работа №2 «Простые вещества».

Тема №3.  Соединения химических элементов (17 часов)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.  2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Способы разделения смесей, дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов.

Практическая работа №2. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Контрольная работа №3. «Простые вещества и соединения химических элементов»

 Тема №4.           Изменения, происходящие с веществами (16 часов)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах;  д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

Лабораторные опыты. 1. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 2. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 3. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 4. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 5. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практическая  работа № 3. Признаки химических реакций и их классификация.

Практическая работа №4. Получение водорода и изучение его свойств.

Практическая работа №5. Получение кислорода и изучение его свойств.

 

Тема №5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов  (19 часов)

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практическая работа №6. Химические свойства кислот.

Практическая работа №7. Химические свойства оснований.

Практическая работа № 8. Химические свойства солей.

Контрольная работа №5 Растворы. Электролиты.

Тема №6. Окислительно-восстановительные реакции (8 часов)

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Контрольная работа №6. Окислительно-восстановительные реакции.

Тема №7. Скорость химических реакций. Химическое равновесие (10 часов)

Скорость химических реакций. Понятие  о скорости химических реакций, аналитическое выражение. Зависимость скорости реакции от концентрации, давления, температуры, природы реагирующих веществ, площади их соприкосновения. Закон действующих масс.

Катализ. Катализаторы. Катализ. Гомогенный и гетерогенный катализ. Примеры каталитических процессов в промышленности, технике, быту. Ферменты и их отличие от  неорганических катализаторов. Применение катализаторов и ферментов.

Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. На примере получения аммиака.

Лабораторные опыты. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия  растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка  и взаимодействие одинаковых кусочков магния, железа и цинка с соляной кислотой. Взаимодействие раствора серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации. Взаимодействие растворов серной кислоты и тиосульфата натрия при различных температурах.

Планируемые результаты.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

Ученик научится:

-           применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная и молекулярная масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации;

-           разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранение массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;

-           обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правил техники безопасности; проводить простые химические опыты; выполнять химический эксперимент наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;

- производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_8_klass.docx37.12 КБ

Предварительный просмотр:

3. Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Содержание

Практика

Контроль

Коррекция

Введение (8 часов)

1.

Предмет химии. Вещества.

Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования химического элемента.

Коллекции изделий- тел из алюминия и стекла.

Фронтальный контроль

2.

Превращения веществ.

Физические и химические явления. Достижения химии.

1. Разложение дихромата аммония.

2. Горение магния.

3. Взаимодействие йода и алюминия.

Фронтальный, индивидуальный

3.

Краткие сведения по истории развития химии.

История возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки.

Фронтальный контроль

4.

Символы химических элементов.

Обозначения химических элементов, их названия. Происхождение названий химических элементов.

Самостоятельная работа

5.

Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева

Общее знакомство со структурой периодической таблицы: периоды и группы.

Проверочная работа

6.

Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы.

Индекс и коэффициент. Масса атомов и молекул.

Взаимоконтроль и самоконтроль

7.

Практическая работа №1

Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете.

Знакомство с лабораторным оборудованием.

Практическая  работа

8.

Урок-упражнение.

Решение заданий по теме «Относительные атомная и молекулярная массы».

Самостоятельная работа

Тема №1. Атомы химических элементов (14 часов)

9.

Строение атомов.

Доказательства сложности строения атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атомов.

Плакаты с изображением строения атомов.

Фронтальный контроль

10.

Строение атомов.

Доказательства сложности строения атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атомов.

Плакаты с изображением строения атомов.

Проверочная работа

11.

Изотопы.

Изменение числа нейтронов в ядре. Современное определение понятия «химический элемент».

Фронтальный контроль

12.

Строение электронных оболочек атомов элементов №1-20.

Характеристика электронов. Строение электронных оболочек атомов элементов №1-20. s и p орбитали.

Взаимоконтроль и самоконтроль

13.

Строение электронных оболочек атомов элементов №1-20.

Характеристика электронов. Строение электронных оболочек атомов элементов №1-20. s и p орбитали.

Проверочная работа

14.

Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева и строение атомов.

Причины изменения свойств химических элементов в периодах и группах.

Самостоятельная работа

15.

Ионная химическая связь.

Понятие иона.

Фронтальный контроль

16.

Ковалентная неполярная связь.

Схема образования двухатомных молекул. Электронные и структурные формулы. Кратность химической связи.

Проверочная работа

17.

Ковалентная полярная связь.

Электронные и структурные формулы. Электроотрицательность.

Проверочная работа

18.

Металлическая связь.

Образование металлических кристаллов.

Проверочная работа

19.

Обобщение и систематизация знаний.

Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлах и неметаллах, о видах химической связи.

Проверочная работа

20.

Обобщение и систематизация знаний.

Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлах и неметаллах, о видах химической связи.

Фронтальный контроль

21.

Контрольная работа №1.

Контроль усвоения учащимися данной темы.

Контрольная работа

22.

Анализ контрольной работы.

Фронтальный контроль

Тема №2. Простые вещества (10 часов)

23.

Простые вещества-металлы.

Физические свойства металлов. Строение атомов металлов. Характеристика положения металлов в Периодической системе.

Коллекция металлов.

Фронтальный контроль

24.

Простые вещества-неметаллы.

Физические свойства неметаллов. Строение атомов неметаллов. Характеристика положения неметаллов в Периодической системе.

Коллекция неметаллов.

Фронтальный контроль

25.

Аллотропия.

Аллотропия фосфора, углерода, олова, кислорода.

Получение и свойства белого и красного фосфора, белого и серого олова. Получение озона.

Проверочная работа

26.

Количество вещества.

Единицы измерения: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро.

Взаимоконтроль и самоконтроль

27.

Молярная масса вещества.

Миллимолярная и киломолярная массы.

Взаимоконтроль и самоконтроль

28.

Молярный объем газообразных веществ.

Миллимолярный и киломолярный объем.

Модель молярного объема газов.

Взаимоконтроль и самоконтроль

29.

Урок-упражнение.

Решение задач и упражнений.

Проверочная работа

30.

Обобщение и систематизация знаний

Решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе.

Фронтальный контроль

31.

Контрольная работа №2.

Контроль усвоения учащимися данной темы.

Контрольная работа

32.

Анализ контрольной работы.

Фронтальный контроль

Тема №3. Соединения химических элементов (17 часов)

33.

Степень окисления.

Определение степени окисления элементов по формулам соединений. Составление формул соединений по степеням окисления.

34.

Степень окисления.

Определение степени окисления элементов по формулам соединений. Составление формул соединений по степеням окисления.

Взаимоконтроль и самоконтроль

35.

Бинарные соединения. Важнейшие классы бинарных соединений.

Оксиды. Хлориды. Сульфиды. Летучие водородные соединения и т.д.

Образцы хлоридов, сульфидов, оксидов.

Проверочная работа

36.

Основания.

Классификация оснований. Название оснований.

Образцы щелочей и нерастворимых оснований.

Фронтальный контроль

37.

Кислоты.

Состав и название кислот. Классификация.

Образцы кислот.

Проверочная работа

38.

Соли как производные кислот.

Состав и название солей. Классификация.

Образцы солей.

Фронтальный контроль

39.

Соли как производные кислот.

Состав и название солей. Классификация.

Образцы солей.

Взаимоконтроль и самоконтроль

40.

Урок-упражнение.

Выполнение упражнений.

Проверочная работа

41.

Аморфные и кристаллические вещества.

Молекулярные, атомные, ионные и металлические кристаллические решетки.

Модели кристаллических решеток.

Взаимоконтроль и самоконтроль

42.

Чистые вещества и смеси.

Примеры жидких и газообразных смесей. Способы разделения смесей.

Различные образцы смесей. Дистилляция воды.

Фронтальный контроль

43.

Массовая и объемная доля компонентов смеси.

Понятие о доле компонента смеси. Доля примесей.

Взаимоконтроль и самоконтроль

44.

Расчеты, связанные с понятием «доля».

Решение задач и упражнений на расчет доли.

Проверочная работа

45.

Практическая работа №2.

Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.

Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.

Практическая  работа

46.

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Выполнение заданий и упражнений. Подготовка к контрольной работе.

Фронтальный контроль

47.

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Выполнение заданий и упражнений. Подготовка к контрольной работе.

Проверочная работа

48.

Контрольная работа №3.

Контроль знаний по теме.

Контрольная работа

49.

Анализ контрольной работы.

Тема №4. Изменения, происходящие с веществами (16 часов)

50.

Физические явления.

Способы очистки веществ. Очистка питьевой воды. Перегонка нефти.

Плавление парафина.

51.

Химические реакции.

Признаки и условия протекания химических реакций. Реакция горения. Экзо- и эндотермические реакции.

Горение магния. Взаимодействие сульфата меди (׀׀) с железом, взаимодействие соляной кислоты с мрамором.

Фронтальный контроль

52.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

Понятие о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул. Значение индексов и коэффициентов.

Подтверждение закона сохранения массы веществ в результате химических реакций.

Проверочная работа

53.

Реакции разложения.

Сущность и примеры реакций разложения.

Электролиз воды, разложение нитрата калия  или натрия, перманганата калия, гидроксидов меди (II)

Фронтальный контроль

54.

Реакции соединения.

Сущность и примеры реакций соединения.

Осуществление переходов S→SO2→H2SO3

P→P2O5→H3PO4

Фронтальный контроль

55.

Реакции замещения.

Сущность и примеры реакций замещения.

Взаимодействие щелочных металлов с водой, взаимодействие цинка и алюминия с растворами соляной и серной кислот.

Фронтальный контроль

56.

Реакции обмена.

Сущность и примеры реакций обмена.

Взаимодействие растворов щелочей, окрашенных фенолфталеином, с растворами кислот. Взаимодействие H2SO4 и BaCl2, HCl и AgNO3.

Фронтальный контроль

57.

Урок-упражнение.

Решение заданий по теме.

Проверочная работа

58.

Практическая работа №3.

Проведение реакций обмена.

Реакции, идущие «до конца».

Практическая  работа

59.

Расчеты по химическим уравнениям.

Расчет n, m, V одного из веществ, участвующих в реакции по n, m, V другого вещества.

Самостоятельная работа

60.

Расчеты по химическим уравнениям.

Расчет n, m, V одного из веществ, участвующих в реакции по n, m, V другого вещества.

Взаимоконтроль и самоконтроль

61.

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами».

Проверочная работа

62.

Контрольная работа №4.

Контроль усвоения учащимися данной темы.

Контрольная работа

63.

Анализ контрольной работы.

Самостоятельная работа

64.

Практическая работа №4.

Получение и собирание водорода, доказательство  его наличия.

Получение водорода и изучение его свойств

Практическая  работа

65.

Практическая работа №5.

Получение и собирание кислорода, доказательство  его наличия.

Получение кислорода и изучение его свойств

Практическая  работа

Тема №5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (19 часов)

66.

Растворение как физико-химический процесс.

Понятия «растворы», «растворимость», формулы выражения массовой и объёмной долей веществ в смесях.

Растворение безводного сульфата меди (II), нитрата аммония и гидроксида кальция в воде.

Фронтальный контроль

67.

Электролитическая диссоциация.

Понятия «электролит», «электролитическая диссоциация», «степень диссоциации»; составление уравнений диссоциации.

Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

Зависимость электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления.

Фронтальный контроль

68.

Ионные уравнения.

Условия протекания реакций ионного обмена до конца; составление молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций ионного обмена.

Примеры реакций, идущих до конца.

Взаимоконтроль и самоконтроль

69.

Урок-упражнение.

Решение заданий по теме.

Проверочная работа

70.

Кислоты в свете ТЭД.

Классификация и химические свойства кислот.

Химические свойства кислот на примере HCl.

Взаимоконтроль и самоконтроль

71.

Урок-упражнение.

Решение заданий по теме.

Проверочная работа

72.

Практическая работа №6

Изучение химических свойств кислот.

Химические реакции с участием кислот.

Практическая  работа

73.

Основания в свете ТЭД.

Классификация и химические свойства оснований.

Взаимодействие CO2 и NaOH

Разложение Cu(OH)2.

Фронтальный контроль

74.

Урок-упражнение.

Решение заданий по теме.

Проверочная работа

75.

Практическая работа №7.

Изучение химических свойств оснований.

Химические реакции с участием оснований.

Практическая  работа

76.

Оксиды.

Классификация и химические свойства оксидов.

Изучение свойств основных оксидов на примере CaO и кислотных на примере SO2 (CO2).

Фронтальный контроль

77.

Урок-упражнение.

Решение заданий по теме.

Проверочная работа

78.

Соли в свете ТЭД.

Классификация и химические свойства солей.

79.

Урок-упражнение.

Решение заданий по теме.

Проверочная работа

80.

Практическая работа № 8.

Изучение химических свойств солей.

Химические реакции с участием солей.

Практическая  работа

81.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Генетические связи между изученными классами веществ; подтверждение генетических связей уравнениями реакций.

Осуществление переходов

А) P→ P2O5 → Н3PO4→Ca3(PO4)2

Б) Сa → CaO→ Ca(OH)2 → Ca3(PO4)2

Взаимоконтроль и самоконтроль

82.

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Проверочная работа

83.

Контрольная работа №5.

Контроль усвоения учащимися данной темы.

Контрольная работа

84.

Анализ контрольной работы.

Фронтальный контроль

Тема №6. Окислительно-восстановительные реакции (8 часов)

85.

Окислительно-восстановительные реакции.

Определение степеней окисления элементов, образующих вещества различных классов. Реакции окислительно-восстановительные   и реакции ионного обмена, их отличия. Процессы восстановления

и окисления, окислители и восстановители.

  1. Взаимодействие Zn с HCl, S, CuSO4
  2. Горение магния

Взаимоконтроль и самоконтроль

86.

Урок-упражнение.

Решение заданий по теме.

Самостоятельная работа

87.

Урок-упражнение.

Решение заданий по теме.

Проверочная работа

88.

Свойства основных классов соединений в свете ОВР.

Рассмотрение свойств простых веществ — металлов и неметаллов, а также кислот и солей с позиций представлений окисления-восстановления.

Взаимоконтроль и самоконтроль

89.

Обобщение и систематизация знаний по теме ОВР.

Систематизация, актуализация знаний и умений, учащихся по теме.

Фронтальный контроль

90.

Обобщение и систематизация знаний по теме ОВР.

Систематизация, актуализация знаний и умений, учащихся по теме.

Проверочная работа

91.

Контрольная работа № 6.

Контроль усвоения учащимися данной темы.

Контрольная работа

92.

Анализ контрольной работы.

Фронтальный контроль

Тема №7. Скорость химических реакций. Химическое равновесие (10 часов)

93.

Скорость химических реакций.

Понятие о скорости химических реакций; единицы измерения с.х.р.; скорость гомогенной и гетерогенной реакций.

Взаимодействие гранул и порошка цинка с соляной кислотой.

Фронтальный контроль

94.

Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Зависимость скорости от площади соприкосновения, природы реагирующих веществ, температуры, концентрации.

Взаимодействие Zn, Mg, Fe с HCl. Взаимодействие раствора H2SO4 с раствором тиосульфата натрия различной концентрации.

Фронтальный контроль

95.

Урок-упражнение.

Решение заданий по теме.

Фронтальный контроль

96.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие.

Понятие об обратимости химических реакций, условия протекания необратимых реакций.

Фронтальный контроль

97.

Смещение химического равновесия.

Понятие о химическом равновесии; динамический характер равновесия; принцип Ле-Шателье.

Взаимоконтроль и самоконтроль

98.

Урок-упражнение.

Решение заданий по теме.

Самостоятельная работа

99.

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Выполнение упражнение и решение задач по данной теме.

Проверочная работа

100.

Решение расчетных и качественных задач.

Расчет n, m, V одного из веществ, участвующих в реакции по n, m, V другого вещества.

Самостоятельная работа

101.

Решение расчетных и качественных задач.

Расчет n, m, V одного из веществ, участвующих в реакции по n, m, V другого вещества.

Самостоятельная работа

102.

Решение расчетных и качественных задач.

Расчет n, m, V одного из веществ, участвующих в реакции по n, m, V другого вещества.

Взаимоконтроль и самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю

Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...

Рабочая программа "Литература. 6 класс" 68 часов

Создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной....

Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.

Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....

Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю

Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику  Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б.  Сотский Н.Н  ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе,  М: Просвещение ...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...

Рабочая программа по химии Рудзитис 2 часа в неделю 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс (Рудзитес)...