Разработка раздела программы по химии "Соединения химических элементов"
методическая разработка по химии на тему

Коршунова Валентина Анатольевна

Материал предназначен для учителей химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_po_himii.docx72.68 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования, по делам молодежи и спорта

администрации  Сеченовского муниципального района

Методическая разработка раздела программы

«Соединения химических элементов»

Работу выполнила:

Учитель МБОУ Липовской ООШ

Коршунова Валентина Анатольевна

Сеченово

2016

Содержание

1.        Пояснительная записка        

2.        Цели и задачи раздела        

3.        Психолого-педагогические объяснения        

4.        Ожидаемые результаты        

5.        Особенности технологий, методов и форм организации деятельности обучающихся        

6.        Результаты применения        

7.        Календарно-тематическое планирование по теме «Соединения химических элементов»        

8.        План-конспект урока        

Литература        

        


  1. Пояснительная записка

При выполнении разработки раздела «соединения химических элементов» мной была использована программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений издательство «Дрофа» 2009 год, под редакцией О.С. Габриеляна. Данная программа курса химии построена на основе концентрического подхода. Особенность данной программы в том, что бы сохранить присущий школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычленения крупнейшей дидактической единицы в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент» и его формы существования, следуя строгой логике принципов обучающего обучения, положенных в основу конструирования программы, и освобождение ее от избытка конкретного материала. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

 Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

Для разработки мной выбран раздел программы (третьей главы учебника) «соединение химических элементов» не случайно, ведь именно в этом разделе формируются знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения детей, то есть все дальнейшие курсы химии строятся на базе знаний полученных при изучении данного раздела. Говоря о курсе химии восьмого класса в целом, хочется подчеркнуть, что в процессе его освоения обучающиеся овладевают практически всем теоретическим материалом, необходимым для изучения и понимания химии как науки. Основываясь на этом, приходим к выводу о т ом, что необходимо как можно больше потратить сил, времени и профессионализма при разработке раздела программы, план-конспектов уроков и средств обучения, необходимых для прочного усвоения детьми материала и для облегчения понимания некоторых особо сложных тем. Исходя из этого, на сегодняшний день, тема «соединения химических элементов» является актуальной.

  1. Цели и задачи раздела

 Изучение рассматриваемого раздела химии на базовом уровне общего образования направлено на достижение следующей цели: освоение знаний о соединениях химических элементов, важнейших химических понятий, законов и теорий.

        Для достижения данной цели необходима постановка и выполнение следующих задач:

  1. Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  2. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  3. воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  1. Психолого-педагогические объяснения

        Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст, а именно на него приходится обучение детей в восьмом классе. Что непосредственно влияет на усвоение каждой темы курса, в том числе и темы «Соединения химических элементов».

        Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Рассмотрим те элементы данного комплекса, которые влияют на усвоение изучаемого материала, да и на процесс обучение в целом. К ним относятся:

- крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих;

- внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими;

 - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами.

        Но выше перечисленные элементы поведения можно применить в процессе обучения, грамотно организую построение учебного процесса. Занятия организованные таким способом, организуют целенаправленный процесс обучения, призванный дать детям необходимый комплекс знаний и практических умений. Рассматривая такой факт психологического поведения как самонадеянность, необходимо помнить о том, что заданные на самостоятельное обучения темы и принятые учащимися как легко осваиваемые, могут привести к непониманию учащимися тем раздела и появления пробелов в знаниях. Поэтому, прежде чем давать материал на самостоятельное изучение все же осветить основные аспекты темы, так сказать раскрыть ключевые понятия, имея представления о которых дети без труда овладеют необходимым материалом самостоятельно.

        Желание быть первым и получать признания окружающих так же может быть полезным. Необходимо подобрать задания к уроку таким образом, что бы ребенок мог сам прийти к нужной ему информации. Для этого необходимо применять принцип проблемного обучения. Но все же необходимо помнить о том, что исходя из психологических особенностей детей при столкновении с проблемой не решаемой на первый взгляд, ребенок может проявить протест и не заниматься решением проблемы. Если все же это произошло, необходимо продумать и использовать различные виды стимулирования деятельности, характерные для подросткового возраста. Подросток выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая прежде всего определяется через два типа мотивов: мотивация достижения и познавательная мотивация. Последняя является основой учебно-познавательной деятельности. Она возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии отношении учащихся и преподавателей.  У каждого ребенка все же индивидуальные психологические особенности и это необходимо учитывать при построении уроков. При этом целесообразно использовать принцип дифференцированного подхода, который обеспечит одновременно и учет психологических особенностей и способности учащихся.

        Однако, одной из важнейших психологических особенностей, которую учитель не должен игнорировать при построении учебного процесса, это подражание идеалам. В том случае если учитель сможет стать идеалом для подростка, процесс обучения значительно облегчиться, по этому необходимо как можно внимательнее относиться к детям данного возраста при обучении и зная особенности их психики выводить на частые разговоры и беседы. Так как в восьмом классе (в зависимости от индивидуальных особенностей) проявляются элементы ориентации на будущее, можно заинтересовать ребенка данным предметом и необходимостью его изучения. Бурно протекающие психологические реакции данного возраста способствуют активному запоминанию изучаемых материалов. Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

        У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Это может служить еще одним из способов организации учебного процесса и достижение высоких показателей при обучении и применении знаний на практике.

  1. Ожидаемые результаты

По окончанию изучения раздела «соединения химических элементов» обучаемые должны овладеть комплексом знаний, умений и навыков, которые являются не только обязательным минимумом государственного образовательного стандарта, но и будут надежным фундаментом для изучении в дальнейшем химии как науки.  Исходя из этого, учащиеся должны овладеть следующими знаниями:

  • важнейшие химические понятия: химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, скорость химической реакции, катализ.
  • основные законы химии : сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • важнейшие вещества и материалы: основные оксиды, кислоты, щёлочи;

Кроме теоритического материала обучающиеся должны овладеть следующими умениями:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях,
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической),
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
  •  проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;

Не менее важным в результатах обучения является умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде.;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды. на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием;

По итогам изучения раздела обучаемые должны овладеть приемами самоконтроля по данной теме. А так же научиться легко применять полученные знания и умения в практике и сложившихся жизненных ситуациях.

  1. Особенности технологий, методов и форм организации деятельности обучающихся

В процессе обучения детей по данному разделу, мной использовались разнообразные технологии, учитывающие индивидуальные психологические и физиологические особенности каждого школьника. Одним из направлений используемых мной в процессе разработки методики преподавания раздела являются элементы метода опережающего обучения. Данные элементы находят свое отражение непосредственно при разработке планов-конспектов уроков. На каждом занятии дети получают дополнительный материал на темы уроков, которые будут рассматриваться в ближайшее время. Получаемый материал дается не просто в качестве правил или каких-либо отдельных сведений, а изучается частично-поисковым методом на основе подготовленных учителем заданий. В процессе работы дети встречают ситуации решение которых вызывает у них проблемы, так как материал необходимый для решения им еще не знаком. В этом случае обучающиеся пользуются дополнительной литературой, текстом учебника и находят необходимые сведения для решения возникшей проблемы.

Использование интегрированного метода преподавания, который заключается в объединении методов обучения таких как: Метод проблемного изучения, метод опережающего обучения и использование частично-поискового метода. Но ограничивать методику использованием только такого набора методик не стоит, так как дети обладая разными способностями и не все одинаково овладевают и применяют знания, умения и навыки на практике, поэтому необходимо совместно с перечисленным комплексом методик использовать дифференцированный подход обучения и нетрадиционные вида организации занятий.

Современный этап развития образования характеризуется рядом отличительных особенностей, связанных с научно-техническим прогрессом, стремительным ростом учебной информации. Все новинки технологического процесса с особым восторгом встречают именно дети. И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности. Формирование познавательного интереса учащихся имеет принципиальное значение для осознанного усвоения курса химии.

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе. Одним из важнейших методических принципов позволяющих эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) является совмещение компьютерных технологий с традиционными. Использование ИКТ на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью веления времени. Компьютер заменяет основную часть наглядных пособий и моделей. Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

Но я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии - его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого. При разработке уроков раздела «соединения химических элементов» необходимо выполнение лабораторных работ, но часто бывает такое, что не хватает реактивов либо оборудования, в этом случае и приходят на помощь информационно-коммуникационными средствами преподавания, с помощью которых можно продемонстрировать практически любой опыт. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить
учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных
исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет
заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном
виде в долговременную память обучающихся. Для контроля знаний на занятиях по химии в целом, а не только данного раздела я использую задания в тестовой форме, оформленные в виде мультимедийной презентации.

Одним из наиболее эффективных методов обучения в данном разделе является метод проектов. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где обучающийся может быть самостоятельным при принятии решения и ответственным за свой выбор, результат труда. Работу над проектом организую в шесть этапов:

  1. подготовка;
  2. планирование;
  3. исследование (в том числе и теоретическое);
  4. результаты и (или) выводы;
  5. представление или отчет;
  6. оценка результатов.

Роль учителя в создании проекта. При работе над проектом я помогаю учащимся в поиске источников, способных помочь в работе; в то же время сама являюсь источником информации, координирую весь процесс, поддерживаю и поощряю учеников, обеспечиваю непрерывную обратную связь для продвижения школьников в работе над проектом.

Роль ученика в создании проекта. Ученик намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, само решение, сравнивает полученное с требуемым и корректирует деятельность. Конкретные применяемые средства и приемы определяются характером решаемой данным проектом задачи, так как в разделе «соединения химических элементов» имеется несколько тем, по которым учащиеся могут сделать проекты, а именно: оксиды, кислоты, соли, основания.

 

  1. Результаты применения

В ходе применения данной методики на конкретном классе были получены очень высокие результаты. В ходе обучения детей данному разделу химии восьмого класса на протяжении трех последних лет прослеживается четкая тенденция уровня получения и освоения знаний по этой теме. В результате анализа контрольных и самостоятельных работ, а так же тестов за последние три года были получены результаты показывающие эффективность методики. Рассмотрим диаграммы успеваемости за последние три года, с учетом того, что в 2009-2010 году данная методика не применялась, а в 2010-2011 учебном году методика постоянно совершенствовалась и пополнялась дополнительными средствами обучения.


Диаграмма успеваемости за 2011-2012 учебный год построена на основе данных тестирования по пройденным темам раздела «соединения химических элементов». По диаграммам успеваемости в обучении темам данного разделам мы видим реальный рост уровня обучаемости. Исходя из этого, приходим к выводу, что методическая разработка раздела дала положительный результат. Методы и технологии использованные при составлении план-конспектов и проведении уроков повышают не только заинтересованность детей разделом, да и курсом химии восьмого класса в целом, но и формируют фундаментальные знания, необходимые для дальнейшего изучения химии как науки. Результаты апробации показывают, что все цели и задачи, ставящиеся перед учащимися перед изучением раздела достигнуты. Дети овладевают не только основными знаниями и умениями, но и  значительно расширяют их.

  1. Календарно-тематическое планирование по теме «Соединения химических элементов»

  1. План-конспект урока

Тема урока:  Важнейшие классы бинарных соединений –

                      оксиды, летучие водородные соединения.

                                                                              Леность делает все трудным,

                                                                              а работа – все легким!

                                                                                                     В. Франклин

Цели и задачи урока:

1. Обучающие:   Дать понятие об оксидах и летучих водородных    

                            соединениях. Продолжить формирование  

                            умения  записывать формулы оксидов по с. о. и, наоборот,    

                            определять с. о. по формуле. Закрепить на оксидах знание    

                            химической  номенклатуры для бинарных соединений.

                            Раскрыть связь между химическими знаниями и  

                            повседневной жизнью человека.

2. Развивающие:  Развивать познавательную активность, умение наблюдать  

                               окружающий мир, задумываться над причинами его  

                                изменения.

3. Воспитательные:  Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать  

                                       интерес к химии.

Место проведения: МБОУ Липовская ООШ 8 класс, кабинет химии.

Дата поведения: 15.19.11

План урока:

  1. Орг. Момент (2мин)
  2. Проверка домашнего задания. (8мин)
  3. Объяснение нового материала. (12 мин)
  4. Закрепление знаний. (15мин)
  5. Подведение итогов урока (3 мин)
  6. Домашнее задание (2 мин)
  7. Рефлексия (3 мин)

Оборудование: Образцы природных минералов и руд – оксидов. Компьютер,  

                           интерактивная доска.

Ход урока.

  1. Орг. момент
  2. Проверка домашнего задания.

Учитель: На прошлом уроке мы изучали бинарные соединения. Скажите, какие соединения называют бинарными?

Ученик: Бинарными называются соединения, которые состоят из двух элементов.

Химический диктант: Вопросы проектируются  на  интерактивную доску. Ответы закрыты непрозрачным экраном.

Подчеркните формулы бинарных соединений:  NaBr, Fe, CuSO4, CaO, ZnS, HNO3, O2, CO2, Mg3P2. Расставьте степени окисления.

Напишите названия веществ, формулы которых: SO3, FeCl3, FeO, CuBr2, CuO.

      Все учащиеся выполняют задания в тетрадях, один учащийся выполняет на интерактивной доске. Затем класс проверяет выполненную работу и сверяет свои ответы с правильными, которые демонстрируются после того, как сдвигается непрозрачный экран.

  1. Объяснение нового материала.  

Учитель: Из написанных вами формул выберите формулы оксидов и определите их  основные признаки.

Ученик:  CaO, CO2, SO3, FeO, CuO. Основные признаки оксидов:

Сложные вещества

Состоят из двух элементов

Один из элементов – кислород

Кислород имеет степень окисления -2

Учитель: Дайте определение оксидам.

Ученик: Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2.

Учитель демонстрирует коллекцию оксидов:

руд железа, песок, глина

Учитель: Используя раздаточный материал, выпишите формулы оксидов и определите степени окисления элементов.

      Учащиеся работают по вариантам с малым химическим тренажером. По окончании работы обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку. Учитель помогает тем учащимся, у которых не получается.

      Учитель вызывает к доске учащегося, который выписывает формулы оксидов, класс записывает все в тетради.

Учитель: Сейчас я продиктую небольшой диктант. Выпишите формулы тех оксидов, которые я прочитаю в рассказе.

      В земной коре – литосфере находится оксид алюминия ______(глина), оксид кремния  _______  (песок), оксид железа (III)  _______  (содержится в красном железняке).

      Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода ______. В воздухе есть оксид углерода (IV)  ___________    (углекислый газ).

      В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II) _________  (угарный газ), оксид серы (IV)  __________  (сернистый газ), оксид азота (II)  ________  и оксид азота (IV).

      Учащиеся выписывают формулы оксидов, проверяется все на экране.

Учащиеся, подготовившие сообщения дома рассказывают об оксиде углерода и воде.

Учитель: Кроме оксидов большую роль среди бинарных соединений играют  водородные соединения: гидриды и летучие водородные соединения. Как вы думаете, какая особенность этих веществ? Какой химических элемент входит в состав летучих водородных соединений?

Ученик: В состав летучих водородных соединений входит водород.

Учитель: Выберите и запишите формулы летучих водородных соединений:

NaH, NH3 , CH4, CaH2,  H2O

  1. Закрепление знаний.

Выполнение упражнений.

Задание 1.

      Назовите вещества, имеющие формулы: CaO, Fe2O3, CO, SO2. Расставьте степени окисления.

Ответ:  оксид кальция,  оксид железа (III ), оксид углерода (II ),  оксид серы (IV ).

Задание 2.

      Выберите формулы оксидов:

  а)     CuS                                         б)  P2 O 5

   в)     MgO                                        г) CH 4

  д)      CO                                           е) NH3

      Почему вы отнесли их к оксидам? Дайте им названия.

Ответ: MgO, CO, P2O5

Задание 3.

      Какие названия соответствуют формуле СО2:

а) оксид углерода (II)

б) карбид кислорода (II)

в) углекислый газ

г) оксид углерода (IV)

Ответ: в); г).

Задание 4 (задача).

      Рассчитайте массовую долю кислорода в веществах FeO;   Fe2O3. В каком из этих веществ содержится больше кислорода?

Решение:

M (FeO) = 72 г/моль;    w(O) = 16/72 = 0,22 или 22%

M (Fe2O3) = 160 г/моль;   w(O) = 48/160 = 0,3 или 3%

Домашнее задание:  параграф 18, упр. 1

  1. Подведение итогов урока
  2. Домашнее задание
  3. Рефлексия

Литература

  1. Габриелян О.С. Химия 8 класс // О.С. Габриелян, М:, Дрофа, 2010
  2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений // О.С. Габриелян, М:, Дрофа, 2009
  3. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010.
  4. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005.
  5. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004.
  6. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл. — М.: Дрофа (выйдет в 2005 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс

Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России  конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....

Разработка раздела программы

разработка раздела программы по физике 7 класс "Агрегатные состояния вещества"...

Методическая разработка раздела программы по математике в 5 классе "Обыкновенные дроби"

Одно из первых математических понятий, с которым ребёнок встречается в школе, – понятие о числе. Это понятие является одним из базовых понятий математики, и его усвоение имеет для учащегося большое зн...

методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"

разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...

Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....

Разработка урока по теме "Соединения химических элементов"

Обобщающий урок-путешествие по теме «Соединения химических элементов»Цель: обобщить, систематизировать знания о классификации, номенклатуре, строении веществ основных классов неорганических соеди...