метапредметный урок
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Агафонова Ольга Анатольевна

химия+английский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx190.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Личности в науке»,

8 класс, открытый урок

Девиз урока. Обновление мира начинается в школе.

Идея. Межпредметный подход в образовании.

Условия интеграции химии и английского языка.

• Личностно ориентированный подход к обучению.

• Тщательный отбор химического и лингвистического материала и соблюдение всех дидактических принципов.

• Использование в речевой работе приемов формирования коммуникативного ядра, стимулирующего творческую, исследовательскую деятельность учащихся.

Методы.

• Академические (монологическое и диалогическое изложение, самостоятельная поисковая деятельность).

• Инновационные (исследовательские, метод коллективного решения проблемы).

Формируемые умения учебно-исследовательской деятельности.

• Умение точно соблюдать условия проведения эксперимента.

• Умение собирать, записывать, классифицировать экспериментальную информацию.

• Умение самостоятельно формулировать обобщающие выводы.

Вопросы воспитания, которые будут реализованы

Любовь к исследовательской работе; самостоятельность суждений; стремление к сотрудничеству в решении общих вопросов; умение быстро и точно организовать учебную деятельность, работать в классе с книгой; умение анализировать свои способности.

Оборудование и реактивы. Учебное электронное издание «Химия. 8–11 классы. Виртуальная лаборатория», слайд «Опыт Джозефа Пристли»; приборы для получения газа, лучинки; перманганат калия KMnO4,раствор соляной кислоты HCl, вата.

ХОД УРОКА

Учитель химии. История науки – тысячелетняя история. На памятниках, барельефах ученые всегда кажутся чуждыми суете и страданиям, но до того,как их лики застыли в бронзе или граните, им были ведомы и печаль, и отчаяние; все они были обычными смертными, только одареннее и ранимее. Мы видим ученых лишь в редкие минуты славы, когда их венчают наградами, когда работа уже закончена и результат ее оценен обществом; а вот те месяцы и годы, что творят они в своих лабораториях, их дей-ствия и мысли, их надежды скрыты от нас, поэтому мы так часто и не знаем, как рождались научные открытия. Иной скептик может спросить: а не все ли равно нам, потомкам, потребителям великих открытий, как они были сделаны и что думал ученый в тот или иной момент своей работы?

Вполне естественно, что на пути к истине они совершали ошибки и увлекались ложными идеями. На пресс-конференции, посвященной новому изобретению Томаса Эдисона, один настырный журналист спросил:

– Скажите, мистер Эдисон, каково это – терпеть неудачу две тысячи раз подряд, пытаясь создать одну лампочку?

– Молодой человек, – ответил Эдисон, – я отнюдь не ошибался две тысячи раз, создавая эту лампочку. Я обнаружил 1999 способов, как не надо делать лампочку.

Каждое открытие делает человек, ставший ученым по призванию. Ученый – не специальность, ей нельзя обучиться в институте. Но кто воспитает любовь, привьет охоту, сделает смелым, кто, как не сама наука, разбудит в школьнике Лобачевского, пе-

реплетчика сделает Майклом Фарадеем, аптекаря –Карлом Шееле, сына помора – Михаилом Ломоносовым? Но для этого надо знать ее, знать в разные минуты ее вечной жизни: когда она – изнурительная, скучная работа, когда она – праздник ума и фанта-

зии. Поэтому нужно знать историю наук, биографии ученых.

Успехов в изучении газов добились два английских химика – Генри Кавендиш и Джозеф Пристли, – члены Лондонского королевского общества, ведущего научного общества Великобритании, одного из старейших научных обществ в мире, созданного в 1660 г.

Учитель английского языка: Тема урока, девиз.

Давайте перенесемся в 1731 г.

Мать Кавендиша. Oh, My dear Charles, our baby son is so nice. I’m sure he’ll be as clever and handsome as you are.

(О, мой дорогой Чарльз, наш крошка-сын так очарователен. Я уверена, он будет так же умен и красив, как ты.)

Отец Кавендиша. Oh, yes, I hope Henry will become a respectable lawyer.

(Конечно, и я надеюсь, что Генри станет уважаемым юристом.)

Мать Кавендиша. He will study at Cambridge and successfully graduate from it.

(Он будет учиться в Кембрижде и успешно его окончит.)

Отец Кавендиша. And I wish that he would be happy in family life.

 (И я хочу, чтобы он был счастлив в семейной жизни.)

1-й ведущий. Генри Кавендиш происходит из очень богатой семьи, ведущей начало от знаменитого англо-норманнского рода. Родители хотели, чтобы он, по семейной традиции, получил юридическое образование в Кембриджском университете.

2-й ведущий. Мать будущего ученого умерла вскоре после рождения второго сына Фредерика. Братья получили домашнее образование, закончили академию доктора Ньюкомба в Хакни, где получили основы научных познаний, и поступили в Кембридж.

Фредерик. Henry, can you imagine, we are at the Cambridge university. You are the thirty fi rst descendent of the family who studies here. And I am the thirty second. All my dreams come true.

 (Генри, ты можешь представить – мы в Кембриджском университете. Ты – тридцать первый потомок нашей семьи, обучающийся здесь. А я – тридцать второй. Все мои мечты сбываются.)

Генри Кавендиш. I am not so optimistic. I don’t like the studying process. I do not agree with the number of disciplines.

(Ну, я не столь оптимистичен. Мне не нравится сам процесс учебы, и я не согласен учить некоторые предметы.)

Фредерик. At least you should take a degree.

 (По крайней мере ты получишь ученую степень.)

Генри Кавендиш. I’m not so sure.

(Не уверен.)

1-й ведущий. Фредерик получил серьезную травму во время одного из опытов, а Генри оставил университет по собственному желанию, вел уединенный образ жизни и отдавал все силы и время научным экспериментам.

2-й ведущий. По воспоминаниям современников, Генри Кавендиш старался избегать любых личных контактов, распоряжения прислуге передавал в письменной форме.

Экономка. Oh, let me see. What is it for today? «Breakfast as usual. Chicken and vegetables are for dinner. Some chocolate cake for tea. A cup of milk at 10 o’clock». Very good.

(Позвольте взглянуть. Что у нас сегодня? «Завтрак – как обычно. На обед – цыпленок и овощи. К чаю – шоколадный пирог и чашка молока в 10 часов вечера». Очень хорошо.)

Экономка. «Clean bed-clothes and table linen immediately». Oh, yes, just a moment.

(«Чистые простыни и скатерть – немедленно». О, конечно, я мигом сделаю это.)

1-й ведущий. Английский физик Дж.Максвелл по просьбе наследников Кавендиша несколько лет разбирал архив ученого. Он повторил часть опытов, заново провел расчеты, и в результате появилась книга «Электрические исследования достопочтенного Генри Кавендиша».

2-й ведущий. Большинство же научных работ Кавендиша не публиковалось вплоть до 1921 г., когда Королевское общество издало двухтомную историю его научной деятельности. Однако и сейчас несколько ящиков, заполненных рукописями и приборами, назначение которых не поддается определению, остаются неразобранными.

Дж.Максвелл: He did not love; he did not hate; he did not hope; he did not fear; he did not worship as others do. He separated himself from his fellow men, and apparently from God. There was nothing earnest, enthusiastic, heroic in his nature, and as little was there anything mean or ignoble. He was almost passionless. An intellectual head thinking, a pair of wonderfully acute eyes observing, and a pair of very skilful hands experimenting or recording, are all that I realise in reading his memorials. His brain seems to have been but a calculating engine, his hands instruments of manipulation which never trembled with emotion, or were clasped together in adoration, thanksgiving, or despair, his heart only an anatomical organ, necessary for the circulation of the

blood.

(П е р е в о д. Он не любил, не ненавидел, не надеялся, не знал страха, ни перед чем не преклонялся, как другие. Он дистанцировался от друзей и, вероятно, от Бога. В его натуре не было горячности, энтузиазма, героизма, но не было и слабости, неблагород-

ства. Он был почти бесстрастным. Это – умная, думающая голова, пара очень острых, наблюдающих глаз, пара умелых экспериментирующих или пищущих рук – вот что я понял, читая его заметки. Его ум казался лишь счетной машиной, а руки – инструмента-

ми для манипуляций, которые никогда не дрожат от эмоций и не сжимаются от восторга, благодарности или отчаяния; его сердце – лишь анатомический орган, необходимый для циркуляции крови.)

1-й ведущий. В 29 лет он стал членом научного общества. Побываем и мы в Королевской академии наук, постоянными членами которой были Генри Кавендиш и Джозеф Пристли.

Кавендиш. I was especially interested in gas forming by acids and some metals interactions. I was the fi rst who systematically studied its properties in 1766 and I

have found that hydrogen is extremely light in contrast to carbondioxide and air. It catches fi re. I did not always publish my works, but luckily this one was published.

Day by day during fi fty years I worked hard. Science is my only passion. I studied physics, chemistry, mathematics, mechanics, mineralogy, astronomy and geology.

(П е р е в о д. Меня особенно заинтересовал газ, образующийся при взаимодействии кислот с некоторыми металлами. Я первым в 1766 г. провел систематическое изучение его свойств и обнаружил, что водород необычайно легок, в отличие от углекислого газа и воздуха. Он легко воспламеняется. Я не всегда публиковал результаты проведенных

работ, но, к счастью, результаты с газами были опубликованы.

Изо дня в день в течение полувека я настойчиво работал. Наука была моей единственной страстью. Я изучал физику, химию, математику, механику, минералогию, астрономию и геологию.)

Журналист

The second chemist who effectively studied gases was Joseph Priestly. In the early

seventies of the eighteenth century scientists knew only three gases: air, carbondioxide

and Cavendish’s hydrogen. Look, children meet a member of London Royal society, the foreign member of Petersburg academy of science, the author of many books, sir Joseph Priestly. May I ask you some questions?

(П е р е в о д. Журналиста. Вторым химиком, добившимся успехов в изучении газов, был Джозеф Пристли. В начале 70-х гг. XVIII в. химики знали только три газа: воздух, углекислый газ и водород Кавендиша. Сегодня у нас в гостях один из членов Лондонского королевского общества, иностранный член Петербургской Академии наук, автор многих книг, сэр Джозеф Пристли. Могу я задать вам несколько вопросов?

Joseph Priestly. Yes, sure.

Да, конечно.

Журналист. When and where were you born?

Когда и где Вы родились?

Joseph Priestly. I was born on the thirteenth of march 1733 in Fieldhead.

Я родился 13 марта 1733 г. в Филдхеде.

Журналист. Where did you spend the best years of your life?

Где прошли ваши лучшие годы?

Joseph Priestly. In England. I was a priest for a long time, than I left for America.

В Англии. Я долгое время работал священником. Затем я уехал в Америку.

Журналист. Why are you so famous?

Почему вы так знамениты?

Joseph Priestly. I am famous due my scientifi c works. I have discovered the photosynthesis, obtained the nitrous and nitric oxides, ammonia and other compounds.

Я знаменит благодаря своей научной деятельности. Я открыл фотосинтез, получил оксиды азота, аммиак и другие вещества.

 Журналист . And you are the author of some books, aren’t you?

Вы автор нескольких книг, не так ли?

Joseph Priestly. Yes, I am.

Да

Журналист. What is the main experiment in your life?

А что же стало главным экспериментом вашей жизни?

Joseph Priestly. I have discovered a gas named oxygen. It is not my term, but Antoine Laurеnt Lavoisier. Oxygen means «borning the acid».

Я открыл газ, названный кислородом. Этот термин был придуман не мною, а Антуаном Лораном Лавуазье. В переводе он означает «рождающий кислоту».

Журналист. Can you show the experiment for us?

Вы можете повторить ваш эксперимент для нас?

Joseph Priestly. Oh, no. It’s rather dangerous to work with mercury here. We can get oxygen by heating potassium permanganate.

Нет. Здесь очень опасно работать с ртутью. Мы можем получить кислород нагреванием перманганата калия.

Учитель химии: Давайте и мы проведем опыты получения газов водорода и кислорода, вспомнив перед этим правила техники безопасности(слайд):

           

        При выполнении лабораторных работ, соблюдайте основные правила техники безопасности:

Лабиринт5.bmp

Лабиринт6.bmp

Лабиринт7.bmp

Лабиринт12.bmp

Лабиринт15.bmp

        

Требования техники безопасности во время урока химии

  • Во время урока школьники должны следовать указаниям преподаватели и инструкциям техники безопасности, быть очень внимательными. Приступать к эксперименту можно только с разрешения учителя.
  • Категорически запрещается пробовать на вкус вещества в кабинете химии. Нюхать их можно лишь направляя легким движением руки испарения к носу, при этом нельзя вдыхать полной грудью,
  • Школьникам запрещено проводить любые опыты, которые не предусмотрены текущим планом урока.
  • Во время лабораторной или практической работу ученикам нельзя несанкционированно менять свои рабочие места или брать неразрешенные учителем вещества или оборудование.
  • О рассыпанных веществах или разлитых реактивах ученик должен незамедлительно сообщить учителю либо же лаборанту. Учащимся запрещено проводить самостоятельную уборку веществ без разрешения учителя.
  • Обо всех неполадках в работе оборудования или других сложностях ученики должны сообщить немедленно учителю и прекратить работу. Школьникам запрещено самостоятельно устранять неполадки.
  • Нельзя выливать в канализацию органические жидкости и растворы.
  • Нельзя оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы. Во время урока надо соблюдать правила пожарной безопасности и технику обращения с электроприборами.
  • При получении травмы или ухудшении самочувствия ученик должен прекратить работу и сразу сообщить учителю химии.

Получение водорода:

В пробирку поместить несколько гранул цинка, затем приливаем раствор соляной кислоты.

Ждем бурного протекания реакции, далее вносим в пробирку горящую спичку до характерного глухого хлопка.

Получение кислорода:

Перманганат калия (КMnO4) поместите в сухую пробирку. У отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты.
Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, проверьте на герметичность. Газоотводную трубку опустите в стакан, не касаясь дна, на расстоянии 2–3 мм. Подогрейте вещество в пробирке. (Помните правила техники безопасности.) Проверьте наличие газа тлеющей лучинкой. Что наблюдаете?

Фамилия,Имя___________________________________________________

опыт

наблюдения

Уравнение реакции

Получение водорода

Получение кислорода

Подведение итогов

Напутствие ученикам.«Ваше жизненное время ограничено... Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутреннийголос. И самое главное, имейте храбрость следоватьвашему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают, кем вы действительно хотите стать. Все остальное вторично» (Стив Джобс).

Домашнее задание:

Составить сканворд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

метапредметный урок по биологии "Функции эндокринных желёз" (ХАОС и ПОРЯДОК)

Конспект и презентация  метапредметного урока по биологии 8 класс "Функции эндокринных желёз"...

Метапредметный урок в 8 классе

                                  Урок литературы в 8 классе. Предметная тема: «Рассказ А.П.Чехова...

Метапредметный урок в 9 классе по теме " Функциональные зависимости и их применение"

Данный  урок      является обобщающим   в системе уроков по теме " Свойства функций. Квадратичная функция", реально отражающий учебный план и оптимально с...

Метапредметный урок. Продукты питания и здоровье. 9 класс.

Метапредметный урок (физика, химия, экология, география). Исследовательская работа....

БИТ-семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок"

Семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок" представлен в новой форме - БИТ-семинар - Беседа, Инерактив, Творчество. Данная форма позволяет педагогам принять активное творческо...

Метапредметный урок по истории и информатике «Урок Победы. Боевой подвиг наших земляков»

Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать ...

Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС

Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...