Общие свойства металлов. Урок изучения нового материала. 9 класс.
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Реализация целей в ходе урока осуществляется через систему таких методов и приемов, как совместное планирование будущей деятельности, работа с дополнительными источниками информации, анализ предложенной информации для осуществления связи с другими естественными дисциплинами и применение ее в жизни обучающихся, самостоятельная работа учащихся в группах, тестирование знаний с взаимоконтролем. Отчетом о результатах работы групп станет представление классу изученной информации. Такой прием развивает информационную компетентность, взаимодействие учеников в группе и представление выделенной информации, способствует формированию коммуникативной компетенции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urok.docx38.03 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

9 КЛАСС

ОБЩИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ

урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением

Цели:

  • обеспечить восприятие и осмысление учащимися основных понятий темы «металл как элемент» и «металл как простое вещество»;
  • подвести учащихся к осознанию практической значимости металлов в жизни человека;
  • создать условия для развития умения осознанно работать с источниками информации и с химическими терминами.  

Задачи:

  • обучающая: создать условия для получения учащимися знаний о положении металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, физических и химических свойствах металлов, нахождении в природе, основных способах получения и значимости металлов в жизни человека;
  • развивающая: способность развитию у учащихся логического мышления, умения анализировать и сравнивать, работать с дополнительной информацией;
  • воспитывающая: содействовать формированию представлений и причинно-следственных связях и отношениях, вырабатывать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческое понятие о познаваемости природы.  

Тип урока: семинар приобретения новых знаний.

Девиз урока: «Металлы – основа цивилизации».

Планируемые результаты обучения: учащиеся должны знать понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки, способы получения металлов, уметь давать общую характеристику металлов по их положению в периодической системе и строению атомов, объяснять физические свойства металлов исходя из строения металлической кристаллической решетки, доказывать химические свойства металлов, записывая уравнения химических реакций в молекулярном т окислительно-восстановительном виде.

Материалы и оборудование: таблицы «Виды химической связи», «Получение металлов»; коллекции металлов и сплавов; магний, цинк, алюминий, медь, железный гвоздь, медная проволока, растворы соляной кислоты, медного купороса, хлориды железа (III).

Ход урока

  1. Вводная часть: мотивация и целеполагание

Учитель: Сегодня вы приступаете к изучению нового раздела неорганической химии – химия металлов. На уроке-семинаре вы постараетесь сами, без помощи учителя, изучить первую тему раздела «Общие свойства металлов».

     В конце занятия мы попробуем доказать утверждение, которое я выбрала в качестве эпиграфа к занятию: «Металлы- основа цивилизации». Основной целью урока является приобретение вами знаний по изучаемой теме, применение полученных знаний в дальнейшем в своем образовании на уроках химии, других смежных дисциплинах, в быту, а также для будущей профессиональной деятельности.

    Познакомьтесь с планируемыми результатами обучения, то есть с тем, что вы должны знать и уметь по окончании изучения раздела.

    Учащиеся читают записи на доске.

Учитель: С древних времен по средние века были известны только 7 металлов, которые соотносились с известными тогда планетами: Солнце – золото (Au), Юпитер – олово (Sn), Луна – серебро (Ag), Марс – железо (Fe), Меркурий – ртуть (Hg), Сатурн – свинец (Pb), Венера – медь (Сu). Древние алхимики говорили: «Семь металлов создал свет по числу семи планет», - и полагали, что  под влиянием лучей планет в недрах Земли и рождаются эти металлы.

    Я хочу предложить вашему вниманию презентацию, которая называется так же, как звучит девиз нашего урока: «Металлы- основа цивилизации». Посмотрев презентацию, постарайтесь доказать, что металлы являются основой цивилизации, взяв за основу выше перечисленные металлы.

  Показ компьютерной презентации.

  1. Операционно-исполнительная часть

Учитель: Переходим к основной части нашего урока. Попробуйте выделить ряд вопросов, которые надо сегодня изучить на уроке. Для этого еще раз прочитайте планируемые результаты обучения.

    Учащиеся должны выделить следующие вопросы: положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева, физические свойства и металлическая химическая связь, химические свойства, нахождение в природе и получение. Класс делится на 5 групп, каждая получает задание и работает по нему в течение 10 – 15 минут.

Учащиеся работают по учебнику и дополнительным источникам.

Самостоятельная работа учащихся в группах

Группа № 1.

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов металлов.

  1. Как располагаются металлы в периодической системе Д.И. Менделеева? Почему?
  2. Чем отличается строение атомов металлов от атомов неметаллов?
  3. Постройте графические схемы и электронные формулы атомов лития, магния и алюминия, укажите проявляемую валентность, степень окисления и окислительно-восстановительную способность атомов этих элементов.

Группа № 2.

Физические свойства металлов и металлическая связь.

  1. Какова сущность металлической связи?
  2. Чем отличаются по строению и свойствам кристаллические решетки металлов от ионных и атомных?
  3. Объясните физические свойства металлов, основываясь на представлениях о металлической связи (основные физические свойства выпишите на доске и схематично зарисуйте металлическую кристаллическую решетку).

Группа № 3.

Нахождение металлов в природе и основные способы их получения.

  1. В виде каких соединений встречаются металлы в природе? Выпишите на доске формулы природных соединений калия, магния, хрома, цинка.
  2. Как металл можно получить в чистом виде? Приведите соответствующие уравнения химических реакций 9уравнения реакций напишите на доске и укажите окислитель и восстановитель).

Группа № 4.

Химические свойства металлов.

  1. Какую роль играют металлы в окислительно-восстановительных процессах?
  2. Приведите примеры химических реакций взаимодействия металлов:  а) с галогенами; б) с кислородом; в) с серой; г) с водой; д) с раствором кислоты; е) с солями. Уравнения реакций выпишите на доске и составьте к ним электронный баланс.
  3. Какие сведения о химических свойствах металлов можно узнать из ряда напряжений металлов?

Группа № 5.

Химические свойства металлов (лабораторные опыты).

Просьба придерживаться инструкции!

Опыт № 1.

Взаимодействие металлов с растворами кислот.

К пробиркам с металлами магнием, цинком, алюминием и медью прилейте по 1 мл раствора соляной кислоты (HCl). Объясните происходящие процессы, используя знания о ряде напряжений металлов и о скорости химической реакции. Составьте уравнения происходящих реакций с учетом процессов отдачи и присоединения электронов, напишите на доске и в тетради.

Опыт № 2.

Взаимодействие металлов с растворами солей.

В пробирку с раствором сульфата меди (II) CuSO4 положите железный гвоздь, а с раствором сульфата железа (II) FeSO4 – медную проволоку. Через 5 минут опишите происходящее в обеих пробирках. Чем объяснить эти явления? Составьте уравнения химических реакций.

     

Меры предосторожности при работе с едкими веществами

  1. При наливании кислоты будьте осторожны! Пробирку и склянку держите над столом.
  2. Держите склянку так, чтобы этикетка была повернута к ладони.
  3. Если Вы случайно прольете кислоту, обратитесь у учителю.

  1. Оценочно-рефлексивный блок

В данной части урока в течение 10 – 15 минут идут обсуждение результатов работы в группах. От каждой группы выступают по 2 – 3 человека поочередно, 1 человек делает требуемые записи на доске. В процессе выступления очередной группы члены других групп задают вопросы и делают краткие записи в своих тетрадях. В каждой группе выбирается старший ученик из числа хорошо и отлично успевающих по предмету. Он в ходе совместной работы помогает находить требуемый материал по источникам информации, составлять уравнения реакций и предварительно оценивает работу каждого члена группы.

Учитель: давайте проанализируем вашу работу в группах.

Слово предоставляется каждому старшему каждой из 5 групп.

Учитель: Какие вопросы мы сегодня рассмотрели на уроке? Какие их этих вопросов вам показались наиболее трудными? Все ли планируемые результаты обучения нами достигнуты? Какую оценку вы бы поставили себе за участие в работе групп?

(Оценка показывается учащимися с помощью цветовых сигналов: «красный» - отлично, «синий» - хорошо, «зеленый» - удовлетворительно).

Учитель: поставьте эту оценку себе в тетрадь на полях. Чтобы увидеть, какие знания вы получили по теме «Общие свойства металлов», проведем тестирование.

Тестовый контроль знаний по теме:

«Общие свойства металлов»

Вариант 1

  1. Из предложенных элементов к металлам относятся:

а) калий;    б) марганец;    в) гелий;   г) углерод.

  1. В образовании металлической связи принимают участие…
  2. Более яркими металлическими свойствами обладает:

а) натрий;     б) магний;     в) алюминий.

4.  Выберите наиболее тугоплавкий металл:

а) Al;     б) Cu;     в) W;     г) Au.

5.  Установите соответствие:

Металлы                               Реакции с серной кислотой 

а) платина                           а) выделяется водород из разбавленной кислоты

б) алюминий                       б) не идет    

в) медь                                     в) взаимодействует с концентрированной кислотой при          

                                              нагревании

6. Из предложенных возможна реакция:

а) Mg + FeCl3 =

б) Cu + Al2(SO4)3 =

в) Hg + CuSO4 =

Вариант 2

  1. Из предложенных элементов к металлам относятся:

а) хлор;   б) алюминий;   в) неон;  г) ванадий.

  1. В образовании металлической кристаллической решетки принимают участие…
  2. Более яркими металлическими свойствами обладает:

а) литий;    б) натрий;    в) калий.

4.  Выберите наиболее пластичный металл:

а) Al;     б) Cu;     в) W;     г) Au.

5.  Установите соответствие:

Металлы                       Реакции с серной кислотой 

а) калий                         а) выделяется водород из разбавленной кислоты    

б) золото                        б) не идет

в) ртуть                          в) взаимодействует с концентрированной кислотой

                                          при нагревании

6.  Из предложенных возможна реакция:

а) Sn + Pb(NO3)2  =

б) Ag + Mg(NO3)2 =

в) Au + Pt(NO3)2 =

Ответы:

1 вариант: 1- а), б); 2 – атомы, ионы, свободные электроны; 3 – а); 4 – в); 5- а)       б),     б)       а), в)      в); 6 – а)

2 вариант: 1 – б), г); 2 – атомы, ионы, свободные электороны; 3 – в);  4 – г); 5 – а)       а); б)       б); в)      в); 6 – а).

Учитель: Скажите, понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового вы кзнали о металлах, их строении и свойствах? Могут ли пригодится приобретенные знания о металлах в вашей жизни? Почему же металлы называют основой цивилизации?

Домашнее задание:    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель урока – изучения нового материала по теме «Химические свойства кислот» на основе модулей ЭОР

Модель урока – изучения нового материала по теме «Химические свойства кислот» (8 класс) на основе модулей ЭОР. Цель урока – Изучить химические свойства, характерные для класса кислоты....

Общие свойства металлов(урок-семинар в 9 классе по изучению нового материала)

Данный материал поможет учителю, особенно молодому, провести первый урок по теме "Общие свойства металлов", используя технологию работы в группах, самостоятельной работы учащихся по приоб...

Презентация к уроку изучения нового материала "Свойства числовых неравенств"

Презентация "Свойства числовых неравенств"  к уроку изучения нового материала по алгебре, 8 класс по учебнику  под редакцией Теляковского. Историческая справка....

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

Конспект урока географии в 11 классе. Тема: «Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы». Тип урока: изучение нового материала.

Материал адресован практикующим учителям географии ОУ. На уроке изучаются типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, основные промышленные районы региона и их структура; предполагается...

Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движении Тип урока: Изучение нового материала Класс: 9

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движенииТип урока: Изучение нового материалаКласс: 9Цели урока:Образовательные. Познакомить учащихся с характерными особеннос...

Технологическая карта урока по теме «Свойства равнобедренного треугольника». Изучение нового материала (геометрия, 7 класс, УМК Атанасяна).

Технологическая карта урока геометрии для 7 класса, разработана в соответствии с ФГОС ООО и орентирована на работу с учебником Л.С.Атанасян....