Признаки химических реакций. Конспект урока
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Усова Наталья Валентиновна

Урок по технологии педагогических мастерских

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_priznaki_himicheskih_reaktsiy_8_klass.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Открытая (сменная) школа № 94

Тема урока: «Признаки химических реакций»

(УМК О.С. Габриелян) 8 класс

Цели урока: 

Личностные: развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, готовности к решению задач на выявление сущности того или иного явления природы, развитие умений работать в группах, самостоятельности.

Метапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях физических и химических явлений, развитие способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное, существенное, делать выводы.

Предметные: повторение понятий вещество, химические и физические явления, изучение понятие признаки химических реакций

Планируемые результаты обучения: 

умение описывать и характеризовать физические и химические явления, наблюдать и сравнивать свойства веществ, дифференцировать физические и химические явления.

Основные понятия:

 физические и химические явления, химические реакции, признаки химических реакций.

Краткое содержание урока: 

актуализация понятий «физическое тело», «вещество», «физическое явление». Самостоятельное проведение химического эксперимента с последующими выводами.

  Задачи урока:

  1. Сформировать знания  о признаках химических реакций, на этой основе совершенствовать умение отличать физические процессы от химических. Продолжить формирование умения наблюдать.
  2. Развивать умения и навыки  работы с лабораторным оборудованием, химическими реактивами.
  3. Воспитывать стойкий позитивный интерес к предмету, гордость за отечественную науку.

  Средства урока:

 проектор, компьютер, презентация к уроку, набор реактивов для проведения эксперимента.

 Тип урока: урок получения новых знаний, урок-практикум.

Алгоритм проведения урока.

Организационный момент.

    Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать со слов великого русского учёного М. В. Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».

 I. Работа в группах

1 группа.

Опыт №1 – смесь воды и стружки разделить с помощью фильтрования. Какое явление лежит в основе опыта?

Опыт №2 – к кусочку мрамора прилить соляную кислоту. Какое явление лежит в основе опыта?

2 группа.

Опыт №1 – к кусочку мела прилить фосфорную кислоту.  Какое явление лежит в основе опыта?

Опыт №2 – смесь воды и серы разделить с помощью фильтрования. Какое явление лежит в основе опыта?

3 группа.

Опыт №1 – смесь серы и порошка железа разделить с помощью магнита. Какое явление лежит в основе опыта?

Опыт №2 – к кусочку мрамора прилить соляную кислоту. Какое явление лежит в основе опыта?

Социализация №1. Обсуждение результатов проведённых опытов и формулирование выводов.

 II. Индуктор

 Ежеминутно в мире протекает  миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить, происходит химическая реакция или нет?

При химических процессах происходит превращение одних  веществ в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти изменения называются признаки.

Какова же тема нашего урока? (Дети формулируют тему урока).

  «Признаки химических реакций». – Запишите себе в тетрадь.

А цель нашего урока – изучить на практике признаки химических реакций.

 Но вначале небольшой инструктаж по технике безопасности.

  1. При выполнении опытов следует соблюдать аккуратность.
  2. Нельзя брать вещества руками. Для этого есть пинцет или химическая ложка.
  3. Реактивы в пробирку следует наливать не более 1-2 мл.
  4. Пробирку с реагирующими веществами следует держать на уровне глаз, отвёрнутой от соседа.
  5. ????

Здесь  пропущен один пункт – какой? (Вещества нельзя пробовать на вкус.)

III. Работа в группах

  Предлагаю поступить так. Проведите в группах (по 4 человека) эксперименты и обсудите, что вы видите и можно ли увиденное считать признаком химической реакции. Пользоваться можно глазами, руками, памятью, эрудицией, правилами техники безопасности и реактивами. В своих выступлениях вы не должны повторять сведения, представленные другими группами.

1 группа. - В раствор карбоната натрия добавим гидроксид кальция. Что вы наблюдаете?  

- В полученный осадок добавить серную кислоту. Что вы  наблюдаете?  

2 группа. - Провести реакцию взаимодействия хлорида железа и роданида калия. Что вы наблюдаете?

- В раствор пищевой соды добавить серную кислоту. Что вы  наблюдаете?

3 группа. - В раствор карбоната натрия добавим гидроксид кальция. Что вы наблюдаете?  

- Рассмотрите горение свечи. Чем оно сопровождается?

Социализация №2. Выступление групп с результатами исследований.

 IV. Ситуация “разрыва”

Учитель: Вы на практике узнали о некоторых признаках химических реакций. Но… вся ли информация сейчас прозвучала? Как вы думаете?

Ученики: Наверно, не вся!

Учитель: Совершенно верно! Мы ничего не сказали о том, где человек в своей повседневной жизни может встретиться с химическими реакциями и наблюдать за их признаками, какие химические реакции происходят в природе и какими признаками они сопровождаются.

Чтобы получше об этом узнать и не попасть впросак в той или иной ситуации, мы воспользуемся уже известными знаниями. Для этого распределим обязанности.

  1. Кулинары.

Почему дрожжевое  тесто «пыхтит» в кастрюле? А когда его обминают, то появляется писк?  

  1. Натуралисты.

Почему летом листья зелёные, а осенью жёлтые и красные?

Условие выполнения задания: можно использовать только один источник информации из предложенных: кулинарная книга,  интернет,  учебник биологии,  учебник химии, книга для чтения по неорганической химии.

Социализация №3. Выступления групп. Учитель по мере необходимости исправляетдопущенные ошибки.

V. Обобщение.

ИТАК, мы с вами исследовали признаки химических реакций, доказали опытным путём происхождение многих явлений природы – изменение окраски листьев, растворение и образование осадка.    

А вот что писал знаменитый химик Роберт Бойль о свойствах кислот.

«Я пролил соляную кислоту на лепестки фиалки, и они окрасились в красный цвет. Подобно лепестку фиалки окраску изменяли и лепестки роз, василька».

О чём это говорит? И где это свойство лепестков можно применять?

Просмотр видеофрагментов с последующим ответом на поставленный в последнем фрагменте вопрос.                                  

VI. Рефлексия: 

А теперь как бы вы ответили на следующие вопросы?

  1. Теперь я знаю, что …
  2. Теперь я знаю как …
  3. Теперь я умею …

  Домашнее задание: 

 Я благодарю вас за сотрудничество, все свободны, до свидания.

Список используемых источников:

1. А. Смит, Ф. Кларк, К. Хендерсон. Изучаем химию. Смеси и соединения. Москва  «Росмэн», 2003 г.

2. Габриелян О. С. Химия 8 класс. «Дрофа», 2006г и последующие издания.

3.  Интернет-ресурсы




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 8 классе "Признаки химических реакций"

Урок – презентация по химии «Признаки химических реакций», для учащихся 8 класса, (учебник Габриеляна О.С.  Химия – 8) .Во время  урока учащиеся проводят ряд экспери...

Химические реакции. Признаки химических реакций.

Тема: Химические реакции. Признаки химических реакций. Разработка урока. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийВид урока: беседа с демонстрацией опытовМетоды о...

Типы химических реакций. Конспект урока.

Конспект урока в 8 классе посвященный классификации химических реакций, приводится подробное описание хода урока с использованием карточек "Химическое домино": по основным понятиям, в качестве актуали...

Конспект урока "Признаки химических реакций"

Повторить отличия химических явлений от физических. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций, эндо – экзотермических реакциях....

Конспект урока по химии "Признаки химических реакций"

Разработка урока по химии "Признаки химических реакций"...

Рабочий лист к уроку 8 класс «Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций»

Рабочий лист к уроку по химии в 8 классе «Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций». Технология проблемного обучения....

Презентация к уроку " Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций"

Презентация к уроку " Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций" в 8 классе...