Качественные реакции на катионы и анионы
план-конспект занятия по химии (9 класс) на тему

Рахимова Розалия Хамидовна

Разработка занятия по химии для 9 класса по учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана с использованием ЭФУ (эллектронной формы учебника) по теме "Качественные реакции на катионы и анионы" при подготовке к сдаче ОГЭ с технологической картой занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_efu.docx26.03 КБ
Файл instruktivnaya_karta.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Химия, 9 класс

Тема: Качественные реакции на катионы и анионы

Используемые ЭФУ: Химия. 9 класс (Г. Е. Рудзитис и др.), Просвещение, 2015

Цель занятия: Сформировать наиболее полное представление учащихся об определении катионов, анионов, признаках этих реакций и закрепить умения, навыки по применению этих знаний при выполнении заданий повышенной сложности

Задачи:

Способствовать систематизации понятий:  вещество, электролит, электролитическая диссоциация, ион, заряд иона, катион, анион, реакции ионного обмена, признаки химических реакций, условия, при которых реакции идут до конца;

Способствовать совершенствованию специальных предметных умений:  составлять уравнения реакций ионного обмена, краткие ионные уравнения, проводить лабораторные опыты по изучению качественных реакций на катионы и анионы с соблюдением правил ТБ;

Способствовать формированию универсальных учебных действий:

- учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);

-учебно-информационных (работать с мини-справочником, учебником как шпаргалкой);

-учебно-организационных (понимать смысл задания, распределять время для тестовых заданий и их проверки, проводить опыты, осуществлять самоконтроль);

- способствовать формированию критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными);

- создать условия для формирования товарищеских отношений между учениками через включение их в парную форму работы);

Тип учебного занятия: применение предметных умений ( применение предметных умений в условиях решения учебных задач повышенной сложности с включением лабораторной работы);

Форма проведения: занятие с включением коллективных, парных, индивидуальных форм организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся;

Результаты

Предметные:

-объяснять свойства изученных классов неорганических соединений;

-наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты;

- самостоятельно решать задания повышенной сложности

Метапредметные:

- структурировать учебную информацию;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы:

- уметь задавать вопросы, контролировать действия партнера, формулировать собственное мнение;

- уметь определять цели, задачи деятельности, выбирать средства реализации цели;

Личностные

- мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью;

Средства обучения

- ноутбук, проектор, планшеты, электронная форма учебника Г. Е. Рудзитис  Ф.Г, Фельдман «Химия-9», М., «Просвещение» 2015 и учебник, мини-справочник Н.Е. Дерябиной, таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде, варианты ОГЭ по химии  2016, инструктивная карта урока;

- Реактивы:  растворы серной, соляной, азотной кислот, гидроксида калия, индикаторов метилоранжа, фенолфталеина,  растворов нитрата бария, карбоната натрия, нитрата серебра, сульфата меди (II), хлорного железа, сульфида натрия, хлорида аммония,

спиртовка, держатель пробирок, штативы с пробирками, пипетки.

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Задачи занятия

Деятельность

Результат взаимодействия

учителя

ученика

1.Организационный 1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин)

Подготовить учащихся к уроку

Приветствует, проверяет отсутствующих, организует внимание

Приветствуют, проверяют свою подготовленность к уроку.

Полная готовность класса к уроку, организация внимания,  быстрое включение класса в деловой ритм

2.Постановка целей и задач (1-2мин)

Организовать целенаправленную познавательную деятельность.

  1. Повторить качественные реакции на катионы и анионы
  2. Использовать качественные реакции для выполнения заданий

№18,19 КИМ ОГЭ

Учитель: Ребята, у вас на столах варианты КИМ, реактивы и оборудование для опытов. Предложите ваш план урока, чтобы преодолеть те трудности, которые возникли при выполнении заданий повышенной сложности 18,19.

Предлагают:

- использовать мини-справочник (Приложение3) для усвоения качественных реакций

- провести опыты на определение катионов, анионов

- для экономии времени часть опытов посмотреть, используя ЭФУ (видеоопыты)

Активность познавательной деятельности на последующих этапах.

3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

7-8 минут.

Используя мини-таблицы закрепить знания по определению катионов, анионов;

Провести лабораторные опыты по определению сульфатов, карбонатов, хлоридов, ионов меди, железа (III), катионов водорода, гидроксид-ионов, иона аммония

Учитель: Работаем по инструктивной карте (Приложение 3)

  

В соответствии с выданными реактивами называют какие анионы и катионы можно определить.

Но сначала один из учеников напоминает правила безопасной работы с кислотами и щелочами.

Проводят опыты на определение сульфатов, хлоридов, карбонатов, определение ионов меди(II), железа(III), иона аммония, катиона водорода и иона гидроксильной группы, сульфид-аниона

Пользуясь таблицей растворимости, составляют краткие ионные уравнения.

Работа в парах

 Отвечают на вопросы, заполняют таблицу.

Составлена таблица: ион, реактив, признаки реакций

 

  

Дана характеристика ионов по их определению, названы признаки реакций

3.Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности

8 минут.

Использовать электронный учебник для демонстрации свойств азотной, фосфорной кислот, обнаружения ионов алюминия, получение карбонатов, гидрокарбонатов

Поясняет демонстрируемые опыты, отвечает на вопросы

Смотрят видеоопыты, анализируют, задают вопросы. Отвечают на вопросы учителя и своих одноклассников

Наблюдают, запоминают признаки реакций, записывают уравнения реакций

4.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

3-4  минуты.

Использование таблицы 3 «Определение ионов» из базового учебника Г.Е. Рудзитиса и мини-таблицы Н.Е. Дерябиной

Направляет деятельность учащихся

Составляют алгоритм действий при выполнении заданий 18-19 повышенной сложности

1.Вспомнить качественные реакции

2. Начинать определение со знакомых анионов, катионов

3.Использовать метод исключений

Называют анионы , катионы, с которыми не успели провести опыты. Записывают их, указывая условия реакций (избыток-недостаток) и указывая цвет осадка и другие признаки реакций

5.Контроль уровня понимания.

.Реализация построенного  проекта

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 12-15 минут.

Установить уровень осмысления учащимися полученных знаний.

Раздает КИМы (Приложение 1)

Выполняют индивидуально задания КИМ, проверяют по образцу

Выяснен уровень осознания нового материала, устранены пробелы.

Выполнение заданий КИМ

8. Включение в систему знаний и повторение

3-4 минуты.

Предлагает для повторения использовать тесты ЭФУ

09(1)-09(7) в разделе каталог

09(1)Определение реактивов из аниона

09(4)Признаки реакций ионного обмена

09(5-7)Сокращенные ионные уравнения

Выяснен уровень осознания материала, устранены пробелы.

9.Домашнее задание. 1-2 минуты

Домашнее задание.

Выполнение вариантов сайта

https://sdamgia.ru/

Работа с мини-таблицей

Инструктирует, проверяет, как учащиеся поняли содержание работы.

Слушают, записывают, задают вопросы.

Правильное выполнение домашней работы всеми учащимися.

10. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

1-2 минуты.

Рефлексия психоэмоцио-

нального состояния

1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействие с  учителем и одноклассниками

- выражают свои мысли

- оценивают  качества своей и общей учебной деятельности

Используемая литература

  1. Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман «Химия-9», Москва, Просвещение, 2008
  2. Н.Е. Дерябина мини-справочник школьника «Неорганическая химия в реакциях»
  3. ЭФУ Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман «Химия-9», Москва, Просвещение, 2015
  4. Примерные программы по учебным предметам «Химия 8-9 класс», М., «Просвещение», 2011
  5. Н.А. Разагатова, МОУ ДПО (ПК) «Центр развития образования г.о. Самара» «Урок в соответствии с ФГОС»
  6. А.С. Корощенко, Ю. Н. Медведев  «Типовые тестовые задания по химии», издательство «Экзамен» М., 2016
  7. А. С. Корощенко, А. В. Купцова «30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену по химии в 9 классе» М., Астрель, 2016
  8. ОГЭ. Химия: типовые экзаменационные варианты; 30 вариантов/ под редакциейД.Ю.Добротина,-М.: Издательство «Национальная образование», 2017,-192с.
  9. https://sdamgia.ru/


Предварительный просмотр:

Инструктивная карта к уроку «Качественные реакции на катионы и анионы»

  1. Лабораторные опыты (работа в парах) 8 минут

Используя выданные вам реактивы, проведите качественные реакции по определению

- сульфатов

- карбонатов

- хлоридов

- Cu2+

- Fe3+

- NH4+

- H+

- OH- 

Составьте краткие ионные уравнения проведенных реакций.

  1. Использование электронной формы учебника (ЭФУ) для демонстрации видеоопытов

(11 минут)

- взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой

- взаимодействие меди с разбавленной азотной кислотой

- получение карбонатов

- получение гидрокарбонатов

- качественная реакция на Br-

- определение  Al3+

- PO43-

- окисление сероводорода бромной водой

        3. Тесты из ЭФУ ( открыть каталог и ответить на следующие номера)

              09(1) – определение реактивов из аниона

              09(2) – определение реакции ионного обмена, идущей не до конца

              09(3) – реакции  ионного обмена

              09(4) – признаки реакции  ионного обмена

              09(5) – 09(7) – сокращенные ионные уравнения

  1. Выполнение заданий №18, №19 из вариантов ОГЭ (индивидуальная работа)

     4. Домашнее задание: выполнение вариантов сайта https://sdamgia.ru/

  1. Итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План Медиа Урока "Качественные реакции в органической химии"

Конспект Медиа Урока "Качественные реакции в органической химии", 10 класс...

ТЕСТ "Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)." для 9 класса

Тема: «Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)» 9 класс. Подготовка к ГИА.   Задание  А7 Тест составлен по шаб...

Таблица "Качественные реакции для определения катионов и анионов электролитов"

Данную таблицу могут использовать учащиеся 9-х классов при подготовке к ГИА (задание С3 - 1 вариант; задания С3 и С4 - 2 вариант)...

Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов»

Урок 43Тема урока:     Практическая работа №  4  «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов»Цели урока: Уметь доказывать опытным путем...

Видеоопыт по теме "Качественные реакциии на катионы железа +2,+3 "

Видеоопыт по теме "Качественные реакциии на катионы железа +2,+3 "...

Качественные реакции на катионы и анионы.

Данный материал можно использовать для подготовки учащихся 9-х классов  к ОГЭ....

Качественные реакции для определения катионов и анионов электролитов (кислот, солей и щелочей)

Качественные реакции для определения катионов и анионов электролитов (кислот, солей и щелочей)...