РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
рабочая программа по химии (6, 7 класс) на тему

Лопатина Светлана Алексеевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пропедевтический курс

«Калейдоскоп химических открытий»

Направление: Проектно-исследовательская деятельность

6, 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пропедевтический курс

«Калейдоскоп химических открытий»

Направление: Проектно-исследовательская деятельность

6, 7 класс

Лопатиной Светланы Алексеевны,

учителя химии, ВКК


1. Пояснительная записка

Программа (35 ч) предназначена для учащихся 6, 7-х классов (рассчитана на 1 ч в неделю) и призвана стимулировать у школьников любознательность, интерес к химии и к явлениям окружающей жизни с точки зрения химии, выработать навыки правильного (безопасного) обращения с химическими материалами в быту.

Темы для занятий выбраны из окружающей жизни, они позволяют на конкретных примерах осуществлять экономическое и экологическое воспитание учащихся, знакомить их с достижениями химии и проблемами химизации быта.

Почти половина часов отводится на практические исследования.  Работы подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли повторить их в домашних условиях, что повышает интерес к предмету и познавательную активность учащихся.

Для организации исследовательской деятельност в учебном процессе используются цифровые лаборатории «Архимед», что обеспечивает автоматизированный сбор и обработку данных, позволяет отображать ход эксперимента в виде графиков и таблиц.      

          Учащиеся на каждом занятии усваивают полезные сведения по химии для грамотного и обоснованного их применения в повседневной жизни.

Основные цели курса

  •  овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент,
  •  развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний  и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающее среде.

Основные методы, приемы и формы обучения:

рассказ, беседа, работа с дополнительной литературой, практические работы, исследовательские работы,  экскурсии,  рефераты,  самостоятельные работы, конференции,  консультации.

Самостоятельная работа учащихся заключается в работе с литературой и конкретными объектами в быту, проведении практических работ, мини-исследовательских работ,  сборе, хранении и компьютерной обработке результатов эксперимента, подготовке рефератов, выступлениях на научно-практических конференциях.

Основные технологии обучения:

Для организации процесса обучения используются основные технологии обучения: личностно-ориентированные технологии, интерактивные технологии, исследовательские методы, проектные методы, игровые технологии, кейс метод, ИКТ.

Реализация  возможности межпредметных связей с физикой, биологией, математикой и информатикой достигается за счет использования цифровых  лабораторий  «Архимед».

2. Планируемые результаты


Учащиеся должны знать:
• правила обращения со средствами бытовой химии, правила оказания первой медицинской помощи при отравлении и ожогах средствами бытовой химии;
• месторождения, способы получения и лечебные свойства минеральных вод;
• свойства, значение и применение поваренной соли, пищевой соды и других солей, применяемых в быту;
• правила безопасного использования лакокрасочных материалов, моющих и косметических средств, парфюмерии, условные обозначения на этикетках и упаковках материалов бытовой химии;
• химический состав пищи, правила приготовления и хранения продуктов питания;
• правила применения лекарственных препаратов, основные виды лекарственных растений нашей местности и их использование.
Учащиеся должны уметь:
• оказывать первую медицинскую помощь при поражении химическими веществами бытового назначения;
• объяснить, основываясь на знаниях о составе и свойствах воды, поваренной соли, соды, перманганата калия, нашатырного спирта, в каких случаях и для чего можно применять эти вещества;
• применять бытовые химикаты по их назначению;
• правильно использовать товары парфюмерии и косметики с учетом своих индивидуальных особенностей;
• правильно готовить и хранить пищевые продукты, консервы;
• правильно применять лекарственные препараты и уметь их приготовить из природных компонентов (лекарственных растений).

Оцениванию подлежит:
• знание основных понятий темы;
• умение адекватно их применять;
• применение технических  навыков;
• активное участие в работе.


3. Содержание тем учебного курса

Т е м а 1. Техника безопасности при обращении с бытовыми химикатами (2 ч.)

Цель. Активизировать знания учащихся по правилам техники безопасности при обращении с бытовыми химическими веществами.

Содержание. Отравление бытовыми химикатами. Оказание первой медицинской помощи при отравлении и ожогах: нашатырным спиртом, уксусной кислотой, ртутью, перманганатом калия, синтетическими моющими средствами, инсектицидами,
растворителями и лакокрасочными материалами, отбеливающими, чистящими и дезинфицирующими средствами, бытовым газом.

Т е м а 2. Вода (3 ч.)

Цель. Изучить физико-химические свойства воды, сформировать понятие о лечебных свойствах минеральных вод.

Содержание. Характеристика природных вод по составу и свойствам. Минеральные воды, их месторождения, лечебные свойства.
(Основные понятия: разновидности природной воды, классификация минеральных вод.)

Т е м а 3. Соли (5 ч.)

Цель. Конкретизировать знания учащихся о солях, применяющихся в быту, их свойствах и практическом применении.

Содержание. Поваренная соль, ее свойства, значение для жизни. Хлорид натрия как химическое сырье и консервант. Сода, ляпис (нитрат серебра), марганцовка (перманганат калия), нашатырный спирт: свойства, применение.

Практическая работа: выращивание кристаллов, опыты с поваренной солью, марганцовкой, содой.

(Основные понятия: поваренная соль, сода, ляпис, перманганат калия, нашатырь.)

Т е м а 4. Моющие средства (4 ч.)

Цель. Сформировать понятие о синтетических и натуральных моющих средствах, умение распознавать маркировку на одежде.

Содержание. Моющие синтетические и натуральные средства. Вещества для подкрахмаливания, подсинивания, отбеливания, стирки белья. Условные обозначения на этикетках одежды. Синтетические моющие средства (СМС) и охрана природы.

Практическая работа: приготовление мыла в лабораторных условиях.

(Основные понятия: синтетические и натуральные моющие средства, отбеливающие средства, маркировка на этикетках.)

Т е м а 5. Парфюмерия и косметика (5 ч.)

Цель. Конкретизировать знания учащихся о парфюмерных и косметических средствах, а также средствах личной гигиены.

Содержание. Виды парфюмерных и косметических товаров (духи, лосьоны, дезодоранты, кремы, лаки, пудры, шампуни, зубные пасты), их состав и назначение.

Практическая работа: изучение влияния фторсодержащих зубных паст на прочность зубной эмали.

(Основные понятия: парфюмерия, косметика, духи, лосьон, крем, шампунь, зубная паста, зубной порошок, дезодорант.)

Т е м а 6. Химический состав пищи (6 ч.)

Цель. Расширить знания учащихся о правильном питании, составе пищи, ее приготовлении и хранении.

Содержание. Проблемы питания в современном мире. Хранение продуктов. Химизм процесса варки пищи. Химический состав основных продуктов питания: хлеба, молока, мяса, рыбы, консервов, сахара, овощей, фруктов и т.д.
Пищевые красители в домашних условиях. Витамины.

Практическая работа: опыты по изучению состава пищевых продуктов.

(Основные понятия: питательные вещества, состав пищи, правила хранения продуктов, витамины.).


Т е м а 7. Лекарства (3 ч.)

Цель. Сформировать понятие о природных и синтетических лекарственных препаратах, о вреде самолечения.

Содержание. Лекарственные препараты природные и синтетические. Химический состав наиболее часто используемых лекарств. Правила применения лекарственных препаратов. Лекарства на грядках, в лесу и на лугу.

Подведение итогов (7  ч.)

Содержание: подготовка и защита проектов.

4. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Оборудование и реактивы

Т е м а 1. Техника безопасности при обращении с бытовыми химикатами (2 ч.)

1

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием в кабинете химии.

Набор лабораторнго оборудования, химические реактивы, цифровая  лаборатория  «Архимед», электронные весы, магнитная мешалка

2

Отравление бытовыми химикатами и первая медицинская помощь.

https://www.youtube.com/watch?v=61bj75oXQ9Y

Т е м а 2. Вода (3 ч.)

3

Вода. Физико-химические свойства воды.

« ЦЛ «Архимед»

 «Влияние примесей на температуру замерзания»

4

Очистка воды.

Прибор для фильтрования, установка для очистки воды (макет)

5

Лечебные свойства минеральной воды.

Таблицы,

« ЦЛ «Архимед»

 «Определение рН минеральной воды разных марок»

Т е м а 3. Соли (5 ч.)

6

Поваренная соль, ее свойства.

Поваренная соль, лабораторное оборудование,

« ЦЛ «Архимед»

 «определение теплопроводности раствора соли»

7

Консервирующие свойства поваренной соли.

8

Хлорид натрия как сырье для химической промышленности.

Видео

https://www.youtube.com/watch?v=EBi7ck-jsEIhttps://www.youtube.com/watch?v=EBi7ck-jsEI

9

Многообразие солей и их значение в жихни человека.

Презентация

https://infourok.ru/proekt-povarennaya-sol-mineral-neobichaynoy-vazhnosti-1113579.html

10

Кристаллы из соли.

Поваренная соль и лабораторное оборудование для выращивание кристаллов из поваренной соли.

Т е м а 4. Моющие средства (3 ч.)

11

Понятие о моющих средствах. Синтетические и натуральные моющие средства.

Коллекция СМС, лабораторное оборудование

12

Свойства стирального порошка.

« ЦЛ «Архимед»

 «Определение рН раствора стирального порошка»

13

 Синтетические моющие средства и охрана природы.

14

Т е м а 5. Парфюмерия и косметика (5 ч.)

15

Виды парфюмерных и косметических средств.

Коллекция парфюмерных и косметических средств

16

Душистые свойства парфюмерных и косметических средств.

« ЦЛ «Архимед»

 «Определение рН раствора духов»

17

Что надо знать о губной помаде.

18

Шампуни, гели, кремы.

« ЦЛ «Архимед»

 «Определение рН раствора шампуня»

19

Дезодоранты. Польза или вред.

« ЦЛ «Архимед»

 «Определение рН раствора дезодоранта»

Т е м а 6. Химический состав пищи (6 ч.)

20

Проблемы питания в современном мире.

21

Химический состав продуктов. Понятие о жирах, белках, углеводах.

« ЦЛ «Архимед»

Измерение калорийности продуктов»

«Определение кислотности хлеба»

22

Способы хранения продуктов.

23

Пищевые добавки. Консерванты.

Презентация «Пищевые добавки»

24

Технология   безопасного приготовления пищи в домашних условиях.

« ЦЛ «Архимед»

«Определение кислотности молока»

25

Продукты из нефти.

Т е м а.  Лекарства (3 ч.)

26

Понятие о лекарственных препаратах. Правила обращения с лекарствами.

Презентация «Лекарственные вещества»

27

Витамины. Значение. Правила применения.

youtube.comwatch?v=8fjTJQFi_8k

28

Лекарства на грядке.

Видео

http://www.fassen.net/show

Подведение итогов. Правила оформления проектных работ. Обработка данных.

 (7 ч. )

29

Инструкция по оформлению проектной работы.

Презентация

30

Правила сбора и обработки данных  с ЦЛ.

« ЦЛ «Архимед», интерактивная доска

31

Самостоятельная работа по обработке полученных данных.

32

Самостоятельная работа работа по оформлению проектных работ

Защита проектов

33

34

35



5. Учебно - методическое  и материально-техническое ообеспечение

Л и т е р а т у р а  д л я  у ч и т е л я
 

Кукушкин Ю.Н.

М.: Высшая школа

1992

Опыты без взрывов

Гроссе Э., Вайсмантель

Л.: Химия, Ленингр. отд-ние.

1978

Химия для любознательных

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru

Использование ЦЛ на уроках химии

http://volkova12.ucoz.ru/INFORMATIZ/Master_proekt/Sborniki/inf_sreda_13.pdf

Технические средства обучения: 

  • Цифровая лаборатория «Архимед»,  планшет «NOVA-5000» с набором датчиков
  • Компьютер
  • Принтер
  • Интерактивная доска Promethean ActivBoard
  • Фотоаппарат



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...