Рабочие программы по химии
рабочая программа по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Таюрская Людмила Николаевна

Рабочие программы по химии по Рудзитису Г.Е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._prog._himiya_8-9.docx55.98 КБ
Файл rab.prog_._himiya_10-11.docx56 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МО КУЙТУНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        «УЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО                          СОГЛАСОВАНО                           УТВЕРЖДАЮ

на  заседании МО                      Зам. директора по УВР                  Директор МКОУ «Уянская СОШ»

учителей

естественно-научного

цикла                                        ____________________                              ________________________          

протокол №_____                   ____________________                              ________________________

от_____________        (дата)                                                            (дата)

руководитель МО

_______________

Рабочая программа

учебного курса по химии

Образовательная область: естествознание

Уровень: основное общее образование

Класс:   8-9

Составитель программы:

учитель химии и биологии

Таюрская Л.Н.

          Рабочая программа  разработана на основе следующих нормативно-правовых    документов:

  1. Федеральный  Закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.    2012 г. № 273-ФЗ (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089
  3. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор  Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов.

Планируемые результаты:

В результате изучения химии ученик должен  

знать/понимать:

  • химическую  символику:  знаки  химических  элементов,  формулы  химических  веществ  и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная  масса,  молярный  объем,  химическая  реакция,  классификация  реакций; электролит  и неэлектролит,  электролитическая  диссоциация,  окислитель  и  восстановитель,  окисление  и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

  • называть химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять  физический  смысл  атомного  (порядкового)  номера  химического  элемента, номеров  группы  и  периода,  к  которым  элемент  принадлежит  в  периодической  системе Д. И. Менделеева, закономерности  изменения  свойств  элементов  в  пределах  малых  периодов  и главных подгрупп;
  • характеризовать  химические  элементы  (от  водорода  до  кальция)  на  основе  их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь  между  составом,  строением  и  свойствами  веществ;  химические  свойства  основных  классов неорганических веществ;
  • определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу  соединений,  типы  химических  реакций,  валентность  и  степень  окисления  элемента  в соединениях,  вид  химической  связи  в  соединениях,  возможность  протекания  реакций;
  • составлять  формулы  неорганических  соединений  изученных  классов;  схемы  строения атомов  первых  20 элементов  периодической  системы  Д. И. Менделеева;  уравнения  химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  •  распознавать  опытным  путем  кислород,  водород,  углекислый  газ,    растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;
  • вычислять  массовую  долю  химического  элемента  по  формуле  соединения;  массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • использовать приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и повседневной жизни с целью:

• безопасного обращения с веществами и материалами;  

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

• приготовления растворов заданной концентрации.  

Содержание учебной дисциплины

8 класс

В курсе 8 класса учащиеся знакомятся с первоначальными химическими понятиями: химический элемент, атом, молекула, простые и сложные вещества, физические и химические явления, валентность; закладываются простейшие навыки в написании знаков химических элементов, химических формул простых и сложных веществ, составлении несложных уравнений химических реакций; даются понятия о некоторых химических законах: атомно-молекулярном учении, законе постоянства состава, законе сохранения массы вещества; на примере кислорода и водорода углубляются сведения об элементе и веществе. Учащиеся изучают классификацию простых и сложных веществ, свойства воды, оксидов, кислот, оснований, солей; закрепляют практические навыки, необходимые при выполнении практических и лабораторных работ. Изучаются структура Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, периодический закон, виды химической связи.        

Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 ч)

Химия в системе наук. Познавательное и народно-хозяйственное значение химии. Связь химии с другими науками.

Тела. Вещества.  Свойства веществ.  Чистые вещества  и  смеси.  Способы  очистки  веществ.

  Физические  и  химические  явления.  Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного  строения. Качественный и  количественный  состав  вещества.  Простые  и  сложные  вещества.  

Химические  элементы.  Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ. Атомная  единица  массы.  Относительная  атомная  и  молекулярная  массы.

 Количество вещества.  Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное  учение.  Роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основ атомно-молекулярного учения.

Закон  сохранения  массы  веществ.

Химические  уравнения. Типы химических реакций. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации. 

  1. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.
  2. Однородные и неоднородные смеси, способы из разделения.  
  3. Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ.
  4. Химические соединения количеством вещества 1 моль.
  5. Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций.
  6. Видеофильмы видеокурса для 8 класса «Мир химии», «Язык химии».
  7. Электронное приложение «Химия. 8 класс».
  8. Плакат «Количественные величины в химии.
  9. Компакт-диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы»

Лабораторные  опыты. 

  1. Рассмотрение  веществ  с  различными  физическими  свойствами.
  2. Разделение  смеси  с  помощью  магнита.
  3.  Примеры  физических  и  химических  явлений.  Реакции, иллюстрирующие  основные  признаки  характерных  реакций.
  4.  Разложение  основного  карбоната меди(II).
  5.  Реакция замещения меди железом.

Практические работы

  1. Правила  техники  безопасности  при  работе  в  химическом  кабинете.  Ознакомление  с лабораторным оборудованием.  
  2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи. 

  1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
  2. Вычисление  массовой  доли  элемента  в  химическом  соединении.  
  3. Установление  простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
  4.  Вычисления по химическим уравнениям массы или  количества  вещества  по  известной  массе  или  количеству  одного  из  вступающих  или

получающихся в реакции веществ.  

Тема 2. Кислород. Оксиды. Горение (5 ч)

Кислород  как химический элемент и простое вещество.  Нахождение  в  природе.  Физические  и  химические  свойства.  Получение, применение.

Круговорот кислорода в природе. Горение. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожара. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. Топливо и способы его сжигания.

Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрации. 

  1. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом

вытеснения воды.

  1. Определение состава воздуха.
  2. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
  3. Получение кислорода из перманганата калия при разложении.
  4. Опыты, выясняющие условия горения.
  5. Видеофильм «Химия. 8 класс. 1 часть» «Кислород, водород»

Лабораторные опыты.

  1. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа. 

  1. Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи. 

  1. Расчеты по термохимическим уравнениям.  

Тема 3. Водород. Кислоты. Соли (5 ч)

Водород как химический элемент и простое вещество.  Нахождение  в  природе.  Физические  и  химические  свойства.  Водород — восстановитель. Получение водорода в лаборатории и промышленности.  Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности.

Меры предосторожности при работе с водородом.

        Кислоты. Нахождение в природе. Состав кислот. Валентность кислотных остатков. Общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Особые свойства соляной и серной кислот.  Меры предосторожности при работе с кислотами. Понятие о вытеснительном  ряде металлов.

        Соли. Состав солей, их названия. Составление формул солей.

Демонстрации.  

  1. Получение  водорода  в  аппарате  Киппа,  проверка  водорода  на  чистоту,

горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

  1. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).  
  2. Образцы кислот и солей.
  3. Действие растворов кислот на индикаторы.
  4. Видеофильм «Водород»

Лабораторные  опыты.

  1.  Получение  водорода  и  изучение  его  свойств.
  2. Взаимодействие кислот с металлами.

Расчетные задачи.   Решение различных типов задач.

Тема 4. Растворы. Вода. Основания (8 ч)

Вода  —  растворитель.  Растворимость  веществ  в  воде.  Определение  массовой  доли растворенного вещества.  Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

        Основания. Состав оснований. Щелочи и нерастворимые основания. Физические свойства оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Меры предосторожности при работе со щелочами.

Демонстрации.

  1. Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).
  2. Взаимодействие воды с оксидами кальция и фосфора. Определение полученных растворов индикатором.
  3. Реакция нейтрализации.
  4. Видеофильм «Вода»

Лабораторные  опыты.

  1. Ознакомление со свойствами гидроксидов меди, натрия, кальция.
  2. Взаимодействие оснований с кислотами.

Практическая  работа. 

  1. Приготовление  растворов  солей  с  определенной  массовой  долей

растворенного вещества.

Расчетные  задачи.  

  1. Нахождение  массовой  доли  растворенного  вещества  в  растворе.
  2. Вычисление  массы  растворенного  вещества  и  воды  для  приготовления  раствора  определенной концентрации.  
  3. Вычисление по химическим уравнениям массы по известному количеству вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 5. Основные классы неорганических соединений (9 ч)

Оксиды.  Классификация.  Основные  и  кислотные  оксиды.  Номенклатура.  Физические  и  химические свойства. Получение. Применение.

Основания. Классификация. Номенклатура. Физические  и  химические  свойства.  Реакция нейтрализации. Получение оснований и их применение.

Кислоты.  Классификация.  Номенклатура.  Физические  и  химические  свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение кислот.

Соли.  Классификация.  Номенклатура.  Физические  и  химические  свойства.  Способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. 

  1. Знакомство  с  образцами  оксидов,  кислот,  оснований  и  солей.
  2. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
  3. Видеофильм «Основные классы неорганических веществ».

Лабораторные опыты. 

  1. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.  

Практическая  работа.  

  1. Решение  экспериментальных  задач  по  теме  «Основные  классы

неорганических соединений».  

Тема  6.  Периодический  закон  и  периодическая  система  химических  элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (8 ч)

Первые  попытки  классификации  химических  элементов.  Понятие  о  группах  сходных элементов.  Химические элементы, оксиды и гидроксиды которых проявляют амфотерные свойства. Периодический  закон  Д. И. Менделеева.

 Периодическая  таблица  химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Строение  атома.  Состав  атомных  ядер.  Электроны.  Изотопы.  Строение  электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы  

Д. И. Менделеева.

Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атома.

Демонстрации.

  1. Видеофильм «Тайны великого закона»

Лабораторные опыты.

  1. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.  

Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (10 ч)

Электроотрицательность  химических  элементов.  Основные  виды  химической  связи:  ковалентная  неполярная,  ковалентная  полярная,  ионная.  

Валентность  элементов  в  свете электронной  теории.  Степень окисления.  Правила  определения  степени  окисления  элементов.

Окислительно-восстановительные реакции.  

Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная.   Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Закон  Авогадро.  Молярный  объем  газов.  Относительная  плотность  газов.  Объемные отношения газов при химических реакциях.

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические  свойства  хлора.  Применение.  Хлороводород.  Соляная  кислота  и  ее  соли.

Сравнительная характеристика галогенов.

Демонстрации. 

  1. Ознакомление  с  моделями  кристаллических  решеток  ковалентных  и

ионных  соединений.  Сопоставление  физико-химических  свойств соединений  с  ковалентными  и ионными связями.  

  1. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими

свойствами галогенов.

  1. Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Расчетные задачи. 

  1. Объемные отношения газов при химических реакциях.
  2. Вычисления  по  химическим  уравнениям массы,  объема  и  количества  вещества  одного  из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

  Лабораторные  опыты.

  1.  Распознавание  соляной  кислоты,  хлоридов,  бромидов,  иодидов  и

иода.

  1. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.

Содержание учебной дисциплины

9 класс

В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме  «Строение атома и Периодический закон  Д.И. Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии, отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчетных задач.

Повторение основных  вопросов 8 класса (4 часа)

        Периодический закон и Периодическая система Химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома.

        Химическая связь. Строение вещества. Типы кристаллических решеток.

        Химические свойства основных классов неорганических веществ. Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрации.

  1. Таблица «Виды связей»
  2. Таблица «Типы кристаллических решеток»

Тема 1. Электролитическая диссоциация (14 часов)

Электролиты  и  неэлектролиты.  Электролитическая  диссоциация  веществ  в  водных растворах.  Ионы.  Катионы  и  анионы.

  Электролитическая диссоциация  кислот,  щелочей  и  солей.  Слабые  и  сильные  электролиты.  Степень  диссоциации.

Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

Демонстрации.

  1. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
  2. Таблица «Электролиты»
  3. Таблица «Количественные отношения в химии».
  4. Таблицы «ОВР», «Многообразие ОВР».
  5. Некоторые химические свойства кислот, солей, оснований.
  6. Таблица «Гидролиз водных растворов солей»

Лабораторные опыты.

  1.  Реакции обмена между растворами электролитов.
  2. Качественные реакции на ионы.

Практическая  работа.  

  1. Решение  экспериментальных  задач  по  теме  «Электролитическая

диссоциация».

Расчетные задачи

  1. Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Тема 2. Кислород и сера (5 ч)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

Сера.  Аллотропия  серы.  Физические  и  химические  свойства.  Нахождение  в  природе. Применение  серы.  Оксид  серы(IV).  Сероводородная  и  сернистая  кислоты  и  их  соли.  Оксид серы(VI).

Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

        Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Демонстрации.   

  1. Знакомство  с  образцами  природных сульфидов, сульфатов.
  2. Получение пластической серы.

Лабораторные опыты.

  1. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.

Расчетные  задачи.  

  1. Вычисления  по  химическим  уравнениям  реакций  массы,  количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
  2. Расчеты по уравнениям с использованием закона объемных отношений.

Тема 3: Основные закономерности химических реакций (6 ч)

        Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения, расчеты по ним.

        Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций  от различных условий: от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения, концентрации реагирующих веществ, температуры, катализатора. Химическое равновесие, условия его смещения. Решение задач.

Демонстрации.

  1. Демонстрация опытов, выясняющих зависимость скорости химических реакций от различных факторов.
  2. Таблицы «Обратимые реакции», «Химическое равновесие», «Скорость химической реакции».

Расчетные задачи.

  1. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 4. Азот и фосфор (13 ч)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

 Азот, физические  и  химические  свойства,  получение  и  применение. Круговорот  азота  в природе.  Аммиак.  Физические  и  химические  свойства  аммиака,  получение,  применение.  Соли аммония. Оксиды  азота(II)  и  (IV). Азотная  кислота  и  ее  соли. Окислительные  свойства  азотной кислоты.

Фосфор.  Аллотропия  фосфора.  Физические  и  химические  свойства  фосфора.  Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации.

  1.  Получение аммиака и его растворение в воде. Обнаружение аммиака.
  2. Качественные реакции на соли аммония, нитраты.
  3.  Ознакомление  с образцами природных нитратов, фосфатов.  
  4. Видеофильм «Фосфор».

Лабораторные  опыты.  

  1. Взаимодействие  солей  аммония  со  щелочами.  Ознакомление  с

азотными и фосфорными удобрениями.

  1. Горение фосфора, взаимодействие оксида фосфора с водой.
  2. Качественная реакция на фосфат – ион.

Практические работы

  1. Получение аммиака и изучение его свойств.
  2. Определение минеральных удобрений.  

Тема 5. Углерод и кремний (5 ч)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их  атомов.  

Углерод,  аллотропные  модификации,  физические  и  химические  свойства  углерода. Угарный  газ,  свойства  и  физиологическое  действие  на  организм.  Углекислый  газ,  угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации. 

  1. Кристаллические  решетки  алмаза  и  графита.  Знакомство  с  образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.
  2. Получение оксида углерода  (IV) и его взаимодействие со щелочью.

Лабораторные опыты.

  1. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов

и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.

Практическая  работа.  

  1. Получение  оксида  углерода(IV)  и  изучение  его  свойств. Распознавание карбонатов.  

Расчетные задачи.

  1. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Тема 6. Общие свойства металлов (3 ч)

Положение  металлов  в  периодической  системе  химических  элементов  Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Демонстрации.

  1. Образцы металлов, взаимодействие металлов с неметаллами.

Тема 7: Металлы главных подгрупп I –III групп  ПСХЭ Д.И. Менделеева (5 ч)

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов.  Нахождение  в  природе.  Физические  и химические  свойства.  Применение  щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий.  Положение  алюминия  в  периодической  системе  и  строение  его  атома. Нахождение  в  природе. Физические  и  химические  свойства  алюминия. Амфотерность  оксида  и гидроксида алюминия.

Демонстрации. 

  1. Знакомство  с  образцами  важнейших  солей  натрия,  калия,  природных соединений  кальция,  рудами  железа,  соединениями  алюминия.
  2.  Взаимодействие  щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой.

Тема 8: Железо – элемент побочной подгруппы VIII группы ПСХЭ Д.И. Менделеева (3 ч)

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе.  Физические  и  химические  свойства  железа.  Оксиды,  гидроксиды  и  соли  железа(II)  и железа(III).

Демонстрации. 

  1. Знакомство   с рудами  железа.  
  2. Получение гидроксидов железа и их взаимодействие с кислотами.
  3. Качественные реакции на ионы железа.

Практические работы  

  1. Решение  экспериментальных  задач  по  теме   «Металлы и их соединения».

Тема 9: Промышленные способы получения металлов (2 ч)

Понятие  о  металлургии.  Способы  получения  металлов.  Сплавы  (сталь,  чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Понятие о коррозии металлов и способах защиты от нее (обзорно).

Тема 10: Органические соединения (6 ч)

Первоначальные представления об органических веществах. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения  органических  соединений  А. М. Бутлерова.  Изомерия.  Упрощенная  классификация органических соединений.  

Предельные  углеводороды.  Метан,  этан.  Состав, строение, физические  и  химические  свойства. Применение. Понятие о гомологах и гомологических рядах.

Непредельные  углеводороды. Состав, строение,  физические и  химические свойства. Применение.  

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Природные источники  углеводородов. Нефть и природный  газ, их применение.  Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

        Кислородсодержащие органические вещества: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы (общие сведения).

        Общие понятия об аминокислотах и белках.

Демонстрации. 

  1. Модели  молекул  органических  соединений, схемы, таблицы.
  2. Горение  углеводородов  и обнаружение продуктов их горения.
  3. Образцы нефти и продуктов их переработки.
  4. Видеоопыты по свойствам основных классов веществ.

Расчетные  задачи.  

Установление  простейшей  формулы  вещества  по  массовым  долям

элементов.  

Календарно - тематическое планирование 8 класс

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема 1. Первоначальные химические понятия

Урок 1. Предмет и задачи химии. Вещества и их свойства

Урок 2. Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории»

Урок 3. Чистые вещества и смеси

Урок 4. Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»

Урок 5. Физические и химические явления

Урок 6. Молекулы и атомы

Урок 7. Простые и сложные вещества

Урок 8. Химические элементы

Урок 9. Закон постоянства состава веществ

Урок 10. Вычисления по химическим формулам

Урок 11. Валентность химических элементов

Урок 12. Составление формул соединений

Урок 13. Закон сохранения массы веществ

Урок 14. Химические уравнения

Урок 15. Типы химических реакций

Урок 16. Количества вещества. Моль

Урок 17. Вычисления по химическим уравнениям

Урок 18. Контрольная работа № 1

Тема 2. Кислород. Оксиды. Горение

Урок 19. Кислород, его общая характеристика

Урок 20. Свойства кислорода

Урок 21. Воздух и его состав

Урок 22. Тепловой эффект химической реакции

Урок 23.Практическая работа № 3 «Получение и свойства кислорода»

Тема 3. Водород

Урок 24. Водород

Урок 25. Свойства и применение водорода

Урок 26. Практическая работа № 4 «Получение водорода и изучение его свойств».

Тема 4. Растворы. Вода

Урок 27. Вода - растворитель

Урок 28. Массовая доля растворенного вещества

Урок 29. Вода и её свойства

Урок 30.  Практическая работа № 5 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»

Урок 31. Применение воды

Урок 32. Обобщение знаний

Урок 33. Самостоятельная работа

Урок 34. Конференция по теме Кислород. Водород. Вода

Тема 5. Основные классы неорганических соединений

Урок 35. Оксиды

Урок 36. Основания

Урок 37. Свойства оснований

Урок 38. Кислоты

Урок 39. Соли

Урок 40. Свойства солей

Урок 41. Связь между отдельными классами соединений

Урок 42. Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

Урок 43. Контрольная работа № 2

Тема 6. Периодическая система химических элементов. Периодический  закон Д.И. Менделеева

Урок 44. Классификация химических элементов

Урок 45. Периодический закон Д.И. Менделеева

Урок 46. Периодическая таблица

Урок 47. Строение атома

Урок 48. Строение атома

Урок 49. Значение периодического закона

Урок 50. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева

Урок 51. Обобщение знаний

Тема 7. Строение веществ

Урок 52. Электроотрицательность химических элементов

Урок 53. Основные виды химической связи

Урок 54. Ковалентная связь

Урок 55. Ковалентная связь

Урок 56. Кристаллические решётки

Урок 57. Степень окисления

Урок 58. Окислительно-восстановительные реакции

Урок 59. Повторение и обобщение

Урок 60. Контрольная работа № 3

Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объём газов

Урок 61. Закон Авогадро. Объём

Урок 62. Относительная плотность газов

Урок 63. Объёмные отношения газов

Тема 9.Галогены

Урок 64. Положение галогенов в периодической системе

Урок 65. Хлороводород

Урок 66. Сравнительная характеристика галогенов

Урок 67. Решение задач

Урок 68. Итоговая контрольная работа № 4

Календарно - тематическое планирование 9 класс

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема 1. Электролитическая диссоциация.

Урок 1. Повторение основных вопросов курса химии 8 класс.

Тема 1. Электролитическая диссоциация.

Урок 2. Электролиты и неэлекролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворов.

Тема 1. Электролитическая диссоциация.

Урок 3. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Сильные и слабые электролиты.

Тема 1. Электролитическая диссоциация.

Урок 4. Реакции ионного обмена. Нулевой срез

Тема 1. Электролитическая диссоциация.

Урок 5. Реакции ионного обмена.

Тема 1. Электролитическая диссоциация.

Урок 6. Окислительно- восстановительные реакции.

Тема 1. Электролитическая диссоциация.

Урок 7. Окислительно- восстановительные реакции.

Тема 1. Электролитическая диссоциация.

Урок 8. Гидролиз солей

Тема 1. Электролитическая диссоциация.

Урок 9. П.Р. № 1 "Решение экспериментальных задач по теме " Элекролитическая диссоциация".

Тема 1. Электролитическая диссоциация.

Урок 10. К.р. №1 по теме "Электролитическая диссоциация" УКЗ.

Тема 2. Кислород и сера..

Урок 11. Положение кислорода и сера в ПСХЭ, строение их атомов. Аллотропия кислорода- озон.

Тема 2. Кислород и сера..

Урок 12. Сера. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение.

Тема 2. Кислород и сера..

Урок 13. Оксид серы(4). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли.

Тема 2. Кислород и сера..

Урок 14. Оксид серы(6). Серная кислота и её соли.

Тема 2. Кислород и сера..

Урок 15. Окислительные свойства серной кислоты.

Тема 2. Кислород и сера..

Урок 16. П.Р. №2 " Решение экспериментальных задач по теме " Кислород и сера".

Тема 2. Кислород и сера..

Урок 17. Понятие о скорости химической  реакции. Катализаторы.

Тема 2. Кислород и сера..

Урок 18. Вычисление по химическим уравнениям массы вещества.

Тема 2. Кислород и сера..

Урок 19. К.р. № 2 по теме "Кислород и сера"

Тема 3. Азот и фосфор.

Урок 20. Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов.

Тема 3. Азот и фосфор.

Урок 21. Аммиак; физические и химические свойства, получение и применение.

Тема 3. Азот и фосфор.

Урок 22. Соли аммония.

Тема 3. Азот и фосфор.

Урок 23. П.Р. №3 Получение аммиака и изучение его свойств".

Тема 3. Азот и фосфор.

Урок 24. Оксиды азота(2) и (4). Азотная кислота и её соли.

Тема 3. Азот и фосфор.

Урок 25. Окислительные свойства азотной кислоты.

Тема 3. Азот и фосфор.

Урок 26. Фосфор. Физические и химические свойства фосфора.

Тема 3. Азот и фосфор.

Урок 27. Оксид фосфора(5). Ортофосфорная кислота и её соли.

Тема 3. Азот и фосфор.

Урок 28. П.Р. №4" Определение минеральных удобрений".

Тема 3. Азот и фосфор.

Урок 29. К.Р. №3 по теме " Азот и фосфор".

Тема 4. Углерод и кремний.

Урок 30. Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов.

Тема 4. Углерод и кремний.

Урок 31. Угарный газ, свойства и физиологические действия на организм.

Тема 4. Углерод и кремний.

Урок 32. Углекислый газ. Угольная кислота и её соли.

Тема 4. Углерод и кремний.

Урок 33. П.Р.№5 " Получение оксида углерода (4) и изучение его свойств.

Тема 4. Углерод и кремний.

Урок 34. Кремний. Оксид кремниевая кислота и её соли. Соли.

Тема 4. Углерод и кремний.

Урок 35. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме " Углерод и кремний".

Тема 4. Углерод и кремний.

Урок 36. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме " Углерод и кремний".

Тема 5. Общие свойства металлов.

Урок 37. Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Металическая связь.

Тема 5. Общие свойства металлов.

Урок 38. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжения металлов.

Тема 5. Общие свойства металлов.

Урок 39. Понятие металлургии. Способы получения металлов. Сплавы.

Тема 5. Общие свойства металлов.

Урок 40. Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в ПС и строение атомов.

Тема 5. Общие свойства металлов.

Урок 41. Кальций и его  соединения. Жесткость воды и способы её устранения.

Тема 5. Общие свойства металлов.

Урок 42. Алюминий. Положение алюминия в ПС и строение его атома.

Тема 5. Общие свойства металлов.

Урок 43. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Тема 5. Общие свойства металлов.

Урок 44. железо. Положение железа в ПС и строение его атома. Нахождение в природе.

Тема 5. Общие свойства металлов.

Урок 45. Оксиды, гидроксиды и соли железа (2) и железа (3)

Тема 5. Общие свойства металлов.

Урок 46. П.Р.№6 " Решение экспериментальных задач по теме Элементы 1-3 групп п. с.

Тема 5. Общие свойства металлов.

Урок 47. П.Р. №7 " Решение экспериментальных задач по теме "Металлы и их соединения".

Тема 5. Общие свойства металлов.

Урок 48. Вычисление по химическим уравнениям массы , объема или количества вещества.

Тема 5. Общие свойства металлов.

Урок 49. Обобщение и систематизация ЗУН по теме "Общие свойства металлов".

Тема 5. Общие свойства металлов.

Урок 50. К.р.№ 4 по теме " Общие свойства металлов".

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах.

Урок 51. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Теория А.М. Бутлерова.

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах.

Урок 52. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

Тема 7. Углеводороды

Урок 53. Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические св-ва.

Тема 7. Углеводороды

Урок 54. Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические св- ва.

Тема 7. Углеводороды

Урок 55. Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах.

Тема 7. Углеводороды

Урок 56. Природные источники углеводородов, их значимость. Защита атмосферного воздуха.

Тема 8. Спирты.

Урок 57. Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические

Тема 8. Спирты.

Урок 58. Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры.

Урок 59. Муравьиная и уксусная  кислоты. Физические св-ва. Применение.

Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры.

Урок 60. Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота

Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры.

Урок 61. Жиры- продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот.

Тема 10. Углеводы.

Урок 62. Глюкоза, сахароза- важнейшие представители углеводов.

Тема 10. Углеводы.

Урок 63. Крахмал и целлюлоза- природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.

Тема 11. Белки. Полимеры.

Урок 64. Белки- биополимеры. Состав белков и их функции. Роль белков в питании.

Тема 11. Белки. Полимеры.

Урок 65. К.Р. № 5 в форме тестирования по теме" Органические соединения".

Тема 11. Белки. Полимеры.

Урок 66. Химия и здоровье. Лекарства

Тема 11. Белки. Полимеры.

Урок 67. Итоговая контрольная работа.

Тема 11. Белки. Полимеры.

Урок 68. Анализ контрольной работы.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МО КУЙТУНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО                            СОГЛАСОВАНО                                            УТВЕРЖДАЮ

на  заседании МО                      Зам. директора по УВР                  Директор МКОУ «Уянская СОШ»

учителей

естественно-научного

цикла                                          ____________________                              ________________________          

протокол №_____                     ____________________                              ________________________

от_____________        (дата)                                                            (дата)

руководитель МО

_______________

Рабочая программа

                                             учебного курса по химии

Образовательная область: естествознание

Уровень: среднее общее образование

                                                       Класс:   10-11

Составитель программы:

учитель химии и биологии

Таюрская Л.Н

Рабочая программа  разработана на основе следующих нормативно-правовых    документов:

  1. Федеральный  Закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.    2012 г. № 273-ФЗ (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089
  3. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор  Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ.

Планируемые результаты:

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

уметь:

- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Содержание учебного предмета

10 класс

Тема 1: Введение в органическую химию (5 часов)

Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием.

Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия. Значение теории химического строения.

Демонстрации

1. Образцы органических веществ, изделия из них.

2. Шаростержневые модели молекул.

Тема 2: Углеводороды (16 часов)

Углеводороды (предельные, непредельные, ароматические).

Электронное и пространственное строение молекулы метана. sp3-гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия углеродного скелета. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы.  Химические свойства: галогенирование (на примере метана и этана), горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация). Конверсия метана. Нахождение в природе и применение алканов.

Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы этилена. sp2-гибридизация орбиталей атома углерода. σ-Связи и π-связи. Гомологический ряд, номенклатура. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положения двойной связи в молекуле). Закономерности изменения физических свойств алкенов. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение) и полимеризации.

Промышленные и лабораторные методы получения алкенов: дегидрирование и термический крекинг алканов и дегидратация спиртов.

Алкадиены. Понятие о диеновых углеводородах. Бутадиен­1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. Работы С. В. Лебедева.

Алкины. Электронное и пространственное строение молекулы ацетилена. sp-Гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение). Получение ацетилена карбидным и метановым способами, его применение.

Циклоалканы. Номенклатура, получение, физические и химические свойства, применение.

Арены. Состав и строение аренов на примере бензола. Физические свойства бензола, его токсичность. Химические свойства: реакции замещения (нитрование, галогенирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Получение и применение бензола.

Генетическая взаимосвязь углеводородов.

Природные источники углеводородов и их переработка. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и применение в качестве источника энергии и химического сырья. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.

Демонстрации

1. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт)

2. Схема образования ковалентной связи в неорганических и органических соединениях.

3. Шаростержневые и масштабные модели молекул метана и других углеводородов.

4. Определение наличия углерода и водорода в составе метана по продуктам горения.

5. Видеоопыты: Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом.  Отношение метана к бромной воде.

6. Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».

7. Шаростержневая и масштабная модели молекулы этилена.

8. Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.

9. Отношение каучука и резины к органическим растворителям.

10. Разложение каучука при нагревании и испытание на непредельность продуктов разложения.

11. Шаростержневая и масштабная модели молекулы ацетилена.

12. Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.

13.  Модели молекулы бензола.

14. Отношение бензола к бромной воде.

15. Горение бензола.

16.  Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.

Лабораторные опыты

  1. Сборка шаростержневых  моделей молекул углеводородов и их галогенопроизводных
  2. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена.
  3. Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.

Практическая работа

Определение качественного состава органических веществ.

Расчетные задачи

Решение задач на нахождение формулы вещества.

Тема 3:  Кислородсодержащие органические соединения (19 часов)

Спирты. Функциональная группа, классификация: одноатомные и многоатомные спирты.

Предельные одноатомные спирты. Номенклатура, изомерия и строение спиртов. Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола): замещение атома водорода в гидроксильной группе, замещение гидроксильной группы, окисление. Качественная реакция на спирты. Получение и применение спиртов, физиологическое действие на организм человека.

Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Токсичность этиленгликоля. Особенности химических свойств и практическое использование многоатомных спиртов. Качественная реакция.

Фенол. Получение, физические и химические свойства фенола. Реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца, кaчественная реакция на фенол. Его промышленное использование. Действие фенола на живые организмы. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

Альдегиды. Состав, общая формула, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Электронное строение карбонильной группы, особенности двойной связи. Физические и химические свойства (на примере уксусного или муравьиного альдегида): реакции присоединения, окисления, полимеризации. Качественные реакции на альдегиды. Ацетальдегид и формальдегид: получение и применение. Действие альдегидов на живые организмы.

Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные; низшие и высшие кислоты. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура, изомерия, строение карбоксильной группы. Физические и химические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами; реакции с участием углеводородного радикала.

Особенности строения и свойств муравьиной кислоты. Получение и применение карбоновых кислот.

Сравнение свойств неорганических и органических кислот.

Сложные эфиры карбоновых кислот. Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.

Жиры. Состав и строение. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.

Мыла — соли высших карбоновых кислот. Состав, получение и свойства мыла. Синтетические моющие средства (CMC), особенности их свойств. Защита природы от загрязнения CMC.

Полифункциональные соединения

Углеводы. Глюкоза. Строение молекулы (альдегидная форма). Физические и химические свойства глюкозы. Реакции с участием альдегидной и гидроксильных групп, брожение. Природные источники и способы получения глюкозы. Биологическая роль и применение. Фруктоза как изомер глюкозы. Состав, строение, нахождение в природе, биологическая роль.

Сахароза. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение сахарозы. Биологическое значение.

Крахмал — природный полимер. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение. Превращения пищевого крахмала в организме. Гликоген, роль в организме человека и животных.

Целлюлоза — природный полимер. Строение и свойства целлюлозы в сравнении с крахмалом. Нахождение в природе, биологическая роль, получение и применение целлюлозы.

Демонстрации

  1. Растворимость спиртов в воде.
  2. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием и дихроматом натрия в кислотной среде.
  3. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.
  4. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.
  5. Качественная реакция на фенол.
  6. Свойства метиламина: горение, взаимодействие с водой и кислотами.
  7. Модели молекул метаналя и этаналя.
  8. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала»).
  9. Таблица «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот».
  10. Образцы различных карбоновых кислот.
  11. Отношение карбоновых кислот к воде.
  12. Качественная реакция на муравьиную кислоту.
  13. Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы.
  14. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при обычных условиях и при нагревании.
  15. Отношение сахарозы к гидроксиду меди(II) и при нагревании.
  16. Гидролиз сахарозы.
  17. Гидролиз целлюлозы и крахмала.
  18. Взаимодействие крахмала с иодом.

Лабораторные опыты

  1. Окисление спиртов оксидом меди(II).
  2. Свойства глицерина.
  3. Окисление формальдегида гидроксидом меди(II).
  4. Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.
  5. Свойства жиров.
  6. Свойства моющих средств.

Практические работы

Идентификация кислородсодержащих соединений. 

Углеводы.

Тема 4: Азотсодержащие соединения (6 часов)

Первичные амины предельного ряда. Состав, номенклатура. Строение аминогруппы. Физические и химические свойства. Амины как органические основания: взаимодействие с водой и кислотами. Горение аминов. Получение и применение.

Аминокислоты. Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот.

Белки как природные полимеры. Состав и строение белков. Физические и химические свойства белков, качественные (цветные) реакции на белки. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков.

Демонстрации

1. Образцы аминокислот.

2.Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.

3. Растворение белков в воде.

4. Денатурация белков при нагревании и под действием кислот.

5. Обнаружение белка в молоке.

Лабораторные опыты

Качественные реакции на белки.

Практическая работа

Решение экспериментальных задач.

Тема 5: Высокомолекулярные соединения (5 часов)

Волокна. Природные (натуральные) волокна. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном и вискозном. Синтетические волокна. Полиамидное (капрон) и полиэфирное (лавсан) волокна, их строение, свойства, практическое использование.

Демонстрации

  1.  Образцы натуральных, искусственных, синтетических волокон и изделия из них

Практическая работа

Волокна и полимеры.

11 класс

Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (3 часа)

Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.

Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Тема 2. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева на основе учения о строении атома (4 часа)

Атомные орбитали, s-, p-, d-, f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.

Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.

Расчетные задачи. Вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате  реакции веществ.

Тема 3. Строение вещества (7 часов)

Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.

Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.

Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.

Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.

Практическая работа. Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией.

Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.

Тема 4. Химические реакции (11 часов)

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье. Производство серной кислоты контактным способом.

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора.

Гидролиз органических и неорганических соединений.

Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.

Лабораторные опыты. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.

Практическая работа.  Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 5. Металлы (9 часов)

Положение металлов в периодической системе химических элементов. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.

Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов.

Обзор металлов главных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина).

Сплавы металлов.

Оксиды и гидроксиды металлов.

Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди (II). Опыты по коррозии металлов и защите от нее.

Лабораторные опыты. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).

Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Тема 6. Неметаллы (8 часов)

Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородосодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.

Демонстрации. Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.

Лабораторные опыты. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.

Тема 7. Генетическая связь неорганических и органических веществ (3 часа).

Практикум (6 часов). Решение экспериментальных задач по неорганической химии; решение экспериментальных задач по органической химии; решение практических расчетных задач; получение, собирание и распознавание газов.

Календарно-тематическое планирование 10 класс

№ урока

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема 1. Введение в органическую химию 

1.

Предмет органической химии

2-3.

Теория химического строения органических соединений

А.М. Бутлерова

4.

Природа химических связей

5.

Классификация органических соединений. Нулевой срез

Тема 2. Углеводороды

6.

Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры алканов

7.

Получение, свойства и применение алканов.

8.

Циклоалканы

9.

П.Р. 1 Качественный состав углеводородов

10.

Строение и номенклатура алкенов

11.

Свойства и получение алкенов.

12.

П.Р. 2 Получение этилена и опыты с ним

13.

Алкадиены. Сопряженные связи.

14.

Природный каучук

15.

Алкины. Строение и номенклатура.

16.

Арены

17.

Свойства аренов

18.

Природные источники углеводородов.

19.

Коксохимическое производство.

20.

Обобщение.

21.

К.Р. 1 «Углеводороды»

Тема 3. Кислородсодержащие органические вещества

22.

Одноатомные предельные спирты

Урок-конференция «Алкоголизм – враг человечества»

23.

Получение, свойства и применение одноатомных спиртов

24.

Многоатомные спирты

25.

Фенолы

26.

Свойства фенолов и их применение

27.

Карбонильные соединения

28.

Свойства и применение альдегидов (ИКТ)

29.

Карбоновые кислоты

30.

П.Р. 3 Получение и свойства

карбоновых кислот

31.

Непредельные карбоновые кислоты

32.

П.Р. 4 Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ

33.

Сложные эфиры

34.

Жиры (урок коллективного изучения материала)

35.

Углеводы. Глюкоза (ИКТ)

36.

Сахароза (ИКТ)

37.

Крахмал (ИКТ)

38.

П.Р. 5 Решение экспериментальных задач

39.

Обобщающий урок

40.

К.Р. 2 Кислородсодержащие органические вещества

Тема 4. Азотсодержащие соединения

41.

Амины

  42.

Аминокислоты

43-44.

Белки. Структуры белков

(ИКТ)

45.

Гетероциклические соединения

46.

Нуклеиновые кислоты

Тема 5. Высокомолекулярные соединения

47.

Полимеры (ИКТ)

48.

Синтетические волокна

49.

П.З. 6 Распознавание волокон и пластмасс

50.

Обобщающий урок (ИКТ)

51.

К.Р 3 Итоговая контрольная работа

Календарно - тематическое планирование 11 класс

№ урока

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема 1.

Важнейшие химические понятия и законы

1.

Атом. Химический элемент. Изотопы. Просты е и сложные вещества.

2.

Закон сохранения массы веществ. Закон сохранения и превращения энергии.

3.

Закон постоянства состава.Нулевой срез

Тема 2. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева на основе учения о строении атома

4-5.

Строение электронных оболочек атомов атомов химических элементов

6.

Положение в ПСХЭ водорода, лантаноидов, актиноидов искусственно полученных элементов

7.

Валентность. Валентные возможности и размеры атомов химических элементов. Решение задач

Тема 3. Строение вещества

8.

Виды и механизмы образования химической связи

9.

Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ

10.

Типы кристаллических решеток и свойства веществ

11.

Причины многообразия веществ. Решение расчетных задач

12.

Дисперсные системы

13.

П.Р 1. Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией

14.

К.Р. по темам 1-3

Тема 4. Химические реакции

15.

Сущность и классификация химических реакций

16.

Окислительно-восстановительные реакции

(ИКТ)

17.

Скорость химических реакций. Закон действующих масс. Катализ и катализатор

18.

П.Р2 Влияние различных факторов на скорость химической реакции

19.

Химическое равновесие. Принцип Ле- Шателье

20.

Производство серной кислоты контактным способом

21.

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты.

22.

Реакции ионного обмена

23.

Гидролиз органических и неорганических соединений

24.

Обобщение и повторение изученного материала. Решение задач

25.

К.Р. «Теоретические основы химии»

Тема 5. Металлы

26.

Общая характеристика металлов (ИКТ). Химические свойства металлов (ИКТ)

27.

Общие способы получения металлов

28.

Электролиз растворов и расплавов веществ

29.

Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии

30.

Металлы главных подгрупп (А-групп) ПСХЭ

31.

Металлы побочных подгрупп (Б-групп) ПСХЭ

32.

Оксиды и гидроксиды металлов

33.

Сплавы металлов. Решение расчетных задач. Обобщение и повторение изученного материала

34.

К.Р. по теме «Металлы»

Тема 6. Неметаллы

35.

Химические элементы – неметаллы. Строение и свойства простых веществ- неметаллов (ИКТ)

36.

Водородные соединения неметаллов

37.

Оксиды неметаллов (ИКТ)

38.

Кислородсодержащие кислоты (ИКТ)

39.

Окислительные свойства азотной и серной кислот

40.

Решение качественных и расчетных задач

41.

К.Р. по теме «Неметаллы»

Тема 7. Генетическая связь неорганических и органических веществ

42.

Генетическая связь неорганических веществ

43.

Генетическая связь органических веществ

44.

Решение задач

45.

Обобщение изученного материала (ИКТ)

Тема 8. Практикум

46.

П.Р. 3.Решение экспериментальных задач по неорганической химии

47.

П.Р.4.Решение экспериментальных задач по органической химии

48

П.Р.5.Решение практических расчетных задач

50.

П.Р. 6.Получение собирание и распознавание газов

51.

Итоговая контрольная работа за курс 11 класса




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....